Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 14 августа 2021 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 12 августа 2021 г. N 550-П
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 15.12.2020 N 855-п
Региональная программа Красноярского края
"Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края"
12 августа 2021 г.
1. Паспорт региональной программы Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края"
Наименование региональной программы |
региональная программа Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края" (далее - региональная программа) |
Сроки реализации региональной программы |
2021-2025 годы |
Разработчик региональной программы |
Правительство Красноярского края |
Участники региональной программы |
министерство здравоохранения Красноярского края (далее - министерство), министерство строительства Красноярского края, министерство транспорта Красноярского края |
Наименование государственной программы Красноярского края |
государственная программа Красноярского края "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 516-п |
Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа |
постановление Правительства Красноярского края от 15.12.2020 N 855-п "Об утверждении региональной программы Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края" |
Цели региональной программы |
1. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек. 2. Обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. 3. Обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. 4. Обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи гражданам |
Задачи региональной программы |
1. Организация оказания медицинской помощи гражданам с приближением к месту жительства, месту обучения или работы граждан исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи. 2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций, подведомственных министерству (далее - краевые учреждения), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее - краевые учреждения первичного звена), для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья. 3. Оснащение краевых учреждений первичного звена оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья. 4. Устранение дефицита кадров в краевых учреждениях первичного звена и повышение уровня квалификации кадров, в том числе в целях обеспечения возможности выбора пациентом медицинской организации и врача. 5. Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических медицинских исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи. 6. Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для краевых учреждений первичного звена, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах. 7. Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников краевых учреждений первичного звена с учетом степени соответствия краевого учреждения первичного звена статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи. 8. Разработка и утверждение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы. 9. Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высоко риска путем обеспечения граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также граждан, которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаторных условиях в течение одного года в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы |
всего (консолидированный бюджет) - 13 477 410,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 10 709 302,4 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 708 108,5 тыс. рублей; средства юридических лиц - 2 060 000,0 тыс. рублей; в 2021 году - 2 135 892,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 947 145,9 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 128 747,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 60 000,0 тыс. рублей; в 2022 году - 2 677 892,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 947 145,9 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 128 747,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 602 000,0 тыс. рублей; в 2023 году - 2 531 892,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 947 145,9 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 128 747,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 456 000,0 тыс. рублей; в 2024 году - 3 050 866,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2 433 932,4 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 160 933,7 тыс. рублей; средства юридических лиц - 456 000,0 тыс. рублей; в 2025 году - 3 080 866,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2 433 932,4 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 160 933,7 тыс. рублей; средства юридических лиц - 486 000,0 тыс. рублей |
2. Характеристика текущего состояния системы здравоохранения Красноярского края
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. Административным центром Красноярского края является г.Красноярск.
Общая площадь территории Красноярского края составляет 2 366 797 . Красноярский край включает в себя 17 городских округов, 3 муниципальных округа и 41 муниципальный район.
Плотность населения Красноярского края является одной из наиболее низких в Российской Федерации, самой низкой среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, и составляет 1,21 человек на 1 кв. км. Вместе с тем, Красноярский край высоко урбанизирован: три четверти его населения живут в городах, сельское население составляет 33% от общей численности.
По данным Росстата численность населения Красноярского края на 01.01.2020 составляет 2 866 255 чел., в том числе численность взрослого населения - 2 233 091 чел., численность детского населения - 633 164 чел., городское население - 2 222 227 чел., сельское население - 644 028 чел. Трудоспособная часть населения составляет 1 612 338 чел. Согласно среднему прогнозу Росстата численность населения Красноярского края в 2025 году составит 2 875 203 чел.
По данным Росстата на территории Красноярского края расположен 1761 населенный пункт, в том числе 129 населенных пунктов с нулевой численностью населения. В Красноярском крае отсутствуют населенные пункты, население которых не прикреплено к краевому учреждению первичного звена.
Общий коэффициент рождаемости за 2019 год в Красноярском крае составил 10,5 случая на 1000 человек, а коэффициент общей смертности - 12,2 случая на 1000 человек. Структура основных причин смерти практически не претерпевает изменений: основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения - 48,2%, новообразования - 19,3% и внешние причины - 10,1% от числа умерших.
Показатель младенческой смертности в Красноярском крае в 2019 году составил 6,4 умерших до 1 года на 1000 родившихся живыми.
Показатель смертности детей от 0 лет до 17 лет в 2019 году составил 62,3 случаев на 100 тыс. человек соответствующего возраста с учетом регистрации рождений с массой тела 500 граммов.
Смертность сельского населения выше городского и составляет 15,2 случая на 1000 человек сельского населения (городское население - 11,4 случая на 1000 человек). Наиболее высокие показатели смертности населения с тенденцией к росту отмечены в Каратузском районе - 19,7 (2018 г.- 19,6), г.Боготоле - 18,5 (2018 г.- 17,0), Большемуртинском районе - 18,4 (2018 г.- 17,4), Балахтинском районе - 18,1 (2018 г.- 17,8), Шушенском районе - 18,6 (2018 г.- 16,8), Манском районе - 18,1 (2018 г.- 14,8), Партизанском районе - 18,3 (2018 г.- 15,9), Сухобузимском районе - 18,2 (2018 г.- 16,8), Ермаковском районе - 17,9 (2018 г.- 17,6), Краснотуранском районе - 17,2 (2018 г.- 15,7).
Для повышения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, на территории Красноярского края функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи.
Первый уровень - медицинские организации оказывают первичную медико-санитарную помощь и/или специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 4 профилям, включая терапевтический, хирургический и педиатрический, и/или паллиативную медицинскую помощь, и/или скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Основные задачи медицинской организации первого уровня: организация и проведение мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению самых распространенных заболеваний (в том числе в период беременности и родов и послеродовый период), наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни, в том числе снижение уровня факторов риска заболеваний, санитарно-гигеническое просвещение, динамическое диспансерное наблюдение за пациентами, определение медицинских показаний для направления пациентов в иные медицинские организации (межрайонные центры, медицинские организации клинического уровня).
Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и/или центры, оказывающие, в том числе специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 5 и более профилям медицинской помощи, специализированные больницы, больницы скорой медицинской помощи, диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические).
Основные задачи медицинской организации второго уровня: диагностика и лечение заболеваний и состояний, требующих применения специальных методов исследований, обеспечение консультативной и диагностической помощи по профилю заболевания, детализация и стадирование диагноза, определение возможности лечебных мероприятий на данном уровне либо определение медицинских показаний для направления пациентов в медицинские организации третьего уровня.
Третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
Основные задачи медицинской организации третьего уровня: оказание высокозатратной технологичной медицинской помощи с использованием современной диагностической техники и высокотехнологичных методов исследования и лечения, консультативно-диагностическая помощь с применением ресурсоемких диагностических технологий.
В государственной системе здравоохранения Красноярского края функционируют 137 краевых учреждений, из них первичную медико-санитарную помощь гражданам оказывают 100 краевых учреждений. Первичную медико-санитарную помощь жителям в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа оказывают структурные подразделения краевых учреждений первичного звена: 860 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП), 32 центра общей врачебной (семейной) практики (далее - ОВП), 81 врачебная амбулатория, 4 городские больницы, 62 участковые больницы.
В поселениях с численностью населения менее 100 человек сформированы домовые хозяйства с возможностью оказания первой помощи.
Анализ расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек до ближайших краевых учреждений показал, что в Красноярском крае имеются населенные пункты вне зоны доступности медицинской помощи:
более 6 км согласно требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" - 8 населенных пунктов;
два населенных пункта с численностью населения от 301 до 1000 человек, в которых отсутствует структурное подразделение медицинской организации согласно требованиям пункта 19.3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";
более 30 минут доезда (с использованием транспорта) согласно требованиям пункта 10.4 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр, - 88 населенных пунктов с численностью населения более 100 человек.
С целью обеспечения доступности медицинской помощи, учитывая климато-географические особенности Красноярского края (большая протяженность территории, редкоочаговый тип расселения) организована выездная работа врачебных бригад, в том числе осуществляет работу передвижной консультативно-диагностический центр "Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)"; с 2013 года краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Краевая клиническая больница" организована работа передвижного консультативно-диагностического центра на колесах "Мобильная поликлиника" для работы в малонаселенных пунктах; организована выездная работа краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн" для повышения доступности медицинской помощи сельским жителям пожилого возраста; используются как постоянно действующие, так и оперативно формируемые выездные медицинские бригады; с 2020 года организована работа передвижного автопоезда Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю; в некоторых отдаленных труднодоступных территориях (Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский муниципальные районы, Туруханский район) оказание медицинской помощи осуществляется с использованием воздушного транспорта.
Для медицинского обеспечения жителей малонаселенных пунктов с 2019 года функционируют мобильные комплексы, приобретенные в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи Красноярского края" (18 мобильных диагностических комплексов (маммографы, флюорографы), 17 мобильных ФАП).
Основной проблемой в оказании первичной медико-санитарной помощи остается кадровый вопрос. Общая укомплектованность врачебных должностей в подразделениях краевых учреждений первичного звена, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, физическими лицами составляет 87,8% (при коэффициенте совместительства 1,2), укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях краевых учреждений первичного звена, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, физическими лицами - 91,2% (при коэффициенте совместительства 1,2), плановый показатель составляет к 2024 году 95,0% по врачам и среднему медицинскому персоналу при коэффициенте совместительства не более 1,2.
Укомплектованность врачами терапевтических участков составляет 91,5%, педиатрических участков - 94,9%. Укомплектованность средними медицинскими работниками терапевтических участков составляет 92,3%, педиатрических участков - 94,2%. Укомплектованность ФАП составляет 81,2%.
Для устранения дефицита кадров в настоящее время реализуется комплекс мероприятий в рамках национального проекта "Здравоохранение". Вместе с тем предполагается реализация дополнительного комплекса мер, включая совершенствование кадрового планирования на основе создания регистров лиц, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям, подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в рамках целевой подготовки за счет средств федерального бюджета, подготовка специалистов за счет средств краевого бюджета с применением образовательных сертификатов, расширение функциональных обязанностей медицинских сестер, введение наставничества для молодых специалистов на срок не менее двух лет после завершения обучения и аккредитации, повышение эффективности трудоустройства, расширение мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе за счет реализации программ "Земский фельдшер", "Земский доктор".
Особо значимым направлением поддержки медицинских работников является обеспечение достойной и справедливой заработной платы. В рамках внедрения единых подходов к отраслевой системе оплаты труда планируется поэтапное увеличение в структуре заработной платы окладной части к 2025 году до уровня не менее 50%. Дополнительное повышение окладов будет произведено за счет перераспределения финансовых средств фонда оплаты труда.
В настоящее время проведен комплексный анализ применяемой системы оплаты труда, включая размеры окладов, их долю в структуре заработной платы, применяемые выплаты компенсационного и стимулирующего характера и условия их осуществления работникам, связь выплат стимулирующего характера с показателями эффективности деятельности медицинских организаций и работников в соответствии с установленными нормативными правовыми актами на федеральном, краевом, локальном уровнях.
В результате реализации региональной программы показатель коэффициента совместительства медицинских работников в амбулаторно-поликлинической службе должен составить не более 1,2, коэффициент укомплектованности должностей - не менее 95,0%.
При проведении анализа материально-технической базы краевых учреждений первичного звена выявлено следующее:
из 81 врачебной амбулатории 38 (47,0%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 33 (40,7%) требуют капитального ремонта;
из 860 ФАП 184 (21,3%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 98 (11,4%) требуют капитального ремонта.
Доля оборудования, используемого краевыми учреждениями первичного звена, уменьшилась с 11,27% до 11,24%. При этом доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет уменьшилась с 24,39% до 23,73% (по данным формы N 30 федерального статистического наблюдения).
Увеличилась доля используемого оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет:
рентгенодиагностические комплексы (на 3 рабочих места) - с 50,57% до 51,11%;
рентгенодиагностические комплексы для рентгенографии и томографии (на 2 рабочих места) - с 53,33% до 60,0%;
цифровые аппараты для исследований органов грудной клетки (цифровые флюорографы) с 42,27% до 51,82%;
маммографические аппараты - с 30,16% до 43,08%;
аппараты для ультразвукового исследования - с 32,38% до 35,27%.
В рамках региональной программы в целях создания оптимальной инфраструктуры краевых учреждений первичного звена предусмотрено осуществление нового строительства, реконструкции, капитального ремонта краевых учреждений первичного звена, их структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь:
строительство 44 объектов - 6 поликлиник и 38 врачебных амбулаторий (93 445,0 м2);
реконструкция 16 объектов без изменения мощности, вида существующего краевого учреждения первичного звена, структурного подразделения (23 180,3 м2);
приобретение и монтаж 134 фельдшерско-акушерских пунктов (9 085,0 м2);
капитальный ремонт 92 объектов (поликлиник, врачебных амбулаторий)(98 186,8 м2);
строительство поликлиники в г.Норильске, осуществляемое за счет средств юридических лиц (20 000,0 м2).
В соответствии с анализом паспортов краевых учреждений первичного звена, участвующих в региональной программе, с целью совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи необходимо обеспечить соответствие материально-технической базы данных учреждений требованиям порядков оказания медицинской помощи.
В течение 2021-2025 годов запланированы замена и дооснащение краевых учреждений первичного звена медицинскими изделиями для оказания первичной медико-санитарной помощи, предусмотренными порядками оказания первичной медико-санитарной помощи, в количестве 1210 единиц, в том числе:
дооснащение краевых учреждений первичного звена 593 единицами медицинских изделий;
переоснащение краевых учреждений первичного звена медицинскими изделиями в связи с износом - 617 единиц.
Подготовка помещений для монтажа рентгенологического оборудования будет осуществлена в рамках текущего содержания (текущий ремонт) за счет средств обязательного медицинского страхования либо за счет средств краевого бюджета в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения" (при проведении капитального ремонта).
С целью обеспечения транспортной доступности краевых учреждений первичного звена для всех групп населения, в том числе групп населения с ограниченными возможностями здоровья, необходимо оснащение краевых учреждений первичного звена автомобильным транспортом в количестве 283 единиц, в том числе:
1) замена 58 автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет, из них:
автомобили для доставки пациентов в краевые учреждения первичного звена - 39 единиц;
автомобили для доставки медицинских работников до места жительства пациентов - 19 единиц;
2) дополнительное оснащение автомобильным транспортом в количестве 225 единиц, из них:
автомобили для доставки пациентов в краевые учреждения первичного звена - 107 единиц;
автомобили для доставки медицинских работников до места жительства пациентов - 118 единиц.
3. Мероприятия региональной программы
План мероприятий по реализации региональной программы приведен в приложении N 1.
Схема размещения краевых учреждений первичного звена приведена в приложении N 4.
Мероприятия по строительству (реконструкции, капитальному ремонту), приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций фельдшерско-акушерских пунктов краевых учреждений первичного звена приведены в приложениях N 6, 10.
Мероприятия по оснащению оборудованием краевых учреждений первичного звена приведены в приложении N 7.
Мероприятия по оснащению автотранспортными средствами краевых учреждений первичного звена приведены в приложении N 8.
Мероприятия по устранению дефицита кадров в краевых учреждениях первичного звена, повышению уровня квалификации кадров, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача, приведены в приложении N 9.
4. Целевые показатели региональной программы
Сведения о целях и задачах региональной программы приведены в приложении N 2.
5. Информация о ресурсном обеспечении региональной программы
Ресурсное обеспечение региональной программы представлено в приложении N 3.
6. Информация об основных мерах правового регулирования в сфере здравоохранения
Перечень основных нормативных правовых актов, на основе которых разработана региональная программа, представлен в приложении N 5.
7. Управление реализацией региональной программы
7.1. Текущее управление реализацией региональной программы осуществляет министерство, которое в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию региональной программы, достижение конечного результата и эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на реализацию региональной программы.
7.2. Контроль за ходом реализации мероприятий региональной программы осуществляется министерством.
Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию мероприятий региональной программы осуществляется Счетной палатой Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
Внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за полнотой и достоверностью отчетности о реализации региональной программы осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.