Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 30.09.2020 N 712-р
Отраслевая программа
"Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2021-2023 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
отраслевая программа "Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2021-2023 годы" (далее - Программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку Программы |
министерство строительства Красноярского края (далее - министерство)
|
Орган исполнительной власти Красноярского края, реализующий Программу |
Министерство (соисполнителем является служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) |
Цель и задачи Программы |
цель Программы: комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края Задачи Программы: 1. Создание условий, обеспечивающих: развитие жилищного строительства с опережающим обустройством массивов жилищной застройки инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой; строительство и ввод в эксплуатацию инженерных сооружений, объектов промышленного комплекса для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития края; 2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах; 3. Содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края |
Основные организации отрасли, вида экономической деятельности |
Строительство: ООО "Монолитхолдинг", ООО УСК "Сибиряк", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Новый город", АО "ДСК", ООО "СК "Сиблидер", ООО "ГСК "Арбан", ООО "Альфа", ООО ПСК "Омега", АО "Сибагропромстрой", ООО "Заполярная строительная компания". Производство прочей неметаллической минеральной продукции: ООО "Красноярский цемент", ООО "Ачинский цемент", ООО "Комбинат "Волна", ООО "Сибирский элемент", АО "Сибагропромстрой" (кирпичный завод "Песчанка"), АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Сибиряк", АО "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций", ООО "Красноярский завод железобетонных изделий N 1", ООО "Торговый дом", группа компаний "Краспан", ООО "THERMIT", филиал ОАО "Фирма Энергозащита" - Назаровский ТИИК" |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
Целевые показатели по виду экономической деятельности "Строительство" к 2023 году: объем выполненных строительных работ - 161485,6 млн рублей; индекс производства - 101,0%; ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1 494,0 тыс. м2. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Строительство" к 2023 году: прибыль (убыток) до налогообложения - 5 700,3 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 46 783,5 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 6124,7 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 30 227,1 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 48 604,3 рублей; среднесписочная численность работников - 51 825 чел. Целевые показатели по виду экономической деятельности "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" к 2023 году: объем отгруженных товаров - 29 077,3 млн рублей; индекс производства - 100,3%. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" к 2023 году: объем выпуска основных видов строительных материалов: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы - 2086,0 тыс. тонн; кирпич керамический неогнеупорный строительный, кирпич строительный (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 86,0 млн условных кирпичей; блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 390,0 тыс. куб. метров; бетон готовый для заливки (товарный бетон) - 611,0 тыс. куб. метров; листы асбестоцементные (шифер) - 56,7 млн штук; материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные - 616,7 тыс. куб. метров; прибыль (убыток) до налогообложения - 713,9 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 6 453,3 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 907,5 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 4 486,2 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 44 108,0 рублей; среднесписочная численность работников - 8 476 человек. |
Сроки реализации Программы |
2021-2023 годы |
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
2.1.1. Характеристика строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края).
Строительная отрасль - это комплекс участников градостроительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти и управления, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению и утилизации зданий и сооружений (в форме территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, реновации, сноса), и система взаимодействия между ними на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и территорий для формирования комфортной и безопасной среды жизни и деятельности людей.
Состав участников отрасли в Красноярском крае включает (по состоянию на 01.01.2020) 8039 организаций или 11,9% общего числа организаций в крае, включая подрядные организации, предприятия строительной индустрии. Кроме того, на территории края в области строительства осуществляют деятельность 4630 индивидуальных предпринимателей. Подавляющее число строительных организаций, расположенных на территории края (98%), имеют частную форму собственности.
В крае эффективно работают структурные составляющие строительной отрасли: проектные, строительные организации и производители строительных материалов.
Крупнейшими застройщиками, осуществляющими строительство жилья на территории города Красноярска являются: ООО УСК "Сибиряк", ГСК "Красстрой", ООО ФСК "Монолитинвест", АО "Фирма Культбытстрой", ООО "Альфа", ООО "Омега".
Ведущими застройщиками многоэтажного жилья в муниципальных образованиях края являются: ООО "СибБытСтрой", ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово).
Организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, современной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы (разборка и снос зданий, подготовка строительного участка; производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ), представлены: АО "Сельэлектрострой", ЗАО "Красноярское монтажное управление "Гидромонтаж", ООО Ачинское и Норильское монтажные управления ОАО "Северовостокэлектромонтаж", ООО "Енисейзолотоавтоматика", ООО "Карат", ООО "НБС-Сибирь", ООО "Стройтехмонтаж", дорожно-строительные организации (ЗАО ДПМК "Красноярская", ООО "Красноярская дорожно-строительная компания", ООО "Росдорстрой", ООО "Сибирская дорожно-строительная компания"). Значительная часть организаций указанного направления деятельности специализируется на выполнении работ для крупных организаций металлургического и энергетического комплекса, ресурсодобывающих компаний, расположенных на территории края.
Объем работ, выполненных за 2019 год, по видам деятельности составил: "Строительство жилых и нежилых зданий" - 35,1%; "Строительство инженерных сооружений" - 22,9%; "Работы строительные специальные" - 42,0%.
В крае в индустриальных объемах производятся основные виды строительных материалов, такие как кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная и другие. Кроме того, в крае широко представлены производители деревянно-каркасного домостроения, изделий из клееного бруса, металлоконструкций, лакокрасочных, теплоизоляционных материалов и других видов строительных изделий и материалов.
Основное производство цемента осуществляется на двух крупных предприятиях: ООО "Ачинский Цемент" в г.Ачинске и ООО "Красноярский цемент" в краевом центре. Кроме того, цемент производится в г.Норильске на цементном заводе Заполярного филиала ПАО ГМК "Норильский Никель". Общий годовой выпуск цемента в регионе составляет более 2 млн тонн при годовой мощности 3,8 млн тонн.
В крае действуют 15 предприятий по производству сборного железобетона общей годовой мощностью около 742,8 тыс. куб. метров. Предприятия с таким профилем выпускаемой продукции сохранились на всей территории края. Основная номенклатура крупнейших производителей Красноярского рынка железобетона - производство изделий для крупнопанельного домостроения. Загрузка мощностей, лидирующих на рынке заводов (АО "Фирма "Культбытстрой" и ООО УСК "Сибиряк"), составляет 60-70%, указанные производители входят в состав строительных корпораций - крупнейших застройщиков жилья на территории края и краевого центра.
Объемы производства строительных материалов полностью удовлетворяют платежеспособный спрос строительного рынка и его требования к качеству (импорт по основной номенклатуре продукции, за исключением отделочных материалов, незначителен).
На территории Красноярского края действуют 3 крупных кирпичных завода: ООО "Содружество", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК". Общая мощность производства стеновых материалов (без стеновых железобетонных панелей) в крае составляет 91 млн шт. условных кирпичей в год. Более 80% выпускаемого объема кирпича в крае приходится на заводы, расположенные в краевом центре.
Производством строительных материалов в крае по состоянию на 01.01.2020 занималось 425 организаций.
Численность работников строительной отрасли края составляет около 71,94 тыс. человек, в том числе: 49,80 тыс. человек - в строительных организациях, 8,15 тыс. человек - в промышленности по производству строительных материалов, 13,99 тыс. человек - в проектных организациях. Средний возраст рабочих специальностей в строительной отрасли края составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы по итогам 2019 года в строительных организациях, расположенных на территории края, по ВЭД "Строительство" составил 44,04 тыс. рублей, в организациях строительной отрасли по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" - 39,96 тыс. рублей.
Развитие производственной базы строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства и производства строительных материалов становятся возможными за счет проведения системной работы по подготовке рабочих и инженерных кадров.
2.1.2. Основные производственные показатели.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае в 2019 году составил 141768,9 млн рублей, по данному показателю край занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе (уступая Иркутской и Кемеровской областям). Уменьшение объема строительно-монтажных и прочих строительных работ является следствием снижения инвестиционной активности организаций, преимущественно в сфере металлургического производства в городском округе г.Норильске и Богучанском муниципальном районе, а также в сфере деятельности в области спорта, отдыха и развлечений в г.Красноярске.
Ключевое влияние на формирование индекса физического объема работ по виду деятельности "Строительство" оказали крупные и средние организации, которые снизили свою производственную программу на 17,9% существенно сократив объем работ в сфере строительства зданий (на 31,5%), преимущественно в краевом центре и Туруханском муниципальном районе, а также в сфере строительства инженерных сооружений (на 10,7%), в основном прочих инженерных сооружений в городском округе г.Норильске, инженерных коммуникаций для водоснабжения, водоотведения и газоснабжения в Эвенкийском муниципальном районе и коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями в краевом центре. Кроме того, отмечено сокращение объема строительных специализированных работ (на 10,0%) за счет работ по подготовке строительной площадки в городском округе г.Норильске и Мотыгинском муниципальном районе, электромонтажных работ в краевом центре, Таймырском Долгано-Ненецком, Емельяновском и Туруханском муниципальных районах, а также работ строительных специализированных прочих в Эвенкийском и Богучанском муниципальных районах.
Таблица 1
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2018 год |
2019 год |
январь - июнь 2020 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
161241,1 |
141768,9 |
62786,2 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
44857,2 |
44035,2 |
46976,5 |
3 |
Численность работающих |
человек |
53983 |
49803 |
49200 |
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в крае, за январь - июнь 2020 года составил 62,8 млрд рублей или 110,9% к аналогичному периоду 2019 года.
За 2019 г. организациями всех форм собственности и населением на территории региона введены в эксплуатацию 8759 зданий жилого и нежилого назначения, общая площадь которых составила 3617,6 тыс. кв. метров, из них зданий жилого назначения - 3014,7 (1695,9 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений), промышленного - 137,1, коммерческого назначения (включая административные) - 136,9, системы образования - 113,2, здравоохранения - 59,8, сельскохозяйственного назначения - 28,6, других - 127,3 тыс. кв. метров.
Кроме того, введены в действие 219 нефтяных скважин эксплуатационного бурения, 2 скважины разведочного бурения, трансформаторные понизительные подстанции суммарной мощностью 273,2 тыс. кВ-А, линии электропередачи протяженностью 148,4 км, мощности по производству алюминия первичного, включая силумин на 292,7 тыс. тонн в год, пиломатериалов - на 23,4 тыс. куб. метров, сухих смесей - на 6,0 тыс. тонн в год, комбикормов - на 130,0 тонн в сутки, а также силосные и сенажные сооружения вместимостью 31,7 тыс. куб. метров, зерносклады механизированные и зерносеменохранилища суммарной мощностью 23,4 тыс. тонн единовременного хранения, помещения для содержания крупного рогатого скота на 1,2 тыс. мест, тепличные комбинаты суммарной площадью 0,9 тыс. кв. метров и другие объекты.
Для социальной сферы построены и введены в эксплуатацию торгово-выставочные комплексы и торгово-развлекательные центры общей площадью 7717,0 кв. метров, учебные здания общего образования на 4605 ученических мест, дошкольного - на 2075 мест, начального и среднего профессионального образования - 391 кв. метр общей площади учебно-лабораторных зданий, больничные здания на 429 коек, амбулаторно-поликлинические - на 75 посещений в смену, санаторий на 58 коек, а также 3 физкультурно-оздоровительных комплекса, спортивные залы площадью 2,6 тыс. кв. метров, учреждения культуры клубного типа на 520 мест, 7 культовых сооружений и другие объекты.
По объемам жилищного строительства край стабильно входит в тройку лидеров среди регионов Сибирского федерального округа, а по итогам прошедшего года уступил только Новосибирской области. В 2019 году в крае введено 1 264,4 тыс. кв. метров (110,1% к 2018 году). С учетом жилых домов, построенных на участках для ведения садоводства 1695,9 тыс. кв. м, (из них на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства 431,5 тыс. кв. метров) в том числе: в городах и поселках городского типа - 1110,7 тыс. кв. метров (104,5% к 2018 году), в сельской местности - 585,243 тыс. кв. метров (137,9% к 2018 году),организациями-застройщиками 848,0 тыс. кв. метров - 102,8% (для обеспечения сопоставимости с предыдущим годом относительный показатель рассчитан без учета жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства).
Таблица 4
Статистические показатели ввода жилья в 2015-2020 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
январь - июнь 2020 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс. кв. м |
1311,1 |
1373,8 |
1056,5 |
1148,5 |
1264,4 |
295,93 |
2 |
Темп роста объемов ввода общей площади жилых домов |
% |
109,2 |
104,8 |
76,9 |
108,7 |
110,1 |
61,1 |
За 2019 год в городе Красноярске введено 894,6 тыс. кв. м жилых домов (110,8% к 2018 году), в других территориях края ввод жилья составил 801,3 тыс кв. метров.
В 2019 году значительные объемы ввода зафиксированы в городах: Минусинске (32,6 тыс. кв. м), Дивногорске (29,7 тыс. кв. м), Железногорске (28,7 тыс. кв. м), Ачинске (18,8 тыс. кв. м), Сосновоборске (17,7 тыс. кв. м) и районах края: Емельяновском (306,6 тыс. кв. м), Березовском (121,7 тыс. кв. м), Минусинском (26,9 тыс. кв. м).
В 2019 году по сравнению с 2018 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Бирилюсском (445,9%), Саянском (295,2%), Абанском (286,2%) районах края; городах: Лесосибирске (163,2%), Бородино (144,7%) и Канске (136,5%). На территориях ряда муниципальных образований края снижены объемы жилищного строительства к соответствующим показателям 2018 года, в том числе по следующим районам: Туруханскому (22,2%), Мотыгинскому (25,4%), Рыбинскому (34,1%), Новоселовскому (59,6%), Партизанскому (60,2%).
Наибольший объем ввода жилья в крае обеспечивается за счет строительства многоэтажных жилых домов. В 2019 году на долю многоэтажного жилищного строительства пришлось 49,1% общего ввода жилых площадей (833,98 тыс. кв. м). Значительная часть многоэтажных жилых домов строится в городе Красноярске (776,5 тыс. кв. м общей площади жилья), но многоэтажное жилищное строительство ведется также и на других территориях края, обеспечивая ввод до 57,5 тыс. кв. м общей площади жилья.
Ввод малоэтажного жилья в крае в 2019 году составил 861,9 тыс. кв. м (50,8% общего ввода), в 2018 году - 348,3 тыс. кв. м (30,4% общего ввода).
Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (306,6 тыс. кв. м), Березовский (121,7 тыс. кв. м) и Минусинский (26,9 тыс. кв. м) районы, а также города Красноярск (113,8 тыс. кв. м) и Дивногорск (24,6 тыс. кв. м).
Развитию строительства в муниципальных образованиях края, в том числе малоэтажного, способствовали меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования. Обеспеченность муниципальных образований края документами территориального планирования составляет 100%.
В январе - июне 2020 года в крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 362,02 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (без учета жилых домов на участках для ведения садоводства 295,93 тыс. кв. метров жилья - 61,1% к аналогичному периоду прошлого года).
Ввод жилья в крае формируется значительным числом застройщиков. Так, по итогам 2019 года введено в действие (эксплуатацию) крупнейшими застройщиками: ООО УСК "Сибиряк" - 50,9 тыс. квадратных метров общей жилой площади, ЗАО "Фирма Культбытстрой" - 45,1 тыс. квадратных метров общей жилой площади, ООО "ГСК "Арбан" - 42,1 тыс. квадратных метра общей жилой площади; значительная часть введенного жилья обеспечивается организациями с долей ввода 1-2%; до 50% введенного жилья в 2019 году строилось населением за счет собственных и заемных средств.
Развитию жилищного строительства в значительной мере способствуют программы льготного кредитования на приобретение жилья, в том числе реализация мер государственной поддержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
В 2019 году, в отличии от предыдущего 2018 года, сократился объем ипотечного кредитования. По данным ЦБ РФ, в 2019 году в крае выдано 29,1 тыс ипотечных кредитов на сумму 57,2 млрд рублей, что на 9,5% меньше, чем в 2018 году. По объему выданных ипотечных жилищных кредитов край занимает 10 место в Российской Федерации по итогам 2019 года.
Красноярским краевым фондом жилищного строительства в 2019 году выдано 111 ипотечных кредитов/займов на сумму 232,2 млн рублей. Минимальная процентная ставка по выданным кредитам составила 9,0%, максимальная - 10,56%, средняя - 9,9%.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" в 2019 году составил 25 281,6 млн рублей. В частности, в 2019 году производство цемента составило 1980,9 тыс. т, кровельных асбестоцементных листов - 56,7 млн условных плиток, объем производства блоков и прочих изделий сборных строительных для зданий и сооружений из цемента, бетона и искусственного камня - 372,4 тыс. куб. метров. Стабильные показатели демонстрирует производство бетона готового для заливки (товарного бетона) - 616,2 тыс. куб. метров.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" за январь - июнь 2020 года составил 11963,5 млн рублей или 105,8% к аналогичному периоду 2019 года (в действующих ценах); индекс производства - 90,9%.
В течение последних лет для строительной отрасли Красноярского края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по производству основных групп строительных материалов. Средний уровень использования производственных мощностей организаций строительной индустрии не более 70%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли.
Таблица 3
Статистические показатели по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2018 год |
2019 год |
январь - июнь 2020 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
19699,9 |
25 281,6 |
11963,5 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
34845,4 |
39961,6 |
48805,2 |
3 |
Численность работающих |
человек |
7962 |
8145 |
8535 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. т |
1893,5 |
1980,9 |
986,9 |
4.2 |
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня |
тыс. куб. м |
460,5 |
372,4 |
191,6 |
4.3 |
кирпич строительный |
млн условных кирпичей |
106,2 |
86,84 |
41,1 |
4.4 |
листы асбестоцементные (шифер) |
млн условных плиток |
74,1 |
56,7 |
11,4 |
4.5 |
бетон, готовый для заливки (товарный бетон) |
тыс. куб. м |
581,0 |
616,2 |
237,4 |
4.6 |
материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные |
тыс. куб. м |
597,9 |
650,1 |
255,1 |
На обновление производственных мощностей организаций отрасли в 2019 г. направлено 3253,1 млн рублей (в 2018 г. - 4258,6 млн рублей), при этом инвестиционная активность в равной степени наблюдалась в организациях разной специализации, что обусловлено необходимостью регулярного обновления наиболее подверженных быстрому износу строительных машин и механизмов. Относительно 2018 г. объем капитальных затрат в сфере строительства уменьшился на 30,2% за счет снижения инвестиционной активности в сфере строительства инженерных сооружений (на 65,0%). Вместе с тем, наблюдалось увеличение объема капиталовложений в сфере строительства жилых и нежилых зданий (на 60,1%) и в сфере работ строительных специализированных (на 52,9%).
Несмотря на регулярное обновление производственных мощностей в сфере строительства организации продолжали эксплуатировать строительные машины и механизмы со стопроцентным износом, что свидетельствует о недостаточном объеме финансовых средств на инвестиционную деятельность.
Финансовый результат крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность по договорам строительного подряда, по итогам 2019 г. сложился с превышением убытка над прибылью на сумму 4512,3 млн рублей. Отрицательный финансовый результат получили 27,8% строительных организаций, что на 20,6% больше, чем в 2018 г. Наиболее убыточной оказалась деятельность организаций, специализирующихся на строительстве инженерных сооружений (42,7% в общей сумме убытка строительных организаций), а также жилых и нежилых зданий (33,6%).
В 2019 г. на обновление основных фондов организаций, осуществлявших деятельность в сфере производства прочей неметаллической минеральной продукции, направлено 738,5 млн рублей, или 29,9% относительно предыдущего года. Наибольшая инвестиционная активность отмечалась в сфере производства огнеупорных кирпичей, блоков, плиток (снижение относительно 2018 г. составило 74,2%). В производстве цемента, извести и гипса приходилось 35,3% общего объема капитальных затрат (снижение - на 76,0%), изделий из бетона для использования в строительстве - 13,6% (снижение - на 17,0%). Производителями неметаллической минеральной продукции в 2019 г. получен положительный финансовый результат на сумму 565,4 млн рублей.
Главной проблемой, тормозящей рост подрядной деятельности, остается сокращение количества новых заказов на строительную продукцию со стороны других секторов экономики. Из-за замедления развития промышленности и падения темпов экономического роста в торговле и сфере услуг многие предприятия этих видов деятельности в целях минимизации своих издержек останавливают расширение производства за счет нового строительства и одновременно замораживают начатое.
Помимо снижения инвестиционной активности, к основным проблемам, негативно влияющим на деловую активность в строительной отрасли на текущий момент, необходимо отнести излишние административные барьеры, несовершенство технического регулирования, высокий уровень налогов и высокий процент коммерческого кредита, неплатежеспособность заказчиков, высокую стоимость материалов и конструкций. При этом необходимо отметить удовлетворительное состояние конкурентной среды строительной отрасли, снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы.
В целях повышения качества выполняемых строительно-монтажных работ службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) проводятся проверки, направленные на выявление и пресечение нарушений, а также на контроль за устранением выявленных нарушений. Кроме того, службой проводятся мероприятия по профилактике нарушений, обязательных требований в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
Внесенные структурные изменения к организации государственного строительного надзора в 2019 году позволили снизить количество надзорных мероприятий на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
В 2019 году под надзором службы находилось 1 142 объекта капитального строительства, из них: 1 011 объектов нового строительства и 131 объект реконструкции. В рамках реализации функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края в 2019 году проведено 3589 проверок, зафиксировано 5007 нарушений, 53% из них связаны с качеством проведения строительно-монтажных работ и используемых материалов, нарушениями требований проектной документации.
Результаты проверок предписаний показали, что 79% нарушений градостроительного законодательства устранялись в установленные сроки, по фактам неисполнения предписаний к застройщикам принимались меры административного воздействия. Службой установлен контроль за полным устранением нарушений, указанных в предписаниях.
В 2020 году проверки государственного строительного надзора в 2020 году проводятся с учетом постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (существенно сокращены из-за вирусной инфекции). За первое полугодие 2020 года проведено 569 проверок, выдано 247 предписаний и возбуждено 72 административных дела.
2.1.3. Основные тенденции развития строительной отрасли края.
Наличие современной, эффективной инфраструктуры - это ключевое условие достижения высокой производительности, и важнейшая задача строительной отрасли - создать такую инфраструктуру максимально инновационным способом с наименьшими затратами. Работа всех предприятий реального сектора экономики зависит от качества построенной инфраструктуры, такой как телекоммуникационные сети, объекты энергоснабжения и т.п. Внутренние и внешние инвесторы рассматривают качество построенной инфраструктуры как один из ключевых факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Гибкость, подвижность и эффективность трудовых ресурсов и, соответственно, производительность компаний напрямую зависят от наличия, качества, доступности жилья и объектов социальной инфраструктуры.
В основу отраслевой политики положены принципы ее территориальной дифференциации с учетом перспектив социально-экономического и демографического развития региона, городов и иных поселений и децентрализации, основанной на усилении роли местного самоуправления в принятии и реализации градостроительных и иных решений, направленных на развитие реального сектора экономики, создание благоприятной среды жизни и деятельности на территории города, иного поселения и возможностей для улучшения жилищных условий различными группами населения.
Направления развития строительной отрасли края определяются государственными приоритетами в развитии инвестиционной деятельности промышленного производства, отраслей социальной сферы, инфраструктурных объектов. На плановый период, с учетом реализации национального проекта "Жилье и городская среда", инвестиционных проектов в различных отраслях экономики края предполагается:
1) сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", обусловленное продолжением реализации крупных инвестиционных проектов в сфере нефтедобычи (освоение месторождений Ванкорского кластера, Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений), проектов по развитию добычи золота, металлургического производства, лесопереработки, а также реализацией ряда проектов Комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" (далее - КИП "Енисейская Сибирь"). КИП "Енисейская Сибирь" разработан на период до 2027 года и предполагает создание капиталоемких объектов промышленности, сельского хозяйства, энергетической и транспортной инфраструктуры;
2) увеличение площади вводимого жилья к 2023 году до 1494 кв. м В 2017-2019 годах динамика показателей площади введенного жилья менялась от роста в размере 10,1% до сокращения на 23,1% в год по отношению к предыдущему периоду.
На территории существующих городских поселений края продолжится как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания, так и освоение неиспользуемых площадок промышленного пояса. На бывшей территории Красноярского завода комбайнов в г.Красноярске ООО УСК "Сибиряк" возводит жилой комплекс "Новоостровский". Застройка бывшей промышленной зоны Красноярского завода комбайнов займет около 15-20 лет. Планируется, что в жилом районе "Новоостровский" будет построено около 1 млн кв. м жилья для проживания 30 тыс. человек, а также объекты социальной инфраструктуры.
В г.Норильске планируется реализация проекта реновации жилищного фонда, работы будут начаты в 2021 году. В рамках программы до 2035 года планируется строительство 97 новых жилых домов, общей площадью 384 тыс. кв м. Это позволит улучшить жилищные условия более 9 тыс. семей. Инвестиции на реализацию проекта составят 84,9 млрд руб., почти 50% этой суммы, как планируется, выделит ПАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", реализующая инвестиционные проекты в Арктической зоне РФ.
В северных районах края продолжат развитие вахтовые формы поселений для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов;
в целях сохранения ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции, повышения уровня экологической безопасности производства в области строительной индустрии планируется продолжение реализации следующих инвестиционные проектов: ООО "Красноярский цемент" - внедрение "сухого" способа производства цемента", реконструкция и модернизация действующего оборудования; ООО "Ачинский цемент" - перевод цементной мельницы на пылеугольное топливо.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
1. Создание условий, обеспечивающих:
развитие жилищного строительства с опережающим обустройством массивов жилищной застройки инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;
строительство и ввод в эксплуатацию инженерных сооружений, объектов промышленного комплекса для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития края;
2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах;
3. Содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению в программном периоде, приняты объем выполненных строительных работ и объем отгруженных товаров, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
В целях решения поставленных задач, с учетом возможных рисков при реализации мероприятий программы, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий.
Основные риски, препятствующие развитию строительной отрасли.
макроэкономические риски: в связи с ухудшением макроэкономической ситуации ожидаемое снижение объемов бюджетных (сокращение объемов ассигнований федерального, краевого бюджетов на финансирование строительства объектов, расположенных на территории Красноярского края) и частных инвестиций в развитие экономического потенциала края; инфляционные процессы, ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов; непредвиденное изменение налоговых ставок, несовершенство системы налогообложения и государственных гарантий; ухудшение динамики доходов населения, что негативно влияет на потребительский спрос; рост логистических затрат и затрат на энергоресурсы в структуре конечной цены реализации, что ведет к значительному уменьшению маржинальности бизнеса;
значительная дифференциация цен на жилье в городе Красноярске и районах края, что снижает экономическую привлекательность жилищного строительства за пределами краевого центра;
высокая концентрация строительных организаций в городе Красноярске и, как следствие, отсутствие необходимой ресурсной базы на территориях муниципальных образований края препятствует реализации крупных инвестиционных проектов и развитию жилищного строительства за пределами Красноярской агломерации;
инновационно-технологические риски связаны с высоким уровнем износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), капиталоемкостью модернизации существующих производственных мощностей, отсутствием заинтересованности в применении инноваций у бизнес сообщества, следствием является применением устаревших технологий строительного производства и производства строительных материалов минимальные темпы осуществления процесса модернизации производств отрасли;
дефицит площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, под жилищное строительство, обуславливает высокий уровень издержек при освоении новых территорий и ограничивает развитие малоэтажного жилищного строительства;
наличие значительного количества административных процедур, увеличивающих сроки получения разрешительной документации на строительство;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
несовершенство российского законодательства в области защиты прав научных разработок;
недостаток рабочих строительных специальностей, способствует привлечению низкоквалифицированной иностранной рабочей силы и снижению качества выполняемых работ;
последствия ограничений, связанных с мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
Состав нижеуказанных мероприятий программы определен необходимостью управления возможными рисками.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий отражены в достижении целевых показателей, показателей развития отрасли, поступлениях обязательных налоговых платежей (приложения N 5, 6).
2.3. План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по ВЭДам "Строительство" и "Производство прочей неметаллической минеральной продукции"
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3.1.1.Реализация региональных составляющих (региональных проектов) национального проекта "Жилье и городская среда" посредством исполнения мероприятий подпрограмм государственных программ Красноярского края.
На 2021 год и период до 2023 года приоритетными являются направления по реализации региональных составляющих (региональных проектов) национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - нацпроект), (паспорт нацпроекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16), который включает 4 федеральных проекта: "Ипотека", "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Ключевыми целями нацпроекта являются: обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Вопросы увеличения объемов жилищного строительства и повышения качества городской среды неразрывно связаны. Ведущие мировые организации, такие как Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирный банк, видят комплексное развитие благоприятной городской среды одним из своих ключевых приоритетов. Исследования напрямую увязывают устойчивое развитие и экономический рост с развитием современной городской среды, транспортной и инженерной инфраструктуры городов.
В рамках региональных проектов:
"Жилье" прогнозируется увеличение объема жилищного строительства с 1,3 млн кв. м в 2019 году до 1,6 млн кв. м к 2024 году.
"Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" установлены целевые показатели, в том числе:
объем общей площади жилья, построенного (приобретенного) в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2021 году - 47,77 тыс. кв. м; в 2022 году - 76,95 тыс. кв. м; в 2023 году - 52,17 тыс. кв. м;
площадь расселенного аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Красноярского края в 2021 году - 36,74 тыс. кв. м; в 2022 году - 59,19 тыс. кв. м; в 2023 году - 40,13 тыс. кв. м;
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Красноярского края в 2021 году - 2070, в 2022 году - 3753; в 2023 году - 2281.
По итогам 2023 года на каждого жителя Красноярского края будет вводиться до 0,53 кв. метров нового жилья, доступного и отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности, обеспечивающего комфортные условия проживания. Более трети вводимого жилья составит малоэтажное жилье. Обеспеченность населения Красноярского края общей площадью жилья увеличится к 2024 году до 27,8 кв. метров (в 2019 году - 25,3 тыс. кв. метров).
2.3.1.2. Реализация мероприятий государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п, по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципальных образований края.
Ожидаемые результаты реализации программы: планируется увеличение значения показателей: "количество благоустроенных дворовых территорий" - со 196 в 2020 году до 1067 к 2024 году; "количество благоустроенных общественных пространств" - с 51 в 2020 году до 1214 к 2024 году.
2.3.1.3. Реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.
Целевыми индикаторами программы являются:
количество многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 13912 ед.;
общая площадь многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 45219,9 тыс. кв. м.
2.3.1.4. Устранение избыточных административных барьеров в результате реализации мероприятий по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование".
Для сокращения сроков реализации инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного строительства, в результате увеличения объемов жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения, принят "План мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р. Реализация мероприятий призвана улучшить предпринимательский климат в сфере градостроительной деятельности, в том числе упростить процессы осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию и регистрации прав собственности на такие объекты.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р." имеется в виду "утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р."
Результатами реализации мероприятий являются: упрощение градостроительной подготовки земельных участков; совершенствование регуляторной среды; сокращение административных барьеров в строительстве, включая сокращение количества процедур, времени и расходов на их прохождение.
В рамках исполнения мероприятий постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Перечень), который включает 92 процедуры.
"Дорожная карта" по внедрению целевой модели по направлению "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" на территории Красноярского края утверждена 30.07.2018 министром строительства Красноярского края Козупицей С.А., ответственными исполнителями являются министерство строительства Красноярского края и служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Утвержденным планом-графиком реализации мероприятий по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" предусмотрено поэтапное достижение показателей с 2017 года до завершения 2021 года.
За период реализации мероприятий "дорожной карты" сократилось: среднее время получения разрешения на строительство - до 129,33 дней; среднее количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, - до 11,71 дней. По итогам реализации в 2019 году дорожной карты целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" общее выполнение целевых значений дорожной карты составило - 89%.
2.3.1.5. Межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края, образовательными учреждениями, организациями строительной отрасли по развитию профессиональных учебных центров, формированию программ подготовки кадров строительных специальностей с учетом потребностей организаций строительной отрасли края, проведению ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
В целях обеспечения строительной отрасли в квалифицированных кадрах в период 2021-2023 годов министерство планирует реализацию следующих мероприятий:
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства и организации стажировок выпускников профильных образовательных организаций, а также прохождения производственных практик учащимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с организациями высшего образования, среднего профессионального образования;
развитие высокотехнологичных учебных центров и ресурсных центров крупных производителей строительных материалов на базе образовательных организаций среднего профессионального образования строительной отрасли;
межведомственное взаимодействие с агентством труда и занятости населения Красноярского края, в том числе в рамках реализации положений Стратегии управления рынком труда Красноярского края, (прогнозирование кадровой потребности предприятий отрасли, в том числе реализующих инвестиционные проекты, выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования Красноярского края, кадровое обеспечение предприятий отрасли за счет эффективного использования кадровых ресурсов региона, повышение доступности информации о кадровой потребности предприятий отрасли и возможных механизмах ее заполнения);
участие в проведении ежегодных ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
2.3.1.6. Содействие развитию и повышению конкурентоспособности архитектурно-проектного комплекса Красноярского края с учетом задач экономического и социального развития региона и отдельных территорий.
Проектная документация дает возможность до начала строительства оценить реализуемость, надежность, экономическую эффективность объекта недвижимости с различных точек зрения, включая действующее законодательство, нормы и правила, требования общества и экономическую ситуацию. Решение указанных задач возложено на проектные организации.
Архитектурно-проектные организации в целом обеспечивают потребность строительного комплекса в проектных работах. Тем не менее, существует ряд проблем, влияющих на качество разрабатываемой проектной документации и сроки ее подготовки:
отсутствие обоснованной ценовой политики со стороны заказчиков в отношении стоимости разработки проектно-сметной документации, проектно-изыскательских работ, занижение стоимости таких работ, низкое качество инженерных изысканий и оформления их результатов;
недобросовестная конкуренция (необоснованное занижение стоимости выполнения проектных работ);
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы проектирования (несвоевременная актуализация нормативной документации, а также неупорядочена периодичность внесения изменений и т. д,), несовершенство методологии и технологии проектирования, в том числе, при типовом проектировании;
отсутствие качественного отечественного программного обеспечения для выполнения проектных работ, использование устаревших программных комплексов для осуществления проектных работ и подсчета смет;
отсутствие единых требований, определяющих основные стандарты и правила проектирования с применением технологии информационного моделирования объекта (BIM проектирование);
несовершенство механизмов, обеспечивающих своевременное включение инноваций в документы технического регулирования строительной отрасли;
недостаточная подготовка кадров, в том числе низкая квалификация застройщиков и заказчиков.
В том числе для решения задач по совершенствованию деятельности архитектурно-проектного комплекса края министерством реализуются следующие мероприятия:
проводится систематическая работа по верификации сформированного перечня юридических лиц, которые должны ежеквартально предоставлять информацию в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС). По состоянию на 01.07.2020 в результате систематически проводимой работы по верификации сведений о юридических лицах перечень насчитывает 122 юридических лица (перечень, представленный Росстатом 06.07.2017, насчитывал 489 юридических лиц и их территориально-обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов на территории Красноярского края, включенных в классификатор строительных ресурсов);
проводится работа по включению проектной документации в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. В соответствии с пунктом 5.12 частью 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 N 389 "О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документации повторного использования" Минстрой России формирует реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. По состоянию на 01.07.2020 в реестр внесена проектная документация по 23 объектам, размещенным на территории Красноярского края, в том числе: 2 объектам социальной инфраструктуры, 1 объекту жилищно-коммунального хозяйства, 1 объекту жилищного строительства, 4 объектам спортивного назначения, 15 объектам образования (школ, детских садов, ДОУ).
2.3.1.7. Проведение контрольных мероприятий, направленных на соблюдение установленных требований к качеству выполняемых строительных работ.
Полномочия по соблюдению участниками строительства градостроительного законодательства при возведении объектов капитального строительства осуществляет служба. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнение требований, установленных частями 2, 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) службы в соответствии с программой проверок, которая разрабатывается должностным лицом службы с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Кроме того, проводятся внеплановые проверки, число которых определяется количеством поступивших обращений, послуживших основанием для их проведения; количеством выданных предписаний, проверки исполнения которых также относятся к внеплановым проверкам. Итоговые проверки проводятся по факту получения извещения от застройщиков об окончании строительства объекта; результатом проверок на соответствие объектов проектной документации является утвержденное заключение, после выдачи которого полномочия службы по надзору исполнены.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3.2.1. Мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории края.
Министерство регулярно осуществляет мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории края.
Объем производимых строительных материалов и изделий, с учетом удовлетворения потребности рынка Красноярского края, позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации.
Инвестиционные проекты реконструкции, модернизации действующих производственных мощностей в составе производственных программ развития организаций реализуются за счет средств собственников предприятий.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3.3.1. Информирование организаций строительного комплекса края о новых перспективных композиционных материалах, выпускаемых на территории Красноярского края.
Одним из главных факторов развития строительной отрасли, повышения ее конкурентоспособности, кадрового и научного потенциала, рентабельности предприятий и в итоге повышения качества и комфорта среды жизнедеятельности граждан является масштабное внедрение инноваций.
Инновационная строительная технология или материал должны соответствовать одному или нескольким из следующих критериев:
упрощать и ускорять процесс строительства;
снижать себестоимость строительства и эксплуатационные расходы;
повышать энергоэффективность здания (сооружения);
увеличивать жизненный цикл здания (сооружения).
Основными движущими силами внедрения инноваций в строительстве выступают научные исследования и совершенствование нормативных требований.
К наиболее значимым, препятствующим разработке и внедрению инноваций в отрасли, относятся инертность технического регулирования и отсутствие коммерческого интереса со стороны строительных компаний (высокие денежные и временные издержки и риски).
Постоянно растущие требования к качеству строительства, удлинению жизненного цикла объектов капитального строительства, к их безопасности диктуют потребность в улучшении прочностных и эксплуатационных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций при условии снижения массы конструкции (или ее элемента), а также необходимость увеличения объемов жилищного строительства в крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
создание единой нормативно-технической базы, точечные инвестиции в перспективные НИОКР и поддержка инжиниринговой деятельности;
создание современной системы подготовки кадров - на сегодняшний день в отрасли работает недостаточное количество квалифицированных специалистов, способных ее развивать;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающей снижение стоимости и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории края;
повышение эффективности и инновационности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края (в том числе в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ, региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
Приоритетными сферами для применения композиционных материалов являются следующие: дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
Композиционные материалы, используемые при подготовке проектно-сметной документации на строительство объектов на территории края:
в части строительных конструкций - это гибкие стекло-пластиковые связи в трехслойной кладке стен (производитель - Бийский завод стеклопластиков);
в части инженерного обеспечения - композитные опоры для воздушных линий электропередач и электроосвещения: для воздушных линий электропередач напряжением 35-220 кВ, несиловые опоры освещения для прокладки кабеля подземного, силовые опоры освещения для прокладки кабеля по воздуху (один из производителей - ООО "Электромаш", г. Новосибирск).
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "КраспанИнновации", ООО "ТЕХНОЛОГЪ", ЗАО "ТехПолимер".
Отдельные виды производимой в Красноярском крае композитной продукции: геомембрана; анкерный лист V-LOCK; георешетка дорожная армированная РД; георешетка полимерная СД; бентонитовый мат; гидромат; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола; асфальтобетонные смеси с применением фибры в качестве армирующего заполнителя; слоистые композитные панели в конструкциях вентилируемого фасада зданий; листы полимерпесчаные кровельные "ПолиСэнд" для покрытия кровель зданий; плиты из пеностекла марки ИЗОСТЕК 600-450-50; теплоизоляционная крошка; алюминиевые профили сложных форм с износостойким декоративным покрытием; строительная композитная арматура.
В жилищном строительстве организациями строительной отрасли ЗАО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ООО "УСК "Сибиряк", группой строительных компаний "Красстрой-центр" применяются следующие слоистые и волокнистые композиционные материалы: композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола.
В дорожном строительстве, в частности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения применяются: объемные георешетки с перфорацией; трещинопрерывающие георешетки; полиэфирные геосетки; геосинтетическое полотно; нетканое иглопробивное полотно различной плотности; геотекстиль и тканый геотекстиль; адгезионные добавки, различные модификаторы, которые меняют структуру битума, улучшая его физико-механические свойства.
ООО "КраспанИнновации" в рамках инвестиционного проекта "Расширение производства навесных фасадных систем КРАСПАН с использованием металлических наноструктурированных композитных панелей и кассет" предполагается внедрить в серийное производство огнестойкие алюминиевые и стальные наноструктурированные композитные панели, являющиеся на сегодняшний день одними из самых востребованных материалов на российском рынке строительных материалов, в частности, материалов для облицовки навесных фасадных систем.
2.3.3.2. Проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий с участием российских производителей и поставщиков, в том числе композиционных материалов.
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли края в прогнозный период при поддержке министерства планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно.
На площадках выставки крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес-контакты и определяют тенденции предстоящего года.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении N 2 к Программе.
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2023 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2019 году):
1. По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 161485,6 млн рублей (113,9%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения до 5700,3 млн рублей;
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 46783,5 млрд рублей (160,5%);
объем инвестиций в основной капитал - 6124,7 млн рублей (188,3%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 30227,1 млн рублей (112,4%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 48604,3 рубля (110,4%);
увеличение среднесписочной численности работников - 51825 человек (104,1%);
увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1 494 тыс. кв. метров (118,2%).
2. По ВЭД "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов":
увеличение объема отгруженных товаров до 29077,3 млн рублей (115,0%);
изменение объемов производства строительных материалов следующим образом:
производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - 2086,0 тыс. тонн (105,3%);
производство кирпича керамического неогнеупорного строительного, кирпича строительного (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 86,0 млн условных кирпичей (99,1%);
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 390,0 тыс. куб. метров (104,7%);
производство бетона, готового для заливки (товарного бетона), - 611,0 тыс. куб. метров (99,2%);
производство материалов и изделий минеральных тепло- и звукоизоляционных - 616,7 тыс. куб. метров (94,9%);
увеличение прибыли до налогообложения - 713,9 млн рублей (126,3%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 6 453,3 млн рублей (101,3%);
объем инвестиций в основной капитал - 907,5 млн рублей (122,9%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 4 486,2 млн рублей (113,9%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 44108,0 рубля (110,4%);
увеличение среднесписочной численности работников - 8 476 человек (104,1%).
3. Показатели, характеризующие динамику качества выполняемых строительных работ:
исполнение программных проверок постоянно на уровне 100%;
увеличение доли устраненных недостатков от общего числа выявленных при осуществлении государственного строительного надзора до 87%.
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.