Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу службы по контролю в области
градостроительной деятельности
Красноярского края
от 17.05.2019 N 3-01/18
Административный регламент
предоставления службой по контролю в области градостроительной деятельности красноярского края государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
1. Общие положения
1.1. Предметом регулирования Административного регламента предоставления службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (далее - Административный регламент) является установление сроков и последовательности административных процедур (действий), а также порядка взаимодействия службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - Служба) с заявителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, а также между государственными гражданскими служащими Службы при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (далее - государственная услуга) следующих объектов капитального строительства:
1) объектов, строительство, реконструкция которых осуществлялись в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов) краевого значения;
2) объектов, строительство которых осуществлялось на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объектов строительства, расположенных на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
3) автомобильных дорог краевого или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкция которых осуществлялись на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов); пересечений и примыканий указанных автомобильных дорог;
4) объектов дорожного сервиса, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог краевого или межмуниципального значения;
5) подвергшихся прокладке, переносу или переустройству инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог краевого или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог, расположенных на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).
1.2. Заявителем при предоставлении государственной услуги является:
застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
1.3. Требования к порядку информирования о предоставления государственной услуги.
1.3.1. Информация о месте нахождения и графике работы Службы, структурных подразделений Службы, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, способы получения информации о месте нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги:
адрес: 660049, г.Красноярск, ул.Марковского, 21;
график работы Службы:
понедельник - пятница - с 9.00 до 18.00;
обеденный перерыв - с 13.00 до 14.00;
выходные дни - суббота, воскресенье;
Служба не имеет структурных подразделений;
организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, отсутствуют.
Информация о месте нахождения и графике работы краевого государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) может быть получена на официальном сайте МФЦ в сети Интернет www.24mfc.ru или по телефону 8 (391) 220-66-77.
1.3.2. Справочные телефоны Службы: (391) 227-39-13 (приемная Службы), (391) 227-63-85, (391) 227-63-80, факс: (391) 227-39-14.
1.3.3. Адрес официального сайта и адрес электронной почты Службы:
адрес официального сайта: www.gradkontrol.krskstate.ru (далее - официальный сайт);
адрес электронной почты: krasarh@yandex.ru.
1.3.4. Порядок получения информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Информация по вопросам предоставления государственной услуги предоставляется застройщикам посредством размещения на информационном стенде Службы, при личном приеме, по телефону, путем ответов в письменной форме посредством почтовой связи, по электронной почте, факсу, а также посредством размещения на официальном сайте, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) и на краевом портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.krskstate.ru).
Информирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется государственным гражданским служащим отдела согласований Службы, уполномоченным на осуществление административных процедур при предоставлении государственной услуги (далее - уполномоченный государственный гражданский служащий Службы). При личном устном обращении застройщика за получением информации или обращении по телефону уполномоченный государственный гражданский служащий Службы подробно и в вежливой устной форме предоставляет информацию, если застройщик против этого не возражает.
В устной форме уполномоченный государственный гражданский служащий Службы предоставляет краткие справки, устраняющие необходимость направлять письменные запросы о предоставлении информации.
Запрос подлежит регистрации в день его поступления в Службе с указанием даты и времени поступления, данных о застройщике, краткой формулировки предмета обращения, фамилии и должности уполномоченного государственного гражданского служащего Службы, предоставившего ответ на обращение, а также краткого содержания ответа.
Информирование при обращении застройщиков с письменным запросом, доставляемым по почте или путем личной передачи письменного запроса, а также с запросом, получаемым по электронной почте, факсу или с помощью электронного сервиса официального сайта, осуществляется путем направления ответов в письменном виде посредством почтовой связи, а также дополнительно по электронной почте либо факсом, если об этом имеется специальная оговорка в запросе застройщика, в срок, не превышающий тридцати дней с момента регистрации запроса.
1.3.5. Порядок, форма и место размещения информации, указанной в пунктах 1.3.1-1.3.4 настоящего Административного регламента.
Информация, указанная в пунктах 1.3.1-1.3.4 настоящего Административного регламента, размещается:
на бумажных носителях - на информационных стендах, расположенных в здании Службы;
в электронном виде - на официальном сайте, краевом портале государственных и муниципальных услуг и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Подготовку и размещение информации, указанной в пунктах 1.3.1-1.3.4 настоящего Административного регламента, осуществляют уполномоченные государственные гражданские служащие Службы.
2. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги: государственная услуга по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
2.2. Наименование исполнительного органа государственной власти Красноярского края, непосредственно предоставляющего государственную услугу: Служба.
Запрещается требовать от застройщика осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2.3. Результатом предоставления государственной услуги является:
выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
отказ в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
2.4. Срок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию составляет семь рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Срок исправления технических ошибок и опечаток в выданном ранее разрешении на ввод объекта в эксплуатацию составляет семь рабочих дней со дня получения заявления об исправлении таких ошибок и опечаток.
Срок выдачи (направления) заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию составляет один месяц.
Приостановление срока предоставления государственной услуги не предусмотрено.
2.5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:
1) Градостроительный кодекс Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2005, N 1 (ч.1), ст.16), официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
2) Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2005, N 1 (ч.1), ст.17) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
3) Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2007, N 46, ст.5553) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
4) Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2009, N 7, ст.776) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
5) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2010, N 31, ст.4179) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
6) Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ("Российская газета", 1995, N 57) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
7) Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ("Российская газета", 2015, N 156) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
8) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 48, ст.4563) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
9) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" ("Парламентская газета", 2011, N 17) официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;
10) Закон Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" ("Красноярский край", 1995, N 195 - 196, официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru);
11) Закон Красноярского края от 25.11.2010 N 11-5331 "О порядке обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Красноярского края, иных государственных органов Красноярского края" ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", 2010, N 62 (433), официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru)
12) Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" ("Российская газета", 2012, N 148, официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru);
13) Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменений в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг" ("Российская газета", 2012, N 200, официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru);
14) Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2013, N 5, ст.377, официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru);
15) Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.04.2015);
16) Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованными лицами, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ" (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.03.2016);
17) Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 N 93-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Красноярского края, случаев и порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанных органами исполнительной власти Красноярского края" ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" от 19.03.2012 N 11 (523), официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru);
18) Постановление Правительства Красноярского края от 29.08.2008 N 64-п "Об утверждении Положения о службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края" ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" от 08.09.2008 N 43 (264), официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru).
2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подлежащих представлению застройщиком:
1) заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, составленное по форме, прилагаемой к настоящему Административному регламенту (приложение N 1);
2) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости);
3) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
4) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
Указанный акт должен содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Не требуется представление акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов в случае, если проектная документация объекта капитального строительства утверждена застройщиком (заказчиком) или направлена им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
6) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
7) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
8) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
2.6.1. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые застройщик вправе представить по собственной инициативе:
1) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
2) разрешение на строительство;
3) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Указанное заключение должно содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
2.6.2. Запрещается требовать от застройщика:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
2) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
3) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев:
а) изменения требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной услуги;
б) наличия ошибок в заявлении о предоставлении государственной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечения срока действия документов или изменения информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги;
г) выявления документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица Службы при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя Службы уведомляется застройщик, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
2.6.3. Не допускается требовать иные документы для предоставления государственной услуги, за исключением указанных в пунктах 2.6, 2.6.1 настоящего Административного регламента.
2.6.4. Документы, предусмотренные пунктами 2.6, 2.6.1 настоящего Административного регламента, могут быть направлены в электронной форме, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
2.7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
оснований для отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги не предусмотрено.
2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
1) отсутствие документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Административного регламента;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию;
6) невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в Службу сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 и 11.1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в Службу, выдавшую разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с пунктом 2.6.1 настоящего Административного регламента, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
2.9. Предоставление государственной услуги осуществляется без взимания платы.
2.10. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги составляет 15 минут.
Максимальный срок ожидания в очереди при получении результата предоставления государственной услуги составляет 15 минут.
2.11. Срок и порядок регистрации запроса застройщика о предоставлении государственной услуги:
1) срок регистрации запроса застройщика о предоставлении государственной услуги не должен превышать 30 минут;
2) порядок регистрации запроса застройщика о предоставлении государственной услуги изложен в пункте 3.2 настоящего Административного регламента.
2.12. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к местам ожидания, местам для заполнения заявлений о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
При входе в здание устанавливается вывеска с наименованием Службы.
Помещения обозначаются соответствующими табличками с указанием номера кабинета, названия соответствующего структурного подразделения, фамилий, имен, отчеств, наименований должностей государственных гражданских служащих Службы, выполняющих административные процедуры.
Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны иметь средства пожаротушения, места ожидания, место для заполнения запроса о предоставлении государственной услуги, оборудуются информационными стендами.
На информационных стендах размещается следующая информация:
адрес Службы, электронной почты, номера справочных телефонов;
график работы Службы;
извлечения из текста настоящего Административного регламента, содержащие:
правовые основания для предоставления государственной услуги;
форма заявления о предоставлении государственной услуги;
исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов;
исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) Службы, должностных лиц Службы при выполнении государственной услуги.
Для ожидания приема заявителям отводятся места, оснащенные стульями, столами для возможности оформления документов с наличием писчей бумаги, ручек, бланков документов.
В местах выполнения административных процедур предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования и хранения верхней одежды.
Рабочее место уполномоченного государственного гражданского служащего Службы, предоставляющего государственную услугу, оборудуется телефоном, факсом, копировальным аппаратом, компьютером и другой оргтехникой.
Помещения, в которых оказывается государственная услуга, должны быть приспособлены для граждан, являющихся инвалидами, с учетом установленных законодательством условий доступности объектов и услуг для инвалидов, в частности, должны быть обеспечены:
1) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
2) допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
3) допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
4) оказание государственными гражданским служащими Службы помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
2.13. Основными показателями доступности и качества государственной услуги являются:
открытость и полнота информации для застройщиков о порядке и сроках предоставления государственной услуги;
не более двух взаимодействий застройщика с должностными лицами при предоставлении государственной услуги;
продолжительность каждого взаимодействия застройщика с должностными лицами при предоставлении государственной услуги, не превышающая 30 минут (без учета ожидания в очереди);
доля обоснованных жалоб застройщиков на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги;
количество удовлетворенных судами исков, поданных в отношении предоставления Службой государственной услуги.
2.14. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления услуг в электронной форме.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель обращается в Службу непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Порядок взаимодействия многофункционального центра и Службы регламентирован пунктом 3.2.1.2 настоящего Административного регламента и соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и Службой.
При предоставлении государственной услуги в электронной форме:
поданные в электронной форме заявление и документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг";
заявителям обеспечивается возможность получения информации о предоставляемой государственной услуге на официальном сайте Службы в сети Интернет и на портале государственных и муниципальных услуг;
при направлении заявления и документов в виде электронного документа обеспечивается возможность направления заявителю сообщения в электронном виде, подтверждающего их прием и регистрацию.
В электронной форме, в том числе с использованием "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" и краевого портала государственных и муниципальных услуг Красноярского края могут быть осуществлены:
предоставление информации заявителю и обеспечение доступа заявителя к сведениям о государственной услуге;
подача заявителем заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием таких заявления и документов;
получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги.
Подача заявителем документов, предусмотренных пунктами 2.6, 2.6.1 настоящего Административного регламента, и прием таких документов в электронной форме осуществляется с соблюдением требований, предъявляемых законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Административным регламентом при условии заверения документов электронной подписью.
При поступлении документов, предусмотренных пунктами 2.6, 2.6.1 настоящего Административного регламента для предоставления государственной услуги, уполномоченный государственный гражданский служащий Службы обязан провести процедуру проверки действительности квалифицированной подписи, с использованием которой подписан электронный документ (пакет электронных документов) о предоставлении услуги, предусматривающую проверку соблюдения условий, указанных в статье 11 Федерального закона "Об электронной подписи" (далее - проверка квалифицированной подписи).
В случае если в результате проверки квалифицированной подписи будет выявлено несоблюдение установленных условий признания ее действительности, уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в течение 3 дней со дня завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению указанных документов и направляет застройщику уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов статьи 11 Федерального закона "Об электронной подписи", которые послужили основанием для принятия указанного решения. Такое уведомление подписывается квалифицированной подписью уполномоченного государственный гражданский служащий Службы и направляется по адресу электронной почты застройщику либо в его личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". После получения уведомления застройщик вправе обратиться повторно с обращением о предоставлении услуги, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме к рассмотрению первичного обращения.
Получение заявителем результата предоставления государственной услуги в электронной форме действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг
3.1. Исполнение государственной услуги Службой включает следующие административные процедуры:
прием и регистрация документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента;
рассмотрение документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
формирование и направление межведомственных запросов в государственные органы;
направление копий и экземпляров разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные им учреждения.
3.2. Прием и регистрация документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента.
3.2.1. Основанием для начала административной процедуры является представление в Службу посредством личного обращения застройщика либо поступление направленных застройщиком по почте заказным письмом (бандеролью) с описью вложения и уведомлением о вручении, либо поступление в электронной форме заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента.
3.2.1.1. Документы могут быть представлены:
1) при личном обращении в виде копий, заверенных застройщиком, и подлинников, подлинники возвращаются лично застройщику либо его представителю при выдаче результатов предоставления государственной услуги;
2) при направлении по почте в виде нотариально заверенных копий либо копий, заверенных органами (организациями), выдавшими документы;
3) при направлении в электронной форме в виде электронных документов, заверенных электронной подписью.
4) при направлении через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в виде нотариально заверенных копий либо копий, заверенных органами (организациями), выдавшими документы.
3.2.1.2. КГБУ "МФЦ":
осуществляет прием заявлений и документов от заявителей по предоставлению государственных услуг в рамках соглашения о взаимодействии между КГБУ "МФЦ" и Службой;
сканирует и направляет в Службу заявления и приложенные к ним документы в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления в МФЦ. Письменные заявления, поступившие в МФЦ, в последующем курьером передаются в Службу на бумажном носителе не реже одного раза в неделю;
соблюдает требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных услуг.
3.2.2. Секретарь руководителя Службы в течение 30 минут принимает документы, указанные в пункте 2.6 настоящего Административного регламента, представление которых является обязательным, регистрирует в программе регистрации входящей корреспонденции и передает указанные документы начальнику отдела согласований Службы.
3.2.3. Начальник отдела согласований Службы поручает уполномоченному государственному гражданскому служащему Службы для завершения процедуры осуществить прием и регистрацию документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Административного регламента, либо заявления без приложения документов. Датой обращения и представления документов является день регистрации документов.
3.2.4. Результатом административной процедуры является принятие уполномоченным государственным гражданским служащим Службы заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента.
3.2.5. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется путем внесения уполномоченным государственным гражданским служащим Службы сведений о документах, принятых на рассмотрение, в журнал регистрации заявлений о выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и результатов предоставления государственной услуги, ведение которого осуществляется по форме, прилагаемой к настоящему Административному регламенту (приложение N 3), в бумажном виде (далее - Журнал регистрации).
3.3. Рассмотрение документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
3.3.1. Основанием для начала административной процедуры является принятие уполномоченным должностным лицом Службы заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и прилагаемых документов, представленных в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Административного регламента.
3.3.2. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в течение дня со дня принятия документов, представленных в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, осуществляет проверку наличия и правильности оформления документов.
В случае если документы, указанные в подпункте 1 пункта 2.6.1 настоящего Административного регламента, застройщиком не представлены, уполномоченный государственный гражданский служащий Службы не позднее двух дней со дня принятия заявления и документов формирует и направляет межведомственные запросы по запросу документов:
в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, - документов (их копий или сведений, содержащихся в них), указанных в подпункте 2 пункта 2.6 настоящего Административного регламента;
в органы исполнительной власти Красноярского края, в органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, осуществившие подготовку и утверждение документов, указанных в подпункте 3 пункта 2.6 настоящего Административного регламента;
в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти Красноярского края, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, осуществившие подготовку и утверждение документов, указанных в подпункте 9 пункта 2.6 настоящего Административного регламента.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Пункт 2.6 не содержит подпункта 9
3.3.3. После осуществления проверки наличия и правильности оформления документов, представленных застройщиком, а в случае осуществления межведомственного запроса - по поступлению запрошенных документов, уполномоченный государственный гражданский служащий Службы передает документы, представленные застройщиком, а также результаты межведомственных запросов (при наличии) начальнику отдела контроля Службы для подготовки заключения о результатах правовой экспертизы поступивших документов, заключающейся в установлении их юридической силы, и правовых оснований у Службы для выдачи указанного разрешения.
Государственный гражданский служащий Службы, уполномоченный на проведение правовой экспертизы, а при его отсутствии - начальник отдела контроля Службы, в течение одного дня с момента предоставления ему указанных документов осуществляет подготовку заключения о результатах правовой экспертизы поступивших документов.
3.3.4. В случае соответствия представленных и поступивших по запросу документов требованиям настоящего Административного регламента уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в течение двух рабочих дней со дня завершения действий, указанных в пункте 3.3.2 настоящего Административного регламента, проводит проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Административного регламента, осмотр объекта капитального строительства и на основании заключения о результатах правовой экспертизы поступивших документов осуществляет подготовку проекта разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
В случае если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осмотр такого объекта уполномоченным государственным гражданским служащим Службы не проводится.
3.3.5. При соответствии представленных документов требованиям настоящего Административного регламента уполномоченное должностное лицо Службы после завершения действий, указанных в пункте 3.3.4 настоящего Административного регламента, в течение дня готовит проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и согласовывает его с начальником отдела согласований Службы, начальником отдела контроля Службы и заместителем руководителя Службы.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию оформляется в трех экземплярах (или не более чем в четырех экземплярах) по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В тексте разрешения не допускается каких-либо исправлений и сокращений.
Один экземпляр (или не более двух экземпляров) разрешения выдается застройщику, один экземпляр помещается в дело на объект капитального строительства в Службе, один экземпляр направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, либо в подведомственное данному органу учреждение.
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленных застройщиком технических план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
3.3.6. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы передает согласованный проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на рассмотрение и подписание руководителю Службы (иному государственному гражданскому служащему, наделенному соответствующими полномочиями согласно правовому акту Службы). Руководитель Службы (иной государственный гражданский служащий, наделенный соответствующими полномочиями согласно правовому акту Службы) в течение дня представления ему проекта разрешения на ввод объекта в эксплуатацию рассматривает проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подписывает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, заверяет подпись гербовой печатью Службы.
3.3.7. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в течение одного месяца, следующего за днем подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдает (обеспечивает направление) застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
3.3.8. Вручение оригинала разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщику либо его представителю осуществляется уполномоченным государственным гражданским служащим Службы под роспись при представлении указанными лицами документов, подтверждающих их полномочия.
3.3.9. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в течение 10 минут регистрирует выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в Журнале регистрации и сведения о выданном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию заносит в реестр выданных разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, ведение которого осуществляется по форме, прилагаемой к настоящему Административному регламенту (приложение N 4), в бумажном виде (далее - Реестр).
3.3.10. После выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию копии документов, представленных застройщиком для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, остаются в Службе, а подлинники, кроме заявления, уполномоченный государственный гражданский служащий Службы возвращает застройщику. Из копий документов уполномоченный государственный гражданский служащий Службы формирует дело на объект капитального строительства, подлежащее хранению в Службе.
3.3.11. Время осуществления административных действий, указанных в пунктах 3.3.7-3.3.9, не должно превышать 30 минут.
3.3.12. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику в случае, если в Службу передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
3.3.13. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в случае наличия оснований, указанных в пунктах 2.7, 2.8 настоящего Административного регламента, в течение двух дней со дня завершения действий, указанных в пункте 3.3.4 настоящего Административного регламента, готовит проект мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и согласовывает его с начальником отдела согласований Службы, начальником отдела контроля Службы и заместителем руководителя Службы.
3.3.14. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы передает согласованный проект мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию руководителю Службы (иному государственному гражданскому служащему, наделенному соответствующими полномочиями согласно правовому акту Службы). Руководитель Службы (иной государственный гражданский служащий, наделенный соответствующими полномочиями согласно правовому акту Службы) в течение одного дня рассматривает и подписывает отказ.
3.3.15. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должен содержать основания, по которым запрашиваемое разрешение не может быть выдано, дату принятия решения об отказе, а также порядок обжалования такого решения.
3.3.16. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы после подписания и регистрации в Журнале регистрации мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выдает застройщику отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и возвращает принятые документы в течение трех рабочих дней.
3.3.16.1. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в случае неприбытия застройщика за получением отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обеспечивает направление такого отказа и принятых документов по почте.
3.3.17. Результатом административной процедуры является выдача (направление) застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
3.3.18. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется уполномоченным государственным гражданским служащим Службы путем регистрации в Журнале регистрации и занесения сведений в Реестр.
3.4. Формирование и направление межведомственных запросов в государственные органы, органы местного самоуправления, в распоряжении которых находятся документы, указанные в подпункте 1 пункта 2.6.1 настоящего Административного регламента, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
3.4.1. Основанием для начала административной процедуры являются принятие уполномоченным государственным гражданским служащим Службы документов, предусмотренных пунктами 2.6 настоящего Административного регламента, и выявление документов, не представленных застройщиком.
3.4.2. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы готовит и направляет межведомственные запросы в органы, указанные в пункте 3.3.3 настоящего Административного регламента.
3.4.3. Результатом административной процедуры является поступление в Службу запрашиваемых документов, копий документов или сведений.
3.4.4. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется уполномоченным государственным гражданским служащим Службы в журнале регистрации межведомственных запросов при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, ведение которого осуществляется по форме, прилагаемой к настоящему Административному регламенту (приложение N 5), в бумажном и электронном виде.
3.5. Направление копий и экземпляров разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные им учреждения.
3.5.1. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы обеспечивает направление в течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию копии такого разрешения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых оно выдано.
3.5.2. Уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обеспечивает направление копии такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в подпункте 5.1 пункта 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или в орган исполнительной власти Красноярского края, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.
В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный государственный гражданский служащий Службы в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обеспечивает направление такого разрешения (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с ос
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.