Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Разделы программы
1. Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Социально-экономические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к радикальным изменениям в жизни общества. Они затронули все слои населения, в том числе инвалидов. В августе 2008 года Российской Федерацией подписана Конвенция о правах инвалидов. Подписание Конвенции - показатель готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 подчеркнуто, что одной из первоочередных задач является реализация комплекса мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иных мероприятий, связанных с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
Процесс формирования комплекса мер по развитию "безбарьерной" среды и созданию новых возможностей для жизнедеятельности инвалидов в городе Красноярске отображает общие тенденции социально-экономических преобразований в Российской Федерации, направленных на обеспечение прав и свобод инвалидов.
В настоящее время превалирует биопсихосоциальная модель понятия инвалидности, которая расширяет понимание инвалидности, требует учитывать влияние не только медицинских, но и индивидуальных, социальных и других факторов жизнедеятельности инвалида.
При взаимодействии с городской средой наибольший дискомфорт, ограничение жизнедеятельности испытывают маломобильные группы населения Красноярска, к которым относятся: инвалиды всех групп, лица с ограниченными физическими возможностями, пожилые граждане, беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Красноярска является создание условий для жизнедеятельности маломобильных жителей города Красноярска.
По состоянию на 01.01.2011 в органах социальной защиты населения города Красноярска на учете состоят 69 399 инвалидов, из которых 2 281 человек - дети-инвалиды (т.е. каждый 15-й гражданин в городе является инвалидом). По видам заболеваний выделяются три основные группы (категории) инвалидов: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (инвалиды-колясочники); инвалиды с дефектами органов зрения, использующие при передвижении и для ориентации трости, сопровождающих лиц, либо собак-проводников; инвалиды с дефектами органов слуха, использующие при передвижении и для ориентации слуховые аппараты. Ориентирование на проблемы указанных групп позволит правильно сформировать направления социально-экономического развития г. Красноярска при создании условий для жизнедеятельности маломобильных жителей города.
Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, вовлеченных в организованные занятия физической культурой и спортом, от общего числа данной категории населения должна составлять до 10% в 2015 году и до 20% в 2020 году. С учетом того, что в городе Красноярске численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, на 01.01.2011 составляет 1 722 человека (2,5% от общей численности инвалидов), одним из основных направлений в оздоровлении является увеличение численности указанных категорий населения, вовлеченных в организованные занятия физической культурой и спортом, с 2,5% в 2010 году до 7% к 2015 году.
В системе общего образования города Красноярска обучается 736 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 101 человек получает образование по специальным коррекционно-развивающим программам, 240 детей обучаются на дому, 395 детей-инвалидов посещают общеобразовательные школы. Дополнительное образование в дистанционной форме имеют возможность получать 64 ребенка-инвалида в соответствии с их интересами и запросами: всем предоставлено необходимое компьютерное оборудование, обеспечен полноценный доступ в Интернет, в работе задействованы 19 педагогов, имеющих специальную подготовку. Организована внеучебная деятельность. Учащиеся имеют возможность выставлять свои творческие работы и проекты на сайт, участвовать в конкурсах и олимпиадах.
В восьми центрах диагностики и консультирования осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными физическими возможностями.
В семи учреждениях социального обслуживания функционируют социально-реабилитационные отделения для инвалидов старше 18 лет. В муниципальном бюджетном учреждении "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга" на обслуживании находится более 1 000 семей, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов. На базе этого учреждения в 2010 году создана служба домашнего визитирования. В рамках своей деятельности специалисты службы посещают семьи с детьми-инвалидами, обучают родителей технологиям реабилитационных мероприятий в домашних условиях. Кроме того, для беспрепятственного получения семьями необходимых услуг (медицинских, образовательных и культурных) специалисты выявляют потребности семей и формируют паспорт ресурсов районов города, напрямую сотрудничая с соответствующими муниципальными учреждениями. За период работы службы домашнего визитирования специалистами обслужено 496 человек (104 ребенка-инвалида и 392 родителя), а также организовано взаимодействие со 125 муниципальными учреждениями города различных сфер деятельности (школы, детские сады, клубы, отделения Фонда социального страхования и другие).
Проблеме формирования "безбарьерной" среды для жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в городе Красноярске уделяется особое внимание как со стороны органов власти, так и жителей города - общественных объединений на протяжении десяти лет, начиная с решения задач по вовлечению, интеграции маломобильных жителей в общество до решения наиболее масштабных задач по обеспечению равных прав и свобод инвалидов и иных маломобильных групп населения, требующих объединения организационных и значительных финансовых ресурсов.
Мероприятия по обеспечению детей-инвалидов индивидуальными средствами реабилитации (инватехникой) и по проведению конкурсов социально значимых проектов общественных организаций, в том числе в поддержку инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, и вовлечению их в общественную жизнь города в сфере спорта, культуры, народного творчества и развития ремесел ежегодно в течение 2001-2006 годов реализовывались в рамках городских целевых программ по социальной поддержке населения города Красноярска.
За период 2002-2007 годов в рамках городских целевых программ реализованы мероприятия по созданию беспрепятственного физического доступа и индивидуальной мобильности с максимально возможной степенью самостоятельности инвалиду на коляске, инвалиду по зрению или человеку иной маломобильной группы населения равно как любому человеку:
- оборудовано 35 светофорных объектов звуковыми сигнализаторами для инвалидов по зрению, установлено 8 новых светофорных объектов с оборудованием звуковыми сигнализаторами;
- оборудовано 39 социально значимых объектов комплексом специальных сооружений (пандусами, перилами к лестницам, широкими дверными проемами), в том числе: 18 медицинских учреждений (городские детские больницы, поликлиники); 12 объектов социальной защиты населения (центры социального обслуживания населения, районные управления социальной защиты населения); 4 учреждения культуры; 3 аптеки; 2 здания администраций районов в городе.
В городской целевой программе "Физическая культура и спорт в городе Красноярске" на 2009-2011 годы предусмотрено 14 ставок инструкторов, занимающихся физкультурно-оздоровительной работой с инвалидами и лицами с ограниченными физическими возможностями, общее количество систематически занимающихся составляет 378 человек. В рамках данной программы ежегодно проводятся спартакиады для указанных категорий людей.
В целях решения задачи адаптации маломобильных жителей города к городской среде постоянной комиссией по городскому хозяйству и экологии Красноярского городского Совета депутатов поручено органам социальной защиты населения города провести работу по мониторингу состояния доступности объектов социальной инфраструктуры города и подготовке адресного перечня жилых домов, в которых проживают инвалиды-колясочники, нуждающиеся в обустройстве пандусами и поручнями входов в подъезды, а также в оснащении подъемными устройствами лестниц к лифтовым площадкам. Работа по выявлению существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности жилья для инвалидов-колясочников, и оценка потребности в их устранении продолжается. По данным мониторинга состояния доступности объектов социальной инфраструктуры города:
- в области социальной защиты населения в настоящее время доступ инвалидов на кресле-коляске полностью обеспечен в каждом из 7 районных управлений социальной защиты населения, а также в 7 из 19 муниципальных учреждений социального обслуживания;
- в области физической культуры, спорта и туризма наиболее доступными для маломобильных жителей города являются 6 из 23 функционирующих учреждений, в том числе 5 из них оборудованы пандусами;
- в области здравоохранения из 37 муниципальных учреждений 9 учреждений не требуют обустройства пандусами, в 28 учреждениях пандусы отсутствуют либо необходима замена существующих пандусов;
- в области образования из 128 общеобразовательных учреждений только 1 общеобразовательная школа оборудована пандусами;
- в области культуры из 76 муниципальных учреждений культуры беспрепятственный доступ имеют 15 учреждений. Из-за отсутствия пандусов затруднен доступ инвалидов на коляске в муниципальные библиотеки, детские музыкальные и художественные школы и школы искусств;
- в области молодежной политики в городе наиболее доступными для маломобильных жителей города являются 5 из 12 функционирующих учреждений (7 муниципальных учреждений необходимо оборудовать 13 пандусами).
В отношении нового строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 1.1 СНиП 35-01-2001 управлением архитектуры администрации города Красноярска собственникам объектов выдаются архитектурно-планировочные задания, градостроительные планы с обязательным требованием обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социального и иного назначения.
Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для маломобильных групп населения во всех сферах жизни города Красноярска путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, транспорта, информации и связи.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к среде жизнедеятельности в уже существующих объектах городской инфраструктуры порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:
- высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция, осложняющая проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступает в качестве самостоятельного фактора, предопределяет возрастание спроса инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- дестимуляция трудовой и социальной активности, негативно отражающаяся на занятости, образовательном, культурном уровне и качестве их жизни, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах (льготы, компенсации);
- социальная разобщенность инвалидов и людей, не имеющих ограничений физических возможностей, ведущая к негативному отношению к инвалидам, предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний, направленных на формирование массового сознания горожан.
Решение проблемы доступной среды в социальной сфере и транспортной инфраструктуре, а также обеспечение доступа к информационным ресурсам города Красноярска позволит инвалидам и иным маломобильным группам населения иметь свободу выбора в реализации своих жизненных потребностей, в осуществлении права на труд, образование, в получении медицинских, социальных и информационных услуг, в том числе обеспечит возможность беспрепятственного пользования специализированным муниципальным транспортом по заявкам.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности городской среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения программно-целевым методом определяется следующими причинами:
- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, соответствующее оборудование части существующих объектов социальной и транспортной инфраструктуры города, укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений социальной сферы города для проведения комплексной системы реабилитационных мероприятий для инвалидов и иных маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов;
- инновационный характер проблемы. Для ее решения потребуется применение новых методических решений для создания условий формирования доступной среды в конкретных городских условиях, повышения эффективности реабилитационных услуг;
- комплексность проблемы. Потребуется решение трех основных задач с реализацией соответствующих комплексов мероприятий, которые обязательно должны обеспечивать формирование доступной городской среды не только для маломобильных групп взрослого населения, но и для детей-инвалидов;
- межведомственный характер проблемы. С учетом содержания проблем, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов администрации города, определение приоритетности тех или иных мероприятий в рамках программы, выделение направлений их финансирования;
- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям и задачам мероприятий.
Учитывая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов и иных маломобильных групп населения в общее благосостояние города, можно предположить, что формирование доступной среды создаст возможности для полной реализации ими своих прав и основных свобод, а также будет способствовать полноценному участию в жизни города, позволит укрепить у данной категории населения чувство причастности к городской среде и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание условий для жизнедеятельности маломобильных жителей города Красноярска.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию условий для:
- беспрепятственного доступа к объектам социальной сферы города маломобильных групп населения;
абзац четвертый утратил силу;
См. текст абзаца четвертого
- беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к услугам муниципальных учреждений социальной сферы города путем укрепления материально-технической базы и расширения перечня муниципальных услуг для отдельных категорий маломобильных групп населения (предоставление доступа к информационным ресурсам, услуг "социального такси", реабилитации и других).
Расширение перечня муниципальных услуг необходимо обеспечить для следующих категорий маломобильных групп населения:
абзац седьмой утратил силу;
См. текст абзаца седьмого
- для инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и лиц с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата в целях обеспечения равных прав доступа к необходимым объектам и услугам в городе с помощью внутригородских автомобильных перевозок по заявкам за плату;
- для инвалидов всех групп и лиц с ограниченными физическими возможностями в целях расширения возможностей индивидуальных программ реабилитации в муниципальных учреждениях социального обслуживания, оснащенных реабилитационным оборудованием.
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации программы с 2011 по 2014 годы.
Предусмотрены 4 этапа реализации программных мероприятий по годам:
Этап 1. В 2011 году планируется:
- разработка проектно-сметной документации на обустройство 48 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: учреждений здравоохранения (на 25 пандусов), образовательных учреждений (на 19 пандусов);
абзац четырнадцатый утратил силу;
См. текст абзаца четырнадцатого
- приобретение реабилитационного оборудования и 2 единиц специального транспорта с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для 3 муниципальных учреждений социального обслуживания населения в соответствии с механизмом реализации настоящей программы.
Этап 2. В 2012 году планируется:
- разработка проектно-сметной документации на обустройство 90 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: учреждений здравоохранения (62 пандуса), образовательных учреждений (20 пандусов) и учреждений социального обслуживания населения (8 пандусов);
- обустройство 56 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: 34 пандусами учреждений здравоохранения, 19 пандусами образовательных учреждений и 3 пандусами учреждений социального обслуживания населения;
- приобретение 5 переносных пандусов для муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
- приобретение реабилитационного оборудования для 1 муниципального учреждения социального обслуживания населения в соответствии с механизмом реализации настоящей программы.
абзац двадцать первый утратил силу;
абзац двадцать второй утратил силу;
- обустройство 31 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: 20 пандусами образовательных учреждений и 11 пандусами учреждений социального обслуживания населения;
- приобретение реабилитационного оборудования для 1 муниципального учреждения социального обслуживания населения в соответствии с механизмом реализации настоящей программы.
абзац двадцать пятый утратил силу;
абзац двадцать шестой утратил силу;
См. текст абзаца двадцать шестого
- обустройство 29 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: 20 пандусами образовательных учреждений, 5 пандусами учреждений молодежной политики города и 4 пандусами учреждений физической культуры, спорта и туризма;
- приобретение 59 переносных телескопических пандусов для муниципальных учреждений культуры;
- обустройство 6 пандусами муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
- обустройство 1 крыльца с пандусом в муниципальном образовательном учреждении;
абзацы двадцать девятый - тридцать третий утратили силу;
- приобретение 6 специализированных автомобилей с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 4 легковых автомобилей;
- приобретение 6 специализированных автомобилей ГАЗ-3221 с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 4 автомобилей Волга Сайбер;
- организация в рамках услуги "социальное такси" внутригородской автомобильной перевозки 1 100 человек в 2014 году;
- обустройство 3 универсальных игровых площадок специализированными уличными тренажерами.
3. Механизм реализации программы
Источником финансирования мероприятий программы является бюджет города. Общий объем финансирования по программе составляет 39 163,32 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 3 861,73 тыс. рублей, 2012 год - 12 219,21 тыс. рублей, 2013 год - 3 312,71 тыс. рублей; 2014 год - 19 769,67 тыс. рублей.
Исполнение программы осуществляют: департамент градостроительства администрации города Красноярска, департамент транспорта администрации города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, главное управление социальной защиты населения администрации города Красноярска, главное управление образования администрации города Красноярска, главное управление здравоохранения администрации города Красноярска, главное управление культуры администрации города Красноярска, главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска, МКУ "Управление капитального строительства", муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения социальной сферы города, которые несут ответственность за ее выполнение, эффективное и целевое использование средств, направляемых на выполнение программы.
Органы администрации города Красноярска, ответственные за исполнение настоящей программы:
- издают соответствующие правовые акты, регулирующие процедуры исполнения программы;
- заключают договоры (контракты) на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
- участвуют в заключении соглашений между администрацией города Красноярска и министерством социальной политики Красноярского края о предоставлении субсидий городу Красноярску в целях реализации мероприятий настоящей программы;
- организуют реализацию мероприятий программы, осуществляют контроль за заключением и исполнением муниципальных контрактов, а также других гражданско-правовых договоров подведомственными муниципальными учреждениями.
Функции муниципального заказчика при реализации мероприятий программы осуществляют: департамент градостроительства администрации города Красноярска, департамент транспорта администрации города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, главное управление социальной защиты населения администрации города Красноярска, главное управление культуры администрации города Красноярска, главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска, МКУ "Управление капитального строительства", муниципальные казенные и бюджетные учреждения социальной сферы города.
Проектирование и приемка в эксплуатацию пандусов к объектам социальной инфраструктуры должна происходить с привлечением и с учетом мнения некоммерческих общественных организаций, объединяющих и (или) защищающих права и интересы людей с ограниченными физическими возможностями, расположенных на территории города Красноярска.
Муниципальные автономные учреждения города Красноярска осуществляют закупки товаров, работ и услуг в рамках реализации мероприятий программы в соответствии с гражданским законодательством и собственными уставами.
Критерии выбора получателей бюджетных средств основаны на потребности органов администрации города Красноярска и муниципальных учреждений в исполнении требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Мероприятия по приобретению реабилитационного оборудования и специального транспорта с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для муниципальных учреждений социального обслуживания населения, предусмотренные пунктами 3.4, 3.5 раздела 5 настоящей программы, реализуются за счет средств бюджета города на условии долевого участия в финансировании в размере не менее 1 процента, установленном долгосрочной целевой программой "Доступная среда для инвалидов на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2010 N 572-п.
Контроль за исполнением программы и оценку эффективности программы осуществляет департамент социальной политики администрации города Красноярска.
4. Методика оценки эффективности программы и оценка
эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности программы за каждый год в течение всего срока реализации программы осуществляется путем сопоставления плановых значений целевых показателей с фактическими значениями. Предусмотрены следующие целевые показатели и их значения на конец каждого года реализации программы:
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Значение на конец года |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Количество пандусов, обустроенных и приобретенных в муниципальных учреждениях социальной сферы города: здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики, социального обслуживания, физической культуры, спорта и туризма |
0 |
61 |
7 |
59 |
2 |
Количество муниципальных учреждений физической культуры, спорта и туризма, оснащенных специальными средствами (лестничными подъемными устройствами, стационарным подъемником для спуска и подъема из воды, подъемной платформой с вертикальным перемещением, навеса для просмотра спортивных игр и другими) для занятий физической культурой и спортом, в том числе плаванием |
0 |
0 |
0 |
5 |
3 |
Информация об изменениях:См. текст строки 3 |
||||
4 |
Информация об изменениях:См. текст строки 4 |
||||
5 |
Информация об изменениях:См. текст строки 5 |
||||
6 |
Информация об изменениях:См. текст строки 6 |
||||
7 |
Информация об изменениях:См. текст строки 7 |
||||
8 |
Количество приобретенных единиц автотранспорта для организации перевозки в рамках услуги "социальное такси" |
0 |
0 |
0 |
10 |
9 |
Количество человек, перевезенных в рамках оказания услуг по внутригородской автомобильной перевозке |
0 |
0 |
0 |
1 100 |
10 |
Количество муниципальных учреждений социального обслуживания населения, оснащенных реабилитационным оборудованием |
2 |
1 |
1 |
0 |
11 |
Количество специального транспорта с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенного для муниципальных учреждений социального обслуживания населения |
2 |
0 |
0 |
0 |
12 |
Количество универсальных игровых площадок, обустроенных уличными тренажерами |
0 |
0 |
0 |
3 |
Оценка эффективности расходования бюджетных средств по программе (по годам в течение всего срока реализации программы) осуществляется в соответствии с постановлением Главы города от 22.11.2006 N 912 "О порядке проведения оценки эффективности и результативности расходов бюджета города".
5. Мероприятия,
ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение программы
Заместитель Главы города - |
В.В.Куимов |
Руководитель главного управления |
Н.Л.Боброва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.