Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 25 сентября 2018 г. N 549-П
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 513-П
Государственная программа Красноярского края
"Развитие лесного хозяйства"
15 апреля, 15 июля, 30 сентября, 12 ноября 2014 г., 2 июня, 1 октября, 15 декабря 2015 г., 1 марта, 19 апреля, 31 мая, 30 сентября, 14 декабря 2016 г., 4, 19 апреля, 3 августа, 5 октября, 14 ноября, 14 декабря 2017 г., 20 февраля, 14 августа, 25 сентября, 9 октября 2018 г., 29 января, 14 мая, 15 октября 2019 г.
Раздел 1 изменен с 31 октября 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 15 октября 2019 г. N 571-П
1. Паспорт государственной программы Красноярского края
Наименование государственной программы Красноярского края |
"Развитие лесного хозяйства" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы Красноярского края |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" (далее - Порядок); распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель государственной программы Красноярского края |
министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края в период с 01.01.2014 по 23.08.2016; министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство) с 24.08.2016 (распоряжение Правительства Красноярского края от 24.08.2016 N 700-р) |
Соисполнители государственной программы Красноярского края |
отсутствуют |
Перечень подпрограмм государственной программы Красноярского края |
государственная программа включает в себя следующие подпрограммы: "Использование лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления"; "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия". Реализация отдельных мероприятий государственной программы не предусмотрена |
Цель государственной программы Красноярского края |
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия |
Задачи государственной программы Красноярского края |
задачи: 1. Создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. 2. Повышение эффективности управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики |
Этапы и сроки реализации государственной программы Красноярского края |
2014-2030 годы |
Перечень целевых показателей государственной программы Красноярского края с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы Красноярского края (приложение к паспорту государственной программы Красноярского края) |
целевые показатели государственной программы к концу 2021 года: 1. Сохранение лесистости территории Красноярского края на уровне 45,12%. 2. Повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 25,8 рубля. 3. Сохранить на уровне 17,0% площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда. 4. Достижение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 51,5%. 5. Достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 15,0%. Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении к паспорту государственной программы |
Информацию по ресурсному обеспечению государственной программы Красноярского края, в том числе по годам реализации программы |
общий объем финансирования государственной программы составляет на 2014-2021 годы 13 709 282,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 3 764 787,8 тыс. рублей; федерального бюджета - 9 944 494,7 тыс. рублей, 2014 год - 1 611 114,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 479 444,7 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 131 670,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 168 783,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 238 254,1 тыс. рублей; федерального бюджета - 930 529,3 тыс. рублей; 2016 год - 1 515 671,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 584 836,5 тыс. рублей; федерального бюджета - 930 834,8 тыс. рублей; 2017 год - 2 300 919,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 817 837,7 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 483 081,7 тыс. рублей; 2018 год - 1 923 020,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 547 547,3 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 375 473,3 тыс. рублей; 2019 год - 2 684 014,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 613 697,5 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 070 317,4 тыс. рублей; 2020 год - 1 261 762,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 241 585,0 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 020 177,9 тыс. рублей; 2021 год - 1 243 995,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 241 585,0 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 002 410,3 тыс. рублей |
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края. Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края
Развитие лесного хозяйства является одним из приоритетных направлений для Красноярского края, обладающего крупнейшими в России лесосырьевыми ресурсами (14,5% общероссийского запаса леса, или 6,0% от мировых) и относящегося к ведущим лесным регионам Российской Федерации.
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий государственной программы и показатели оценки их результативности.
Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития края в части повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
В настоящее время требуется модернизация основных направлений деятельности в сфере лесного хозяйства, что позволит решить существующие системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.
Анализ данных за последние десять лет показывает, что площади лесовосстановления в Красноярском крае увеличились на 1,6%. При этом площади лесовосстановления путем проведения работ по созданию лесных культур сократились на 50,0%, а путем проведения мер содействия естественному возобновлению леса - увеличились на 13%. Смещение в сторону естественного возобновления вызвано проведением рубок лесных насаждений на территориях с преобладающим типом лесов, для которых характерно естественное лесовосстановление. По итогам 2017 года лесовосстановление на территории лесного фонда Красноярского края проведено на площади 58 928,5 га, из них искусственное лесовосстановление - 5 159,5 га и естественное лесовосстановление - 53 769,0 га.
Искусственное лесовосстановление на территории Красноярского края проводится методом посадки и посева леса. Основным способом искусственного лесовосстановления является посадка, посевом семян лесные культуры создаются только в северной группе лесничеств (Богучанское, Гремучинское, Кодинское, Манзенское, Мотыгинское, Невонское, Терянское, Хребтовское, Чунское).
Преимущественно создание лесных культур проводится вручную - под меч Колесова, частично культуры создаются механизированно с использованием лесопосадочных машин МЛУ-1. Подготовка почвы осуществляется бороздами плугами ПКЛ-70 и ПЛ-1, полосами бульдозерами Т-130 и бульдозерными площадками.
Естественное лесовосстановление проводится преимущественно способом сохранения подроста хвойных пород при рубке леса, что обусловлено достаточным количеством подроста на поступающих в рубку лесных участках и соблюдением требований к технологии разработки лесосек.
В последнее десятилетие в Красноярском крае удалось сохранить ежегодные объемы заготовки семян около 14 тонн, выращивать посадочный материал для лесокультурного производства около 36,4 млн штук. По итогам 2017 года заготовлено 14,3 тонны лесных семян, в т.ч. мелкохвойных пород 4,6 тонны и кедра сибирского 9,7 тонны. Объем выращивания стандартного посадочного материала по итогам 2017 года составил 20,4 млн штук.
В настоящее время сохранность лесных культур в целом по Красноярскому краю составляет порядка 91,0%, приживаемость культур в первый год учета - 87,3%, на третий год учета - 81,6%, на пятый год учета - 78,6%. При этом площадь списания за последние 5 лет увеличилась в 2 раза (с 0,7 тыс. га до 1,4 тыс. га). Основная причина списания лесных культур - лесные пожары (более 37,0%).
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Ежегодно регистрируются от 0,5 до 2,4 тысячи случаев, охватывающих значительные площади земель, покрытых лесной растительностью.
В 2017 году на территории края было зафиксировано 1609 лесных пожаров на общей площади 503,2 тыс. га, из них 149 лесных пожаров на площади 332,8 тыс. га действовали в зоне контроля.
В дальнейшем необходимо сбалансировать убытие лесов вследствие рубки леса, лесных пожаров, энтомовредителей и других негативных воздействий путем сохранения к 2021 году объемов лесовосстановления на уровне 50,0 тыс. га в год, в том числе с помощью искусственного лесовосстановления - 6,0 тыс. га, естественного лесовосстановления - 44,0 тыс. га, объемов агротехнических уходов на уровне 44,0 тыс. га и их кратности согласно установленным нормативам.
Также в рамках государственной программы министерством и КГКУ "Лесная охрана" осуществляется федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В 2017 году государственными лесными инспекторами Красноярского края выявлено более 3000 лесонарушений, из которых 544 - незаконные рубки.
Высокая результативность работы является следствием формирования стабильной системы государственного лесного контроля и надзора края и ее устойчивой работы, а также следствием повышения оперативности реагирования на незаконные рубки и другие правонарушения в сфере лесных отношений, ужесточения требований к лицам, допускающим нарушения при использовании лесов.
Анализ исполнения в Красноярском крае полномочий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) и пожарному надзору в лесах в 2013-2017 годах представлен в таблице 1.
Таблица 1
Показатели контрольной деятельности |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выявлено лесонарушений, случаев |
1754 |
2000 |
2200 |
2397 |
3086 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
незаконных рубок, случаев |
560 |
494 |
394 |
371 |
367 |
Объем незаконных рубок, тыс. куб. м |
26,1 |
23,27 |
24,09 |
24,10 |
26,5 |
Ущерб, тыс.руб. (по всем лесонарушениям) |
145897,7 |
150941,2 |
173631,4 |
156900 |
182118 |
Передано материалов в следственные органы, шт. |
519 |
469 |
381 |
544 |
531 |
Возбуждено уголовных дел, шт. |
353 |
460 |
349 |
432 |
421 |
Привлечено к уголовной ответственности, чел. |
146 |
180 |
141 |
150 |
114 |
Присуждено ущерба, тыс.руб. |
15367 |
155484 |
43135,9 |
82834 |
34604 |
Взыскано в счет причиненного ущерба, тыс.руб. |
6245,5 |
5919,6 |
22267,8 |
35203,1 |
15641,5 |
Вынесено постановлений о назначении административного наказания, шт. |
1459 |
1799 |
2001 |
2199 |
2352 |
Наложено административных штрафов на сумму, тыс.руб. |
19289,2 |
25331 |
37828,3 |
41743,9 |
53889,1 |
Взыскано административных штрафов на сумму, тыс.руб. |
15298,6 |
13267,4 |
17853,6 |
9961,2 |
21167,0 |
Реализация государственной программы позволит обеспечить лесистость на территории Красноярского края в период до 2030 года на уровне 45,2% за счет повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсного потенциала, повысить эффективность использования лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления, сократить потери лесного хозяйства от лесных пожаров, сохранить лесной фонд края от вредителей и болезней леса.
Раздел 3 изменен с 31 октября 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 15 октября 2019 г. N 571-П
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1989-р (далее - Стратегия), определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса в Российской Федерации:
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточная эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкая актуальность сведений о лесных ресурсах;
избыточные административные барьеры;
низкая степень использования лесного сырья, ухудшающая экономику отрасли;
ограниченный масштаб внутреннего рынка, недостаточный для создания новых производств в отрыве от экспортных рынков;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная страховыми факторами;
низкий уровень технического, научного и кадрового обеспечения;
несовершенство нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы в сфере лесного комплекса и смежных отраслях.
С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и в области лесной промышленности.
В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, которая достигается решением следующих задач:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.
Для достижения указанных целей на территории Красноярского края разработана государственная программа "Развитие лесного хозяйства" (далее - государственная программа), основанная на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в лесной отрасли;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей Красноярского края;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта по направлению "Экология" является сохранение биологического разнообразия. Условием эффективного достижения указанной цели является решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
В ходе реализации государственной программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
Достижение целей в области лесного хозяйства обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Для достижения указанных целей разработана система мероприятий, востребованных на текущем этапе реализации государственной программы, которая включает в себя:
повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;
повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации очагов вредных организмов;
проведение мероприятий лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков;
организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование;
осуществление федерального государственного лесного надзора;
создание и содержание объектов лесного семеноводства;
осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также проведение ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшения породного состава лесов;
приобретение лесопатрульной техники и оборудования;
обеспечение исполнения переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации субъектами Российской Федерации;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров лесного хозяйства, направленных на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики;
мероприятия по увеличению площади лесовосстановления;
оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;
мероприятия по формированию запаса лесных семян для лесовосстановления;
оснащение учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Особенно важным является направление охраны лесов в части планирования и проведения совместных и (или) взаимосвязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.
Первым заместителем Губернатора Красноярского края - председателем Правительства Красноярского края Ю.А. Лапшиным 11.12.2018 утвержден паспорт регионального проекта Красноярского края "Сохранение лесов" (далее - региональный проект), разработанный в соответствии с федеральным проектом "Сохранение лесов" национального проекта "Экология".
На реализацию регионального проекта в 2019-2021 годах предусмотрены расходы федерального бюджета на оснащение краевых государственных бюджетных учреждений - лесничеств, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению в размере 63,3 млн рублей.
На территории России появляются положительные тенденции, когда лесопромышленные компании с целью повышения качества лесных насаждений начинают заниматься выращиванием высококачественного посадочного материала с закрытой корневой системой. Технология создания лесных культур с использованием сеянцев с закрытой корневой системой позволяет повысить эффективность работ и оптимизировать затраты на воспроизводство лесов.
Формирование запаса лесных семян для лесовосстановления - одно из приоритетных направлений на ближайшие годы, так как запас семян лесных растений имеет стратегическое значение для воспроизводства лесов в случае неурожайных лет и стихийных бедствий.
Для этих целей в региональном проекте предусмотрены средства федерального бюджета на 2019-2020 годы на формирование запаса лесных семян для лесовосстановления в размере 2,3 млн рублей.
Таким образом, в целях устойчивого развития лесного семеноводства в крае необходимы:
увеличение объемов заготовки семян лесных растений, в том числе с улучшенными наследственными свойствами;
реализация комплекса мер по развитию питомнических хозяйств;
распространение опыта создания лесопромышленными компаниями тепличных комплексов по выращиванию улучшенного посадочного материала лесных растений с закрытой корневой системой.
В рамках регионального проекта предусмотрены на 2019-2021 годы средства федерального бюджета в сумме 263,9 млн рублей на приобретение лесопожарной техники и оборудования.
Одним из направлений развития лесного хозяйства края является также успешное взаимодействие с гражданским обществом и реализация принципа открытости.
Необходимо развивать различные формы взаимодействия органов исполнительной власти с профессиональным экспертным сообществом и населением. Это позволяет обеспечить учет потребностей и интересов граждан России, защиту прав и свобод граждан России и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики, а также осуществлять общественный контроль в лесном хозяйстве.
Кроме того, в целях более точной оценки экономической эффективности использования лесов и создания механизмов экономического стимулирования лесопользования необходимо подготовить и внедрить новый подход к определению ставок платы, который бы отражал экономическую сущность рыночной цены лесных ресурсов.
Цена таких лесных ресурсов, как древесина, пищевые, технические, рекреационные и другие лесные ресурсы, а также другие природные ресурсы, должна определяться не только расходами бюджетной системы на развитие лесного хозяйства, но и рыночной ценой добытых лесных ресурсов, учитывающей издержки по их добыче.
Величину платы за леса можно рассчитать разными методами. Необходимо ориентироваться на формирование остаточной стоимости, образующейся как разность между стоимостью продукции, произведенной из лесных ресурсов, и издержками на производство этой продукции.
Порядок определения минимального размера ставок платы за использование лесов (далее - ставки платы) определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В целях повышения эффективности лесоуправления дальнейшее развитие должны получить такие инструменты, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов и система мониторинга лесов.
С 2019 года краевым государственным автономным учреждением "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - КГАУ "Лесопожарный центр") начаты работы по созданию системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края.
Одним из ключевых решений в повышении эффективности исполнения переданных полномочий должно стать доведение численности лесных инспекторов до нормативного уровня.
В связи с увеличением в 2018 году численности государственных лесных инспекторов на 50 сотрудников по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество выявляемых нарушений лесного законодательства на 18% (в 2018 году выявлено более 3700 нарушений, в 2017 году - 3050 нарушений).
Таким образом, реализация государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики для построения эффективной системы управления лесами Красноярского края.
Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении к паспорту государственной программы Красноярского края.
Раздел 4 изменен с 31 октября 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 15 октября 2019 г. N 571-П
4. Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в лесном хозяйстве на территории Красноярского края
В ходе реализации государственной программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового регионального продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития края в части повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Своевременная и в полном объеме реализация государственной программы к 2030 году позволит обеспечить лесистость на территории Красноярского края в период до 2030 года на уровне 45,12% за счет повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсного потенциала, повысить эффективность использования лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления, сократить потери лесного хозяйства от лесных пожаров, сохранить лесной фонд края от вредителей и болезней леса.
Кроме того, в Красноярском крае к концу 2021 года будет обеспечено оснащение краевых государственных бюджетных учреждений-лесничеств, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, на 50% от потребности в основной специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению.
К концу 2021 года будет обеспечено оснащение пожарно-химических станций и авиаотделения КГАУ "Лесопожарный центр", выполняющих мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, обеспечены на 87% от потребности необходимой специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. Приобретение лесопожарной техники позволит повысить скорость реагирования лесопожарных служб и, как следствие, снизить ущерб от лесных пожаров на 19%. К 2021 году в Красноярском крае будет сформирован запас лесных семян для лесовосстановления и лесоразведения на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений до 10,8 тонн.
Реализация государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, отраженных в государственной программе:
недостаточную эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкую актуальность сведений о лесных ресурсах;
усиление противопожарной пропаганды и государственного пожарного надзора в лесах;
повышение эффективности борьбы с крупными лесными пожарами;
совершенствование и развитие государственного лесного надзора (противодействие незаконным рубкам и обороту незаконно заготовленной древесины).
В 2017 году средняя заработная плата подведомственных министерству бюджетных учреждений - лесничеств составила 27,9 тыс. рублей, в 2018 году составила 33,2 тыс. рублей, в 2019 году ожидается не ниже 33,6 тыс. рублей.
Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы представлен в приложении к паспорту государственной программы.
Раздел 5 изменен с 31 октября 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 15 октября 2019 г. N 571-П
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям государственной программы Красноярского края
Государственная программа включает следующие подпрограммы, выделенные в соответствии с целью и задачами.
Подпрограмма "Использование лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления".
Целью подпрограммы является создание условий для повышения эффективности защиты, воспроизводства, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Общекраевой проблемой является наличие ущерба от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, который превышает величину расходов на защиту и воспроизводство лесов.
Для решения проблемы необходимо обеспечить баланс выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.
Анализ причин возникновения проблемы показывает, что по данным за последние десять лет площади лесовосстановления в Красноярском крае увеличились с 2010 года на 21,7%. В настоящее время сохранность лесных культур в целом по Красноярскому краю составляет порядка 91,9%, приживаемость культур в первый год учета - 87,0%, в третий год учета - 83,7%, в пятый год учета - 81,3%. При этом площадь списания за последние 5 лет с 0,5 тыс.га уменьшилась до 0,3 тыс.га, основная причина списания лесных культур - лесные пожары (более 37,0%).
Не менее важным фактором перехода на естественное возобновление леса, а также гибели лесных культур является отсутствие достаточного финансирования (не более 20,0% от потребности), что отрицательно сказывается на качестве работ (не позволяет приобретать технику, отвечающую современным требованиям, принимать на работу квалифицированных специалистов, проводить в полном объеме работы по дополнению лесных культур и агротехническим уходам, осуществлять полный комплекс работ при подготовке почвы в соответствии с требованиями современных технологий) и состоянии лесного фонда.
В дальнейшем необходимо сбалансировать убытие лесов вследствие рубки леса, лесных пожаров, энтомовредителей и других негативных воздействий путем сохранения к концу 2021 года объемов лесовосстановления на уровне 80,2 тыс.га в год (в том числе с помощью искусственного лесовосстановления - 6,1 тыс.га, естественного лесовосстановления - 74,1 тыс.га), объемов агротехнических уходов на уровне 22,8 тыс.га и их кратности согласно установленным нормативам.
В последнее десятилетие в Красноярском крае удалось сохранить ежегодные объемы заготовки семян (около 14 тонн) и выращивания посадочного материала для лесокультурного производства (около 34,5 млн шт.).
Однако ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом, также как и лесовосстановление в целом, в значительной мере усугубляется изношенностью технологической инфраструктуры, техники и оборудования, которая составляет более 85%.
Без принятия необходимых мер тенденция к дальнейшему ухудшению качества воспроизводимых лесов усилится (снижение класса качества посевного материала: менее 80,0% 1-го класса качества, снижение выхода посадочного материала с единицы площади менее 100%, снижение сохранности лесных культур, создаваемых на территории Красноярского края, не более 70,0%).
Реализация подпрограммы направлена на решение следующих задач:
обеспечение эффективной защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" подпрограммой предусмотрено сохранение биологического разнообразия, включая сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
К концу реализации подпрограммы предполагается осуществить:
оснащение краевых государственных бюджетных учреждений - лесничеств, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, на 50% от потребности в основной специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;
проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 103 700 тыс.га ежегодно;
снижение доли площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, до 0,9%;
увеличение доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 6,0%;
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений: наличие к 2021 году хранящихся партий семян в страховых фондах и фондах лиц, использующих леса, составит не менее 10,8 тонн;
повысится качество и эффективность работ по лесовосстановлению, также будет увеличена площадь лесовосстановления на лесных участках: не переданных в аренду - до 10,7 тыс.га, на арендованных - до 69,5 тыс.га.
Сроки реализации подпрограммы: 2019-2021 годы.
В результате реализации мероприятий подпрограммы будут достигнуты следующие показатели:
доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства - 6,0%;
доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, - 0,9%;
выполнение предусмотренного лесным планом Красноярского края объема по лесовосстановлению - 100%;
доля площади списанных (погибших) лесных культур 10-летнего и младшего возрастов в площади созданных лесных культур за последние 10 лет не более 10%;
сохранение доли выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги на уровне 90%.
Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы будет следующий:
повысится съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
повысится степень использования лесного сырья, тем самым улучшится экономика отрасли, что приведет к устойчивому развитию лесного сектора экономики.
Подпрограмма "Охрана и защита леса".
Общекраевой проблемой является сохранность лесов края от лесных пожаров.
Анализ причин возникновения проблемы показывает, что ущерб от лесных пожаров значительно превышает величину общих расходов на охрану лесов.
Реализация подпрограммы направлена на организацию и обеспечение охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда края.
В рамках переданных Российской Федерацией Красноярскому краю полномочий в области лесных отношений в подпрограмме определяется комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений.
Целью подпрограммы является создание условий для повышения эффективности охраны лесов.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующей задачи: повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров, которые позволят сократить ущерб от лесных пожаров;
оснащение краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - КГАУ "Лесопожарный центр") специализированной лесопожарной техникой и оборудованием на 87 процентов от потребности для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Сроки реализации подпрограммы: 2019-2021 годы.
В результате реализации мероприятий подпрограммы значительно сократятся потери лесного хозяйства от лесных пожаров.
Планируется обеспечить охрану лесов на территории края за счет выполнения первичных мер пожарной безопасности на землях лесного фонда, приобретения противопожарного снаряжения и инвентаря, обеспечения содержания пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создания резерва пожарной техники и оборудования, проведения ежегодной переподготовки специалистов, обеспечивающих обнаружение и тушение лесных пожаров.
К концу 2021 года планируется достичь следующих результатов:
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров составит 84,8%.
Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено неблагоприятными природными условиями (высокие положительные температуры и дефицит осадков), сопровождающимися высокой грозовой активностью, что способствует возникновению высокой и чрезвычайной горимости лесов.
Согласно прогнозам, при сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество пожаров и площадь, пройденная лесными пожарами, останутся на прежнем уровне.
Средняя ежегодная гибель лесов от пожаров может увеличиться до 60 тыс.га (при 22 тыс.га за 3 года).
Региональным проектом предусмотрено на 2019-2021 годы приобретение лесопожарной техники (в 2019 году - 45 единиц лесопожарной техники и 542 единицы оборудования (ранцевый огнетушитель, зажигательный аппарат), в 2020 году - 17 единиц, в 2021 году - 13 единиц) для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров на 263,9 млн рублей. Это позволит повысить скорость реагирования лесопожарных служб и, как следствие, снизить ущерб.
В подпрограмме в 2019 году запланированы расходы в размере 13 072,4 тыс. рублей на создание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края, а именно установка и содержание 30 видеокамер.
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".
Подпрограмма направлена на достижение цели и задач государственной программы и предусматривает обеспечение выполнения функций государственного управления в области лесных отношений, повышение эффективности бюджетных расходов, а также обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе предотвращение нелегальных рубок.
Целью подпрограммы является повышение эффективности управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
доведение средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс.га земель лесного фонда, до 0,1 человека;
достижение положительной динамики предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года не менее 5%;
соотношение ущерба от незаконных рубок и платежей в бюджетную систему Российской Федерации за заготовку древесины - 11%;
соотношение количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства, совершенных выявленными (установленными) нарушителями лесного законодательства, и общего количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства - 84%;
соотношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства и суммы нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства (возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства) - 16,0%;
количество зарегистрированных министерством лесного хозяйства Красноярского края (КГКУ "Лесная охрана") нарушений лесного законодательства в расчете на одно должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор (лесную охрану) - 17,0 нарушений.
Сроки реализации подпрограммы: 2019-2021 годы.
Подпрограммы государственной программы приведены в приложениях N 3, 4, 5 к государственной программе.
Реализация отдельных мероприятий государственной программой не предусмотрена.
6. Основные меры правового регулирования в области лесного хозяйства, направленные на достижение цели и (или) задач государственной программы
Для достижения цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы принятия нормативных правовых актов не требуется.
7. Информация об объектах недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению
Строительство, реконструкция, техническое перевооружение или приобретение объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края в рамках государственной программы не предусмотрено.
8. Информация по ресурсному обеспечению государственной программы
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Красноярского края за счет средств краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из бюджетов других уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, приведена в приложении N 1 к государственной программе.
Информация об источниках финансирования подпрограмм (средства краевого бюджета, в том числе средства, поступившие из бюджетов других уровней бюджетной системы, бюджетов государственных внебюджетных фондов) приведена в приложении N 2 к государственной программе.
Раздел 9 изменен с 18 мая 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 14 мая 2019 г. N 254-П
9. Информация о мероприятиях государственной программы Красноярского края, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, кадровое обеспечение
Информатизация в лесном хозяйстве края предусматривает совершенствование существующей системы: единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней.
Существенным продвижением в решении вопроса упорядочения использования лесов, в том числе сокращения нелегального оборота древесины, стало внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающих контроль за осуществлением рубок, происхождением древесины и ее оборотом. Основным инструментом реализации требований указанного документа стала единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней, дальнейшее развитие которой будет направлено на расширение базы данных об участниках лесных отношений и возможностей ее использования заинтересованными лицами.
Реализация мероприятий, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, предусмотрена в государственной программе за счет приносящей доход деятельности лесничеств в рамках заключенных договоров с Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" Институт леса им. В.Н.Сукачева Сибирского отделения Российской академии наук - обособленное подразделение Федерального исследовательского центра "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук".
Преобразований требует кадровое и научное обеспечение лесного хозяйства края. В настоящее время общая численность специалистов лесного хозяйства на территории края составляет около 1,5 тыс. человек, что недостаточно для качественного выполнения требуемых работ и услуг.
Несмотря на некоторое увеличение численности персонала лесничеств в последние годы (за счет средств от приносящей доход деятельности), в среднем на одно лесничество приходится не более 10-15 работников, на одно участковое лесничество не более 3 работников.
К основным социальным факторам, формирующим риски для развития лесного хозяйства в крае, можно отнести низкий уровень оплаты труда (по сравнению с другими отраслями), падение престижа профессии, низкую мотивацию для качественного выполнения работ. Причины таких неблагоприятных изменений связаны в том числе с процессами урбанизации и низким уровнем развития сельских территорий.
В связи с этим являются актуальными вопросы повышения уровня знаний и квалификации работников отрасли, прежде всего в лесничествах, а также вопросы модернизации системы профессионального образования.
Важно обеспечить в условиях реформы образования в России преемственность опыта подготовки лесных кадров, сохранив квалификационные особенности в подготовке лесных специалистов и обеспечив их требуемую численность. Сегодня в системе лесного образования в крае только Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева осуществляет полный спектр профильной подготовки лесных специалистов.
В условиях реформы образования в крае необходимо сохранить профессиональную ориентацию переданных в их подчинение лесных техникумов. В крае ведет подготовку специалистов для лесной отрасли краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Дивногорский техникум лесных технологий" с полным набором профильных лесных специальностей.
Повысить престиж лесных профессий и привлечь молодых специалистов в лесную отрасль может развитие школьных лесничеств, общее количество которых по состоянию на 1 января 2019 года в крае составляет 39.
Решение вопроса закрепления кадров, особенно молодых специалистов, в лесной отрасли может быть в определенной мере обеспечено комплексом мер, направленных на увеличение заработной платы в отрасли до уровня не ниже средней по региону, выделение субсидий на жилье в сельской местности сотрудникам лесничеств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.