Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 25 сентября 2018 г. N 552-П
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 г. N 442-П
Государственная программа Красноярского края
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края"
20 мая, 2 июня, 1 октября, 28 декабря 2015 г., 5 июля, 7 октября 2016 г., 20 июня, 5 октября 2017 г., 15 мая, 25 сентября, 30 октября 2018 г.
1. Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирование и реализация"; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель государственной программы |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края (далее - Агентство) |
Соисполнители государственной программы |
министерство культуры Красноярского края |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы |
1. "Формирование общероссийской идентичности"; 2. "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества"; 3. "Сохранение и развитие этнокультурных традиций"; 4. "Противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии" |
Цель государственной программы |
укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае |
Задачи государственной программы |
1. Содействие укреплению единой российской гражданской нации. 2. Развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края. 3. Развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края. 4. Выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2015-2030 годы, этапы реализации государственной программы не выделяются |
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы |
приведен в приложении к паспорту программы |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы |
объем финансирования государственной программы составляет 890 824,4 тыс. рублей, в том числе по годам: из средств федерального бюджета: 62 381,1 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 29 076,4 тыс. рублей; 2017 год - 9 116,0 тыс. рублей; 2018 год - 7 848,2 тыс. рублей; 2019 год - 8 170,5 тыс. рублей; 2020 год - 8 170,0 тыс. рублей; из средств краевого бюджета: 828 443,3 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 82 417,1 тыс. рублей; 2016 год - 76 610,1 тыс. рублей; 2017 год - 80 669,7 тыс. рублей; 2018 год - 197 856,0 тыс. рублей; 2019 год - 224 686,4 тыс. рублей; 2020 год - 83 102,0 тыс. рублей; 2021 год - 83 102,0 тыс. рублей |
2. Характеристика текущего состояния в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края с указанием основных показателей социально-экономического развития Красноярского края
Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. На его территории проживают представители 159 национальностей (2002 г. - 137, 1989 г. - 124). Большинство из них на протяжении многих веков жили в мире и согласии, совместно осваивали огромные территории на берегах Енисея, внося посильный вклад в историю Красноярского края, в развитие его экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.
Изменения, произошедшие с начала 1990-х годов во всех сферах жизни России, потребовали от властей новых подходов в реализации государственной национальной политики с учетом региональных особенностей.
На федеральном уровне были приняты такие документы, как Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
В Красноярском крае за этот период были приняты такие стратегически важные документы, как региональная стратегия государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года (утверждена указом Губернатора края от 05.04.2018 N 97-уг), Концепция региональной национальной политики Красноярского края (утверждена постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 N 5-263П), Концепция устойчивого развития коренных
малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы (утверждена распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р), а также иные нормативные правовые акты
в отношении коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и российского казачества.
В то же время результаты социологических опросов населения о межнациональных отношениях в субъектах Российской Федерации, проведенных в феврале 2014 года, свидетельствуют о нарастании негативных тенденций и ксенофобских настроений в общественном мнении жителей Красноярского края. Причем многие показатели по краю оказались хуже в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа (далее - СФО).
Так, удельный вес жителей Красноярского края, дающих негативную оценку межнациональным отношениям в своем регионе на протяжении последнего года, составил 25,3% (последнее рейтинговое место в СФО). Для сравнения, в Кемеровской области данный показатель составил 20,8%, Иркутской и Томской областях - по 15,0%, Новосибирской области - 13,8%, Омской - 7,8%, в среднем по СФО - 12,8%.
Более 28,8% населения Красноярского края считают, что в населенном пункте их проживания возможен серьезный конфликт на национальной почве. В большинстве регионов СФО этот показатель значительно лучше: в Омской области - 9,3%, Новосибирской области - 13,1%, Кемеровской и Иркутской областях - 22,4%; в среднем по СФО - 17,9%.
Данная тревожная ситуация стала следствием объективных общероссийских тенденций, а также региональных особенностей Красноярского края.
Ускоренными темпами происходит изменение традиционной, сложившейся на протяжении XIX-XX столетий межнациональной палитры. За последние четверть века численность старожильческих, адаптированных к местным условиям народов (украинцы, белорусы, татары, чуваши, немцы, мордва и другие) уменьшилась в 1,4-2 раза. Причина - снижение демографического прироста, миграционная убыль и ассимиляция. Напротив, за этот же период в 1,5-3,5 раза увеличили свою численность в крае народы Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, как по причине усиленной рождаемости, так и вследствие миграционного прироста.
Следует учитывать, что в миграционном вопросе национальный аспект тесно переплетается с религиозным, так как большинство трудовых мигрантов прибывает из мусульманских стран с ортодоксальными, нетипичными для России направлениями ислама. Из 159 национальностей, проживающих в Красноярском крае, 44 придерживаются исламской религии или культуры.
Усиление интолерантного общественного мнения по национальному вопросу происходит из-за некорректного его освещения в центральных и местных СМИ. Красноярские телеканалы и газеты, являющиеся в своей массе частными СМИ, в интересах поддержания своего рейтинга нередко публикуют скандальные материалы. Большое количество позитивных, культурно-просветительских событий и акций, проводимых национальными общественными объединениями, практически не находят отражения в краевых СМИ.
Между тем, как показывают социологические исследования Красноярского края, доминирующую роль в формировании общественного мнения по национальной проблематике оказывают электронные СМИ - телевидение, а для молодежи - Интернет и социальные сети.
В деле воспитания толерантных и интернациональных установок среди детей и молодежи существенно снизилась роль таких традиционных общественных институтов, как семья и школа. Между тем, именно молодежная среда подвержена более всего влиянию национального и религиозного радикализма и экстремизма. Социологические срезы свидетельствуют, что среди школьников старших классов и особенно учащихся технических лицеев Красноярского края очень развита ксенофобия в отношении мигрантов.
Таким образом, в сфере межнациональных отношений на территории Красноярского края имеются следующие угрозы:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
рост националистических и радикальных настроений; рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточная координация усилий государственных органов и институтов гражданского общества по использованию имеющихся ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение неудовлетворенности среди отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионе;
снижение защитных мер в отношении уникального этнокультурного многообразия народов края;
политизация религиозного и этнического факторов; усложнение религиозно-политической ситуации, в том числе по причине попыток извне радикализировать часть религиозного сообщества.
Все это в конечном итоге свидетельствуют о необходимости системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера.
Поскольку в последние годы поддержка за счет средств федерального и краевого бюджетов реализации национальной политики на территории Красноярского края носила фрагментарный характер, а средства были сосредоточены на небольших в численном отношении группах (КМНС, российские немцы, отдельные группы национальных меньшинств), существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных, социально значимых проектов и мероприятий, недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты реализации государственной программы.
Правовые риски могут быть связаны с изменением федеральных и краевых нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере реализации государственной программы.
Возможны также риски, связанные с такими особенностями этнокультурной сферы, как устойчивость национальных и религиозных традиций. Это ведет к отложенному по времени социальному эффекту по таким показателям, как рост толерантности, изменение ценностных ориентаций и норм поведения людей, снижение прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов, улучшение этнокультурного и социального самочувствия старожильческих народов России, адаптация и интеграция мигрантов, повышение эффективности использования этнокультурного потенциала края и инвестиционной привлекательности региона.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается:
мониторинг и оценка эффективности реализации государственной программы в отчетном периоде, учет результатов мониторинга при распределении или изменении объемов финансирования в очередном финансовом году;
осуществление внутреннего контроля исполнения мероприятий государственной программы;
перераспределение объемов финансирования государственной программы в зависимости от складывающейся ситуации в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции развития соответствующей сферы
Основными приоритетами в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края является сохранение этнокультурного многообразия народов России, обеспечение популяризации исторического и культурного наследия народов России и увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, а также поддержка самобытной культуры российского казачества и повышение его роли в воспитании подрастающего поколения.
Данные приоритеты государственной политики формируют цель государственной программы - укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае.
Реализация государственной программы направлена на достижение следующих задач:
1) содействие укреплению единой российской гражданской нации;
2) развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края;
3) развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края;
4) выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий.
Государственная программа должна:
активизировать процессы по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
укрепить традиционные нравственные ценности народов России, проживающих на территории Красноярского края;
усилить меры по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;
повысить эффективность межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации национальной политики на территории Красноярского края, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края, развитие спортивного и туристического кластеров.
4. Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие сферы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов
Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие сферы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов на территории Красноярского края приведен в перечне целевых показателей с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации (приложение к паспорту государственной программы).
Ожидаемые результаты реализации государственной программы к концу 2030 года следующие:
уровень общероссийской гражданской идентичности увеличится до 89,0%;
доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признакам национальности, языка, религии, в общем количестве опрошенных жителей Красноярского края увеличится до 80,0%;
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Красноярском крае, в общем количестве опрошенных жителей Красноярского края увеличится до 66,5% процентов.
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям государственной программы
5.1. Для достижения цели государственной программы и решения задач в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края в государственную программу включены четыре подпрограммы:#
5.2. Подпрограмма N 1 "Формирование общероссийской идентичности" (далее - подпрограмма N 1).
Реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации в целом и в Красноярском крае в частности испытывает значительные трудности, обусловленные внешними и внутренними вызовами и угрозами.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. в Красноярском крае численность нерусского населения достигает 300 тыс. чел., или 10,5 процента, а с учетом мигрантов превышает 400 тыс. человек.
На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества. В Красноярском крае рельефно отразились все общероссийские проблемы, связанные с внешней и внутренней миграцией, имеющие национальную и конфессиональную окраску. И, как следствие, - рост этнической и религиозной нетерпимости, мигрантофобии.
По итогам социологических опросов осени 2012 года общественного мнения населения Красноярского края в той или иной степени не удовлетворены (ответы: "совершенно не удовлетворен" и "скорее не удовлетворен") ситуацией в межрелигиозных отношениях в крае 17,9% опрошенных. Ситуацией в межнациональных отношениях в той или иной степени недовольны 32,4% респондентов. А в отношении миграционной политики выразили неудовлетворение уже 40,6 процента.
Наиболее критично по данному вопросу высказываются горожане. По данным опроса января 2014 года 35,4% жителей городов Красноярского края недовольны положением дел в сфере межнациональных отношений в регионе.
В отдельных молодежных возрастных и социальных группах уровень мигрантофобии превышает 60 процентов. Отметим, что негативное восприятие мигрантов усиливается в зависимости от увеличения диспропорции между богатыми и бедными, а также ухудшения социально-экономического положения части старожильческого населения.
Целью подпрограммы N 1 является содействие укреплению единой российской гражданской нации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
укрепление гражданского и духовного единства российской нации на территории Красноярского края;
содействие формированию и поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей в информационном пространстве.
Для решения указанных задач необходимо проведение общих межнациональных мероприятий с участием граждан Российской Федерации различных национальностей и вероисповеданий.
Сроки реализации подпрограммы N 1: с 2015 по 2021 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 1, направленных на решение поставленных задач, является создание условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, что будет способствовать общественно-политической стабильности в Красноярском крае, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации в Красноярском крае, повышению эффективности деятельности институтов гражданского общества в сфере межнациональных отношений.
К концу 2021 года:
количество жителей Красноярского края, информированных о деятельности органов власти в сфере национальной политики, должно составлять ежегодно не менее 365,0 тыс. человек, в том числе количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, должно составлять не менее 120,0 тысяч человек;
количество проведенных межнациональных мероприятий сохранится на уровне 55 ежегодно.
Реализация мероприятий подпрограммы N 1 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 1, в том числе:
содействие на территории Красноярского края обеспечению приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;
стимулировать формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов, проживающих в Красноярском крае;
повышение уровня привлечения средств массовой информации края для популяризации идеологии мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях;
содействие поддержанию стабильности в социальной и общественно- политической сфере многонационального и поликонфессионального общественного социума Красноярского края.
Обеспечение поддержания мира и согласия в общественных отношениях сферы межнациональных и межконфессиональных связей и опосредованно благоприятно отразится на социально-экономической стабильности и инвестиционной привлекательности Красноярского края.
5.3. Подпрограмма N 2 "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества" (далее - подпрограмма N 2).
В общественном сознании русскоязычного населения наблюдается рост психологической неудовлетворенности в области сохранения и развития православных традиций, духовной культуры и этнического самосознания. Наиболее остро данные аспекты проявляются среди таких этнокультурных и этноконфессиональных групп русского народа, как старообрядцы, старожилы-ангарцы, казаки.
При этом в последние годы на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации усиливается интерес к российскому казачеству как составной части русского этноса. Красноярский край является базовой территорией, где возрождаются традиции российского казачества. Уже в апреле 1991 года было воссоздано Енисейское войсковое казачье общество (далее - ЕВКО). К сентябрю 2014 года в его структуре насчитывалось 25 казачьих обществ: отдельских, городских, станичных и хуторских. Помимо зарегистрированных в установленных законом порядке казачьих обществ, в Красноярском крае действуют также общественные казачьи формирования.
Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость сохранения русской культуры и языка, историко-культурного и духовного наследия русского старожильческого населения края; содействию развитию и консолидации российского казачества, поддержки традиционного образа жизни и самобытной казачьей культуры.
Целью подпрограммы N 2 является развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории края и поддержка российского казачества Красноярского края.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
сохранение русской культуры и языка, историко-культурного и духовного наследия русского старожильческого населения края;
содействие развитию и консолидации российского казачества, поддержки традиционного образа жизни и самобытной казачьей культуры.
Для решения указанных задач необходимо проведение мероприятий по развитию этнокультурной сферы и духовного самосознания с участием русского старожильческого населения Красноярского края, в том числе российского казачества.
Сроки реализации подпрограммы N 2: с 2015 по 2021 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 2, направленных на решение поставленных задач, станет создание условий для улучшения социального, психологического и духовного самочувствия представителей русского этноса и его субэтнических групп, в том числе российского казачества Красноярского края, повышении эффективности образованных ими институтов гражданского общества. Все это в конечном итоге благоприятно отразится на формировании атмосферы мира и согласия между представителями русскоязычного старожильческого большинства и национальностей, на сохранении общественно-политической стабильности в Красноярском крае, укреплении гражданского единства российской нации.
К концу 2021 года количество участников мероприятий должно составлять не менее 16,7 тыс. человек.
Реализация мероприятий подпрограммы N 2 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 2, в том числе:
улучшить социокультурное самочувствие русского народа и его субэтнических групп (казачество, ангарцы-старожилы, старообрядцы);
уменьшить потребность социокультурного, духовного и психологического характера русскоязычного народа и его субэтнических групп;
усилить формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям русского населения;
усилить поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание жителей Красноярского края;
повысить обеспеченность этнокультурных, духовных потребностей российского казачества;
успешно противодействовать попыткам политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний.
5.4. Подпрограмма N 3 "Сохранение и развитие этнокультурных традиций" (далее - подпрограмма N 3).
К началу 2014 года в Красноярском крае функционировало свыше 80 зарегистрированных национально-культурных организаций, в том числе 8 региональных и 24 местных национально-культурных автономии, с участием 54 этносов, а с учетом их филиалов, центров и представительств количество национальных институтов гражданского общества достигает двух сотен. Они проводят большую работу не только в деле сохранения и развития своего языка, культуры и традиций, но и в области проведения научно-краеведческих исследований, культурного просветительства, развития деловых связей с исторической родиной, социокультурной адаптации прибывающих в регион соотечественников.
Между тем, среди национальных меньшинств, составляющих по численности 95% нерусского сообщества Красноярского края, прослеживается недовольство уровнем обеспечения их культурно-языковых прав, что ведет к ускорению ассимиляционных процессов в их среде. На проявление ксенофобии и этнической нетерпимости в Красноярском крае оказывают влияние такие факторы, как правовой нигилизм в сфере национальных отношений, размывание традиционных нравственных ценностей народов, распространенность отрицательных стереотипов в отношении некоторых этносов, недостаточная урегулированность миграционных процессов, проблем социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, низкий уровень толерантности по отношению к национальному, религиозному и особенно миграционному аспектам.
Социокультурные особенности Красноярского края обусловили необходимость решения задачи по поддержке национальных традиций и культурной самобытности народов, проживающих на территории Красноярского края. Это позволит снизить социальную и психологическую напряженность в межнациональном сообществе, снизить риски, связанные с проявлением этноксенофобии, активизировать развитие социально-экономических связей с субъектами Российской Федерации и зарубежных стран.
Целью подпрограммы N 3 является развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края. Для достижения указанной цели необходимо решить задачу по поддержке национально-культурной самобытности народов, проживающих на территории Красноярского края.
Для решения указанной задачи необходимо проведение отдельных национальных (этнических) мероприятий народов, проживающих на территории Красноярского края.
Сроки реализации подпрограммы N 3: с 2015 по 2021 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 3, направленных на решение поставленной задачи, является создание условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, что будет способствовать общественно-политической стабильности в Красноярском крае, а также осуществление эффективной деятельности национальных институтов гражданского общества, направленной на решение социальных, культурных и духовных проблем социума в Красноярском крае, повышение инвестиционной привлекательности Красноярского края.
К концу 2021 года численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Красноярского края, должно составлять не менее 33 тыс. человек.
Реализация мероприятий подпрограммы N 3 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 3, в том числе:
не допустить размывания традиционных нравственных ценностей народов России, проживающих на территории Красноярского края;
уменьшить распространенность и влияние негативных стереотипов в отношении других народов;
сократить число асоциальных и не адаптированных к условиям жизнедеятельности и традициям жителей Красноярского края мигрантов;
повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края, развитие спортивного и туристического кластеров;
облегчить исполнение ряда международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств и коренных народов, содержащихся в ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.
5.5. Подпрограмма N 4 "Противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии" (далее - подпрограмма N 4).
В последние годы в Красноярском крае актуализируются вопросы интеграции трудовых мигрантов, число которых в Красноярском крае уже превышает 100 тыс. чел., основная масса которых аккумулируется в таких крупных городах, как Красноярск и Норильск, с негативной тенденцией анклавности расселения, самоизоляционизма и геттоизации. Нерегулируемый рост числа внешних трудовых мигрантов из стран Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающей стороны закономерно вызывают недовольство у старожильческого населения. Негативно влияет на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в Красноярском крае и развитие внутренней миграции, в особенности из Северо-Кавказского федерального округа.
Экспертные данные, указанные в информационных бюллетенях по вопросам межэтнических, межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае (N 6 за 2011 год, N 7 за 2012 год, N 8 за 2012 год), показывают, что формировавшийся веками в крае этнический баланс меняется в сторону усиления миграционно активных диаспор. В связи с этим среди старожильческого населения наблюдается высокий уровень ксенофобии по этническому, религиозному и особенно миграционному признакам. По итогам социологических опросов населения Красноярского края в начале 2014 года 58,8% горожан высказалось за ужесточение государственного контроля в отношении мигрантов, находящихся в регионе. За ослабление контроля высказалось только 9,2% респондентов. Только четверть опрошенных (24,5%) считает, что Красноярский край получает пользу от привлечения трудовых мигрантов, в то время как 44,0% респондентов считает их присутствие на территории региона вредным. В то же время привлечение мигрантов в край большинство опрошенных (61,2%) не связывает с угрозой региональному рынку труда. Озабоченность у красноярцев вызывают угрозы, связанные с криминогенностью, игнорированием приезжими местной культуры, традиций и обычаев.
Вследствие чего, в общественной среде возрастает уровень мигрантофобии, достигающей в отдельных молодежных возрастных и социальных группах 60%, а в симпатиях к радикальным националистическим движениям признается почти каждый десятый старшеклассник или студент г. Красноярска.
Учитывая, что в обозримой перспективе можно прогнозировать дальнейшее развитие миграционных процессов, особое значение приобретает задача содействия интеграции мигрантов в красноярскую социокультурную среду через расширение культурно-просветительской деятельности национальных НКО, сопровождение с их стороны (информационное, правовое, справочное) интеграционных процессов среди иммигрантов, развитие мероприятий межнационального характера общекраевого уровня, особенно в молодежной среде, направленных на формирование здорового образа жизни и этнотолерантной идеологии.
Для преодоления угрозы межнациональной напряженности, этнического экстремизма и ксенофобии необходимо решение задачи по созданию структуры взаимодействия с национальными сообществами через краевое государственное автономное учреждение "Дом Дружбы народов Красноярского края", колл-центр, центр по адаптации и интеграции мигрантов, стимулирование органов местного самоуправления на реализацию мер по профилактике ситуации в сфере межнациональных отношений.
Решение данной задачи позволит существенно снизить риски по возникновению конфликтов на межнациональной почве и повысить уровень социальной и экономической стабильности в регионе.
Мероприятия подпрограммы N 4 направлены на создание систем, организацию и проведение мероприятий (праздники, фестивали, акции, слеты, конкурсы, мероприятия) информационного, справочного, социального, культурного, аналитического, просветительского характера, направленных выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидацию последствий.
Целью подпрограммы N 4 является выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждения и ликвидация последствий.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение деятельности (оказание услуг) краевого государственного автономного учреждения "Дом дружбы народов Красноярского края";
осуществление системы мониторинга в сфере межнациональных, межрелигиозных и миграционных отношений;
создание системы (структуры) социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в реализации мер, по укреплению межнационального и межконфессионального согласия.
Сроки реализации подпрограммы N 4: с 2015 по 2021 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 4, направленных на решение поставленных задач, является создание условий для эффективной работы с национальными сообществами Красноярского края по адаптации и интеграции мигрантов, по осуществлению мониторинга выявления формирующихся конфликтов, активизации органов местного самоуправления, направленных на противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии, способствующих формированию условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, а в конечном итоге - общественно-политической стабильности в Красноярском крае.
К концу 2021 года:
удельный вес жителей Красноярского края, считающих возможным возникновение серьезного конфликта на национальной почве в населенном пункте их проживания, составит не более 22,8 процентов;
доля граждан, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общем количестве опрошенных жителей Красноярского края, увеличится до 63,5%.
Реализация мероприятий подпрограммы N 4 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 4, в том числе:
системную, многоуровневую работу среди национальных сообществ, а также культурно-просветительскую деятельность среди старожильческого населения;
сбор информации о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных отношений для своевременного принятия необходимых мер по их урегулированию и преодолению последствий;
обеспечение повышения уровня социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, создание условий для снижения уровня нелегальной миграции на территории края и повышения эффективности мер по снижению криминогенности в их среде;
повышение активности национально-культурных объединений и национальных сообществ муниципальных образований в области гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
В рамках государственной программы отдельные мероприятия государственной программы не реализуются. Мероприятия, направленные на изменение окружающей среды в подпрограммах отсутствуют.
Подпрограммы, реализуемые в рамках государственной программы, изложены в приложениях N 1-4 к государственной программе.
6. Основные меры правового регулирования в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, направленные на достижение цели и задач государственной программы
Основные меры правового регулирования в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, направленные на достижение цели и задач государственной программы, указаны в приложении N 5 к государственной программе.
План мероприятий государственной программы на очередной финансовый год в срок не позднее 31 декабря текущего года утверждается комиссией по разработке плана мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края, на очередной финансовый год (далее - комиссия) с учетом предложений Общественной палаты Красноярского края и Гражданской ассамблеи Красноярского края. Состав комиссии и положение о комиссии утверждаются Агентством. В состав комиссии входят представители Агентства, Законодательного Собрания Красноярского края, Общественной палаты Красноярского края, Гражданской ассамблеи Красноярского края, управления общественных связей Губернатора Красноярского края.
7. Информация о бюджетных ассигнованиях на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Красноярского края, а также бюджетных ассигнованиях на осуществление краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями и краевыми унитарными предприятиями за счет средств субсидии из краевого бюджета капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края
Информация о бюджетных ассигнованиях на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Красноярского края, а также бюджетных ассигнованиях на осуществление краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями и краевыми унитарными предприятиями за счет средств субсидии из краевого бюджета капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края, указана в приложении N 6 к государственной программе.
8. Информация о ресурсном обеспечении государственной программы
Информация о ресурсном обеспечении государственной программы за счет средств краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из бюджетов других уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов (с расшифровкой по главным распорядителям средств краевого бюджета, в разрезе подпрограмм государственной программы края отдельных мероприятий государственной программы края), представлена в приложении N 7 к государственной программе.
Информация об источниках финансирования подпрограмм, отдельных мероприятий государственной программы (средства краевого бюджета, в том числе средства, поступившие из бюджетов других уровней бюджетной системы, бюджетов государственных внебюджетных фондов) представлена в приложении N 8 к государственной программе.
Финансирование отдельных мероприятий в рамках государственной программы не осуществляется.
9. Информация о мероприятиях, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности
Государственная программа не содержит мероприятий, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.