Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип прозрачности (открытости). Принцип прозрачности (открытости) в том числе означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
Реализация данного принципа органами государственной власти и органами местного самоуправления не всегда обеспечивала понимание проводимой бюджетной политики неподготовленными пользователями.
Задача обеспечения прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества была поставлена Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013-2015 годах". С этой целью совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 86н, Министерства регионального развития Российской Федерации N 357, Министерства экономического развития России N 468 от 22.08.2013 были утверждены Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме (далее - Методические рекомендации).
В Методических рекомендациях впервые введено понятие "бюджет для граждан", под которым понимается документ (брошюра), (информационный ресурс), содержащий основные положения проекта бюджета (закона (решения) о бюджете, закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) субъекта Российской Федерации, муниципального образования в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме, разрабатываемый в целях ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований (далее - "бюджет для граждан").
В Бюджетном послании Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" Президент Российской Федерации поставил задачу с 2013 года на всех уровнях управления регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру "Бюджет для граждан".
В Красноярском крае практика представления бюджета в доступном для граждан формате введена с 2007 года путем разработки и ежегодного издания брошюры "Путеводитель по бюджету Красноярского края".
Печатные экземпляры брошюры, как правило, распространяются на публичных слушаниях по проектам законов Красноярского края об утверждении краевого бюджета и об отчете об исполнении краевого бюджета, молодежных мероприятиях, через сеть библиотек, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению, общественный совет при министерстве финансов Красноярского края, а также во время проведения уроков финансовой грамотности в учреждениях образования и встреч с представителями средств массовой информации.
Помимо брошюры, в крае функционирует информационный ресурс: в 2013 году на официальном сайте министерства финансов Красноярского края создана отдельная рубрика под названием "Открытый бюджет". Концепция представления данных в указанной рубрике состоит в том, чтобы наглядно представить основы финансовых взаимоотношений между обществом и государством, заинтересовать и побудить желание к дальнейшему изучению, пониманию бюджетного процесса, конечным результатом которого должна стать активизация гражданской позиции граждан, выраженная в высказывании своего мнения по вопросам бюджета, предложении различного рода инициатив, участия в публичных слушаниях по вопросам бюджета, участия в деятельности общественных организаций (общественных советов) и т.д.
В рубрике представлены такие материалы, как словарь основных терминов и понятий, подборка брошюр "Путеводитель по бюджету Красноярского края", сведения об исполнении бюджета в виде таблиц и диаграмм, формы обратной связи с жителями края и др.
Опыт Красноярского края получил высокую оценку на федеральном уровне. В 2013 году регион был признан победителем конкурса, проведенного Министерством финансов Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", в номинации "Практика формирования "Открытого бюджета".
Кроме того, по результатам рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных в 2014 году, опубликованным ООО "Центр прикладной экономики" (г. Москва), Красноярский край занял третье место среди всех регионов России и второе место среди субъектов Сибирского федерального округа. По одному из четырех локальных рейтингов, на основе которых выстраивался сводный рейтинг, Красноярский край стал абсолютным лидером в России благодаря публикации "Путеводителя по бюджету Красноярского края".
Работа по созданию бюджета для граждан ведется и в муниципальных образованиях края. Проведенный в марте 2014 года министерством финансов Красноярского края анализ практики представления бюджета в доступном для граждан формате в муниципальных образованиях края показал, что из 61 городского округа и муниципального района края бюджет для граждан ежегодно разрабатывается в 19 муниципальных образованиях края, формируется в настоящее время - в 27 территориях края, в 15 - планируется.
Таким образом, не все городские округа и муниципальные районы края полноценно внедрили практику разработки бюджета для граждан. Кроме того, министерством финансов Красноярского края выявлен ряд существенных недостатков в данной работе. Основные из них - отсутствие адаптации информации о бюджете для неподготовленных пользователей (публикация нормативных правовых актов о местных бюджетах под заголовком "бюджет для граждан", перегруженность таблицами, текстовыми статьями, использование профессиональных терминов), отсутствие своевременной актуализации информации, а также отсутствие обратной связи с населением.
Для вовлечения всех муниципальных образований в процесс формирования бюджета для граждан, а также для повышения качества этой работы поставлена задача по формированию для органов местного самоуправления ориентиров и стимулов для повышения открытости бюджетных данных и использованию механизмов общественного участия в бюджетном процессе. С этой целью в рамках подпрограммы предлагается реализовать в 2015-2016 годах механизм поощрения органов местного самоуправления за содействие повышению уровня открытости бюджетных данных.
Планируемые промежуточные и конечные социально-экономические результаты решения обозначенных проблем по годам реализации подпрограммы приведены в разделе 2.5 и приложении N 2 к подпрограмме.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки
выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Исполнителем подпрограммы, главным распорядителем бюджетных средств является министерство финансов Красноярского края.
Министерство финансов Красноярского края осуществляет:
непосредственный контроль за ходом реализации подпрограммы;
подготовку отчетов о реализации подпрограммы и направление их ответственному исполнителю программы.
Целью подпрограммы является содействие повышению уровня открытости бюджетных данных городских округов и муниципальных районов края.
Для достижения указанной цели предлагается ежегодно осуществлять поощрение не менее 20 муниципальных образований, обеспечивающих высокий уровень открытости бюджетных данных, путем предоставления субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов края. Расчет размера субсидий производится по результатам оценки показателей, характеризующих уровень открытости бюджетных данных муниципальных образований.
Срок реализации подпрограммы: 2015-2016 годы.
Целевым индикатором, позволяющим измерить достижение цели подпрограммы, является количество муниципальных образований, имеющих оценку уровня открытости бюджетных данных в размере не менее 50% от максимальной оценки, возможной по результатам отбора (в 2015 году - не менее 20, в 2016 году - 61).
Перечень целевых индикаторов подпрограммы на весь период действия по годам ее реализации приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Средства краевого бюджета на финансирование мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, предусматриваются в форме субсидий бюджетам муниципальных образований за содействие повышению уровня открытости бюджетных данных в городских округах и муниципальных районах края (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются на осуществление городскими округами и муниципальными районами края расходов на приобретение электронно-вычислительной техники (компьютеры стационарные, ноутбуки, планшеты), запасных частей к ним; приобретение периферийных устройств (мониторы, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства с функциями печати и сканирования, проекторы и другие), запасных частей и расходных материалов к ним; приобретение источников бесперебойного питания и запасных частей к ним; приобретение серверного и сетевого оборудования и запасных частей к нему; приобретение копировально-множительной техники, запасных частей и расходных материалов к ней; приобретение презентационного оборудования (проекционные экраны, интерактивные доски); приобретение программного обеспечения, фотоаппаратуры; создание, развитие и обслуживание официального сайта муниципального образования или официального сайта администрации муниципального образования и (или) специализированного сайта муниципального образования для публикации бюджетных данных; оплату услуг по разработке программного продукта для представления информации о местном бюджете в доступной для граждан форме; оплату услуг по обеспечению доступа органов местного самоуправления в сеть Интернет; издание печатной продукции, содержащей информацию о местном бюджете в доступном для граждан формате; размещение информационных материалов о местном бюджете в средствах массовой информации; расходов на материальное поощрение работников органов местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в работе по повышению уровня открытости бюджетных данных (далее - материальное поощрение). Доля субсидии, направляемой муниципальным образованием на материальное поощрение, не должна превышать десяти процентов от общего объема субсидии, предоставленной муниципальному образованию.
Предоставление субсидий осуществляется по результатам отбора. Право на получение субсидий имеют муниципальные образования, соответствующие следующему критерию отбора:
не менее 20 муниципальных образований, имеющих наивысшую оценку показателей, характеризующих уровень открытости бюджетных данных муниципальных образований, но не ниже 50% от максимальной оценки, возможной по результатам отбора.
Порядок, условия предоставления и расходования субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов края за содействие повышению уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях и Порядок предоставления отчетности об их использовании приведены в приложении N 3 к подпрограмме.
Контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется Счетной палатой Красноярского края и службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Для организации контроля за ходом реализации подпрограммы министерство финансов Красноярского края разрабатывает и представляет до 1 марта текущего года в министерство экономики и регионального развития Красноярского края план распределения поквартально бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы на текущий год, а также план достижения поквартально значений показателей результативности в соответствии с приложением N 1 к паспорту программы.
Текущий контроль за реализацией мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется исполнителем подпрограммы путем осуществления ежеквартального мониторинга целевых индикаторов подпрограммы, принятия и рассмотрения отчетов об использовании средств, выделенных на реализацию подпрограммы, от органов местного самоуправления края - получателей средств субсидий (далее - органы местного самоуправления края).
Ответственность за достоверность представляемых отчетных данных по объемам выполненных работ и направлениям использования выделенных средств возлагается на органы местного самоуправления края в соответствии с действующим законодательством.
Внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края. Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляет Счетная палата Красноярского края.
Обеспечение целевого расходования бюджетных средств осуществляется министерством финансов Красноярского края, органами местного самоуправления края.
Органы местного самоуправления края представляют в министерство финансов Красноярского края отчет об использовании средств субсидии:
ежеквартально - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
по итогам года - не позднее 20 января года, следующего за отчетным периодом.
Министерство финансов Красноярского края ежеквартально не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляет в министерство экономики и регионального развития Красноярского края отчет о реализации подпрограммы.
Ежеквартальные и годовые отчеты о реализации подпрограммы формируются по форме и содержанию в соответствии с требованиями к отчету о реализации государственной программы, утвержденными постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации".
Годовой отчет о реализации подпрограммы должен содержать:
информацию об основных результатах, достигнутых в отчетном году, включающую качественные и количественные характеристики состояния установленной сферы деятельности, которые планировалось достигнуть в ходе реализации подпрограммы, и фактически достигнутое состояние;
сведения о достижении значений целевых индикаторов подпрограммы с обоснованием отклонений по показателям, плановые значения по которым не достигнуты;
описание результатов реализации мероприятия подпрограммы в отчетном году, а также информацию о запланированных, но не достигнутых результатах (с указанием причин);
анализ последствий нереализации мероприятия подпрограммы и анализ факторов, повлиявших на их реализацию (нереализацию);
информацию об использовании бюджетных ассигнований краевого бюджета и иных средств на реализацию подпрограммы с указанием плановых и фактических значений с расшифровкой по главным распорядителям средств краевого бюджета, мероприятиям и годам реализации подпрограммы;
конкретные результаты реализации подпрограммы, достигнутые за отчетный год, в том числе информацию о сопоставлении показателей затрат и результатов при реализации подпрограммы, а также анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.
Министерство финансов Красноярского края ежегодно уточняет целевые индикаторы и затраты по мероприятию подпрограммы, механизм реализации подпрограммы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий подпрограммы направлена на формирование для органов местного самоуправления ориентиров и стимулов для повышения открытости бюджетных данных и использования механизмов общественного участия в бюджетном процессе.
Принятие таких мер приведет к повышению открытости и доступности данных о местных бюджетах и, как следствие, пониманию проводимой бюджетной политики неподготовленными пользователями, формированию активной позиции у населения по решению вопросов местного значения, увеличению степени вовлеченности населения в бюджетный процесс и повышению бюджетной грамотности граждан.
В рамках реализации подпрограммы в 2015 году не менее 20 муниципальных образований края, а в 2016 году - 61 муниципальное образование края обеспечат высокий уровень открытости бюджетных данных.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
См. текст подраздела 2.7 раздела 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.