Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
2.1.1. Социально-экономическое положение Красноярского края.
Благодаря богатому ресурсному потенциалу Красноярский край является одним из наиболее индустриально развитых регионов России.
Среди 85 субъектов Российской Федерации Красноярский край занимает 8-е место по объему валового регионального продукта и входит в первую десятку регионов, формирующих более 50% суммарного ВРП регионов России.
Структура экономики Красноярского края характеризуется высоким удельным весом промышленности, доля которой в ВРП составляет 55,3%. В Красноярском крае развиты многие виды промышленной деятельности - гидроэнергетика и электроэнергетика на твердом топливе, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, лесная промышленность.
За период с 2010 года индекс промышленного производства в Красноярском крае вырос на 27,8% (по России - на 6,9%).
Промышленность обладает ключевым потенциалом для развития Красноярского края, обеспечивая занятость трети трудоспособного населения и существенный вклад в доходы бюджетов всех уровней.
Помимо промышленных отраслей существенный вклад в экономику Красноярского края вносят строительство, включая производство строительных материалов, и сельское хозяйство, являющееся базой формирования агропромышленного комплекса и обеспечивающего продовольственную безопасность региона.
С целью дальнейшего развития региональной экономики и наиболее полного использования ресурсного потенциала в Красноярском крае реализуются крупные инвестиционные проекты. Объем инвестиций в основной капитал в крае на протяжении последних десяти лет постоянно увеличивался. Объем вложений за 2010-2013 годы вырос в сопоставимых ценах на 41,4% (по России - на 6,9%). Динамика инвестиций была обусловлена реализацией на территории Красноярского края крупных инвестиционных проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, металлургии, лесном комплексе. Дальнейшее развитие экономики Красноярского края также связано с развитием данных отраслей.
По величине среднедушевых денежных доходов и среднемесячной заработной платы Красноярский край - явный и устойчивый лидер среди других регионов Сибирского федерального округа (занимает 1-е места). На российском уровне по этим показателям Красноярский край занимает 20-е и 14-е места (соответственно).
На протяжении всего периода реализации подпрограммы предполагается увеличение численности населения Красноярского края. К 2017 году численность населения Красноярского края увеличится до 2881,2 тыс. человек, или на 1,1% по отношению к 2013 году, без учета привлечения соотечественников и до 2884,7 тыс. человек, или на 1,2% по отношению к 2013 году, с учетом привлечения соотечественников.
Вследствие низкой рождаемости в 90-х годах (что характерно как для Красноярского края, так и для Российской Федерации в целом) численность населения Красноярского края в трудоспособном возрасте уменьшилась за последнее десятилетие на 129,1 тыс. человек (или на 6,7%). Стабилизации численности населения в трудоспособном возрасте в Красноярском крае не ожидается и в ближайшей перспективе.
Следовательно, рынок труда Красноярского края функционирует в условиях постепенного сокращения численности трудоспособного населения и нарастающей потребности в работниках: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до квалифицированных рабочих.
Кроме того, нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов.
В этой связи приобретает особую актуальность вопрос привлечения в экономику Красноярского края соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Подпрограмма реализуется на всей территории Красноярского края, кроме закрытых административно-территориальных округов и территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан (в соответствии с действующим законодательством), а также Березовского, Шушенского районов, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Территории городских округов и муниципальных районов Красноярского края являются территориями вселения, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы переселения в рамках реализации подпрограммы (далее - территории вселения).
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
Целью подпрограммы является стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Красноярского края.
Для достижения цели подпрограммы планируется выполнение следующих задач:
создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Красноярский край для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона;
создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы переселения и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве;
содействие обеспечению потребности экономики Красноярского края в квалифицированных кадрах.
Достижением поставленных цели и задач, способствующих добровольному переселению в Красноярский край соотечественников, проживающих за рубежом, обоснован выбор подпрограммных мероприятий.
Перечень мероприятий подпрограммы изложен согласно Типовой программе, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р, и приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
Подпрограммой предусмотрены мероприятия по оказанию государственных и муниципальных услуг участникам Государственной программы переселения и членам их семей, реализация которых осуществляется органами исполнительной власти Красноярского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в соответствии с их полномочиями и административными регламентами предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Сроки реализации подпрограммы: 2014-2018 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
В результате реализации подпрограммы планируется:
повысить информированность потенциальных участников Государственной программы переселения о механизме реализации подпрограммы, возможностях обустройства и трудоустройства на территории Красноярского края;
привлечь и закрепить прибывших участников Государственной программы переселения и членов их семей на территории вселения путем предоставления в рамках действующего законодательства гарантированных государственных и муниципальных образовательных, медицинских, социальных услуг, оказания дополнительных мер социальной поддержки, государственных услуг по оказанию содействия занятости населения;
повысить конкурентоспособность участников Государственной программы переселения и членов их семей на рынке труда.
Степень исполнения поставленной цели подпрограммы определяется посредством целевых индикаторов на весь период действия подпрограммы по годам ее реализации.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Организационные, экономические и правовые основы, необходимые для эффективной реализации подпрограммы, определены Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
С целью обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края, объединений работодателей в целях реализации подпрограммы постановлением Правительства Красноярского края от 13.11.2013 N 580-п создана межведомственная комиссия по реализации подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Красноярский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Межведомственная комиссия).
Учитывая, что миграционные процессы будут влиять на общественно-политическую ситуацию, в каждом муниципальном районе или городском округе Красноярского края территории вселения создается межведомственная комиссия по регулированию процесса переселения соотечественников из-за рубежа (далее - Комиссия). Комиссия работает под председательством главы муниципального образования Красноярского края, рассматривает и согласовывает поступающие заявления соотечественников, желающих переселиться на территорию муниципального района или городского округа Красноярского края с учетом возможности их обустройства, трудоустройства на имеющиеся вакантные рабочие места.
Ответственным исполнителем подпрограммы является уполномоченный орган - агентство труда и занятости населения Красноярского края (далее - уполномоченный орган Красноярского края).
Уполномоченный орган Красноярского края в рамках реализации подпрограммы:
подготавливает информацию о существующих вакантных рабочих местах для трудоустройства участников Государственной программы переселения и членов их семей, условиях предоставления жилья и социальных гарантий в территориях вселения, размещает ее на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", официальном сайте агентства труда и занятости населения Красноярского края в сети "Интернет", направляет в представительства Федеральной миграционной службы за рубежом, консульские отделы посольств и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом, а также в Управление Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю для размещения ее на его официальном сайте;
принимает решение об участии соотечественника в подпрограмме с указанием конкретной территории вселения, вакансии и срока ее бронирования за потенциальным участником Государственной программы переселения, размера заработной платы и вариантами первоначального жилищного обустройства либо отказе в участии.
Основанием для отказа в участии является:
отсутствие вакансий для соотечественника, соответствующей заявленной квалификации, стажу и опыту работы;
отсутствие необходимого образования, опыта и стажа работы для трудоустройства по заявленной соотечественником в заявлении вакансии.
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 2.3.4.1 и 2.3.4.2 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с порядком предоставления мер социальной поддержки, установленным Законом Красноярского края от 24.10.2013 N 5-1705 "О дополнительных мерах социальной поддержки участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселившимся в Красноярский край".
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 1.1.1-1.1.5, 2.1.1, 2.1.2, 2.2.1-2.2.3, 2.3.1-2.3.3, 2.4, 2.5.1, 2.5.2, 3.1-3.3 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах";
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы";
Законом Красноярского края от 06.10.2011 N 13-6224 "О порядке и условиях признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома";
Законом Красноярского края от 29.01.2009 N 8-2848 "О социальных выплатах по погашению основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий";
Законом Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2176 "О предоставлении социальных выплат на оплату процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий";
Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае";
Законом Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг";
Законом Красноярского края от 11.12.2012 N 3-876 "О ежемесячном пособии на ребенка";
Законом Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2703 "О мерах социальной поддержки ветеранов";
Законом Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2711 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
Законом Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае";
Законом Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6604 "О содействии занятости населения в Красноярском крае";
постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 N 636-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края";
постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2014 N 442-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края".
В реализации мероприятий принимают участие органы исполнительной власти Красноярского края, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края территорий вселения в соответствии с их полномочиями и административными регламентами предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Координацию реализации подпрограммы в каждой территории вселения осуществляет уполномоченный орган, определенный органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края территории вселения (далее - уполномоченные органы территорий вселения).
2.3.2. В результате реализации подпрограммы могут возникнуть следующие риски:
отказ работодателя от найма участника Государственной программы переселения после его приезда в связи с несоответствием квалификации требованиям рабочего места, попадание участника Государственной программы переселения в категорию безработных (безработица среди участников Государственной программы переселения);
невозможность обеспечения жильем участников Государственной программы переселения, сложности с наймом и оплатой временного жилья, неспособность семьи участника Государственной программы переселения нести расходы по аренде или приобретению постоянного жилья (жилищная необустроенность участников Государственной программы переселения);
проблемы с адаптацией соотечественников на территории вселения (рост межнациональной напряженности, обособление соотечественников, создание этносоциальных групп (неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы переселения);
несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы переселения квалификации деятельности, заявленной в заявлении соотечественника;
выезда участников Государственной программы из территории вселения ранее чем через два года;
недостижение показателей по численности прибывших участников Государственной программы переселения и членов их семей в связи с низкой информированностью соотечественников о возможности участия в подпрограмме.
В целях снижения рисков при реализации подпрограммы предполагается проведение следующих мероприятий:
предварительный подбор вариантов "подходящей" работы по заявленным в органы службы занятости населения вакансиям;
реализация мероприятий по содействию участнику Государственной программы переселения в самостоятельном поиске работы, в том числе вовлечение в программы профессиональной и социальной адаптации, переподготовки, предоставление возможности открытия собственного дела;
согласование приглашения на переселение с будущими работодателями (заключение предварительного соглашения с работодателем либо предоставление гарантийного письма участником Государственной программы переселения);
заблаговременная проработка вариантов временного размещения участников Государственной программы переселения и членов их семей;
отражение в информационном пакете для участника Государственной программы переселения полной информации об условиях временного найма жилья и стоимости проживания, условий приобретения постоянного жилья, наличия финансовых средств на первичное обустройство, дополнительных мерах по поддержке соотечественников, предусмотренных подпрограммой и условиях их предоставления;
вовлечение участников Государственной программы переселения в программы ипотечного кредитования жилья, другие программы с учетом финансовых возможностей участников Государственной программы переселения;
вовлечение участников Государственной программы переселения в культурно-массовые мероприятия, проходящие на территории Красноярского края;
наличие в подпрограмме критериев отбора соотечественников по профессионально-квалификационному признаку;
оказание содействия в переобучении по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда Красноярского края;
формирование и реализация мер по решению проблемы трудоустройства переселенцев после окончания реализации подпрограммы;
реализация программ профессионального переобучения переселенцев с целью их трудоустройства;
размещение информации в сети Интернет (на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", официальных сайтах агентства труда и занятости населения Красноярского края, Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю);
распространение информационных материалов о подпрограмме через представительства или представителей Федеральной миграционной службы за рубежом, временные группы, создаваемые из числа специалистов Федеральной миграционной службы, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;
организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
организация разъяснительной работы о задачах Государственной программы переселения в целях формирования толерантного отношения к переселенцам.
Кроме того, в целях снижения рисков принятия необоснованного решения об участии соотечественников в подпрограмме уполномоченный орган Красноярского края руководствуется Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
В целях эффективной реализации подпрограммы предусматривается следующая структура управления:
Межведомственная комиссия;
уполномоченный орган Красноярского края;
уполномоченные органы территорий вселения.
Уполномоченный орган Красноярского края в рамках реализации подпрограммы:
осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам реализации подпрограммы;
организует мониторинг выполнения подпрограммных мероприятий;
обеспечивает взаимодействие с уполномоченными органами территорий вселения в части содействия трудоустройству и социальному обустройству участников Государственной программы.
Межведомственная комиссия обеспечивает взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края территорий вселения, объединений работодателей в целях реализации подпрограммы.
Ответственным по текущему контролю за ходом реализации подпрограммы является уполномоченный орган - агентство труда и занятости населения Красноярского края.
Контроль за эффективным и целевым использованием средств краевого бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с Порядком осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в агентстве труда и занятости населения Красноярского края, утвержденного приказом агентства труда и занятости населения Красноярского края от 25.09.2014 N 269.
Контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации мероприятий подпрограммы осуществляется службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края. Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы осуществляет Счетная палата Красноярского края.
Подготовка отчетов о реализации подпрограммы осуществляется ежеквартально не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным, годовой отчет до 1 марта года, следующего за отчетным в соответствии с пунктом 5.6 Порядка принятия решений о разработке государственных программ края, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства края от 01.08.2013 N 374-п.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
В результате реализации подпрограммы планируется:
оказать содействие в переселении на постоянное место жительства в Красноярский край 5682 соотечественникам;
обеспечить проведение презентаций подпрограммы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения в количестве не менее двух раз в год;
обеспечить долю расходов бюджета Красноярского края на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы переселения и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, не менее 100,0% в общем размере расходов бюджета Красноярского края на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий;
обеспечить долю трудоустроенных участников Государственной программы переселения на уровне не ниже 85,2% от общего числа переселившихся участников Государственной программы переселения;
обеспечить долю участников Государственной программы переселения, прибывших в Красноярский край, в трудоспособном возрасте от общего числа участников Государственной программы переселения и членов их семей на уровне не менее 62,0%.
Реализация подпрограммы позволит привлечь в экономику Красноярского края квалифицированные трудовые ресурсы из числа соотечественников, проживающих за рубежом, заполнить свободные вакансии по рабочим профессиям, техническим и иным востребованным специальностям.
Эффективность реализации подпрограммы и результаты выполнения подпрограммы:
рассматриваются на заседаниях Межведомственной комиссии, которая, в случае необходимости, принимает решение о внесении в Правительство Красноярского края предложений по внесению изменений в подпрограмму;
размещаются на официальном сайте уполномоченного органа Красноярского края.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
Мероприятия, направленные на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.