Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Государственной региональной программе
Красноярского края "Профилактика правонарушений
и укрепление общественного порядка и общественной
безопасности"
Подпрограмма
"Комплексные меры противодействия распространению
наркомании и алкоголизма" на 2014-2016 годы
10 апреля 2015 г.
1. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Комплексные меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма" на 2014-2016 годы (далее - подпрограмма) |
Наименование государственной региональной программы, в рамках которой реализуется подпрограмма |
"Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности" |
Орган исполнительной власти Красноярского края и (или) иной главный распорядитель бюджетных средств, определенный в государственной региональной программе соисполнителем программы, реализующим настоящую подпрограмму (далее - исполнитель подпрограммы) |
агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края |
Цели и задачи подпрограммы |
цель - сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем, снижение негативных социально-экономических последствий, вызванных распространением наркомании и алкоголизма в Красноярском крае; задачи: 1) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, злоупотреблению алкоголем; 2) повышение уровня компетентности и квалификации специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма; 3) организация и проведение профилактических мероприятий; 4) развитие системы раннего выявления потребителей наркотиков; 5) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность; 6) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией, их реабилитации и ресоциализации; 7) проведение мониторинга наркоситуации в Красноярском крае |
Целевые индикаторы подпрограммы |
сохранение доли несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанных категорий лиц (не менее 60% ежегодно); снижение первичной наркологической заболеваемости с 20,9 единиц на 100 000 населения в 2012 году до 18,5 единиц на 100 000 населения; увеличение доли больных наркоманией, включенных в реабилитационные программы, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших основной курс лечения, с 14,6 процентов в 2012 году до 17,7 процентов в 2016 году |
Сроки реализации подпрограммы |
2014-2016 годы |
Объемы и источники финансирования |
подпрограмма финансируется за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 32 441,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 14 808,7 тыс. рублей, 2015 год - 15 041,5 тыс. рублей, 2016 год - 2 591,5 тыс. рублей; в рамках следующих государственных программ Красноярского края: "Развитие культуры" - 1 999,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1 268,3 тыс. рублей, 2015 год - 730,9 тыс. рублей; "Развитие системы социальной поддержки населения" - 647,8 тыс. рублей, в том числе 2014 год - 327,7 тыс. рублей, 2015 год - 320,1 тыс. рублей; "Развитие здравоохранения" - 22 323,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 11 225,9 тыс. рублей, 2015 год - 11 097,6 тыс. рублей; "Молодежь Красноярского края в XXI веке" - 960,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 380,0 тыс. рублей, 2015 год - 380,0 тыс. рублей, 2016 год - 200,0 тыс. рублей; "Содействие развитию гражданского общества" - 6 511,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1 728,2 тыс. рублей, 2015 год - 2 391,5 тыс. рублей, 2016 год - 2 391,5 тыс. рублей |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляют: служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края; Счетная палата Красноярского края |
2. Обоснование подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Незаконный оборот и немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотиков), а также пьянство и алкоголизм продолжают оставаться в Красноярском крае, как и в Российской Федерации в целом, одной из ведущих социально значимых проблем современного общества, определяющих необходимость постоянного и планомерного проведения всего комплекса антинаркотической работы.
Современное состояние проблемы распространения наркомании характеризуется сохранением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков опиоидной группы, стимуляторов амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, сопутствующим распространением ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.
В Красноярском крае реализация государственной политики в сфере профилактики алкоголизма и наркомании обеспечивается посредством реализации целевых программ.
Так за период действия долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае" на 2010-2012 годы доля подростков и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, составила более 65%, а их родителей - более 50%, на территории Красноярского края уничтожено свыше 7000 га очагов дикорастущей конопли, уровень компетенции и квалификации повысили 883 специалиста, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма, на 10,7% увеличилось количество больных наркоманией и алкоголизмом, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет. Реализация долгосрочных целевых программ позволила выстроить системную работу по практическому проведению комплексной индивидуально-профилактической работы с молодежью, раннему выявлению потребителей наркотиков, ежегодному уничтожению очагов дикорастущей наркосодержащей конопли на территориях, доступных подросткам и молодежи, реализации мер, направленных на организацию учреждений медико-социальной реабилитации.
Как следствие, на сегодняшний день отмечается улучшение по отдельным показателям наркоситуации в Красноярском крае. В период 2010-2012 годов показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами среди населения Красноярского края снизился по всем позициям - наркомания, токсикомания, зависимость от алкоголя, алкогольные психозы. Так, на протяжении последних 5 лет происходит снижение показателя первичной наркомании с 29,6 на 100 тысяч населения в 2009 году до 20,9 по состоянию на 01.01.2013. Общее количество зарегистрированных потребителей наркотиков снижается в Красноярском крае уже на протяжении последних 6 лет так же, как число зарегистрированных больных с алкогольной зависимостью, и составляет по состоянию на 01.01.2013 соответственно 6654 и 30147 человек. Несмотря на это показатели наркологических расстройств в Красноярском крае до настоящего времени превышают аналогичные показатели Российской Федерации. Наиболее сложная наркоситуация остается в городах Норильске, Красноярске, Дивногорске, Бородино, Минусинске, Сосновоборске, Ачинске, в Кежемском, Иланском, Уярском, Минусинском и других районах.
В течение 2012 года правоохранительными органами выявлено 5859 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что составляет 10% от общего количества выявленных преступлений, из незаконного оборота изъято 785 кг наркотиков. Вместе с тем официальная статистика не отражает уровень распространенности наркомании и наркопреступности в силу крайней латентности данного явления. Продолжают сохраняться основные угрозы в сфере незаконного оборота наркотиков:
увеличение численности лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков;
широкое распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;
ввоз на территорию Красноярского края афганских опиатов, каннабиноидов из Республики Тыва и стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Европы;
использование внутренней сырьевой базы (очаги дикорастущей конопли);
немедицинское использование лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.
Очень высокой остается криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками. Свыше 90% потребителей наркотиков составляют потребители опиоидов, характерным для которых является ежедневное потребление наркотиков. Затраты такого наркопотребителя уже превышают 40 тыс. рублей в месяц. При этом в большинстве это люди, не имеющие постоянного источника заработка, что толкает их на совершение преступлений. По мнению экспертов, более 60% всех общеуголовных преступлений (кражи, грабежи, разбои и т.д.) совершаются именно потребителями наркотиков.
Вред, наносимый родственникам наркозависимых, людям, проживающим с ними в одном подъезде, одном доме, не поддается даже приблизительной оценке, но носит угрожающие масштабы, вызывает психологический и физический дискомфорт, чувства боязни за жизнь и здоровье детей. Нередки случаи, когда наркозависимые работают на предприятиях с техногенными производствами, водителями, машинистами, что представляет большую потенциальную угрозу безопасности населения Красноярского края.
Основные факторы, способствующие распространению наркомании, формируются в социальной сфере, среди них: отсутствие мотивации к труду и незанятость несовершеннолетних, рост "потребительских" настроений и ценностей, трудные жизненные обстоятельства и поляризация доходов различных социальных групп, - все это вызывает у части подростков и молодежи чувство протеста и агрессии, является причиной их вовлечения в незаконное потребление наркотиков.
Антинаркотическая политика в Красноярском крае реализуется посредством планирования данной работы в учреждениях, а также на основе долгосрочных (краевых) целевых антинаркотических программ, которые реализуются с 2007 года. Обобщенные результаты мониторинга за истекшие пять лет позволяют сделать вывод о принципиально правильном векторе организации антинаркотической работы в Красноярском крае и выбранной структуре долгосрочных (краевых) целевых антинаркотических программ. Так, наблюдается четкая тенденция к снижению количества молодежи, регулярно употребляющей психоактивные вещества, и увеличению никогда не употреблявших. Данные выводы подтверждаются показателями официальной наркологической статистики: за период с 2009 по 2012 годы наблюдается положительная динамика снижения показателей, характеризующих как первичную заболеваемость (на 29,4%), так и число зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами (на 26,2%).
Во избежание ухудшения наркоситуации в Красноярском крае необходимо постоянное и планомерное проведение всего комплекса антинаркотической работы с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, краевых государственных и муниципальных учреждений, общественных объединений и организаций, что предполагает необходимость принятия дополнительных мер и использование программно-целевого метода планирования.
Реализацию указанных дополнительных мер необходимо спланировать на долгосрочный период (до 2016 года) для обеспечения устойчивого снижения напряженности в сфере немедицинского потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем.
2.2. Основные цели, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы,
целевые индикаторы
Цель подпрограммы - создание условий, способствующих формированию здорового образа жизни и принятию превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий, вызванных распространением наркомании и алкоголизма в Красноярском крае.
Задачи подпрограммы:
1) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, алкоголю;
2) повышение уровня компетентности и квалификации специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма;
3) организация и проведение профилактических мероприятий;
4) развитие системы раннего выявления потребителей наркотиков;
5) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность;
6) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;
7) проведение мониторинга наркоситуации.
Реализация мероприятий подпрограммы рассчитана на 3-летний период с 2014 по 2016 год:
1-й этап - 2014 год;
2-й этап - 2015 год;
3-й этап - 2016 год.
Оценить эффективность реализации подпрограммы можно посредством следующих целевых индикаторов и показателей результативности (приложение N 1 к подпрограмме):
увеличение доли несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанных категорий лиц (не менее 60% ежегодно);
снижение первичной наркологической заболеваемости за период реализации программы с 20,9 единиц на 100 000 населения в 2012 году до 18,5 единиц на 100 000 населения;
увеличение доли больных наркоманией, включенных в реабилитационные мероприятия, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших основной курс лечения, с 14,6 процентов в 2012 году до 17,7 процентов в 2016 году.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Постановлением Правительства Красноярского края от 10 апреля 2015 г. N 167-П в пункт 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.3.1. Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Главными распорядителями бюджетных средств являются:
министерство здравоохранения Красноярского края;
министерство культуры Красноярского края;
министерство социальной политики Красноярского края;
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края;
агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.3.2. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктами 2.2.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.4.1, 2.6.1-2.6.6, 2.7.1, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения", реализуемой министерством здравоохранения Красноярского края.
2.3.3. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктом 2.1.1 осуществляется агентством печати и массовых коммуникаций Красноярского края в рамках государственной программы Красноярского края "Содействие развитию гражданского общества".
2.3.4. Реализация мероприятия подпрограммы, предусмотренного пунктом 2.2.1 осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки населения", реализуемой министерством социальной политики Красноярского края.
2.3.5. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктами 2.2.2, 2.3.1-2.3.3, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие культуры", реализуемой министерством культуры Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 10 апреля 2015 г. N 167-П в пункт 2.3.6 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.3.6. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктами 2.1.2, 2.5.1, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Молодежь Красноярского края в XXI веке", реализуемой агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 10 апреля 2015 г. N 167-П в подраздел 2.4 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.4. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Организация управления подпрограммой осуществляется агентством по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края.
Министерство здравоохранения Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство социальной политики Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края несут ответственность за выполнение мероприятий подпрограммы, по которым являются главными распорядителями средств, а также за целевое и эффективное расходование этих средств.
Министерство здравоохранения Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство социальной политики Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края и агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 10 февраля очередного финансового года направляют в агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края отчеты о реализации мероприятий, исполнителями которых являются, и годовой отчет о ходе реализации подпрограммы для обобщения и передачи в министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, в министерство финансов Красноярского края и управление Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами.
Краевые государственные учреждения направляют отчеты в соответствии с соглашениями.
Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Счетная палата Красноярского края в соответствии с действующим законодательством осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы.
Управление Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами осуществляет разработку проекта подпрограммы и внесение изменений в действующую подпрограмму, координацию деятельности главных распорядителей бюджетных средств по мероприятиям подпрограммы в ходе ее реализации.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
от реализации подпрограммных мероприятий
Экономическая эффективность и результативность реализации подпрограммы зависят от степени достижения целевых показателей.
В результате реализации подпрограммы предполагается:
обеспечить участие (не менее 60% ежегодно) несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет в профилактических мероприятиях (примерно 230 тыс. человек);
охватить не менее 25% (ежегодно) родителей детей, обучающихся в учебных заведениях общего образования профилактическими антинаркотическими и антиалкогольными мероприятиями (примерно 70 тыс. человек);
повысить уровень компетентности и квалификацию 1200 специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма;
обеспечить не менее 2 604 480 прокатов профилактических видеороликов в местах массового пребывания людей;
обеспечить снижение первичной заболеваемости наркоманией на 9% (по 3% ежегодно);
увеличить долю больных наркоманией, прошедших реабилитацию после основного курса лечения, на 15% (по 5% ежегодно).
Специфика подпрограммы и ее ярко выраженный социально-профилактический характер предопределяют в качестве эффекта от реализации подпрограммных мероприятий предотвращение вовлечения в немедицинское употребление наркотиков, формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков. Также реализация подпрограммы позволит создать необходимые условия для увеличения доходов бюджета за счет исключения работоспособных граждан из сферы незаконного потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем, а также за счет недопущения отвлечения финансовых средств из экономики края в нелегальный оборот наркотиков. Реализация подпрограммы, в силу ее специфики и ярко выраженного социально-профилактического характера, окажет значительное влияние на стабильность в обществе, здоровье населения края, демографические показатели, обеспечит дальнейшее совершенствование форм и методов организации профилактики наркомании, противодействия ее распространению.
2.6. Система подпрограммных мероприятий
Система подпрограммных мероприятий приведена в приложении N 2 к подпрограмме.
2.7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства краевого бюджета.
Общий объем целевого финансирования подпрограммы составляет 32 441,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 14 808,7 тыс. рублей,
2015 год - 15 041,5 тыс. рублей,
2016 год - 2 591,5 тыс. рублей;
в рамках следующих государственных программ Красноярского края:
"Развитие культуры" - 1 999,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 1 268,3 тыс. рублей,
2015 год - 730,9 тыс. рублей;
"Развитие системы социальной поддержки населения" - 647,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 327,7 тыс. рублей,
2015 год - 320,1 тыс. рублей;
"Развитие здравоохранения" - 22 323,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 11 225,9 тыс. рублей,
2015 год - 11 097,6 тыс. рублей;
"Молодежь Красноярского края в XXI веке" - 960,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 380,0 тыс. рублей,
2015 год - 380,0 тыс. рублей,
2016 год - 200,0 тыс. рублей;
"Содействие развитию гражданского общества" - 6 511,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 1 728,2 тыс. рублей,
2015 год - 2 391,5 тыс. рублей,
2016 год - 2 391,5 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.