Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Развитие дополнительного образования города Минусинска обусловлено приоритетными установками по развитию системы дополнительного образования, обозначенными Государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Федеральной целевой программой "Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020", Государственной программой "Развитие образования Красноярского края на 2014-2016 годы".
Для реализации государственного приоритета в муниципальной системе образования по состоянию на 01.01.2013 действует 3 учреждения дополнительного образования детей, в которых обучаются по дополнительным образовательным программам различных направленностей 3847 школьников. В муниципалитете функционирует межшкольный учебный комбинат, реализующий профориентационную программу для школьников 9-11 классов "Твоя профессиональная компетентность" и программу "Подготовка водителей категории "В", а также детский спортивно-оздоровительный лагерь "Елочка", реализующий образовательную программу летнего отдыха "Мобильное лето". В программу включено 1050 детей. Кроме того деятельность осуществляют 79 объединений, реализующих дополнительные образовательные программы разной направленности на базе общеобразовательных учреждений.
По состоянию на 01.01.2013 доля детей, занимающихся дополнительным образованием, составляет 70% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В целях развития и повышения качества дополнительного образования в муниципальной системе образования развиваются новые практики развития образования: круглогодичная интенсивная школа эколого-биологической направленности, дистанционная программа эколого-биологической направленности (БЭШ) на базе МОБУ "СОШ N 9". В 12 общеобразовательных учреждениях реализованы сетевые образовательные проекты в рамках программы "Отдых и оздоровление детей и молодежи города Минусинска". Реализация круглогодичных дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности проходит в формах летних интенсивных школ, туристских слетов и походов на базе 4 летних палаточных лагерей. Поступательно создается инфраструктура для занятий спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством. На базе общеобразовательных школ создано 12 физкультурно-спортивных клубов, в которых занимаются 2443 школьника. Систематизировано включение школьников в спортивно-массовые мероприятия в рамках "Президентской программы "Школьная спортивная лига", участниками которых ежегодно становятся 7715 школьников, в том числе 30 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году созданы 7 муниципальных базовых площадок по основным направленностям дополнительного образования, обеспечивающих сетевое взаимодействие внутриведомственных и межведомственных структур в реализации дополнительных образовательных программ. Организация методического сопровождения процесса осуществляется городскими методическими объединениями, участниками которых являются педагоги, руководители структурных ведомственных и вневедомственных подразделений города.
Актуальность развития творческой, спортивной, интеллектуальной и социальной одаренностей, посредством реализации дополнительных образовательных программ обозначена в указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р), концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 года. С целью развития и поддержки одаренных детей в 2011-2013 годах реализована долгосрочная целевая программа "Одаренные дети города Минусинска" (далее - программа).
В рамках программы решены следующие задачи:
обновились формы работы с одаренными детьми (проводятся форумы, круглогодичные школы интеллектуального роста, художественно-эстетического развития, спортивного мастерства, летние профильные смены) и их педагогами (это - семинары, мастер-классы, выездные консультации, курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми);
оказана финансовая поддержка 5 педагогическим работникам, успешно работающим с одаренными детьми;
78 обучающихся края получили возможность поучаствовать в конкурсных мероприятиях регионального уровня.
Проводимые для детей и учащейся молодежи мероприятия: предметные олимпиады, спортивные соревнования, творческие конкурсы, научные конференции и др., позволили охватить более 80,2% школьников города, среди которых обозначились высокомотивированные школьники, способные к результативному участию в конкурсных мероприятиях регионального уровня.
В рамках реализации приоритетов развития общего образования и задач по выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности в области математики, создан математических класс общей численностью 27 человек на базе МОБУ "Лицей N 7".
В муниципалитете работает система предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады, олимпиады и т.д.).
Вместе с тем, решение задачи развития и повышения качества дополнительного образования, в настоящее время затруднено рядом обстоятельств:
"ветхая" материально-техническая база муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе обеспечения дополнительных образовательных программ приоритетных направленностей: эколого-биологической, технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, что обусловлено их недостаточным финансированием;
невозможность удовлетворения образовательных потребностей нового поколения в рамках существующей инфраструктуры муниципалитета;
недостаточность ресурсов для достижения образовательных результатов предусмотренных федеральным государственным стандартом в части реализации внеурочной деятельности, что обусловлено отсутствием интеграции общего и дополнительного образования и сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ.
Кроме того, в муниципальных институтах, организующих летний оздоровительный отдых, остается нерешенной проблема организации содержательного летнего отдыха детей.
Одна из задач обеспечить финансовую поддержку реализации современных образовательно-оздоровительных программ для детей различных категорий, в том числе детей, находящих в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, одаренных детей, детей, склонных к девиантному поведению
С целью развития системы дополнительного образования необходимо создать условия для:
развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы организаций дополнительного образования детей для формирования и реализации современного содержания дополнительного образования, обеспечения его высокого качества и дифференцированного характера при массовой доступности;
распространения сетевых форм организации дополнительного образования детей, предполагающих объединение разных по типу и масштабам связей между образовательными учреждениями, организациями для достижения общих целей реализуемой образовательной программы, включая использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
модернизация программно-методического обеспечения содержания деятельности дополнительного образования детей, создание условий для увеличения масштаба, качества и разнообразия ресурсов, их эффективного использования в интересах детей, семей, общества, государства;
повышение общественного статуса дополнительного образования детей как фактора взаимодействия семейного и общественного воспитания, обеспечение доступности услуг для граждан, независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья
разработка нормативных документов и типовых проектов организации летнего образовательного отдыха детей, внедрение данных моделей;
развитие сферы "неформальной" педагогики: молодежных и детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских, миссионерских и просветительских проектов;
профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования края.
2.2. Основная цель, задачи
и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Цель: создание организационно-педагогических условий обновления содержания, организации и ресурсного обеспечения развития дополнительного образования, обеспечивающего достижение образовательных результатов, предусмотренных ФГОС в части внеурочной деятельности, образовательных модулей летнего отдыха и оздоровления детей, развитие одаренностей и успешную социализацию детей 5-18 лет
Задачи:
1. Создать муниципальную сеть межведомственного взаимодействия учреждений: образования, спорта, молодежной политики, культуры, социальных институтов, обеспечивающую качественную реализацию дополнительных образовательных программ.
2. Обеспечить качественную организацию внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях посредством разработки и реализации интегрированных программ общего и дополнительного образования, дистанционных и сетевых форм их реализации.
3. Увеличить охват детей от 5 до 18 лет до 70,6% в том числе детей социального риска, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей с низким социально-экономическим статусом дополнительными образовательными программами приоритетных направленностей, ориентированных на развитие одаренностей, профориентацию и позитивную социализацию.
4. Разработать и реализовать образовательные модули в новых формах организации летнего отдыха и оздоровления детей, в том числе: детей оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных, неполных и малоимущих семей, из семей безработных граждан, детей, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Минусинска.
Сроки выполнения подпрограммы 2014-2016 годы.
Целевые индикаторы приведены в приложении 1 к подпрограмме.
2.3. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляет Управление образования администрации города Минусинска.
2.4. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится Управлением образования администрации города Минусинска.
Обязательным условием эффективности программы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы (приложение 1 к паспорту подпрограмме), а также мероприятий (приложение 1 к подпрограмме) в установленные сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.