Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения (улично-дорожная сеть муниципальных образований Красноярского края (далее - края)) по состоянию на 01.01.2013 в крае составила 14264 километра, в том числе:
10352 км - улично-дорожная сеть на территории населенных пунктов поселений;
3912 км - автомобильные дороги, расположенные в границах городских округов.
В современных условиях социально-экономического развития сфера применения автомобильного транспорта интенсивно расширяется. Автотранспорт занимает доминирующее положение в перевозках на средние расстояния в 500-1000 км и, особенно, в перевозках на короткие расстояния до 300-500 км.
Дальнейший рост объемов перевозок на автомобильном транспорте будет связан в крае с увеличением объемов производства, развитием предпринимательской деятельности, расширением сферы услуг, повышением уровня жизни населения, освоением новых территорий, месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, расширением международной торговли, развитием транзитных автоперевозок.
Численность парка автомобильного транспорта возрастет на 1,5-2% в год. При этом следует отметить, что меняется и структура парка транспортных средств, увеличивается удельный вес крупнотоннажных грузовых автомобилей, что обуславливает необходимость повышения существующих транспортных характеристик улично-дорожной сети.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения, реализация которых относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. При реализации полномочий по решению вопросов местного значения в части автомобильных дорог общего пользования местного значения органы местного самоуправления столкнулись с рядом проблем, среди которых наиболее актуальными являются:
высокая доля муниципальных дорог и сооружений на них с неудовлетворительными транспортно-эксплуатационными характеристиками;
отсутствие в необходимом объеме денежных средств местных бюджетов на осуществление полномочий в части автомобильных дорог общего пользования местного значения;
отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов в области дорожной деятельности.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 2012 году, по данным органов местного самоуправления, составила 37,5% от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований.
Кроме того, по состоянию на 01.01.2013 только 3% краевой сети автомобильных дорог общего пользования (включая улично-дорожную сеть) зарегистрированы и оформлены в установленном порядке, из чего следует отсутствие документально подтвержденных данных о протяженности сети.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в муниципальных образованиях практически не выполняются работы по диагностике технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (за исключением городских округов, где диагностика проводится, но не в полном объеме). В результате отсутствуют единые объективные данные о существующем положении дел.
На сегодняшний день количество и масштаб проблем по решению вопросов местного значения в части автомобильных дорог общего пользования местного значения свидетельствуют о недостаточности мер, предпринимаемых органами местного самоуправления, и о необходимости комплексного целевого подхода в решении данной задачи.
Опыт реализации программ повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае за период 2008-2012 годов показал высокую значимость проводимых мероприятий. Так, за период 2008-2010 годов на средства субсидии на развитие и модернизацию улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений в 38 муниципальных образованиях края выполнены работы по ремонту 983970 кв.м автодорог местного значения (улично-дорожная сеть) с асфальтобетонным покрытием, 297816 кв.м дорог с гравийным покрытием, осуществлено строительство автодороги "Дудинка - Караул - Воронцово" (26780 кв.м с гравийным покрытием).
В 2011-2012 годах субсидии ежегодно распределялись на развитие улично-дорожной сети 85 муниципальных образований (городских округов, городских и сельских поселений) края. В результате за два года отремонтировано 265,1 км улично-дорожной сети, 52,7 пог. м искусственных сооружений, построена автомобильная дорога с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,57 км по улице Весенняя в г.Сосновоборске, устроено 350 метров тротуаров из брусчатки.
Перечень решаемых задач приведен в разделе 2.2 подпрограммы.
Мероприятия подпрограммы направлены на стимулирование органов местного самоуправления к эффективной реализации закрепленных за ними полномочий путем оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям в части ремонта, капитального ремонта, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Планируемые промежуточные и конечные социально-экономические результаты решения обозначенных проблем по годам реализации подпрограммы приведены в разделе 2.5 и приложении N 2 к подпрограмме.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
Исполнителем подпрограммы и главным распорядителем бюджетных средств является министерство транспорта Красноярского края.
Министерство транспорта Красноярского края осуществляет:
координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации;
непосредственный контроль за ходом реализации подпрограммы;
подготовку отчетов о реализации подпрограммы и направление их ответственному исполнителю программы.
Целью подпрограммы является содействие повышению уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующей задачи:
ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений.
Сроки реализации подпрограммы: 2014 год. Начиная с 2015 года мероприятия по развитию и модернизации автомобильных дорог местного значения реализуются в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы".
Выбор мероприятий подпрограммы обусловлен целями и задачами, которые призвана решить подпрограмма, результатами анализа состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений.
Целевыми индикаторами подпрограммы, позволяющими измерить достижение цели подпрограммы, являются:
доля муниципальных образований края, заявившихся к участию в мероприятиях по развитию и модернизации автомобильных дорог общего пользования местного значения (20,7% в 2014 году);
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, в отношении которых проведен ремонт, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (0,10% в 2014 году).
Перечень целевых индикаторов подпрограммы на весь период действия по годам ее реализации приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Средства краевого бюджета на финансирование в 2014 году мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, предусматриваются в форме субсидий бюджетам муниципальных образований на развитие и модернизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений (далее - субсидии).
Для целей настоящей подпрограммы применяются следующие понятия:
"развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения" - комплекс работ, осуществляемый посредством строительства либо реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения;
"модернизация автомобильных дорог общего пользования местного значения" - комплекс работ, осуществляемый посредством капитального ремонта либо ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований края по итогам конкурсного отбора в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных подпрограммой и законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления и расходования средств субсидии и предоставления отчетности об использовании средств субсидии утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 20.03.2014 N 96-п "Об утверждении Порядка, условий предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на развитие и (или) модернизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения и порядка представления отчетности об использовании средств субсидий".
Критериями отбора муниципальных образований - победителей конкурсного отбора являются:
количество проживающих в муниципальном образовании;
социальная значимость объекта, отображенного в подаваемых заявках и планируемого к реализации за счет средств субсидии (его непосредственная близость расположения к социально значимым объектам (школы, больницы, детские сады);
наличие софинансирования (в % от субсидии);
наличие проектов (программ) по развитию и модернизации улично-дорожной сети муниципального образования, в которые включен предлагаемый объект;
наличие ходатайств и писем поддержки депутатов, общественных объединений и обращений граждан, направленных в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, являющийся участником конкурсного отбора;
наличие финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств физических и юридических лиц;
наличие правоустанавливающих документов на автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования (в% от всей улично-дорожной сети муниципального образования);
объем средств взноса от граждан (в порядке самообложения граждан);
наличие проектов организации дорожного движения по улично-дорожной сети муниципального образования.
Средства субсидии направляются на выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений.
В случае нецелевого использования средств субсидий данные субсидии подлежат возврату в краевой бюджет.
Ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств субсидий возлагается на органы местного самоуправления края - участников конкурсного отбора.
Контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется Счетной палатой Красноярского края и службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
Процедура возврата субсидии в краевой бюджет осуществляется в сроки и в порядке в соответствии с приказом министерства финансов Красноярского края от 23.11.2009 N 105 "Об утверждении Порядка взыскания в доход краевого бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечисленных в доход краевого бюджета".
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Для организации контроля за ходом реализации подпрограммы министерство транспорта Красноярского края разрабатывает и представляет до 1 марта текущего года в министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края план распределения поквартально бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы на текущий год, а также план достижения поквартально значений показателей результативности в соответствии с приложением N 1 к паспорту программы.
Текущий контроль за реализацией мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется министерством транспорта Красноярского края путем осуществления ежеквартального мониторинга целевых индикаторов подпрограммы, принятия и рассмотрения отчетов об использовании средств, выделенных на реализацию подпрограммы, от органов местного самоуправления Красноярского края - получателей средств субсидий (далее - органы местного самоуправления края).
Ответственность за достоверность представляемых отчетных данных по объемам выполненных работ и направлениям использования выделенных средств возлагается на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
В рамках осуществления контроля за ходом реализации подпрограммы министерство транспорта Красноярского края вправе запрашивать у органов местного самоуправления края следующие документы, связанные с реализацией подпрограммы: копии муниципальных контрактов (договоров), а также копии документов, подтверждающих основание заключения контрактов (договоров) в соответствии с действующим законодательством, платежные поручения, актов о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ (формы КС-2, КС-3), либо собственные формы первичных учетных документов муниципальных образований, содержащие обязательные реквизиты первичного учетного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (наименование и дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за оформление свершившегося события, либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
Внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляет Счетная палата Красноярского края.
Обеспечение целевого расходования бюджетных средств осуществляется министерством транспорта Красноярского края, органами местного самоуправления края.
Органы местного самоуправления края осуществляют постоянный измерительный лабораторный и геодезический контроль и надзор за ходом и качеством дорожных работ на всех стадиях их выполнения в соответствии с условиями муниципальных контрактов, заключенных по результатам торгов.
Органы местного самоуправления края представляют в министерство транспорта Красноярского края отчет о ходе выполнения работ и использовании средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы:
ежеквартально - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
по итогам года - не позднее 20 января года, следующего за отчетным периодом.
Министерство транспорта Красноярского края ежеквартально - не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным, и по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляет в министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края отчет о реализации подпрограммы.
Ежеквартальные и годовые отчеты о реализации подпрограммы формируются по форме и содержанию в соответствии с требованиями к отчету о реализации государственной программы, утвержденными постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации".
Годовой отчет о реализации подпрограммы должен содержать:
информацию об основных результатах, достигнутых в отчетном году, включающую качественные и количественные характеристики состояния установленной сферы деятельности, которые планировалось достигнуть в ходе реализации подпрограммы, и фактически достигнутое состояние;
сведения о достижении значений целевых индикаторов подпрограммы с обоснованием отклонений по показателям, плановые значения по которым не достигнуты;
описание результатов реализации мероприятия подпрограммы в отчетном году, а также информацию о запланированных, но не достигнутых результатах (с указанием причин);
анализ последствий нереализации мероприятия подпрограммы и анализ факторов, повлиявших на реализацию (нереализацию);
информацию об использовании бюджетных ассигнований краевого бюджета и иных средств на реализацию подпрограммы с указанием плановых и фактических значений (с расшифровкой по главным распорядителям средств краевого бюджета, мероприятиям и годам реализации подпрограммы);
конкретные результаты реализации подпрограммы, достигнутые за отчетный год, в том числе информацию о сопоставлении показателей затрат и результатов при реализации подпрограммы, а также анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.
Министерство транспорта Красноярского края ежегодно уточняет целевые индикаторы и затраты по мероприятию подпрограммы, механизм реализации подпрограммы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий подпрограммы позволит снизить протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, улучшить транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и безопасность дорожного движения по ним.
Кроме того, развитие и модернизация автомобильных дорог общего пользования местного значения обеспечит положительный экономический эффект как в отраслях, связанных с дорожной деятельностью, так и в сфере жилищного строительства, промышленности, сельского хозяйства, торговле, сфере услуг и т.д.
Реализация подпрограммных мероприятий позволит привести в нормативное состояние 15 км автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений в 2014 году.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
См. текст подраздела 2.7 раздела 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.