Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1: Общая характеристика муниципального образования
и демонстрация его основных показателей
1.1 Особенности географического положения территории
Норильск - один из самых северных городов России, территория которого Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 N 296 включена в сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации.
Норильск расположен на юге Таймырского полуострова, в 300 км к северу от Северного полярного круга, расстояние до Красноярска - 1 500 км воздушным путем и 2 000 км водным путем, до Москвы - 2 950 км (воздушным путем).
В административно-территориальном отношении город Норильск является городским округом в составе Красноярского края и включает в себя городской поселок Снежногорск (удаленный на 140 км от центра города). Территория муниципального образования делится (с 2004 г.) на три административных района: Центральный, Талнах и Кайеркан, несколько производственных зон (Центральная, Западная, Надеждинская, Талнахская, Кайерканская и Усть-Хантайская). Селитебные зоны, формирующие жилые районы, расположены на расстоянии более 20 км друг от друга. Площадь границ города Норильска - 450900,85 га.
Климат субарктический, резко континентальный. Среднегодовая температура воздуха находится в интервале от -9,8 до -10,6 С. Абсолютный максимум температуры воздуха +32,5 С наблюдался в июле, абсолютный минимум -57 С - в январе, 2/3 года среднемесячные температуры воздуха отрицательные.
Особенность зимы - сочетание низких температур и сильного шквального ветра. В декабре-январе - полярная ночь, в мае-июне - полярный день. Снежный покров наблюдается, в среднем, в течение 9 месяцев. За зиму на территорию города Норильска выпадает до двух миллионов тонн снега, то есть на каждого жителя Норильска приходится, в среднем, по 10 тонн снега в год.
На небольшой глубине от поверхности земли располагается вечная мерзлота, уходящая вниз на 300-500 метров. Суровыми арктическими условиями проверяются на прочность люди, строения, техника.
Показатель суровости природных условий проживания на Таймыре составляет 4,39 балла по пятибалльной шкале, в центральных районах России он равен 2,3 балла, на севере Европейской части страны он составляет 3,7 балла.
1.2 Ресурсно-сырьевой потенциал
Разнообразие природных ресурсов территории связано с особенностями геологической структуры региона. На Таймыре разведаны не имеющие аналогов в мире месторождения, содержащие в себе 44 вида полезных ископаемых.
Крупнейшие месторождения платино-медно-никелевых руд, содержащие более половины всех запасов никеля, кобальта, меди и металлов платиновой группы России, сосредоточены на территории Норильского промышленного узла.
Разведанные и эксплуатируемые месторождения расположены вокруг Центрального района и района Талнах в радиусе 2-5 км. Обеспеченность действующих горнодобывающих предприятий города Норильска запасами руд оценивается как весьма высокая. Здесь сосредоточено 43% общероссийских разведанных запасов меди, 71% никеля, 98% металлов платиновой группы, 7% золота. Большая часть драгоценных металлов извлекается попутно при переработке комплексных платино-медно-никелевых руд.
Разведка и добыча рудоносных полезных ископаемых на Таймырском полуострове осуществляются группой компаний ОАО "ГМК "Норильский никель". Основная часть разведанных, эксплуатируемых и резервных месторождений относится к Талнахскому рудному узлу.
Таблица 1
Запасы руды и полезных ископаемых Таймырского полуострова
Месторождение, тип руды |
Руда, тыс.т |
Содержание металла |
Металл |
||||||||||
Ni % |
Cu % |
Pd г/т |
Pt г/т |
Au г/т |
г/т |
Ni тыс.т |
Cu тыс.т |
Pd тыс.ун |
Pt тыс.ун |
Au тыс.ун |
6PGM тыс.ун |
||
Доказанные запасы руды | |||||||||||||
Талнахский рудный узел, в т.ч.: |
349219 |
0,76 |
1,62 |
3,89 |
1,05 |
0,22 |
5,14 |
2645 |
5641 |
43729 |
11824 |
2524 |
57752 |
богатая |
43565 |
2,57 |
3,18 |
5,07 |
0,96 |
0,11 |
6,36 |
1121 |
1386 |
7096 |
1339 |
153 |
8901 |
медистая |
33283 |
1,02 |
4,09 |
9,59 |
2,28 |
0,57 |
12,0 |
338 |
1360 |
10260 |
2444 |
612 |
12838 |
вкрапленная |
272371 |
0,44 |
1,06 |
3,01 |
0,92 |
0,2 |
4,11 |
1186 |
2895 |
26373 |
8041 |
1759 |
36013 |
Месторождение "Норильск-1" вкрапленная |
26993 |
0,34 |
0,48 |
3,98 |
1,62 |
0,18 |
5,92 |
91 |
130 |
3454 |
1409 |
153 |
5137 |
Вероятные запасы руды | |||||||||||||
Талнахский рудный узел, в т.ч.: |
316976 |
1,22 |
1,99 |
4,6 |
1,12 |
0,26 |
6,01 |
3871 |
6311 |
46835 |
11437 |
2679 |
61263 |
богатая |
96878 |
2,8 |
3,2 |
6,62 |
1,36 |
0,22 |
8,48 |
2710 |
3101 |
20631 |
4240 |
695 |
26402 |
медистая |
48944 |
0,77 |
3,5 |
7,6 |
1,97 |
0,63 |
9,79 |
378 |
1712 |
11955 |
3107 |
990 |
15401 |
вкрапленная |
171154 |
0,46 |
0,88 |
2,59 |
0,74 |
0,18 |
3,54 |
783 |
1498 |
14249 |
4090 |
994 |
19460 |
Месторождение "Норильск-1" вкрапленная |
22282 |
0,28 |
0,36 |
4,19 |
1,71 |
0,19 |
6,22 |
63 |
81 |
3001 |
1223 |
133 |
4458 |
Всего доказанные и вероятные запасы |
715470 |
0,93 |
1,7 |
4,22 |
1,13 |
0,24 |
5,59 |
6670 |
12163 |
97019 |
25893 |
5489 |
128610 |
Разведанные и обозначенные запасы | |||||||||||||
Талнахский рудный узел, в т.ч.: |
1586167 |
0,75 |
1,4 |
3,56 |
0,97 |
0,22 |
4,74 |
11841 |
22190 |
181756 |
49386 |
10983 |
241560 |
богатая |
121721 |
3,21 |
3,76 |
7,22 |
1,45 |
0,22 |
9,19 |
3903 |
4572 |
28251 |
5685 |
865 |
35971 |
медистая |
69469 |
1,07 |
4,56 |
10,26 |
2,56 |
0,74 |
13,03 |
740 |
3171 |
22921 |
5726 |
1652 |
29139 |
вкрапленная |
1394977 |
0,52 |
1,04 |
2,91 |
0,85 |
0,19 |
3,94 |
7198 |
14447 |
130584 |
37975 |
8466 |
176450 |
Месторождение "Норильск-1" вкрапленная |
78928 |
0,35 |
0,48 |
4,54 |
1,83 |
0,19 |
6,75 |
277 |
379 |
11530 |
4652 |
485 |
17139 |
Всего разведанные и обозначенные запасы |
1665095 |
0,73 |
1,36 |
3,61 |
1,01 |
0,21 |
4,83 |
12118 |
22569 |
139286 |
54038 |
11468 |
258699 |
Всего предполагаемые ресурсы |
458258 |
0,89 |
1,84 |
4,39 |
1,12 |
0,26 |
5,76 |
4078 |
8433 |
64617 |
16445 |
3876 |
84649 |
*по состоянию на 31.12.2013 (www.nornik.ru)
Доказанные и вероятные запасы руды в месторождениях на Таймырском полуострове составляют более 715 млн.т. и содержат порядка 6,7 млн.т. никеля, более 12,1 млн.т меди и около 128,6 млн.унций металлов платиновой группы. Кроме того, разведанные и обозначенные ресурсы полезных ископаемых на Таймыре составляют более 1 665 млн.т. руды и содержат свыше 12 млн.т. никеля, более 22 млн.т. меди, более 8 тыс.т (около 258 млн.унций) металлов платиновой группы.
Сульфидные медно-никелевые руды месторождений "Норильск-1", "Талнахское" и "Октябрьское" составляют основу сырьевой базы никеля, меди, кобальта и являются главным источником платинометалльного сырья.
В 2013 году из балансовых запасов руды было суммарно погашено 271,0 тыс. тонн никеля и 460,8 тыс. тонн меди.
По результатам проведенной в 2013 году эксплуатационной разведки медно-никелевых руд в контуре залежей эксплуатируемых месторождений ("Октябрьское", "Талнахское", "Норильск-1") получен прирост запасов руды в объеме более 2,8 млн. тонн со средним содержанием никеля 1,44%, меди - 3,83%, металлов платиновой группы - 19,13 г/т. Таким образом, геологоразведочными работами компенсирована часть погашенных отработкой запасов. В основном прирост запасов из недр получен при доразведке ресурсов богатых руд в поле рудника "Таймырский" и богатых, медистых и вкрапленных руд в поле рудника "Октябрьский".
Ожидаемые запасы Масловского платиново-медно-никелевого месторождения составляют более 215 млн.т. руды, которая содержит: никель - 0,33%, или 728 тыс. т, медь - 0,51%, или 1122 тыс. т, палладий - 1003 т со средним содержанием 4,56 гр/т руды; платина - 388 т со средним содержанием 1,78 гр/т; золото - 41 т со средним содержанием 0,19 гр/т. Посчитанные запасы вкрапленных руд позволяют отнести Масловское месторождение к числу крупнейших платино-медно-никелевых месторождений.
Месторождение находится в 15 км к юго-западу от основной промплощадки Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель". Срок его отработки составляет 25 лет, исходя из текущих объемов добычи руды на действующих рудниках Норильского промышленного района.
Основными видами углеводородных полезных ископаемых являются залежи природного газа и газового конденсата.
Таблица 2
Запасы углеводородных ископаемых
Месторождение |
Запасы (А+В+С1)* |
|
газ |
конденсат |
|
Пеляткинское газоконденсатное |
237 |
12 347 |
Северо-Соленинское газоконденсатное |
52 |
984 |
Южно-Соленинское газоконденсатное |
18 |
414 |
Мессояхское газовое |
7 |
- |
Всего запасы |
314 |
13 745 |
*по состоянию на 01.01.2010 (www.nornik.ru)
Рис. 1
Месторождения природного газа и газового конденсата
- Мессояхское газовое месторождение введено в промышленную эксплуатацию с 1970 г. Месторождение в настоящее время находится на стадии падающей добычи. РеРРС начала разработки на месторождении добыто 12444 млн.м3, что составляет 63% начальных запасов газа. На данный момент добыча ведется 5 скважинами, из 61 пробуренных на месторождении скважины.
- Южно-Соленинское газоконденсатное месторождение введено в промышленную эксплуатацию в 1975 г. В настоящее время на месторождении эксплуатируются 36 скважин, утвержденные остаточные запасы газа составляют 18 млрд.м3, конденсата - 414 тыс. т.
- Северо-Соленинское газоконденсатное месторождение введено в опытно-промышленную эксплуатацию в 1983 г. В настоящее время эксплуатируется в режиме падающей добычи, утвержденные остаточные запасы газа составляют 52 млрд.м3, конденсата - 984 тыс. т. Эксплуатационный фонд скважин - 80 ед.
- Пеляткинское месторождение является самым крупным из разрабатываемых группой компаний "Норильский никель" газоконденсатных месторождений. В настоящий момент на месторождении ведется строительство и обустройство комплекса, охватывающего более 200 сложных технологических объектов - всю цепочку от добычи газа и конденсата, их подготовки до транспортировки потребителю. По состоянию на 1 января 2010 года ОАО "Таймыргаз" располагает на Пеляткинском газоконденсатном месторождении 18 эксплуатационными скважинами, 2 скважинами в освоении после бурения и 6 скважинами на консервации. Запасы газа и газового конденсата: газ - 237 млрд.м3; конденсат - 12,3 млн. т; этан - 12,1 млн.т; пропан - 7,7 млн.т; бутан - 4,7 млн.т.
В радиусе от 10 до 100 км от Центрального района расположены месторождения гумусового каменного угля Кайерканское, Норильское-1, Далдыканский, Норильское II, Листвяно-Вальковское, Аякли-Толикатское, Иманодинское, Верхнеергалахское, Фокинское, Таитинское, оз. Лама. Оценочный размер балансовых запасов углей Норильского района по категориям А+В+С1 составляет 1381 млрд.тонн, по категории С2 - 745 млрд.тонн, запасы геологических кондиционных ресурсов - 25 996 млрд.тонн.
На территории, прилегающей к городу Норильску, расположена Большехетская зона добычи углеводородного сырья, охватывающая не только Таймыр, но и Туруханский район, которая относится к Турухано-Норильскому самостоятельному нефтегазоносному району. Суммарные запасы нефти по лицензионным участкам Большехетской нефтегазовой зоны составляют 2084 млн.тонн.
На северо-востоке округа, в Хатангском районе, на левобережье Хатангского залива, открыты небольшие нефтяные залежи (Нордвикская, Ильинская и Кожевниковская). Намечен ряд нефтегазоперспективных объектов (Песчаная, Муксунихинская, Северо-Пясинская и другие площади). На юге Усть-Енисейского и Дудинского районов на левобережье р. Енисей (в 110-120 км от Дудинки) находится Сузунское газонефтяное месторождение.
Нерудные полезные ископаемые представлены запасами песчаника и известняка рудника "Кайерканский". В составе нерудных полезных ископаемых города Норильска имеются также запасы минерального сырья для строительной, химической и легкой промышленности, металлургии и приборостроения, а также декоративно-поделочные камни. В необходимых количествах добывается флюсовое сырье (кварцполешпатовые песчаники и известняки). Залежи известняка для производства извести и цемента сосредоточены в Калоргонском месторождении, расположенном в 20-ти км западнее Норильска. Гипс и ангидрит, необходимые для производства строительного гипса и добавок к цементу, имеются в Горозубовском, Тихоозерном и Барьерном месторождениях, расположенных западнее города Норильска. Хараелонское месторождение и месторождение "6 км" сосредотачивают запасы песчано-гравийных смесей и песка. Месторождения базальта, необходимые для производства бутового камня и щебня, представлены залежами "Заречное", "Притрассовый", "Камень".
1.3 Кадровый потенциал
1.3.1 Демографическая ситуация
По оперативным данным Красноярскстата численность постоянного населения города Норильска на 1 января 2015 года составила 176 991 человек. Демографические процессы территории характеризуются высокой миграционной активностью, ежегодно прибывает и выбывает порядка 10-14 тысяч человек. Основные демографические показатели города Норильска представлены в таблице:
Таблица 3
Демографические показатели
муниципального образования город Норильск
Наименование показателя |
ед. изм. |
на 01.01.2014 |
на 01.01.2015 |
Отклонение 01.01.15/ 01.01.14 +,- |
Постоянное население - всего |
чел. |
177 326 |
176991* |
-332 |
Прибыло |
чел. |
11 008 |
12 056 |
1 048 |
Выбыло |
чел. |
13 872 |
14094 |
222 |
Миграционный прирост населения (отток) |
чел. |
-2 864 |
-2 038 |
-826 |
Родилось |
чел. |
2 695 |
2 814 |
119 |
Умерло |
чел. |
1 091 |
1 111 |
20 |
Естественный прирост |
чел. |
1 604 |
1 703 |
99 |
* расчетное значение, на основании оперативных данных Красноярскстата
Демографическая ситуация за 2014 год по-прежнему указывает на сохранение тенденции превышения численности выбывающего с территории населения над прибывающим. Так, за 12 месяцев 2014 года выбыло 14094 чел., миграционный отток составил 2038 чел.
Снижение численности населения в связи с миграционным оттоком частично компенсируется увеличением уровня рождаемости, который превысил уровень смертности в 2,5 раза. За 2014 года родилось 2814 чел., что превышает аналогичный показатель 2013 года на 4,4%.
Высокая миграционная активность обусловлена суровыми климатическими условиями и неблагоприятной экологической обстановкой, а также ростом уровня жизни населения в других регионах Российской Федерации. Вместе с тем, город Норильск, известный как город с низким уровнем безработицы и высоким уровнем доходов населения, обеспечен постоянным притоком новых трудовых ресурсов. Таким образом, 6-8% населения города ежегодно обновляется.
Одной из характеристик демографического состава города Норильска является рост населения в возрасте старше трудоспособного. Высокая подвижность наблюдается среди граждан трудоспособного возраста, что приводит к потере значительного количества трудового ресурса города и "старению" населения.
Рис. 2
Структура населения по состоянию на 01.01.2014 г.
Последние данные о возрастной структуре населения, а также информация Управления пенсионного фонда РФ в городе Норильске свидетельствуют об увеличении доли лиц пенсионного возраста в общей численности населения, которая составила на начало 2014 года-8,0%, на начало 2013 года - 7,7%.
В целях оптимизации демографической структуры населения города Норильска реализуется ряд мероприятий, направленных как на содействие выезду жителей, так и на привлечение новых трудовых ресурсов на территорию.
1.3.2 Трудовые ресурсы
Основой эффективного функционирования экономики города Норильска является постоянное воспроизводство трудовых ресурсов для основных производственных предприятий города, где сосредоточена основная часть занятого населения, а также соответствующего им по численности и структуре населения, занятого в бюджетной сфере и самоопределяющегося экономически активного населения.
Среднесписочная численность работников организаций (с учетом до расчета по малому бизнесу) за 2014 год составила 91,3 тыс. чел.
Таблица 4
Среднесписочная численность работников
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. |
январь-декабрь 2013 |
январь-декабрь 2014 |
Отклонение |
|
+, - |
% |
|||||
1. |
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города, в т.ч.: |
чел. |
85 430 |
84 281 |
- 1 149 |
98,7 |
1.1 |
Добыча полезных ископаемых |
чел. |
10 573 |
10 258 |
- 315 |
97,0 |
1.2 |
Обрабатывающие производства |
чел. |
24 709 |
23 854 |
- 855 |
96,5 |
1.3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
чел. |
3 582 |
3 469 |
-113 |
96,8 |
1.4 |
Строительство |
чел. |
6 214 |
6 247 |
33 |
100,5 |
1.5 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорт. Средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
чел. |
1 266 |
1 534 |
268 |
121,2 |
1.6 |
Гостиницы и рестораны |
чел. |
1 311 |
1 214 |
-97 |
92,6 |
1.7 |
Транспорт и связь |
чел. |
11 174 |
10 501 |
-673 |
94,0 |
1.8 |
Финансовая деятельность |
чел. |
793 |
866 |
74 |
109,2 |
1.9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
чел. |
5 280 |
5 611 |
331 |
106,3 |
1.10 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование |
чел. |
4 700 |
4 621 |
- 79 |
98,3 |
1.11 |
Образование |
чел. |
7 284 |
7 520 |
236 |
103,2 |
1.12 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
чел. |
6 148 |
6 312 |
164 |
102,7 |
1.13 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
чел. |
2 373 |
2 251 |
- 122 |
94,9 |
1.14 |
Рыболовство, рыбоводство |
чел. |
нет данных |
нет данных |
- |
- |
1.15 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
чел. |
нет данных |
нет данных |
- |
- |
2. |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (по итогам года) |
чел. |
7 056 |
7 056 |
0 |
100,0 |
3. |
Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций и предприятий (с дорасчетом по малому бизнесу) |
чел. |
92 486 |
91 337 |
- 1 149 |
98,8 |
По итогам 2014 года среднесписочная численность работников по полному кругу организаций и предприятий относительно аналогичного периода 2013 года снизилась на 1,2% (1 149 чел.).
Сокращение численности работников связано со снижением объема производственных работ на основных предприятиях города и общим оттоком населения с территории города. Наибольшее снижение численности работников наблюдается по следующим отраслям: обрабатывающие производства, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
1.3.3 Рынок труда и занятость
Ситуация на рынке труда города Норильска на протяжении ряда последних лет стабильна. Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, на 01.01.2015 составил 0,8% (по Красноярскому краю - 1,1%)и является самым низким значением за 22-летний период статистического наблюдения данного показателя на территории.
На протяжении последних лет данный показатель остается ниже средних значений по Красноярскому краю.
Рис. 3
Уровень зарегистрированной безработицы
(к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте), %
В части вакансий ситуация на рынке труда характеризуется на конец отчетного периода повышением спроса работодателей на рабочую силу на фоне сокращения предложения рабочей силы со стороны ищущих работу граждан. Число вакантных рабочих мест увеличилось с 1858 чел. до 1998 чел. на 01.01.2015, при этом численность безработных граждан сократилась на 8,8%.
Таким образом, спрос на рабочую силу превышает ее предложение в 2 раза. Уровень напряженности (число незанятых граждан на одну вакансию) на регистрируемом рынке труда за отчетный период снизился с 1,0 до 0,8.
Значительное влияние на обострение проблемы "кадрового дефицита" на территории оказывает несоответствие претендентов по имеющимся профессиям, уровню квалификации, состоянию здоровья и пр.
С учетом сохраняющегося дисбаланса спроса и предложения на рынке труда растет нереализованный спрос работодателей - вакансии, которые не могут быть заполнены имеющимся составом свободных трудовых ресурсов. Дефицит кадров ощущается во всех сферах экономики территории.
Из общего количества вакансий, заявленных работодателями на 01.01.2015, большая часть поступила от строительных организаций (49,7%), учреждений здравоохранения и предоставления социальных услуг (19,0%), предприятий обрабатывающих производств(9,6%).
1.4 Экологическая ситуация
Город Норильск входит в список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Состояние атмосферного воздуха определяется, главным образом, объемами выбросов предприятиями и подразделениями ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель", а также метеорологическими и климатогеографическими особенностями.
ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" является основным источником загрязнения городской среды, который выбрасывает в атмосферу загрязняющих веществ более 99% от общего валового выброса стационарных источников загрязнения. Удельный вес остальных предприятий (жилищно-коммунальных, автотранспортных и др.) от суммарных выбросов не превышает 1%.
В городе нередко фиксируются превышения предельно-допустимых концентраций вредных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Согласно предоставленной информации о результатах лабораторных исследований качества атмосферного воздуха селитебной зоны филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в городе Норильске за 2014 год произведен отбор 518 проб диоксида серы, превышение предельно допустимой концентрации (далее - ПДК) составило 9,27%. Содержание аэрозолей металлов меди и никеля определялось в 493 пробах, превышение ПДК отмечено в 20,89% и 29,82% пробах по меди и никелю соответственно. За аналогичный период 2013 года в 495 пробах диоксида серы превышение ПДК составило 10,91%. Содержание аэрозолей металлов меди и никеля определялось в 459 пробах, превышение ПДК отмечено 20,47% и 43,13% проб по меди и никелю соответственно:
Таблица 5
Превышение ПДК в пробах атмосферного воздуха
Наименование загрязняющих веществ |
2013 год |
2014 год |
||||
Общее кол-во проб |
Кол-во проб с превышением норм |
Кол-во проб с превышением норм, % |
Общее кол-во проб |
Кол-во проб с превышением норм |
Кол-во проб с превышением норм, % |
|
Диоксид серы |
495 |
54 |
10,90 |
518 |
48 |
9,27 |
Оксид меди |
459 |
94 |
20,47 |
493 |
103 |
20,89 |
Оксид никеля |
459 |
198 |
43,13 |
493 |
147 |
29,82 |
В целях оперативного регулирования выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеоусловиях в городе действует организованная ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" система наблюдений за качеством атмосферного воздуха на маршрутных и подфакельных постах.
Прилегающая территория города Норильска представлена тундрой и лесотундрой, имеющая слабый растительный покров, неспособный в значимой мере ликвидировать отрицательное воздействие на экосистему промышленных предприятий.
Одновременно одной из особенностей природной среды Арктики является ее "ранимость" и длительный период восстановления. В пределах территории города Норильска наблюдается сокращение лесотундровой растительности в результате антропогенного воздействия.
Остается проблемой накопление отходов в городе и в наибольшей степени это касается твердобытовых отходов (ТБО). Их ежегодный объем составляет порядка 100 тыс. тонн.
В современном мире значимая часть вопроса утилизации ТБО решается путем развития рынка вторсырья (сбор, сортировка, вторичная переработка ТБО).
На территории города свалки-полигоны ТБО эксплуатируются: в Центральном районе ООО "Стройбытсервис", в районе Талнах ООО "Байкал-2000". За 2014 год на свалках-полигонах размещено 100,62 тыс. тонн твердых бытовых отходов.
Таблица 6
Объем размещения ТБО
Наименование |
Ед. изм. |
2013 (факт) |
2014 (план) |
2014 (факт) |
Вывезено твердых бытовых отходов |
тыс. м3 |
510,67 |
501,34 |
503,10 |
тыс. т |
102,13 |
100,26 |
100,62 |
В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории используется два поверхностных источника водоснабжения (река Норильская, Усть-Хантайское водохранилище) и три водозабора подземных вод (Ергалахский, Талнахский, Амбарнинский).
Водоснабжение районов осуществляется:
- район Центральный - из поверхностного водоисточника реки Норильской и Ергалахского водозабора подземных вод;
- район Талнах-из подземного водоисточника - Талнахского водозабора подземных вод и поверхностного водоисточника реки Норильской;
- район Кайеркан - из поверхностного водоисточника реки Норильской и Амбарнинского водозабора подземных вод;
- ж/о Оганер - только из поверхностного водоисточника реки Норильская;
- п.Снежногорск - из поверхностного водоисточника Усть-Хантайское водохранилище.
Все источники хозяйственно-питьевого водоснабжения имеют санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зоны санитарной охраны.
На территории отсутствуют источники централизованного водоснабжения (поверхностные и подземные), не отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
1.5 Экономическое развитие и анализ деловой активности
Экономическое положение территории в значительной мере определяется такими отраслями как: горнодобывающая, цветная металлургия, энергетическая, газовая и пищевая промышленности, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, машиностроение, стройиндустрия, торговая и снабженческая деятельность.
Промышленность
Ключевая отрасль экономики города Норильска - металлургическая промышленность. Цветная металлургия, представленная Заполярным филиалом ОАО "ГМК "Норильский никель", является базовой отраслью как экономики города, так и экономики Красноярского края в целом.
Градообразующее предприятие - Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель" является производственным подразделением ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", диверсифицированной горно-металлургической компании, являющейся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим мировым производителем платины, кобальта, меди и родия. Компания также производит золото, серебро, иридий, селен, рутений и теллур.
Производственные подразделения группы ГМК "Норильский никель" расположены в России в Норильском промышленном районе и на Кольском полуострове, а также в Финляндии, Австралии, Ботсване и ЮАР.
Предприятия Группы занимаются поиском, разведкой, добычей, обогащением и металлургической переработкой полезных ископаемых, производством, маркетингом и реализацией драгоценных и цветных металлов. Компания имеет развитую сбытовую сеть. Сбытовые подразделения Компании расположены на всех основных рынках сбыта, включая Европу, Азию и Америку. Компания постоянно развивает управленческие технологии сбыта, позволяющие успешно решать задачи сбыта в условиях острой конкуренции со стороны ведущих мировых промышленных и торговых компаний.
На долю ОАО "ГМК "Норильский никель" приходится более 18% мирового производства никеля, около 2,5% меди, 50% производства палладия и около 13% платины. На отечественном рынке на долю предприятий ОАО "ГМК "Норильский никель" приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, более 90% металлов платиновой группы, 95% кобальта.
Таблица 7
Объемы производства ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель"
товарных металлов (без учета толлинга)*
Наименование |
ед.изм |
2013 |
2014 |
Темп роста, % |
Никель |
тонн |
122 700 |
122 390 |
99,7 |
Медь |
тонн |
296 760 |
297552 |
100,3 |
Палладий |
тыс.унций |
2 006 |
2 065 |
102,9 |
Платина |
тыс.унций |
504 |
499 |
99,0 |
*(www.nornik.ru)
Причиной незначительного сокращения производства никеля стало проведение запланированного капитального ремонта на Надеждинском металлургическом заводе в первом полугодии 2014 года.
Рис. 4
Основные операционные активы Заполярного филиала
- Добыча руды: 6 подземных и 1 открытый рудник;
- Обогащение: 2 обогатительных фабрики (Талнах и Норильск);
- Плавка и рафинирование: 3 металлургических производства;
- Логистика: собственный морской порт и железная дорога;
- Электроэнергия: 100% самообеспечение с 3 ТЭЦ и 2 ГЭС.
Рис. 5
Деятельность по добыче сульфидных медно-никелевых руд ведется на семи рудниках месторождений "Талнахское" и "Норильск-1" рудных узлов.
Обогащение руды производится на Талнахской и Норильской обогатительных фабриках.
Талнахская обогатительная фабрика перерабатывает богатые и медистые руды месторождений "Талнахское" и "Октябрьское" с получением никелевого, медного и пирротинового концентратов.
Норильская обогатительная фабрика перерабатывает весь объем вкрапленных руд, медистые руды месторождений "Талнахское" и "Октябрьское" с получением никелевого и медного концентратов, а также осуществляет подъем из хранилища лежалого пирротинового концентрата.
Металлургические мощности Заполярного филиала включают Надеждинский металлургический завод, Никелевый и Медный заводы.
Надеждинский металлургический завод перерабатывает весь объем никелевого и пирротинового концентратов Талнахской обогатительной фабрики, часть никелевого концентрата Норильской обогатительной фабрики (около 15%) и весь объем медного концентрата участка разделения файнштейна обжигового цеха Никелевого завода с получением файнштейна, медных анодов и элементарной серы.
Никелевый завод перерабатывает основную часть объема никелевого концентрата Норильской обогатительной фабрики (около 85%), часть файнштейна Надеждинского металлургического завода с получением товарного никеля и кобальта.
Лежалый пирротиновый концентрат, заскладированный в Кайерканском угольном разрезе, вовлекается в производство без предварительного обогащения и перерабатывается в основном на мощностях Надеждинского металлургического завода (пирометаллургических и гидрометаллургических), частично поступает на агломерацию и плавку на Никелевый завод.
Медный завод перерабатывает весь объем медных концентратов Норильской и Талнахской обогатительных фабрик и медные аноды Надеждинского металлургического завода с получением товарной меди, элементарной серы и серной кислоты. Металлургический цех производства концентратов драгоценных металлов, являющийся подразделением Медного завода, перерабатывает шламы Цеха электролиза меди и Цеха электролиза никеля с последующим получением концентратов драгоценных металлов, серебра чернового в порошке, селена и теллура.
Аффинаж драгоценных металлов, производимых Заполярным филиалом, осуществляется по толлинговым договорам на выпуск химически чистых металлов на Красноярском заводе цветных металлов.
Также, к системообразующим организациям города Норильска относятся подразделения ОАО "ГМК "Норильский никель", деятельность которых направлена на поддержание стабильной работы Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель":
- ОАО "Норильскгазпром" осуществляет добычу, первичную переработку и транспортировку газа и газового конденсата для энергосистемы Норильска и Таймыра. Деятельность по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых на территории города Норильска осуществляется автономно от других предприятий данной отрасли в России и полностью покрывает потребности промышленного, общественного секторов и населения муниципального образования. Но это накладывает дополнительные обязательства на отрасль, которая должна обеспечить выполнение планов добычи и отгрузки продукции, минимизацию производственно-технических рисков. Расположение города Норильска в субарктической зоне предъявляет высокие требования к своевременности обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и их качественному составу. Основными потребителями углеводородного сырья являются: ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" и предприятия Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" городов Норильска и Дудинки.
- ОАО "Таймыргаз" осуществляет разведку, добычу, переработку нефти, газа, газового конденсата и нефтепродуктов, их транспортировку, хранение и реализацию. ОАО "Таймыргаз" является частью замкнутой системы энергоснабжения территории. Весь добываемый ОАО "Таймыргаз" природный газ реализуется ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" в качестве сырья для выработки тепло- и электроэнергии;
- ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" осуществляет выработку, отпуск и передачу электрической и тепловой энергии, а также забор, очистку, передачу и распределение воды технической и питьевой для потребителей городов Норильск, Дудинка, Игарка и пос. Снежногорск. Основные фонды, необходимые для осуществления производственной деятельности, ОАО "НТЭК" арендует у ОАО "ГМК "Норильский никель" и ОАО "Таймырэнерго".
В состав ОАО "НТЭК" входит пять электростанций: 3 теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3) и 2 гидроэлектростанции (Усть-Хантайская ГЭС и Курейская ГЭС).
Все ТЭЦ и ГЭС объединены в технологически изолированную от единой энергетической системы России Норильско-Таймырскую энергетическую систему, которая обеспечивает надежное, экономичное и качественное электроснабжение экономики и населения Норильского промышленного района, а также тепло- и водоснабжение региона. Отличительной особенностью энергосистемы является уникальная структура электрогенерирующих мощностей, почти 50% которых составляют гидроэлектростанции с водохранилищами многолетнего и сезонного регулирования. При этом ГЭС производят около 50% годового объема выработки электроэнергии всеми электростанциями ОАО "НТЭК". Значительная доля гидрогенерирующих мощностей (Усть-Хантайская и Курейская ГЭС) в составе энергосистемы позволяет оперативно изменять генерацию в широком диапазоне, обеспечивая регулирование частоты и неравномерности суточных суммарных графиков электропотребления. Теплоэлектроцентрали, работающие в базовом режиме, также обеспечивают около 50% суммарной годовой выработки электроэнергии в энергосистеме.
Суммарная установленная электрическая мощность ТЭЦ - 1235 МВт, ГЭС - 1041 МВт, всего 2276 МВт. Максимум электрических нагрузок энергосистемы в зимний период составляет около 1370 МВт (2013-2014 г.г.), основной резерв электрических мощностей размещен на ГЭС, максимальный прием мощности от ГЭС по условиям пропускной способности линий электропередачи Снежногорск-Норильск - 600 МВт. Основным видом топлива для ТЭЦ ОАО "НТЭК" является природный газ, резервным и аварийным - дизельное топливо.
Теплоснабжение муниципального образования город Норильск осуществляется ТЭЦ-1, 2, 3, промышленно-отопительной котельной N 1 (УТВГС), электрокотельной (УХГЭС) ОАО "НТЭК", которые являются единственными источниками изолированных площадок теплоснабжения районов города Норильска.
Также в состав ОАО "НТЭК" входят три сетевых предприятия (УВВС, УТВГС и ПТЭС г. Дудинка), эксплуатирующие электрические сети классов напряжения НН, СН, ВН (до 220 кВ включительно), водяные и паровые тепловые сети (преимущественно надземной прокладки) и сети водоснабжения, а также предприятие "Энергосбыт" и автотранспортное предприятие.
Общая протяженность электрических сетей составляет около 3160 км, общая протяженность тепловых сетей (в однотрубном исполнении) - около 465 км, сетей водоснабжения - порядка 320 км.
Генерирующие мощности, находящиеся на балансе ОАО "НТЭК", полностью покрывают потребность муниципального образования в тепловой и электрической энергии;
- ООО "Норильский обеспечивающий комплекс" (производство готовых металлических изделий, производство неметаллических продуктов, деревообработка);
- ООО "Норильскникельремонт" (сервисные и ремонтные работы);
- ООО "Заполярная строительная компания" является генеральным подрядчиком и выполняет комплекс общестроительных работ (геодезические, земляные, монтажные, санитарно-технические, отделочные, электромонтажные, пуско-наладочные, ремонтно-строительные и специальные работы), кроме того осуществляет надзорные и контролирующие функции за строительством и реконструкцией объектов;
- Основные виды строительно-монтажных работ компания ООО "ЗСК" осуществляет на объектах ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" (горно-добывающая, перерабатывающая и производственная инфраструктуры). Кроме того, выполняются работы для таких крупных организаций как ОАО "Норильскгазпром", ОАО "Таймыргаз", ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания";
- ООО "Норильскгеология" производит геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- ООО "Норильское торгово-производственное объединение". Основная задача предприятия - обеспечение работников горячим питанием, включая лечебно-профилактическое питание. Заказчиком услуг является ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель";
- ООО "Норильский промышленный транспорт", один из крупнейших грузоперевозчиков, оказывающий транспортные, механизированные и другие услуги подразделениям ОАО "ГМК "Норильский никель".
Таблица 8
Структура отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ и услуг по отраслям экономики*
N п/п |
Наименование показателя |
Отгружено товаров, млн. руб. |
||
на 01.01.2014 |
на 01.01.2015 |
Темп роста 01.01.15/01.01.14, % |
||
|
ВСЕГО |
343 408,2 |
420 905,2 |
122,6 |
|
из них: |
|
|
|
1 |
Транспорт и связь (I) |
11 833,3 |
11 867,6 |
100,3 |
2 |
Оптовая и розничная торговля (G) |
35,9 |
40,3 |
112,0 |
3 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (K) |
13 593,9 |
12 426,8 |
91,4 |
4 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение, (L) |
1 700,2 |
1 674,4 |
98,5 |
5 |
Образование (M) |
681,3 |
676,7 |
99,3 |
6 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг (N) |
5 297,7 |
5 129,0 |
96,8 |
* Кроме представленных в таблице данных, общая сумма включает в себя ряды ОКВЭД (B, D, E, F, H, О), данные по которым не публикуются Красноярскстатом в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.07 N 282-ФЗ (ст.4, п.5; ст.9, п.1)
Объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ и услуг собственными силами) по итогам 2014 года составил 420,9 млрд. рублей или 122,6% к уровню 2013 года.
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, являясь базовой отраслью территории, имеет ярко выраженную ориентированность на экспорт. Поэтому показатели, характеризующие реальный сектор, напрямую зависят от объемов экспорта сырьевых ресурсов, курса основных мировых валют, а также конъюнктуры мировых и внутренних цен на цветные и драгоценные металлы.
Малое и среднее предпринимательство
Важным направлением в развитии экономического потенциала города Норильска является развитие местной промышленности и малого бизнеса.
Число зарегистрированных в городе малых предприятий составляет 7 324 единицы (из них: индивидуальных предпринимателей - 5 164, юридических лиц - 2 160).
Отраслевая структура предпринимательского сектора в последние годы практически неизменна, причем непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля и общественное питание) остается более весомой:
47,2% от общего объема - торговля и общественное питание;
12,6% - бытовые услуги;
26,95% - транспортные услуги;
14,8% - прочие услуги;
1,0% - производственная сфера деятельности.
По итогам 2014 года товарооборот города Норильска составил порядка 42,6 млрд. руб., в том числе:
- оборот розничной торговли - 38,6 млрд. руб.
- оборот общественного питания - 4,0 млрд. руб.
Сеть объектов розничной торговли представлена торговыми центрами и комплексами, магазинами самообслуживания и магазинами с традиционными формами обслуживания, а также магазинами салонной торговли. Дальнейшее развитие получают торговые комплексы и центры, в которых размещаются объекты торговли, общественного питания, сферы услуг, офисные помещения.
Обеспеченность населения города Норильска торговыми площадями составила 120% (733,6 м2 на 1000 человек, при нормативе обеспеченности, установленном Законом Красноярского края от 19.12.2013 N 5-1997, 612,81 м2 на 1000 человек):
- по торговым объектам, реализующим продовольственные товары - 140% (261,8 м2 на 1000 человек при нормативе обеспеченности - 187,02 м2);
- по торговым объектам, реализующим непродовольственные товары - 111% (471,8 м2 на 1000 человек при нормативе обеспеченности - 425,79 м2).
Местными товаропроизводителями обеспечивается весь объем потребления хлебобулочных изделий на территории; порядка 40% молока и молочных продуктов; 28% колбасных изделий; 30% безалкогольных напитков; около 8% кондитерских изделий. Деятельность предприятий пищевой промышленности является важной составляющей продовольственной безопасности моногорода Норильска (с учетом его географического положения).
Стоит также отметить особенности формирования структуры малого бизнеса по видам деятельности. Так, учитывая климатические условия, географическое расположение территории, такие виды деятельности, осуществляемые субъектами малого бизнеса, как строительство, сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, полностью отсутствуют или незначительно представлены на территории. А такие виды деятельности, как услуги ЖКХ, услуги связи и промышленность монополизированы крупными предприятиями.
1.6. Бюджет города Норильска
Социально-экономическое положение территории характеризуется полной зависимостью наполняемости городского бюджета от производственной деятельности градообразующего предприятия. Вследствие чего на развитие экономики территории существенным образом влияет динамика цен мирового рынка на основные металлы (медь, никель, кобальт, платина) и реализация планов стратегического развития цветной металлургии.
Кроме того, в результате реформы бюджетной и налоговой системы произошло перераспределение доходных и расходных обязательств между уровнями бюджета. Итогом перераспределения нормативов отчислений в пользу субъекта стала финансовая необеспеченность муниципального бюджета.
Так, город Норильск на протяжении всего своего существования являвшийся городом-донором, не получающим финансовой помощи из краевого бюджета на цели общего финансового выравнивания (несмотря на перераспределение налоговых отчислений), в последние годы превратился в территорию, полностью зависимую от межбюджетных трансфертов.
В 2014 году собственные доходы города Норильска не покрывали более 50 процентов потребности собственных расходных обязательств, в результате чего городу была оказана целевая поддержка из средств краевого бюджета.
Фактические доходы городского бюджета (с учетом безвозмездных перечислений) за 2014 год составили 16 932,86 млн. руб. или 111,4% к аналогичному периоду прошлого года (2013 г. - 15 199,22 млн. рублей).
Таблица 9
Городской бюджет
Наименование показателя |
Ед. изм. |
на 01.01.14 |
на 01.01.15 |
Темп роста, % |
Доходы нарастающим итогом с начала года |
млн. руб. |
15 199,22 |
16932,86 |
111,4 |
Расходы нарастающим итогом с начала года |
млн. руб. |
15 997,95 |
15 691,54 |
98,1 |
Дефицит "-" (профицит "+") нарастающим итогом с начала года |
млн. руб. |
-798,73 |
1 241,32 |
|
Кредиторская задолженность |
млн. руб. |
13,46 |
219,95 |
|
Дебиторская задолженность |
млн. руб. |
1 039,51 |
985,96 |
|
Таблица 10
Структура доходов бюджета города Норильска
млн. руб. | ||||||||||
N п/п |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Темп роста 2014/2011, % |
||||
сумма |
уд.вес, % |
сумма |
уд.вес, % |
сумма |
уд.вес, % |
сумма |
уд.вес, % |
|||
|
Доходы бюджета - всего |
14 308,04 |
100 |
15 216,98 |
100 |
15 199,22 |
100 |
16 932,86 |
100 |
118,34 |
I |
Налоговые и неналоговые доходы |
11 059,58 |
77,3 |
6 467,10 |
42,5 |
5 616,22 |
37,0 |
7 133,88 |
42,1 |
64,50 |
1. |
Налог на прибыль организаций |
6 599,92 |
46,1 |
2 032,52 |
13,4 |
1 428,57 |
9,4 |
2 369,97 |
14,0 |
35,90 |
2. |
Налог на доходы физических лиц |
3 343,91 |
23,4 |
2 730,34 |
17,9 |
2 863,16 |
18,8 |
2 898,97 |
17,1 |
86,69 |
3. |
Акцизы |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
14,80 |
0,1 |
- |
4. |
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности |
159,51 |
1,1 |
173,22 |
1,1 |
161,95 |
1,1 |
169,52 |
1,0 |
106,27 |
5. |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
1,00 |
0 |
1,31 |
0 |
- |
6. |
Налоги на имущество: |
20,64 |
0,1 |
35,32 |
0,2 |
66,23 |
0,4 |
67,93 |
0,4 |
329,11 |
6.1. |
- физических лиц |
15,00 |
0,1 |
28,59 |
0,2 |
57,41 |
0,4 |
57,29 |
0,4 |
381,93 |
6.2. |
- земельный налог |
5,64 |
0 |
6,73 |
0 |
8,83 |
0,1 |
10,64 |
0 |
188,65 |
7. |
Государственная пошлина |
35,21 |
0,2 |
17,66 |
0,1 |
19,58 |
0,1 |
35,3 |
0,2 |
100,25 |
8. |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: |
605,82 |
4,23 |
613,57 |
4,03 |
623,59 |
4,1 |
904,12 |
5,3 |
149,23 |
8.1. |
- арендная плата за земли |
153,27 |
1,07 |
192,45 |
1,26 |
208,78 |
1,37 |
435,67 |
2,6 |
284,25 |
8.2. |
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти (местного самоуправления) |
428,32 |
2,99 |
386,70 |
2,54 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
- |
8.3. |
- доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (за исключением земельных участков) |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
367,15 |
2,42 |
383,46 |
2,3 |
- |
8.4. |
- платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий |
2,23 |
0,02 |
1,40 |
0,01 |
2,21 |
0,01 |
4,88 |
0 |
218,83 |
8.5. |
- прочие доходы от использования имущества и прав |
22,00 |
0,15 |
33,02 |
0,22 |
45,45 |
0,3 |
80,09 |
0,47 |
364,04 |
9. |
Платежи при пользовании природными ресурсами, в том числе: |
106,10 |
0,74 |
555,05 |
3,65 |
149,28 |
0,98 |
149,56 |
0,88 |
140,96 |
9.1. |
- плата за негативное воздействие на окружающую среду |
106,10 |
0,74 |
555,05 |
3,65 |
149,28 |
0,98 |
149,56 |
0,88 |
140,96 |
10. |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
2,46 |
0,02 |
4,74 |
0,03 |
2,27 |
0,01 |
1,90 |
0 |
77,23 |
11. |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
62,17 |
0,43 |
211,15 |
1,39 |
239,05 |
1,57 |
270,88 |
1,6 |
в 4,3 раза |
12. |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
54,67 |
0,38 |
49,28 |
0,32 |
35,72 |
0,24 |
221,64 |
1,3 |
в 4 раза |
13. |
Прочие неналоговые доходы |
69,17 |
0,48 |
44,24 |
0,29 |
25,82 |
0,17 |
27,98 |
0,16 |
40,45 |
II |
Безвозмездные поступления |
2 979,52 |
20,82 |
8 749,88 |
57,5 |
9 583,00 |
63,0 |
9 798,98 |
57,9 |
328,87 |
1. |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
0,00 |
0 |
28,61 |
0,18 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
- |
2. |
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ |
829,23 |
5,8 |
6 134,82 |
40,32 |
6 038,97 |
39,73 |
5 146,98 |
30,4 |
в 6,2 раза |
3. |
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ |
2 169,31 |
15,16 |
2 643,86 |
17,37 |
3 793,64 |
24,96 |
4 658,80 |
27,5 |
214,75 |
4. |
Иные межбюджетные трансферты |
0,95 |
0,01 |
0,06 |
0 |
0,06 |
0 |
0,00 |
0 |
- |
5. |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
3,74 |
0 |
- |
6. |
Доходы бюджетов городских округов от возврата автономными учреждениями остатков субсидий прошлых лет |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
3,83 |
0,03 |
0,00 |
0 |
- |
7. |
Возврат остатков субсидий и субвенций |
- 19,96 |
|
-61,99 |
|
-256,56 |
|
-10,53 |
|
|
8. |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
0,00 |
0 |
0,05 |
0 |
0,03 |
0 |
0,00 |
0 |
- |
9. |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций |
0,00 |
0 |
4,47 |
0,03 |
2,58 |
0,02 |
0,00 |
0 |
- |
10. |
Прочие безвозмездные поступления |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,46 |
0 |
0,00 |
0 |
- |
III |
Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности |
268,93 |
1,88 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
- |
Анализ приведенных данных показал, что за 2011-2014 г.г. структура доходной базы бюджета претерпела существенные изменения.
Если в 2011 году структура доходов городского бюджета характеризовалась преобладанием удельного веса собственных доходов - 77% и величиной безвозмездных поступлений в размере 21% (2% составляли доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности), то в структуре доходов бюджета 2014 года собственные доходы составили только 42%, тогда как доля безвозмездных поступлений из бюджетов другого уровня (субвенции, субсидии) увеличилась до 58%.
Динамика последних лет показывает, что в 2014 году произошло сокращение собственной доходной базы бюджета в 1,5 раза относительно собственных доходов 2011 года (7 133,88 млн. руб. и 11 059,58 млн. руб. соответственно).
В 2014 году в соответствии с нормативами отчислений в бюджет города зачисляется 10 процентов от налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта, и 30 процентов от налога на доходы физических лиц.
Анализ расходной части бюджета города Норильска показывает высокую социальную направленность расходов. Данные приведены в таблице:
Таблица 11
Структура расходов бюджета города Норильска
|
|
|
|
|
млн.руб. |
||||
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Темп роста 2014/2011, % |
||||
сумма |
уд.вес, % |
сумма |
уд.вес, % |
сумма |
уд.вес, % |
сумма |
уд.вес, % |
||
Расходы бюджета - всего |
15 558,47 |
100 |
15 566,80 |
100 |
15 997,95 |
100 |
15 691,54 |
100 |
100,85 |
- общегосударственные вопросы Справочно: Субсидия на выплату ДКВ |
5 552,06
4 699,39 |
35,69
30,20 |
5 839,90
3 777,13 |
37,52
24,26 |
3 327,86
2 097,75 |
20,80
13,11 |
2 139,37
1 008,87* |
13,63
6,42 |
38,53
21,47 |
- обслуживание государственного и муниципального долга |
0 |
0 |
0,51 |
0 |
0,69 |
0 |
19,35 |
0,12 |
- |
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
147,43 |
0,95 |
116,89 |
0,75 |
188,19 |
1,18 |
216,89 |
1,38 |
147,11 |
- национальная экономика |
397,74 |
2,56 |
1 253,47 |
8,05 |
1 435,49 |
8,97 |
1 459,13 |
9,29 |
в 3,7 раза |
- жилищно-коммунальное хозяйство |
3 004,75 |
19,31 |
1 562,24 |
10,04 |
1 258,69 |
7,87 |
1 115,04 |
7,11 |
37,10 |
- образование |
3 738,94 |
24,03 |
4 432,64 |
28,47 |
7 142,70 |
44,65 |
8 379,67 |
53,41 |
224,11 |
- культура, кинематография |
304,54 |
1,96 |
265,48 |
1,71 |
393,61 |
2,46 |
469,97 |
3,00 |
154,32 |
- средства массовой информации |
24,54 |
0,16 |
26,34 |
0,17 |
30,20 |
0,19 |
31,80 |
0,20 |
129,58 |
- здравоохранение |
827,35 |
5,32 |
463,94 |
2,98 |
249,39 |
1,56 |
29,46** |
0,19 |
3,56 |
- физическая культура и спорт |
286,45 |
1,84 |
245,06 |
1,57 |
420,81 |
2,63 |
419,29 |
2,68 |
146,37 |
- социальная политика |
1 274,63 |
8,19 |
1 360,33 |
8,74 |
1 550,31 |
9,69 |
1 411,57 |
8,99 |
110,74 |
* - снижение объема субсидии на выплаты обусловлено заменой дополнительных компенсационных выплат элементом заработной платы
**- с 01.01.2014 деятельность отрасли финансируется из краевого бюджета
Приоритетной отраслью расходования бюджетных средств является социальная сфера, при этом доля социальных расходов в общей сумме расходов городского бюджета за период с 2011 года по 2014 год увеличилась с 41,3% до 68,5%.
В структуре расходов городского бюджета в 2014 году относительно 2011 года наблюдается рост расходов по следующим отраслям:
- образование - на 114,1% (4 640,73 млн. руб.);
- физическая культура и спорт - на 46,4% (132,84 млн. руб.);
- социальная политика - на 10,7% (136,94 млн. руб.);
- культура, кинематография - на 54,32% (165,43 млн. руб.);
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность - на 47,11% (69,46 млн. руб.);
- национальная экономика - в 3,7 раза (1 061,39 млн. руб.);
- средства массовой информации - на 29,6% (7,26 млн. руб.).
Вместе с тем, снизилась доля расходов: на здравоохранение - с 5,32% до 0,19%, на выплату ДКВ - с 30,2% до 6,42%.
Сокращение расходов обусловлено:
- по отрасли "здравоохранение" - переходом учреждений здравоохранения Красноярского края на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;
- по субсидии на выплату ДКВ - заменой дополнительных компенсационных выплат элементом заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы.
К числу преимуществ бюджетной политики города относится привлечение дополнительных средств в рамках заявительного участия в государственных программах Красноярского края (далее - ГП) для выполнения приоритетных направлений социально-экономической политики города.
Так, в 2014 году муниципальное образование город Норильск принимало участие в реализации 10 ГП, в рамках которых плановые расходы определены в размере 2 836,9 млн. руб., по предварительным данным за 2014 год израсходовано 2 707,9 млн. руб., что составляет 95,4% от плановых назначений. Из них:
- по двум ГП в рамках 4-сторонних соглашений - 1 920,5 млн. руб. (федеральный и краевой бюджеты, ОАО "ГМК "Норильский никель", внебюджетные средства);
- по подпрограмме "Дороги Красноярья" ГП "Развитие транспортной системы" - 773,1 млн. руб. (краевой бюджет);
- в рамках 7 ГП - 14,3 млн. руб. (9,4 млн. руб. краевой и 4,9 млн. руб. федеральный бюджеты).
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2014-2016 годы" одной из важнейших поставленных задач стало развитие программно-целевых методов управления. Согласно вступившим в силу изменениям в Бюджетный кодекс Российской Федерации от 07.05.2013 исключается понятие долгосрочных целевых программ, вводится понятие государственных и муниципальных программ. Также установлено, что бюджеты всех уровней должны формироваться на основе государственных (муниципальных) программ.
В этой связи Правительством Красноярского края определено, что с 2014 года все территории края переходят на программный бюджет путем формирования государственных программ на уровне субъекта и муниципальных программ на уровне муниципальных образований.
Учитывая изменения в действующем законодательстве, а также подходы, определенные Правительством Красноярского края, с 2014 года бюджет города сформирован программно-целевым методом планирования бюджета, в соответствии с разработанными и утвержденными 15-ю муниципальными программами.
В целях сохранения социальной направленности городского бюджета, муниципальные программы объединили ресурсы, ранее распределенные по долгосрочным муниципальным целевым программам и ведомственным целевым программам, и направлены на достижение конкретных и измеримых целей, взаимоувязанных с социально-экономическим развитием города Норильска.
Таким образом, в результате формирования бюджета города в программном формате доля программных расходов в 2014 году составила более 96% от общего объема расходов городского бюджета.
Реализация муниципальных программ в качестве полноценных инструментов стратегического и бюджетного планирования позволит повысить ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых средств.
1.7. Инвестиционная активность
Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (собственные и привлеченные средства предприятий) рыночного и бюджетного секторов территории в 2014 году составил 39 541,1 млн.руб. Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (с учетом бюджетных средств) в действующих ценах 2014 года к 2013 составил 92,0% (объем инвестиций в 2013 году составил 42 991,2 млн. руб.).
Таблица 12
Структура инвестиций в основной капитал
по видам экономической деятельности
Вид экономический деятельности |
2013 год |
2014 год |
млн. руб. | ||
Всего, |
42 991,2 |
39 541,1 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
Добыча полезных ископаемых (С) |
49,1 |
... |
Обрабатывающие производства (D) |
29 319,6 |
32 158,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (E) |
1 726,9 |
449,8 |
Строительство (F) |
1 013,5 |
... |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств; бытовых изделий и предметов личного пользования (G) |
146,6 |
168,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (K) |
6 015,4 |
2 941,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности (L) |
53,3 |
99,8 |
Гостиницы и рестораны (H) |
32,0 |
2,4 |
Транспорт и связь (I) |
4 192,7 |
2 247,8 |
Финансовая деятельность (J) |
15,2 |
0,6 |
Образование (M) |
132,2 |
121,8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг (N) |
161,9 |
95,5 |
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги (O) |
132,8 |
76,5 |
* знак (...) - данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (ст.4 п.5; ст.9 п.1)
Основной объем инвестиций приходится на ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" и его дочерние общества, такие как ООО "Норильский обеспечивающий комплекс", ООО "Норильскникельремонт", ООО "Завод по переработке металлолома". Инвестиционные вложения направлены на объекты металлургического и горнодобывающего комплекса, а также на оперативное обеспечение горнорудных, обогатительных, металлургических, строительных и ремонтных предприятий Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" продукцией, необходимой для стабильной работы основного технологического оборудования ОАО "ГМК "Норильский никель".
Таблица 13
Источники финансирования инвестиций в основной капитал
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
тысяч рублей | ||
Инвестиции в основной капитал всего |
42 881 915 |
39 541 145 |
в том числе по источникам финансирования: |
|
|
Собственные средства |
41 508 884 |
38 828435 |
Привлеченные средства, из них: |
1 373 031 |
712 710 |
- средства бюджетов всех уровней |
382 707 |
313 992 |
Снижение инвестиционной активности создает риски морального и физического устаревания основных средств в промышленном секторе экономики.
Реализация инвестиционных проектов позволит восполнить устаревшие основные фонды, повысит эффективность экономических процессов и использования ресурсов.
1.8. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности города Норильска
Анализ инвестиционной привлекательности города Норильска явился основой для выделения сильных и слабых сторон муниципального образования, а также возможностей и рисков (угроз) дальнейшего инвестиционного развития:
- сильные стороны города - его конкурентные преимущества, естественные и созданные факторы и превосходства;
- слабые стороны - отсутствующие или слаборазвитые факторы, снижающие инвестиционную привлекательность муниципального образования;
- возможности - благоприятные тенденции и внешние потенциалы инвестиционного развития муниципального образования;
- угрозы - неблагоприятные тенденции и внешние риски для качественного развития муниципального образования.
В результате SWOT-анализа инвестиционной привлекательности выявлены конкурентные преимущества территории:
- уникальное экономико-географическое положение;
- наличие объекта природного наследия ЮНЕСКО Плато Путорана, что делает Норильск потенциальной базой для развития туризма;
- исключительно богатый природно-ресурсный потенциал;
- наличие крупнейшего производителя цветных металлов мирового значения, который является градообразующим предприятием;
- устойчивость спроса на продукцию градообразующего предприятия на внутреннем, внешнем рынках;
- наличие реализуемого взаимоувязанного комплекса краевых и муниципальных социально-экономических программ, направленных на развитие социальной сферы и экономики города, сохранение уровня и качества жизни населения;
- включение муниципального образования в Федеральные стратегии развития Сибири, Арктической зоны; в Краевую инвестиционную стратегию до 2030 года.
Вместе с тем, существует ряд факторов, оказывающих влияние на снижение инвестиционной привлекательности территории, в т.ч.:
- невыгодное транспортное расположение города Норильска;
- сложные климатические условия;
- удаленность от мировых рынков сбыта;
- высокая степень изношенности инженерной инфраструктуры;
- высокие энерготарифы и, как следствие, высокая себестоимость произведенной продукции;
- высокие инвестиционные издержки;
- зависимость бюджета муниципального образования от показателей деятельности ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" и, как следствие, зависимость от конъюнктуры сырьевого рынка;
- волатильность мировых цен на ресурсы, затрудняющая оценку перспектив экономического развития.
Таблица 14
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности
муниципального образования город Норильск
Конкурентные преимущества (Сильные стороны) |
Слабые стороны |
1. Исключительно богатый природный ресурсный потенциал, обеспечивающий потребности существующей экономики; 2. Наличие объекта природного наследия ЮНЕСКО Плато Путорана, что делает город потенциальной базой для развития туризма; 3. Высокий экспортный потенциал продукции; 4. Устойчивость спроса на продукцию градообразующего предприятия на внутреннем, внешнем рынках; 5. Обеспечение долгосрочной линии промышленного производства; 6. Разработка инвестиционных проектов по увеличению объемов производства и добычи руды; 7. Рост инвестиционной активности; 8. Постоянное расширение рынков сбыта на основе дифференцированного подхода к деловым отношениям в различных отраслях промышленности; 9. Наличие сообщения с "Северным морским путем"; 10. Наличие летнего сообщения с населенными пунктами по реке Енисей; 11. Рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами строительных предприятий; 12. Наличие собственного арктического флота ГМК "Норильский никель", построенного по инновационной технологии (позволяет транспортировать грузы самостоятельно, не прибегая к помощи ледоколов и сторонних компаний, что существенно снижает транспортные расходы и способствует высокому качеству сервиса); 13. Собственные энергетические активы ГМК "Норильский никель"; 14. Наличие плана модернизации моногорода Норильска до 2025 года; 15. Наличие Программы СЭР муниципального образования город Норильск до 2020 года; 16. Наличие разных форматов торговли от небольших павильонов до крупных (по норильским меркам) сетей; 17. Наличие всех ступеней профессионального образования, в том числе одного из самых северных ВУЗов в мире с многолетней традицией подготовки квалифицированных технических кадров; 18. Привлечение студентов, обучающихся в ВУЗах Норильска, к решению задач социально-экономического развития города посредством организации конкурса "Студенты - в решение проблем Норильска"; 19. Отсутствие радикальных общественных и религиозных движений; 20. Относительно низкий уровень регистрируемой безработицы - близкий к естественному уровню, с динамикой к дальнейшему понижению; 21. Функционирование инфраструктуры по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса; 22. Реализация мероприятий по охране окружающей среды; 23. Реализация взаимоувязанного комплекса краевых и муниципальных социальных программ; 24. Увеличение доходной базы муниципального бюджета за счет трансфертов бюджетов других уровней; 25. Доходные источники на постоянной основе закреплены законом Красноярского края; 26. Социально-ориентированная структура расходов муниципального бюджета, позволяющая поддерживать высокий уровень качества бюджетных услуг населению и реализовывать системную социальную политику на территории; 27. Реализация Плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Норильск; 28. Эффективность работы органов исполнительной власти; 29. Включение муниципального образования в Федеральные стратегии развития Сибири, Арктической зоны; в Краевую инвестиционную стратегию до 2030 года. |
1. Сложные климатические условия; 2. Географическое местоположение ограничивает приток инвесторов из других территорий; 3. Изолированность транспортной инфраструктуры, удаленность от мировых рынков сбыта; 4. Моноструктурный характер экономики; 5. Сырьевая специализация промышленного производства; 6. Зависимость экономики градообразующего предприятия и города в целом от конъюнктуры сырьевых рынков; 7. Высокая себестоимость произведенной продукции; 8. Низкая степень диверсификации экономики; 9. Энергосистема города Норильска территориально и технологически изолирована от единой энергетической системы России, что не предусматривает возможности подключения резервных мощностей или перераспределения потоков с соседних территорий; 10. Система магистральных трубопроводов не связана с единой системой газоснабжения РФ, что повышает риск возникновения производственно-технических рисков; 11. Высокая зависимость предприятий территории от деятельности ЗФ ОАО ГМК "Норильский никель" и стратегии его развития; 12. Низкая доля выпускаемой продукции, ориентированной на конечное потребление; 13. Высокий уровень возникновения рисков техногенного характера; 14. Сосредоточение крупных промышленных предприятий в черте города; 15. Превышение предельно допустимых концентраций никеля, меди, диоксида серы; 16. Наличие большого количества отходов (в частности ТБО) на полигонах и неорганизованных свалках; 17. Высокий уровень потенциальных экологических рисков на вновь осваиваемых территориях; 18. Стабильное снижение численности населения; 19. Интенсивный миграционный отток населения (долгосрочная тенденция отрицательного сальдо механического прироста населения); 20. Рост численности населения пенсионного возраста; 21. Дефицит кадров по определенному перечню профессий: специалисты в области здравоохранения, инженерно-технические работники, учителя, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочие по сварочному производству, слесари-сантехники (ремонтники), водители автомобилей (автобусов), плотники (столяры) и т.д.; 22. Несбалансированность показателей спроса и предложения на рабочую силу: как по количественным, так и по качественным параметрам (проф. составу, уровню квалификации); 23. Низкая энергоэффективность производства в сочетании с высокой ресурсоемкостью изделий; 24. Снижение доли собственных средств в общем объеме инвестиций; 25. Высокие инвестиционные издержки; 26. Низкие темпы внедрения инновационных технологий; 27. Отсутствие лесных ресурсов; 28. Отсутствие природно-климатических условий для ведения сельского хозяйства; 29. Полная зависимость наполняемости городского бюджета от производственной деятельности градообразующего предприятий и, как следствие, чрезвычайная зависимость социальной стабильности в городе от его производственной стратегии; 30. Низкая доходность муниципального имущества и земли. |
Возможности |
Угрозы |
1. Прогнозируемый рост цен на добываемые ресурсы; 2. Государственные инвестиционные программы и инвестиционные программы крупных предприятий; 3. Увеличение объемов добычи руды с целью сохранения объемов производства металлов путем вложения значительных инвестиций; 4. Модернизация производственных мощностей; 5. Поддержание выбывающих и развитие новых производственных мощностей минерально-сырьевой базы ЗФ ОАО "ГМК "НН"; 6. Увеличение загрузки производственных мощностей; 7. Реализация экологической политики Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель"; 8. Наращивание объемов выпускаемой продукции пищевого сектора промышленности за счет привлечения новых покупателей и расширения выпускаемого ассортимента продукции, а так же роста численности потребителей продукции, возможного за счет создания дополнительных рабочих мест в результате реализации крупных инвестиционных проектов ЗФ ОАО "ГМК "НН" и привлечения специалистов с других территорий; 9. Поддержка развития отраслей обрабатывающих производств, в настоящее время имеющих незначительный удельный вес в общем объеме отгруженных товаров (обработка металлических отходов и лома, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность); 10. Реализация мероприятий Плана модернизации моногорода Норильска до 2025 года; 11. Развитие социально значимых направлений сектора услуг (бытовые, медицинские, физкультурно-оздоровительные и др.); 12. Привлечение крупных торговых сетей на розничное звено; 13. Демонополизация розничной торговли; 14. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах и краевых целевых программах Красноярского края; 15. Развитие новых услуг и форм обслуживания на территории муниципального образования город Норильск; 16. Стабилизация и улучшение демографической ситуации в городе (регулирование потоков миграции, увеличение рождаемости, снижение смертности); 17. Активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность организаций и предприятий всех форм собственности; 18. Привлечение на территорию молодых специалистов, создание условий для их закрепления; 19. Привлечение студентов, обучающихся на территории к решению задач социально-экономического развития территории; 20. Повышение контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 21. Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ до нормативного объема. 22. На территории предполагается реализация инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей, планируемых к осуществлению ООО "Русская платина". Появление нового инвестора придаст импульс развитию города, создаст конкурентную среду, новые рабочие места, обеспечит снижение монозависимости и социальное развитие территории. |
1. Волатильность мировых цен на ресурсы, затрудняющая оценку перспектив экономического развития; 2. Угроза закрепления за Норильском роли исключительно "сырьевого придатка" развитых экономик; 3. Угроза снижения объемов производства в ближайшей перспективе в связи с исчерпанием действия факторов роста, обусловленного девальвацией рубля, падением цен на основные виды цветных металлов, импортозамещением и т.д.; 4. Истощение сырьевой базы по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых; 5. Рост тарифов на энергоресурсы и транспортные перевозки; 6. Жесткая конкуренция со стороны импортных товаров, отсутствие защитных мер отечественного товаропроизводителя на внутреннем рынке; 7. Снижение конкурирующими фирмами себестоимости товарной продукции основного производителя территории; 8. Ограниченность диверсификации отраслей обрабатывающей промышленности объективными факторами (высокие издержки производства большинства видов продукции и услуг, климатические факторы); 9. Угроза перспективам развития пищевой промышленности города в связи с конкуренцией со стороны альтернативных пищевых товаров, привозимых с территории Красноярского края; 10. Ухудшение экологической обстановки (агрессивное воздействие выбросов промышленных производств); 11. Несоответствие спектра услуг, предоставляемых системой профессионального образования, профильного образования и предпрофильной подготовки инновационному развитию экономики; 12. Дальнейшее снижение численности населения за счет роста смертности населения, отрицательных миграционных потоков; 13. "Старение" населения (увеличение численности населения старше трудоспособного возраста, приходящейся на экономически активное население); 14. Снижение объемов инвестиций, вследствие чего возможно: - сокращение количества организаций; - увеличение числа безработных за счет высвобожденных работников; 15. Рост дефицита объемов производственных мощностей. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.