Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспортная система Красноярского края включает автомобильный и городской электрический, железнодорожный, внутренний водный и воздушный транспорт.
Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развития производительных сил. Пассажирский транспорт как одна из социально значимых отраслей экономики играет достаточно большую роль в обеспечении качества жизни населения. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной и экономической стабильности региона.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2014 год следующие:
численность занятых в отрасли составляет 85,9 тыс. человек или 1,23% от общей численности занятых в экономике региона;
объем инвестиций в отрасли составляет 13,05 млрд рублей или 3,7% от общих инвестиций в Красноярском крае.
Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспорта в 2014 году, составил 121,2 млрд рублей, из них наибольшая доля - 37,6%, приходится на железнодорожный транспорт, 28,9% объема услуг приходится на вспомогательную транспортную деятельность, 13,6% - на автомобильный транспорт, 15,8% - на воздушный транспорт, 4,1% - распределены между другими видами транспорта.
За последние годы на транспорте наблюдается изменение значений основных показателей объема перевезенных грузов и количества перевезенных пассажиров.
Так, с 2003 года объем перевезенных грузов возрос примерно со 123 млн тонн до 162,92 млн тонн в 2014 году, рост составляет 32,4%.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, лесные и строительные грузы.
В 2003 году количество перевезенных пассажиров составило 581,6 млн человек, в 2014 году - 421,15 млн человек, снижение составило порядка 27,6%. Такое снижение связано с интенсивным развитием автомобилизации как в Красноярском крае, так и в целом по Российской Федерации.
Основной объем пассажирских перевозок, более 300 млн человек в год, приходится на город Красноярск.
Объем услуг, оказанных основными предприятиями, определяющими тенденции и показатели развития отрасли и обеспечивающими достижение целей и показателей программы, в 2014 году составил 67,57 млрд рублей.
К основным предприятиями отрасли относятся:
Красноярская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги";
ОАО "Краспригород";
ОАО "В-Сибпромтранс";
ОАО "Енисейское речное пароходство";
ОАО "ПассажирРечТранс";
ГП КК "Краевое автотранспортное предприятие";
МП г. Красноярска "Горэлектротранс";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7";
ООО "Нортранс-Норильск";
МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта";
ООО "Норильский промышленный транспорт";
ГП КК "КрасАвиа";
ООО "Аэропорт Емельяново".
Железнодорожный транспорт представлен Красноярской железной дорогой, ОАО "Краспригород" и ОАО "В-Сибпромтранс".
Подразделения ОАО "Российские железные дороги", расположенные в границах Красноярской железной дороги, осуществляют предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина дороги составляет 3157,9 км. Коммерческая и грузовая работа осуществляется на 22 грузовых, 14 участковых, одной сортировочной и 138 промежуточных станциях. Для пассажирских перевозок открыто 112 станций, в том числе 17 вокзалов. Предприятие осуществляет строительство вторых путей на участке Междуреченск - Тайшет в целях повышения пропускной способности участка для организации вывоза грузов с планируемой железнодорожной линии Кызыл - Курагино, а также реконструкцию существующего железнодорожного участка Решоты - Карабула для обеспечения перевозок грузов строящейся железнодорожной линии Карабула - Ярки.
ОАО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется в 6 направлениях (Красноярск - Решоты, Красноярск - Боготол, Енисей - Дивногорск, Ачинск - Суриково, Суриково - Лесосибирск, Решоты - Чунояр). Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-дачный) период.
ОАО "В-Сибпромтранс" осуществляет комплексное транспортное обслуживание промышленных предприятий и организаций Сибирского региона, перевозку, погрузку и выгрузку различных грузов. На обслуживании компании около 1000 км железнодорожных путей, мощный парк тепловозов и погрузочно-разгрузочной техники, вагоноопрокидыватели, повышенные пути и эстакады.
Внутренний водный транспорт представлен ОАО "Енисейское речное пароходство" и ОАО "ПассажирРечТранс".
ОАО "Енисейское речное пароходство" осуществляет перевозку грузов. Флот пароходства составляет около 470 судов. В настоящее время предприятие реализует общую программу обновления флота.
ОАО "ПассажирРечТранс" осуществляет перевозку пассажиров. Перевозка осуществляется по 1 пригородному маршруту, 3 межмуниципальным и 11 муниципальным маршрутам (с учетом паромных переправ). В организации перевозок задействовано 34 единицы подвижного состава. Протяженность внутренних водных путей Красноярского края составляет 7665 км. Наибольшая протяженность пассажирской линии - 1989 км. В целях обновления пассажирского флота прорабатывается вопрос проектирования и строительства новых пассажирских теплоходов, а также модернизации эксплуатируемых в настоящее время судов.
Автомобильный транспорт представлен ГП КК "Краевое АТП", МП "КПАТП N 2", МП "КПАТП N 5", МП "КПАТП N 7", МП "Горэлектротранс", МУП "НПОПАТ", ООО "Норпромтранс", ООО "Нортранс-Норильск". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 82 маршрута междугородного сообщения; 63 маршрута пригородного сообщения. На маршрутах междугородного сообщения задействовано 216 единиц (автобусы большого класса), на маршрутах пригородного сообщения - 200 единиц (автобусы большого, среднего и малого класса).
Муниципальное предприятие города Красноярска "Горэлектротранс" эксплуатирует более 63,7 км трамвайных путей. На линию выпускается до 55 трамвайных вагонов. Доля перевозки пассажиров трамваем в городе Красноярске составляет 3,1% от общего объема. Кроме того, эксплуатируются 134 троллейбусные машины с ежесуточным выпуском на линию 80-85 единиц. Протяженность троллейбусных линий составляет 147,5 км. Доля перевозки пассажиров троллейбусами в городе Красноярске составляет 3,8% от общего объема.
Воздушный транспорт представлен ГП КК "КрасАвиа" и ООО "Аэропорт Емельяново".
ГП КК "КрасАвиа" осуществляет лётную деятельность и аэропортовое и техническое обслуживание воздушных судов в аэропортах: Эвенкийского муниципального района - "Тура", "Байкит", "Ванавара"; Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - "Хатанга", "Диксон"; Енисейского муниципального района - "Енисейск". Основным аэропортом базирования является аэропорт "Красноярск" (Емельяново).
ГП КК "КрасАвиа" выполняет авиационные работы и осуществляет перевозки пассажиров воздушным транспортом по социально значимым маршрутам в труднодоступные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Красноярского края, что позволяет обеспечить транспортную доступность населения в краевой центр из Эвенкийского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов.
Основной особенностью производственной деятельности ГПКК "КрасАвиа" является выполнение значительного объема социально значимых авиационных пассажирских перевозок и авиационных работ в труднодоступных и удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
ООО "Аэропорт Емельяново" - аэропорт "Красноярск" (Емельяново) находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска. Аэропорт оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием (выпуск) воздушных судов по II категории ИКАО и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита.
ООО "Аэропорт Емельяново" является главным оператором аэропортового комплекса, координирующим деятельность по обеспечению приема и отправки воздушных судов и осуществляющим основные виды аэропортовой деятельности в аэропорту "Красноярск" (Емельяново).
Число авиаперевозчиков, обслуживающихся в международном аэропорту Красноярск (Емельяново), с каждым годом растет, открываются новые маршруты. В 2014 году выполняли полеты через аэропорт 26 авиакомпаний, в 2015 году - 28 авиакомпаний. Из города Красноярска сегодня можно улететь в 46 российских и 21 зарубежный город. Пассажиропоток аэропорта составляет более двух миллионов человек в год.
Авиакомпания "Lufthansa Cargo AG", начиная с июня 2009 года, использует красноярский аэропорт на регулярной основе в качестве пункта промежуточной посадки на маршруте Европа - Азия. Договор о наземном обслуживании рейсов авиакомпании "Lufthansa Cargo AG" в аэропорту Красноярск (Емельяново), в рамках которого осуществляется техническое обслуживание и заправка топливом, продлен до 2018 года.
Данное сотрудничество является взаимовыгодным и отвечает интересам двух сторон. Для авиакомпании "Lufthansa Cargo AG" использование аэропорта Красноярск (Емельяново) в качестве транзитного пункта позволяет значительно оптимизировать топливные и временные издержки, увеличить коммерческую загрузку. Консолидированный бюджет Красноярского края получает дополнительные налоговые платежи в результате оказания аэропортом услуг авиакомпании "Lufthansa Cargo AG".
За счет средств инвестора планируется строительство нового пассажирского терминала, площадь которого 41 000 кв. м, пропускная способность - до 3,5 млн пассажиров. Ввод терминала в эксплуатацию определен на 2017 год.
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1. Отсутствие транспортной стратегии Красноярского края.
Общей проблемой является отсутствие стратегического документа Красноярского края, определяющего векторы развития транспортной системы региона, предусматривающего реализацию мероприятий различного уровня с учетом разделения интересов и ответственности Красноярского края и муниципальных образований Красноярского края, а также между государством и организациями транспортного комплекса.
2. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв. км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа. В целом по России Красноярский край по данному показателю находится на 79 месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 14 310 километров, из них 4480,7 км краевых дорог (31,3%) не соответствуют потребительским свойствам, техническим требованиям и требуют ремонта.
На внутреннем водном транспорте наблюдается неудовлетворительное состояние портовых перегрузочных комплексов, гидротехнических сооружений и причалов портов.
Одной из основных проблем в сфере воздушного транспорта является содержание, развитие и организация эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, восстановление посадочных площадок, находящихся в собственности Красноярского края.
3. Износ подвижного состава.
Для всех видов пассажирского транспорта и отрасли в целом общей проблемой является высокий износ подвижного состава.
4. Организация перевозочного процесса.
В транспортном комплексе Красноярского края отмечается недостаточное взаимодействие различных видов транспорта, что ведет к излишним транспортным затратам и неэффективному использованию транспортной инфраструктуры.
2.2. Цель и задачи программы
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) разработка Транспортной стратегии Красноярского края на период до 2030 года;
2) совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края;
3) обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта;
4) повышение эффективности перевозочного процесса.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их приведения в соответствие с задачами, обозначенными в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 29.05.2008 N 003/0021, Государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 319.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений краевого бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от возможных рисков, их мониторинга и прогнозирования, что обосновывает их выбор.
В результате реализации мероприятий программы к концу 2018 года ожидается увеличение:
объема оказанных транспортных услуг на 28,2 млрд рублей или на 20,2% по сравнению с 2015 годом;
объема перевезённых грузов на 8,02 млн тонн или на 5,1% по сравнению с 2015 годом;
количества перевезенных пассажиров на 4,27 млн пассажиров или на 0,9% по сравнению с 2015 годом;
среднемесячной заработной платы до 54,9 тыс. рублей - или на 19,4% по сравнению с 2015 годом;
налоговых поступлений в консолидированный бюджет Красноярского края на 1,91 млрд рублей или на 27,4% по сравнению с 2015 годом.
Реализация мероприятий программы сопряжена со следующими рисками:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, что выражается в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита и сокращении объемов финансирования отрасли;
снижение объемов производства и отгрузки предприятий промышленности, сельского хозяйства, лесной, металлургической и других отраслей;
снижение темпов строительства жилых домов, зданий, сооружений, а также автомобильных дорог;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения инвесторов и подрядных организаций, что негативно скажется на инвестиционной привлекательности отрасли;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; мотор-вагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края
по достижению планируемых показателей развития отрасли
В целях достижения планируемых показателей развития отрасли министерство транспорта Красноярского края разрабатывает нормативные правовые акты, в связи с низким пассажиропотоком и государственным регулированием тарифов субсидирует предприятия транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров, координирует деятельность краевых унитарных предприятий в областях транспорта и дорожного хозяйства, а также организует их взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления.
В период действия программы министерством транспорта Красноярского края будут выполняться следующие мероприятия:
1) автомобильный транспорт:
а) выделение бюджетных средств на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п;
б) обеспечение обновления подвижного состава автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в межмуниципальном и пригородном сообщении;
в) обеспечение приведения нормативных правовых актов Красноярского края в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) железнодорожный транспорт:
а) участие в региональном координационном совете по вопросам эффективности железнодорожных перевозок, своевременного обеспечения подвижным составом и координации вопросов, связанных с перевозкой грузов Красноярской железной дорогой, созданном начальником Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" 09.12.2011, целью которого является выработка совместных решений по вопросам эффективности использования железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в условиях рыночной экономики;
б) обеспечение обновления мотор-вагонного подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров в пригородном сообщении;
3) внутренний водный транспорт:
обеспечение обновления самоходных транспортных судов, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении;
4) воздушный транспорт:
а) организация передачи шести имущественных комплексов аэропортов Диксон, Енисейск, Хатанга, Байкит, Ванавара, Тура из государственной собственности Красноярского края в собственность Российской Федерации в целях дальнейшего закрепления на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Аэропорты Красноярья";
б) взаимодействие с инвестором по выполнению условий инвестиционного соглашения о реализации проекта развития международного аэропорта Красноярск (Емельяново);
в) участие в оперативном штабе по решению вопросов, возникающих в ходе реконструкции аэропорта Норильск (Алыкель);
г) осуществление расчетов по договорам лизинга воздушных судов.
Общим для всех видов транспорта является мероприятие по подготовке проекта нормативного правового акта Красноярского края об утверждении транспортной стратегии Красноярского края на период до 2030 года в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
Наиболее значимыми инвестиционными проектами, реализуемыми на территории Красноярского края, являются:
комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги;
реконструкция пассажирского терминала Аэропорт Красноярск (Емельяново).
Проект "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги" направлен на увеличение пропускной способности данного участка Красноярской железной дороги в связи со строительством новой линии на стратегически важном железнодорожном направлении "Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел". Линия "Междуреченск - Тайшет" обеспечивает транспортно-экономические связи четырех регионов: Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской области, Иркутской области, а также максимально задействована в перевозках транзитных грузов.
Реконструкция пассажирского терминала Аэропорт Красноярск (Емельяново) позволит повысить его пропускную способность, а также улучшит качество обслуживания пассажиров.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 2 к программе.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли
Целевыми показателями и показателями развития отрасли являются:
объем оказанных транспортных услуг;
индекс производства;
объем перевезенных грузов;
количество перевезенных пассажиров;
затраты на производство и продажу услуг;
прибыль (убыток) до налогообложения;
прибыль (убыток) для целей налогообложения;
основные фонды по полной учетной стоимости на конец года;
объем инвестиций в основной капитал;
фонд начисленной заработной платы работников списочного состава;
среднемесячная заработная плата;
среднесписочная численность работников.
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 4 к программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.