Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Разделы программы
2.1. Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Забота о здоровье детей является одним из важнейших приоритетов национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. Пр-271.
В 2007-2010 годах управлением образования реализовывалась городская целевая программа "Здоровье и образование". За это время в образовательных учреждениях приобретено оборудование и программные материалы для организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению: Монтессори-оборудование в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 2" и "Детский сад комбинированного вида N 16", оборудование для коррекционного блока в МБОУ "СОШ N 5", оборудование в кабинет логопеда и социально-бытовой ориентировки МБОУ "СОШ N 15" и оборудование для кабинета релаксации в МБОУ "СОШ N 11", оборудование для кабинета ЛФК в МБОУ "СОШ N 6", оборудование биологически обратной связи (лого-БОС и БОС дыхание) в МБОУ "СОШ N 1" и МБОУ "СОШ N 16", диагностическая программа "Лонгитюд" в МБОУ Центр ПМСС "Спутник". Введены ставки специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и организована их профессиональная переподготовка, введены 1,25 ставки учителя-тифлопедагога в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 39". Анализ деятельности по реализации городской целевой программы "Здоровье и образование" в 2007-2010 гг. показал, что в ходе решения поставленных задач удалось получить определенные значимые результаты.
За последние годы заметно активизировалась работа образовательных учреждений по воспитанию у школьников культуры здоровья и формированию здорового образа жизни, по созданию здоровьесберегающей среды и внедрению соответствующих педагогических технологий. Команды 6 школ стали участниками регионального проекта "Школа - территория здоровья" - СОШ N 1, N 5, N 6, N 15, N 16 и N 17. Управлением образования Администрации города Ачинска разработан комплекс мер по пропаганде здорового образа жизни и правильного питания.
С целью создания адекватных условий, способствующих сохранению физического и психического здоровья учащихся с ОВЗ, разработан проект по интегрированному образованию. Управлению образования Администрации города присвоен статус базовой площадки Красноярского краевого института повышения квалификации и переподготовки работников образования, подписан договор о сотрудничестве и методическом сопровождении процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательные учреждения города Ачинска.
В течение последних лет активизировалась деятельность по лицензированию в образовательных учреждениях специальных (коррекционных) программ для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится работа по включению детей-инвалидов в федеральный проект, поддерживаемый Министерством образования и науки Красноярского края по дистанционному образованию обучающихся по состоянию здоровья на дому.
В общеобразовательных учреждениях и управлении образования создана база данных "Дети с ограниченными возможностями здоровья", которая позволяет вести постоянный учет детей, нуждающихся в обеспечении специальных условий для получения образования в учреждениях города Ачинска, осуществлять контроль за качеством обучения и воспитания.
Несмотря на проводимые программные мероприятия, сохраняется отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья несовершеннолетних, и до конца не решенной остается проблема обеспечения условий в образовательных учреждениях города для организации обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Организация образовательного процесса ребенка с ОВЗ регламентирована Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288. В данном документе п.46 обозначена необходимость организации бесплатного двухразового питания обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, большинство из которых - дети с ослабленным здоровьем. На сегодняшний день право на двухразовое бесплатное питание за ребенком с ОВЗ закреплено и обеспечивается только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В образовательных учреждениях города Ачинска функционируют специальные (коррекционные) и интегрированные классы для детей с ОВЗ, однако, они получают только одноразовое бесплатное питание, так как являются детьми из малообеспеченных семей.
Обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей, обучающихся по специальным коррекционным программам, позволит в полном объеме реализовать учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, повысить эффективность реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых с детьми по адаптации, социализации и профессионально-трудовой подготовке и позитивно отразится на здоровье учащихся.
В настоящее время значительная часть оборудования образовательных учреждений, реализующих программы специальных (коррекционных) учреждений, не в полном объеме соответствует современным требованиям, часть имеющегося оборудования является изношенным, обеспеченность инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 70% от потребностей, что сказывается на качестве обучения и воспитания детей с ОВЗ. При условии подушевого финансирования выделяемых на укрепление материально-технической базы средств из краевого бюджета не достаточно, чтобы в короткий срок создать условия для качественного обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Охват дошкольным образованием детей с ОВЗ на сегодняшний день низкий и составляет не более 40% от общего количества детей с ОВЗ в возрасте до 7 дет. Дети, родители которых занимаются воспитанием самостоятельно, не имеют возможности получить необходимое психолого-медико-педагогическое сопровождение в связи с отсутствием системы раннего выявления и помощи. В связи с тем, что МБДОУ финансируются из средств местного бюджета, большая часть бюджета МБДОУ расходуется не на создание новых условий для интеграции детей с ОВЗ в детские сады города, а на поддержание функционирования учреждения в том статусе, в котором оно существует.
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на здоровьесбережение учащихся и воспитанников образовательных учреждений, а также на обеспечение доступного качественного образования для детей с ОВЗ города Ачинска, позволяет обозначить следующие ключевые проблемы:
- недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих необходимую подготовку в области специального образования и здоровьесберегающих технологий;
- несоответствие с лицензионными требованиями условий для обучения и воспитания, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ряде образовательных учреждений города: слабая материально-техническая база по профессионально-трудовому обучению, отсутствие оборудованных кабинетов по социально-бытовой ориентировке, недостаточная укомплектованность материалами и оборудованием кабинетов специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение, несоблюдение нормативных требований к оборудованию медицинских блоков образовательных учреждений;
- необеспеченность двухразового бесплатного питания обучающихся по специальным (коррекционным) программам затрудняют возможность реализации учебных планов по программам VII-VIII вида;
- отсутствие в МБДОУ условий, необходимых для интеграции детей с ОВЗ и работы служб раннего сопровождения: нет приспособленных помещений, дефицит подготовленных к работе с детьми с ОВЗ специалистов и педагогов. В результате большинство детей с ОВЗ остаются не включенными в образовательный процесс и имеют неравные образовательные возможности при поступлении в школу.
Решить вышеобозначенные проблемы целесообразно именно программно-целевым методом, так как, выполняя конкретные программные мероприятия, финансируемые по целевому принципу, можно обеспечить сохранение здоровья участников образовательного процесса и получение доступного качественного образования детьми с ОВЗ не в долгосрочной, а в ближайшей перспективе.
Постановлением Администрации г.Ачинска Красноярского края от 14 марта 2013 г. N 110-П подраздел 2.2 раздела 2 настоящего Приложения изложен в новой редакции
2.2. Основные цели и задачи, сроки выполнения программы,
целевые индикаторы и показатели результативности
Основная цель представляемой программы - создание условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса, организации доступного и качественного образования детей с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- систематизация и обобщение опыта комплексного и многоуровнего подходов в педагогике здоровья внутри образовательных учреждений посредством экспертизы программ по здоровьесбережению;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города через обеспечение оборудованием кабинетов специалистов, осуществляющих сопровождение, предметных кабинетов, медицинских блоков МБДОУ.
- выделение средств на обеспечение бесплатного двухразового питания детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам;
- повышение профессионального мастерства педагогических работников, через освоение эффективных практик обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Сроки выполнения программы - 2011-2013 годы.
Целевыми индикаторами и показателями результативности программы "Здоровье и образование" являются:
- доля программ по здоровьесбережению, прошедших процедуру рецензирования;
- доля МБДОУ, обеспеченных оборудованием для медицинских кабинетов, от общего количества МБДОУ, заявленных в программе;
- доля специализированных кабинетов (психологов, логопедов, дефектологов), соответствующих современным требованиям, для оказания психолого-медико-педагогической помощи;
- доля образовательных учреждений, оснащенных спортивным инвентарем и специальным оборудованием для организации профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, от общего количества образовательных учреждений, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- доля оборудованных предметных кабинетов (социально-бытовой-ориентировки, трудовых мастерских), для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- доля оборудованных кабинетов для работы с детьми с ОВЗ раннего возраста, от общего количества кабинетов для работы с детьми раннего возраста;
- доля обучающихся по специальным (коррекционным) программам, обеспеченных бесплатным двухразовым питанием;
- доля педагогических работников образовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации, от общего количества педагогических работников, реализующих специальные (коррекционные) программы и работающих с детьми с ОВЗ.
2.3. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Программа является согласованным по задачам, срокам, исполнителям и финансовым ресурсам документом и позволит в системе и эффективно решить главную задачу: создание условий для сохранения, укрепления здоровья всех участников образовательного процесса и обеспечение доступного качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизм выполнения поставленных в программе задач основывается на целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Реализацию программы обеспечивает управление образования Администрации города Ачинска.
Управление образования Администрации города Ачинска:
- осуществляет контроль за ходом выполнения Программы и эффективным использованием бюджетных средств, производит оценку реализации Программы и достижения конечного результата;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям программы.
Источниками финансирования программы являются средства бюджета города Ачинска.
Выполнение работ, оказание услуг, сумма затрат на которые превышает 100,0 тысяч рублей, осуществляется в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Исполнителями программы являются управление образования Администрации и муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Ачинска. Исполнители несут ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение программных мероприятий, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Управление экономического развития и планирования Администрации города, финансовое управление Администрации города осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение Программы.
Постановлением Администрации г.Ачинска Красноярского края от 14 марта 2013 г. N 110-П подраздел 2.4 раздела 2 настоящего Приложения изложен в новой редакции
2.4. Оценка эффективности реализации программных мероприятий
Реализация программных мероприятий позволит:
- увеличить долю программ по здоровьесбережению, прошедших процедуру рецензирования до 23,5%;
- увеличить долю МБДОУ, обеспеченных оборудованием для медицинских кабинетов от общего количества МБДОУ, заявленных в программе до 100 %;
- увеличить долю специализированных кабинетов (психологов, логопедов, дефектологов), соответствующих современным требованиям, для оказания психолого-медико-педагогической помощи до 61,2% от общего количества;
- увеличить долю образовательных учреждений, оснащенных спортивным инвентарем и специальным оборудованием для организации профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ до 31,3%, от общего количества образовательных учреждений, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- увеличить долю оборудованных предметных кабинетов (социально-бытовой-ориентировки, трудовых мастерских), для организации обучения детей с ОВЗ до 38,9%;
- увеличить долю оборудованных кабинетов для работы с детьми с ОВЗ раннего возраста до 75%, от общего количества кабинетов для работы с детьми раннего возраста;
- увеличить долю обучающихся по специальным (коррекционным) программам, обеспеченных бесплатным двухразовым питанием до 100%;
- увеличить долю педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации до 75,5% от общего количества педагогических работников, реализующих специальные (коррекционные) программы и работающих с детьми с ОВЗ.
Постановлением Администрации г.Ачинска Красноярского края от 14 марта 2013 г. N 110-П в подраздел 2.5 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.5. Мероприятия, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение
Постановлением Администрации г.Ачинска Красноярского края от 14 марта 2013 г. N 110-П раздел 2 настоящего Приложения дополнен подразделом 2.6
2.6. Целевые ориентиры программы
N п/п |
Основные направления деятельности, показатели |
Единица измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
Задача N 1. Систематизация и обобщение опыта комплексного и многоуровневого подходов в педагогике здоровья внутри образовательных учреждений | |||||
1. |
Доля программ по здоровьесбережению, прошедших процедуру рецензирования, от общего количества реализуемых в школах города программ по здоровьесбережению |
% (кол-во) |
0 |
17,6 (3 из 17) |
23,5 (4 из 17) |
Задача N 2. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города через обеспечение оборудованием кабинетов специалистов, осуществляющих сопровождение, предметных кабинетов, медицинских блоков муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений | |||||
2. |
Доля специализированных кабинетов (психологов, логопедов, дефектологов), соответствующих современным требованиям, для оказания психолого-медико-педагогической помощи от общего количества функционирующих кабинетов |
% (кол-во) |
49,3 (33 из 67) |
50,7 (34 из 67) |
61,2 (41 из 67) |
3. |
Доля оборудованных предметных кабинетов (социально-бытовой-ориентировки, трудовых мастерских), для обучения детей по специальным (коррекционным) программам от общего количества кабинетов для обучения детей по специальным (коррекционным) программам |
% (кол-во) |
11,1 (2 из 18) |
38,9 (7 из 18) |
38,9 (7 из 18) |
4. |
Доля образовательных учреждений, оснащенных спортивным инвентарем и специальным оборудованием для организации профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, от общего количества образовательных учреждений, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений |
% (кол-во) |
18,8 (3 из 16) |
31,3 (5 из 16) |
31,3 (5 из 16) |
5. |
Доля МБДОУ, заявленных в программе, обеспеченных оборудованием для медицинских кабинетов |
% количество |
0 |
100 (3 из 3) |
100 (3 из 3) |
6. |
Доля оборудованных кабинетов для работы с детьми с ОВЗ раннего возраста, от общего количества кабинетов для работы с детьми раннего возраста |
% |
25 (1 из 4) |
50 (2 из 4) |
75 (3 из 4) |
Задача N 3 Выделение средств на обеспечение бесплатного двухразового питания детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам | |||||
7. |
Доля обучающихся по специальным (коррекционным) программам, обеспеченных бесплатным двухразовым питанием |
% |
0 |
100 |
0 |
Задача N 4. Повышение профессионального мастерства педагогов через освоение эффективных практик обучения и воспитания детей с ОВЗ | |||||
8. |
Доля педагогических работников образовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации, от общего количества педагогических работников, реализующих специальные (коррекционные) программы и работающих с детьми с ОВЗ |
%(кол-во) |
59,5 (116 из 195) |
64,1 (141 из 220) |
75,5 (166 из 220) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.