Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из функций государства, направленной на поддержание и повышение уровня их денежных доходов в связи с особыми заслугами, утратой трудоспособности, малообеспеченностью, компенсацией ранее действовавших социальных обязательств.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края, включают:
меры социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготному статусу;
субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доходов граждан.
Реализация полномочий по обеспечению своевременного предоставления населению социальных гарантий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде мер социальной поддержки по льготному статусу и субсидий с учетом доходов является одним их приоритетных направлений социальной политики Красноярского края.
Система мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер. Все социальные гарантии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме.
В Красноярском крае проживает 2 839,8 тыс. человек. Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в крае предоставляются более 30 льготным категориям граждан. Получателями мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Красноярского края в настоящее время являются более 716 тысяч человек, что составляет 25,2% от общей численности жителей края.
Несмотря на снижение численности отдельных категорий граждан (участников и инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и т.д.) вследствие их преклонного возраста, в крае сохраняется тенденция к ежегодному незначительному увеличению общего количества получателей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это связано прежде всего с появлением инициативных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета. Среди новых категорий региональных льготников:
педагогические работники, вышедшие на пенсию и проживающие в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет;
граждане, проходившие военную службу и выполнявшие задачи в условиях чрезвычайного положения и (или) при вооруженных конфликтах в периоды и (или) на территориях Российской Федерации, бывших республик СССР или других государств, не включенных в раздел III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Кроме этого, общую численность региональных льготников стабилизирует такая категория как "ветеран труда Красноярского края", которая увеличивается за счет возможности получить звание и меры социальной поддержки на основании большого стажа работы. В настоящее время меры социальной поддержки предоставляются более 130 тысячам жителей Красноярского края, имеющим статус "ветеран труда Красноярского края", что на 7% больше, чем в 2011 году.
Также, в силу благоприятной демографической ситуации в крае увеличивается количество многодетных семей, в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличение числа многодетных семей составило 8%. В настоящее время мерами социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в крае пользуются 19,2 тыс. многодетных семей, из которых 17,9 тыс. семей имеют 3 или 4 несовершеннолетних детей, 1,3 тыс. семей - 5 и более несовершеннолетних детей.
В целом анализ численности льготников показывает, что общее количество граждан, пользующихся мерами социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Красноярского края, в последующие годы также будет сохраняться на прежнем уровне с тенденцией незначительного увеличения (в среднем на 1,5% в год).
Получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доходов граждан на территории Красноярского края являются 139,6 тыс. семей, доля получателей субсидий составляет 12,4% в общей численности семей.
Динамика численности получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг зависит от изменений доходов населения, величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения края и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Одной из основных задач при осуществлении полномочий по предоставлению субсидий является определение нуждающихся и обеспечение их прав на получение субсидий.
В целях усиления адресного подхода в 2010 году на территории Красноярского края был изменен механизм предоставления субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом их доходов, в результате которого установлена система предоставления субсидий по категориальному принципу. Для социально незащищенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, детей), численность которых составляет более 50% от общей численности получателей субсидий, сохранена наиболее льготная (в том числе по сравнению с другими субъектами Российской Федерации) шкала расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В результате доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в Красноярском крае за 2011 год составила 15,16%, тогда как в 2010 году она составляла 20,8%. В 2012 году доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, снизилась до 12,4%.
Таким образом, с 2010 года в крае наметилась положительная динамика снижения численности получателей субсидий. К примеру, численность получателей за 2012 год в сравнении с 2011 годом снизилась на 22,6 тыс. семей.
Помимо усиления адресности при предоставлении субсидий и введения категориального принципа, снижение численности получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе обусловлено ростом доходов населения, к примеру, увеличением размера пенсий в связи с ее валоризацией, индексацией и установлением пенсионерам социальной доплаты к пенсии.
Вместе с тем доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в Красноярском крае выше аналогичного среднего показателя по России. Для сравнения: средний показатель за 2011 год по России - 9,1%, по Сибирскому Федеральному округу - 9,9%.
Следует отметить, что сохранение на территории края более высокой в сравнении со средним показателем по России доли семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связано не только с наличием льготных условий предоставления субсидий для социально-незащищенных слоев населения, но и с территориальными особенностями региона. Так, значительная часть территории края отнесена к районам Крайнего Севера (в том числе приравненных к ним), где в силу объективных причин сохраняется более высокий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В целом социальная поддержка граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одним из наиболее востребованных и финансово емких видов социальной помощи населению, направленных на повышение уровня их жизни. На предоставление социальных гарантий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде мер социальной поддержки по льготному статусу и субсидий с учетом доходов за счет средств федерального и краевого бюджетов в 2013 году предусмотрено около 8,9 млрд рублей. За 2012 год меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлены на сумму 8,5 млрд рублей свыше 850 тыс. граждан, из которых около 480 тыс. - граждане пожилого возраста.
Необходимость предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан закреплена значительным количеством федеральных и региональных нормативных правовых актов, определяющих полномочия государства по социальной поддержке населения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Своевременное и качественное обеспечение полномочий Красноярского края в сфере предоставления социальных гарантий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возможно при разработке и целенаправленной реализации социальной политики, основой которой является государственная программа. Эффективное исполнение мероприятий подпрограммы "Обеспечение социальной поддержки граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" государственной программы "Развитие системы социальной поддержки населения Красноярского края на 2014-2016 годы" будет способствовать формированию благоприятного социального климата в регионе.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки
выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Основной целью подпрограммы является социальная поддержка граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Достижение указанной цели возможно путем своевременного и адресного предоставления мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат.
К компетенции министерства как государственного заказчика - координатора подпрограммы в области реализации мероприятий подпрограммы в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 N 30-п "Об утверждении Положения о министерстве социальной политики Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства социальной политики Красноярского края", относится осуществление реализации целевых программ в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, правовыми актами Правительства края.
При реализации подпрограммы министерство осуществляет следующие полномочия:
мониторинг реализации мероприятий подпрограммы;
контроль за ходом реализации подпрограммы;
контроль за соблюдением действующего федерального и краевого законодательства при исполнении мероприятий подпрограммы;
подготовку отчетов о реализации подпрограммы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы приведен в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
Решение задач подпрограммы осуществляется путем реализации мероприятий подпрограммы, указанных в приложении N 2 к подпрограмме (далее - перечень мероприятий).
Посредством данных целевых индикаторов определяется степень исполнения поставленных целей и задач, в том числе:
степень выполнения поставленной задачи, заключающейся в своевременности и полноте предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан;
определение доли льготников, не реализовавших право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для выявления и устранения причин, препятствующих его реализации;
эффективность проводимых мероприятий, направленных на усиление адресности предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
1. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
2. Получателями средств являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, выполняющие отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социальной помощи, организации социального обслуживания населения края в соответствии с законами края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
3. Финансирование уполномоченных органов местного самоуправления для осуществления передаваемых государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан осуществляется министерством как главным распорядителем средств краевого бюджета путем ежемесячного предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов края субвенций из средств краевого бюджета.
4. Объем субвенций на осуществление уполномоченными органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан определяется в соответствии с методикой расчета общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края согласно Закону Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения".
5. Уполномоченные органы местного самоуправления осуществляют предоставление социальных гарантий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде мер социальной поддержки по льготному статусу и субсидий с учетом доходов в соответствии с настоящей подпрограммой в объемах, установленных федеральным и краевым законодательством.
6. Предоставление социальных гарантий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер и осуществляется в денежной форме.
7. Реализация мероприятий 1.1-1.3 перечня мероприятий осуществляется за счет средств краевого бюджета в соответствии с Законами Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.01.2005 N 12-п "О Порядке расходования и учета субвенций, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на финансирование расходов, связанных с предоставлением населению Красноярского края субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средств, предоставляемых гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов".
8. Реализация мероприятия 1.4 перечня мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.01.2005 N 12-п "О Порядке расходования и учета субвенций, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на финансирование расходов, связанных с предоставлением населению Красноярского края субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средств, предоставляемых гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов".
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Организацию управления подпрограммой осуществляет министерство.
Министерство несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечных результатов и осуществляет текущий контроль за ходом реализации подпрограммы посредством:
проведения комплексных и выборочных (документарных) проверок исполнения уполномоченными органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в соответствии со сводным планом министерства;
проведения анализа на основании представляемой уполномоченными органами местного самоуправления отчетности по каждому из основных мероприятий подпрограммы. Формы отчетности утверждены постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.01.2005 N 12-п "О Порядке расходования и учета субвенций, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на финансирование расходов, связанных с предоставлением населению Красноярского края субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средств, предоставляемых гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов", в том числе:
отчет о финансировании расходов, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, указанным в статье 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг";
отчет о финансировании расходов, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, указанным в статьях 2-6, 8-10.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Вышеуказанные отчеты представляются ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Кроме этого, уполномоченные органы местного самоуправления направляют в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики отчеты по формам:
N 22-ЖКХ (субсидии) "Сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (форма утверждена приказом Росстата от 03.08.2011 N 343 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством") - ежеквартально (на 16-й день после отчетного периода);
N 26-ЖКХ "Сведения о предоставлении гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (форма утверждена приказом Росстата от 03.08.2011 N 343 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством") - ежеквартально (на 17-й день после отчетного периода).
Аналогичные отчеты по формам N 22-ЖКХ и 26-ЖКХ направляются уполномоченными органами местного самоуправления в министерство для осуществления мониторинга и анализа хода исполнения основных мероприятий подпрограммы.
Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется Счетной палатой Красноярского края.
Контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации подпрограммы осуществляется службой финансово-экономического контроля Красноярского края.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы зависит от степени достижения ожидаемого конечного результата.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить достижение следующих результатов:
своевременное и полное предоставление меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг более 738 тыс. граждан, имеющих право на их получение;
обеспечение поддержки свыше 104 тысяч социально незащищенных семей, нуждающихся в ней, путем усиления адресного подхода при предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
повышению уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Оценка эффективности реализации мероприятий подпрограммы определяется по формуле:
,
где:
- эффективность реализации i-го мероприятия подпрограммы (процентов);
- фактический индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия подпрограммы, достигнутый в ходе ее реализации;
- целевой индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия, предусмотренный подпрограммой.
Оценка эффективности реализации подпрограммы определяется по формуле:
,
где:
E - эффективность реализации подпрограммы (процентов);
n - количество целевых индикаторов подпрограммы.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Выбор мероприятий подпрограммы основывается на обязательных и инициативных полномочиях Красноярского края по социальной поддержке отдельных категорий граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Перечень мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
Перечень мероприятий подпрограммы позволит выделить направления финансирования, распределить полномочия и ответственность между органами исполнительной власти на краевом и муниципальном уровнях, обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации подпрограммы.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств федерального и краевого бюджетов. Общий объем средств на реализацию подпрограммы с 2014 по 2016 годы составляет - 28 982 041,5 тыс.руб., в том числе:
в 2014 году - 9 009 445,0 тыс.руб.;
в 2015 году - 9 976 915,5 тыс.руб.;
в 2016 году - 9 995 681,0 тыс.руб.;
из них:
средства федерального бюджета - 6 088 385,8 тыс.руб.:
в 2014 году - 1 971 854,9 тыс.руб.;
в 2015 году - 2 048 882,7 тыс.руб.;
в 2016 году - 2 067 648,2 тыс.руб.;
средства краевого бюджета - 22 893 655,7 тыс.руб.:
в 2014 году - 7 037 590,1 тыс.руб.;
в 2015 году - 7 928 032,8 тыс.руб.;
в 2016 году - 7 928 032,8 тыс.руб.
Средства, необходимые для обеспечения реализации уполномоченными органами местного самоуправления мероприятий подпрограммы, учитываются в общем объеме субвенций, направляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.