Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Одним из условий предоставления качественного образования, соответствующего потребностям общества, на всех его уровнях является наличие кадров, обеспечивающих такое качество образования.
В системе общего образования по состоянию на 1 января 2013 года работает 28,8 тыс. человек педагогических работников.
Анализ данных о влиянии качества преподавания на уровень успеваемости школьников показывает, что качество труда учителя влияет на успеваемость учеников в большей степени, чем другие факторы, в том числе социально-экономический статус семьи, уровень оснащенности школы и пр.
Качество подготовки педагогов, строгость отбора кадров для преподавательской деятельности и статус педагога - ключевые цели кадровой политики.
При этом рынок педагогического труда сегодня разбалансирован. Спрос на педагогические кадры, то есть потребность образовательных учреждений в специалистах разного профиля педагогической деятельности и квалификации, удовлетворяется недостаточно. Это связано с низким трудоустройством выпускников Красноярского государственного педагогического университета по специальности в течение длительного срока. Работать в школы и детские сады идут 35-39% от числа всех выпускников педагогических специальностей очной формы обучения, из них: 71% (около 235 человек в год) - в учреждения г.Красноярска, 11% (36 человек) и 18% (58 человек) - в учреждения, расположенные в малых городах края и сельских территориях региона соответственно.
На сегодняшний день система образования не является привлекательной для молодых специалистов, которые не видят в этой отрасли перспектив роста и развития, возможности решить материальные проблемы, например, приобрести жилье.
Система управления педагогическими кадрами характеризуется трудностями в удержании как опытных, так и молодых специалистов в профессии.
Современные требования к квалификации руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений предполагают: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Вместе с тем на данный момент 84% руководителей имеют высшее образование и лишь порядка 20% имеют управленческую переподготовку.
В условиях изменения модели организации и финансирования системы повышения квалификации работников образования необходимо обеспечить подготовку руководителей образовательных учреждений к умению обоснованно, целенаправленно управлять качеством кадрового потенциала учреждения, обеспечивая при этом право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов является одним из критериев готовности к введению федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования.
Модернизация системы дошкольного образования, реализация государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, введение федерального государственного стандарта дошкольного образования требует высокий уровень профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Педагоги, работающие в детском саду, должны иметь специальное педагогическое образование или пройти переподготовку в области дошкольного образования. Выполнение данного требования осложняется необходимостью привлечения в течение 2-3 лет большого числа педагогических работников в связи с открытием в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 учреждений (групп) дошкольного образования детей.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования диктует необходимость изменений представлений учителя о своей деятельности от исключительно традиционного предметного содержания обучения к обучению, нацеленному на формирование у школьников метапредметных компетентностей.
Проблемой кадрового обеспечения образовательных учреждений является рассогласование предложения педагогических кадров и вакансий в конкретных территориях. На протяжении последних 10 лет сохраняются предметные вакансии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях края, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, расположенных в сельской местности. Острой проблемой является нехватка жилья для педагогических работников.
В течение последних 10 лет в общеобразовательных учреждениях края число долгосрочных предметных вакансий сохраняется в количестве от 600 до 700 вакансий. Учитывая ряд факторов, можно прогнозировать увеличение числа вакансий учителей в ближайшие 3-5 лет:
положительная динамика числа учителей пенсионного возраста. За последние 3 года количество учителей-пенсионеров увеличилось на 1,3% (на 222 человека) и составляет на сегодняшний день 19,2% (4 253 человека) от общего числа учителей;
прекращение с 2011 года подготовки учителей по большинству предметных специальностей в краевых педагогических колледжах (иностранный язык, математика, русский язык, история, информатика, технология и т.д.) В 2013 году в педагогических колледжах состоится последний выпуск студентов по данным специальностям. Важно отметить, что географическая расположенность педагогических колледжей позволяет их выпускниками традиционно закрывать до 80% вакансий учителей по большинству предметов в школах региона;
в среднем ежегодно только 35-39% (350 человек) выпускников педагогических специальностей высших учебных заведений края трудоустраивается по профессии;
доля учителей со стажем работы менее двух лет, выбывающих из школ в течение первого года работы, составляет порядка 70% от числа прибывших педагогов в крае;
в условиях изменения содержания образования в территориях края отсутствуют современные модели методического сопровождения изменяющейся педагогической практики, профессионального развития учителей.
Важной составляющей в развитии педагогического профессионализма является формирование таких социокультурных компетентностей, как умение оформлять творческую и социальную инициативу в форме культурного продукта, осваивать новые культурные практики, проявлять активность в разных областях социального взаимодействия. Социокультурная компетентность педагога является сегодня необходимым условием качественного образования детей и молодежи. Однако анализ состояния дел относительно наличия у педагогов потребности наращивания социокультурного потенциала, а также позиционирования себя в качестве творческой индивидуальности, способной вовлечь в социокультурную деятельность своих учеников, показывает, что они практически не проявляются. В то же время в новой модели аттестации в региональных требованиях к профессиональной деятельности работников образования введен такой параметр, как эффективный социальный опыт педагога, представленный в его профессиональных действиях, средствах, гражданской и оргуправленческой компетентности.
Требуется создание таких институций, где педагог в пространстве свободного времени, цивилизованного досуга в формате самоосуществления обретает социально эффективный опыт, отсутствие которого сейчас не позволяет ему профессионально решать задачу развития подобной компетентности у его воспитанников.
Необходимо обеспечить распространение среди работников образования современных знаний с целью обеспечения адаптации работников образования к техническим и социальным изменениям общества посредством различных современных образовательных технологий и разнообразных форм неформального образования, а также создание инфраструктуры вовлечения в социально-культурную деятельность, активизировать деятельность в сфере образования социальных институтов, которые ориентированы на обогащение социокультурной среды местного сообщества, а также формирование позитивного образа образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного, ключевой задачей подпрограммы является создание системы условий для привлечения, закрепления, профессионального развития и поддержки педагогических и управленческих кадров системы образования Красноярского края.
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения подпрограммы,
целевые индикаторы
Целью подпрограммы является формирование кадрового ресурса отрасли, обеспечивающего необходимое качество образования детей и молодежи, соответствующее потребностям граждан.
Задачи подпрограммы:
1. Содействовать сокращению предметных вакансий в школах края посредством привлечения, закрепления и создания условий для профессионального развития педагогов образовательных учреждений края, в том числе за счет привлечения молодых учителей в возрасте до 30 лет;
2. Обеспечить функционирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и ее модернизацию;
3. Обеспечить поддержку лучших педагогических работников.
Срок выполнения подпрограммы: 2014-2016 годы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении N 1 к подпрограмме 3 "Развитие кадрового потенциала отрасли".
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется министерством образования и науки Красноярского края, подведомственными ему краевыми государственными учреждениями в рамках действующего законодательства.
1. Расходы на реализацию мероприятия 3.1.1 подпрограммы предусмотрены в рамках исполнения обязательств перед молодыми педагогами, заключившими трудовой договор сроком на 3 года о работе в государственном или муниципальном образовательном учреждении Красноярского края, реализующем общеобразовательные программы общего образования, расположенном в сельской местности, возникших в результате реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N 600-п.
Денежные средства перечисляются министерством образования и науки Красноярского края по истечении трех лет со дня заключения трудового договора, но не позднее чем до 1 декабря 2014 года на расчетный счет молодого педагога, открытый в российских кредитных организациях, или через учреждения федеральной почтовой связи при предъявлении молодым педагогом сертификата на получение оставшейся суммы денежной выплаты и копии трудовой книжки молодого педагога, заверенной нотариально или кадровыми службами по месту работы, в министерство образования и науки Красноярского края.
2. Реализация мероприятия 3.1.2 подпрограммы осуществляется путем предоставления субвенций в соответствии с Законами края от 18.12.2008 N 7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края", от 18.12.2008 N 7-2666 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, а также по организации оказания специализированной медицинской помощи".
3. Реализация мероприятия 3.2.1 подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между министерством образования и науки Красноярского края и краевыми бюджетными и автономными учреждениями, обеспечивающими переподготовку и повышение квалификации кадров и формирование инновационного кадрового ресурса, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг и на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
4. Реализация мероприятия 3.2.2 подпрограммы осуществляется министерством образования и науки Красноярского края путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между министерством образования и науки Красноярского края и краевыми бюджетными и автономными учреждениями, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
Мероприятия по развитию кадрового потенциала отрасли направлены на наращивание социокультурного потенциала педагога, а также позиционирования себя в качестве творческой индивидуальности, способной вовлечь в социокультурную деятельность своих учеников.
Перечень вышеуказанных мероприятий по развитию кадрового потенциала утверждает министерство образования и науки Красноярского края.
5. Реализация мероприятия 3.2.3 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидии по соглашению, заключенному между министерством образования и науки Красноярского края и краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр современных технологий профессионального образования", обеспечивающим переподготовку и повышение квалификации кадров, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). В рамках данного мероприятия будет осуществлена общественно-профессиональная экспертиза лучших практик модернизации профессионального образования, обеспечено внедрение в образовательные учреждения среднего профессионального образования лучших практик.
Государственное задание подведомственным учреждениям и объем средств на его выполнение формируются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 03.02.2011 N 57-п "Об утверждении Порядка и условий формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Средства субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 N 375-п "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)".
6. Мероприятие 3.3.1 осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 17.07.2001 N 15-1442 "О почетном звании "Заслуженный педагог Красноярского края".
7. Мероприятие 3.3.2 осуществляется в соответствии со статьей 15 Закона Красноярского края от 03.12.2004 N 12-2674 "Об образовании".
Постановлением Правительства Красноярского края от 25 марта 2014 г. N 105-П в подраздел 2.4 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.4. Управление подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края, которое несет ответственность за ее выполнение и целевое использование средств.
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края.
Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета осуществляет Счетная палата Красноярского края.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится министерством образования и науки Красноярского края.
Обязательным условием эффективности подпрограммы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы, а также мероприятий в установленные сроки.
Основные критерии социальной эффективности подпрограммы:
сокращение предметных вакансий в школах края;
сохранение удельного веса численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края, на уровне 15,6%.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 2 к подпрограмме 3 "Развитие кадрового потенциала отрасли".
2.7. Обоснование финансовых, материальных
и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы)
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Средства краевого бюджета, запланированные на реализацию подпрограммы, составляют 706 102,4 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 284 368,0 тыс. рублей;
2015 год - 209 363,5 тыс. рублей;
2016 год - 212 370,9 тыс. рублей.
Дополнительные материальные и трудовые затраты не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.