Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации г.Красноярска
от 12 ноября 2013 г. N 644
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами" на 2014 год
и плановый период 2015-2016 годов
24 марта, 22 мая 2014 г.
Постановлением администрации г.Красноярска от 22 мая 2014 г. N 297 в Паспорт настоящего Приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы
I. Общая характеристика сферы реализации Программы,
в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Эффективное и прозрачное управление муниципальными финансами является главным условием для роста качества предоставляемых населению услуг, расширения их спектра и повышения инвестиционной привлекательности города Красноярска.
Планомерный процесс реформирования муниципальных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов, активно осуществляется в городе на протяжении последних нескольких лет.
Серьезные преобразования в бюджетной сфере города были проведены в результате реализации Программы реформирования муниципальных финансов города Красноярска в 2006-2007 годах.
Она соединила в себе мероприятия по преобразованию бюджетного процесса, совершенствованию управления расходами, развитию доходной базы, а также административную реформу.
В ходе исполнения Программы реформирования муниципальных финансов города Красноярска в 2006-2007 годах был осуществлен перевод бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в автономные учреждения, утвержден порядок формирования ведомственных целевых программ и т. д.
Реализация данных мероприятий привела к существенному улучшению ситуации по управлению бюджетным процессом и повышению открытости и прозрачности бюджета города. На территории города была сформирована современная система управления муниципальными финансами путем:
установления в пределах каждой отрасли критериев оценки работы для достижения конечного результата;
соблюдения правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности;
введения процедуры проведения обязательной публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов в области бюджетной и налоговой политики.
Вместе с тем не все из реализованных мероприятий позволили достичь планируемый результат.
В связи с этим работа по реформированию муниципальных финансов была продолжена. В 2011-2012 годах реализовывалась Программа повышения эффективности бюджетных расходов города Красноярска на 2011-2012 годы, разработанная в соответствии с Программой по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р.
Результатом реализации мероприятий программы стали:
ежемесячный анализ увеличения (сокращения) кредиторской задолженности с целью предотвращения просроченной кредиторской задолженности;
переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансовому обеспечению их деятельности путем предоставления субсидий в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
ежегодная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города по показателям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
инвентаризация показателей результативности ведомственных целевых программ и комплексной программы социально-экономического развития города на предмет их актуальности и соответствия аналогичным федеральным и краевым показателям.
В то же время, несмотря на развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем.
Планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными.
В качестве основы для бюджетного планирования на практике используются результаты реализации целевых программ не в полной мере.
Экономические последствия принимаемых решений зачастую не оцениваются.
Сложившаяся практика применения муниципальных заданий не анализируется на предмет ее дальнейшего совершенствования.
В условиях сокращения возможностей для наращивания расходов бюджета города необходимо создать стимулы для использования бюджетных средств в увязке с результатами проводимой муниципальной политики.
Также должна проводиться работа по выявлению резервов и перераспределению ресурсов в пользу приоритетных направлений и проектов, в том числе обеспечивающих решение задач, поставленных на федеральном и краевом уровнях, и создающих условия для экономического роста.
Кроме того, необходимо продолжать работу по повышению открытости и прозрачности бюджета города, вовлечению граждан в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Утверждение настоящей Программы обусловлено необходимостью внедрения современных механизмов управления муниципальными финансами в рамках реформ, проводимых на федеральном и краевом уровнях, реализацией мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Настоящая Программа обеспечивает решающий вклад в достижение практически всех целей социально-экономического развития города.
Реализация настоящей Программы зависит от исполнения долгосрочной стратегии социально-экономического развития города до 2020 года. Данная стратегия будет уточняться, поэтому основные направления настоящей Программы будут корректироваться.
Прогноз развития сферы реализации настоящей Программы направлен на:
достижение сбалансированности и прозрачности бюджета города;
сохранение объема и структуры муниципального долга города на экономически безопасном уровне;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых финансовых ресурсов и сроков их реализации;
соблюдение установленных действующим законодательством требований к показателям бюджета.
Управление муниципальными финансами в городе Красноярске осуществляется на основе нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Красноярска, нормативной правовой базой Красноярского края, и ориентировано на приоритеты социально-экономического развития, обозначенные на федеральном, краевом и муниципальном уровнях.
В настоящей Программе нашли отражение задачи в сфере бюджетной политики, обозначенные Президентом Российской Федерации в бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах".
На реализацию настоящей Программы влияет множество экономических и социальных факторов, в связи с чем имеются следующие риски, способные негативно повлиять на ход ее реализации:
непрерывно меняющееся законодательство, прежде всего федеральное;
влияние замедления темпов экономического развития на поступление доходов в бюджет города и, как следствие, на возможность повышения расходов.
Данные факторы могут привести к изменению показателей настоящей Программы.
II. Приоритеты деятельности администрации города в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты
Программы, сроки и этапы реализации Программы
Целями настоящей Программы являются обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами.
В сфере управления муниципальными финансами выделяются следующие приоритетные направления и задачи:
осуществление планирования и исполнения бюджета города;
развитие программно-целевых методов формирования бюджета;
совершенствование правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса;
координация деятельности органов администрации города по увеличению собственных доходов бюджета города и привлечению средств из вышестоящих бюджетов;
обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;
повышение доступности и прозрачности бюджета города;
соблюдение законодательства в части исполнения бюджета города.
Основными ожидаемыми результатами реализации настоящей Программы являются:
составление проекта "программного бюджета" города и отчета о его исполнении;
увеличение доходной части бюджета города;
соблюдение ограничений по размеру дефицита, условно утверждаемых расходов, установленных законодательством;
повышение уровня исполнения бюджета города главными распорядителями бюджетных средств;
соблюдение требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и своевременному представлению бюджетной отчетности;
внедрение новых современных продуктов и технологий, направленных на автоматизацию процесса планирования и исполнения бюджета города;
повышение доступности информации о бюджете города для граждан;
рост интереса граждан к процессу формирования и исполнения бюджета города;
дальнейшее развитие и внедрение внутреннего муниципального финансового контроля;
снижение удельного веса муниципального долга в собственных доходах бюджета города;
своевременное и полное погашение долговых обязательств и расходов на их обслуживание в соответствии с заключенными договорами и соглашениями;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам города.
Исходя из вышеуказанных результатов определены целевые индикаторы настоящей Программы:
1) доля расходов бюджета города, сформированных в рамках муниципальных программ города Красноярска;
2) темп роста доходной части бюджета города;
3) соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города;
4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении бюджета города;
5) доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных учреждений в общем объеме расходов бюджета города на оплату труда (включая начисления на оплату труда);
6) доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города;
7) количество обновлений информации на сайте города "Открытый бюджет города Красноярска";
8) соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города;
9) удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города.
Поставленные цели и задачи настоящей Программы соответствуют социально-экономическим приоритетам города Красноярска, которые направлены на формирование бюджетной системы города, отвечающей потребностям устойчивого экономического и социального роста.
Планируемый период реализации программы: 2014-2016 годы (без деления на этапы).
Значения индикаторов, характеризующих достижение целей, и показателей, характеризующих решение задач, представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
Постановлением администрации г.Красноярска от 24 марта 2014 г. N 156 в раздел III настоящего Приложения внесены изменения
III. Обобщенная характеристика подпрограммы "Организация
бюджетного процесса" (в том числе основных мероприятий)
и отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом
города Красноярска" Программы
В рамках настоящей Программы планируется реализация подпрограммы "Организация бюджетного процесса" и отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска".
Цель реализации подпрограммы "Организация бюджетного процесса" (далее также - подпрограмма) - это создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышения эффективности расходов бюджета города.
В рамках подпрограммы планируется реализация трех основных мероприятий:
"Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления";
"Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города";
"Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
Характеристика основных мероприятий приведена в подразделе 4 раздела VI настоящей Программы.
В рамках отдельного мероприятия настоящей Программы "Управление муниципальным долгом города Красноярска" планируются:
1) сохранение объема и структуры муниципального долга города Красноярска на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных законодательством. При этом планируется снижение его удельного веса в собственных доходах бюджета города с 56% в 2013 году до 49% в 2016 году исходя из сложившейся экономической ситуации.
Долговая политика города Красноярска (далее - долговая политика) является неотъемлемой частью финансовой политики города. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только своевременное обслуживание долговых обязательств, но и проведение рациональной долговой политики, направленной на сохранение объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных законодательством.
В качестве основных инструментов заимствований используются бюджетные кредиты и кредиты коммерческих банков.
Кредиты коммерческих банков являются более гибким инструментом чем облигационные заимствования, так как муниципальные контракты заключаются с возобновляемыми и невозобновляемыми кредитными линиями. Возобновляемые кредитные линии позволяют привлекать кредиты на минимально возможные сроки и досрочно их погашать в случае поступления дополнительных доходов в бюджет города.
Существует ограничение по предельному размеру муниципального долга, который не должен превышать объем доходов города без учета средств безвозмездных поступлений, налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
2) соблюдение ограничений по расходам на обслуживание муниципального долга, установленных законодательством.
В связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита бюджета города через осуществление заимствований и ростом муниципального долга возрастают соответственно и расходы на его обслуживание.
Планирование указанных расходов осуществляется в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения долговых обязательств по выплате процентных платежей по муниципальному долгу.
Расходные обязательства города по обслуживанию муниципального долга возникают в результате заключения договоров о предоставлении бюджетных кредитов из краевого бюджета, муниципальных контрактов и кредитных договоров с кредитными организациями, решений о выпуске муниципальных ценных бумаг.
Согласно действующему законодательству имеется ограничение по объему расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% объема расходов бюджета города без учета субвенций;
3) качественное обслуживание муниципального долга.
Город Красноярск имеет безупречную кредитную историю и всегда вовремя рассчитывается по своим обязательствам.
Качественное обслуживание долга предполагает своевременное:
исполнение всех принятых городом Красноярском долговых обязательств и, как следствие, отсутствие просроченной задолженности, включенной в муниципальную долговую книгу города Красноярска;
предоставление информации в рамках заключенных договоров о предоставлении бюджетных кредитов из краевого бюджета, муниципальных контрактов и кредитных договоров с кредитными организациями;
4) минимизация стоимости заимствований.
Для снижения стоимости заимствований администрацией города проводятся электронные аукционы на оказание услуг по предоставлению кредитов на финансирование дефицита бюджета города и погашение муниципальных долговых обязательств в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий. Возобновляемые кредитные линии позволяют привлекать кредиты на минимально возможные сроки и в необходимом объеме.
Также ведется постоянная работа с банками по снижению процентных ставок в рамках заключенных муниципальных контрактов и кредитных договоров.
Информация об основных мероприятиях подпрограммы и отдельном мероприятии "Управление муниципальным долгом города Красноярска" Программы отражены в приложении 2 к настоящей Программе.
IV. Обобщенная характеристика мер правового регулирования
Реализация программных мероприятий будет производиться в соответствии со следующими основными правовыми актами города, регулирующими бюджетный процесс в городе:
Абзац второй утратил силу;
См. текст абзаца второго раздела IV
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске";
решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.04.2008 N В-2 "О муниципальных гарантиях города Красноярска";
постановлением администрации города от 29.12.2005 N 688 "Об управлении муниципальным долгом города Красноярска";
постановлением администрации города от 25.01.2007 N 1-а "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций муниципальных облигационных займов г.Красноярска";
постановлением Главы города от 03.09.2007 N 500 "О муниципальной долговой книге города Красноярска";
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";
постановлением администрации города от 27.08.2013 N 425 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска".
Департамент финансов проводит постоянную работу по совершенствованию правовой базы города, приведению ее в соответствие с федеральным и краевым законодательством.
Постановлением администрации г.Красноярска от 22 мая 2014 г. N 297 в раздел V настоящего Приложения внесены изменения
V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации Программы
Существенное отличие настоящей Программы в сфере управления финансами от других муниципальных программ города в том, что она ориентирована (посредством развития правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов реализации других муниципальных программ.
Настоящая Программа включает в себя особые расходы по сравнению с другими муниципальными программами. Прежде всего - это расходы на обслуживание муниципального долга и управление финансовыми ресурсами.
Расходы, связанные с обслуживанием муниципального долга, определены исходя из планируемого объема заимствований.
Размер ассигнований на управление финансовыми ресурсами определен исходя из предварительной оценки расходов на реализацию настоящей Программы.
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Программы составляет 3 446 790,93 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 903 175,12 тыс. рублей;
2015 год - 1 171 741,16 тыс. рублей;
2016 год - 1 371 874,65 тыс. рублей.
Информация о распределении планируемых расходов бюджета на реализацию настоящей Программы по кодам классификации расходов бюджетов представлена в приложении 3 к настоящей Программе.
Аналитическое распределение объемов финансирования настоящей Программы по источникам и направлениям расходования средств представлено в приложении 4 к настоящей Программе.
VI. Подпрограмма Программы
Подпрограмма "Организация бюджетного процесса"
Постановлением администрации г.Красноярска от 22 мая 2014 г. N 297 в Паспорт Подпрограммы раздела VI настоящего Приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы
1. Постановка общегородской проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Частое изменение законодательства в течение ряда последних лет и ухудшение экономической ситуации в стране и в городе оказывают негативное влияние на структуру и объем доходов бюджета города.
В этих условиях на первый план выходит работа по мобилизации доходов бюджета города.
Динамика доходов бюджета города приведена в таблице 1.
Таблица 1
|
|
млрд рублей |
||
|
2013 год* |
Ожидаемое поступление доходов в ходе исполнения бюджета города по итогам работы по мобилизации доходов, включая работу с вышестоящими уровнями бюджетов |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Доходы всего, в том числе: |
29,8 |
31,1 |
33,5 |
35,8 |
собственные доходы (без доходов от продажи земельных участков, подготовленных городом для строительства 4-го моста через р.Енисей, краю, так как это разовые доходы) |
14,1 |
15,4 |
17,1 |
18,5 |
межбюджетные трансферты |
15,7 |
15,7 |
16,4 |
17,3 |
*Доходы приведены в соответствии с решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.12.2012 N 21-328 "О бюджете города на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов".
Кроме того, остается ряд нерешенных проблем, в том числе:
недостаточная мотивация органов местного самоуправления города к оптимизации бюджетных расходов;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, как следствие, отсутствие ответственности;
отсутствие практики использования муниципальных программ в качестве основы для бюджетного планирования.
Правовое регулирование и методическое обеспечение в сфере управления муниципальными финансами имеют ряд пробелов и внутренних противоречий.
Кроме того, управление финансовыми ресурсами продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами финансовой политики города.
Разработка подпрограммы и ее дальнейшая реализация позволят:
обеспечить устойчивое функционирование и развитие бюджетной системы и бюджетного процесса города;
продолжить совершенствование системы исполнения бюджета и бюджетной отчетности;
повысить эффективность использования средств бюджета города, в том числе за счет усиления внутреннего муниципального финансового контроля;
продолжить автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города;
проводить работу по повышению открытости бюджета города для населения.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города в условиях замедления темпов экономического роста увеличивает актуальность разработки и реализации настоящей подпрограммы.
2. Основная цель, задачи, сроки выполнения и показатели подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
осуществление планирования и исполнения бюджета города;
развитие программно-целевых принципов формирования бюджета;
совершенствование правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
координация деятельности органов администрации города по увеличению собственных доходов бюджета города и привлечению средств из вышестоящих бюджетов;
формирование объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;
обеспечение автоматизации процессов составления и ис
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.