Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 507-П
Государственная программа Красноярского края
"Развитие системы социальной поддержки населения"
на 2014-2016 годы
18 марта, 27 августа 2014 г.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 августа 2014 г. N 384-П в раздел 1 настоящего Приложения внесены изменения
1. Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
"Развитие системы социальной поддержки населения" (далее - государственная программа) |
Основание для разработки государственной программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Красноярского края" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство социальной политики Красноярского края |
Соисполнители государственной программы |
министерство строительства и архитектуры Красноярского края; министерство образования и науки Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; министерство культуры Красноярского края; министерство спорта и молодежной политики Красноярского края; министерство транспорта Красноярского края; агентство труда и занятости населения Красноярского края |
Перечень подпрограмм государственной программы |
1. "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности"; 2. "Социальная поддержка семей, имеющих детей"; 3. "Доступная среда"; 4. "Обеспечение социальной поддержки граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"; 5. "Повышение социальной защищенности и уровня жизни жителей края, проживающих в территориях с особым статусом"; 6. "Повышение качества и доступности социальных услуг населению"; 7. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" |
Цели государственной программы |
1. Повышение эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи. 2. Повышение качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию |
Задачи государственной программы |
1. Исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан. 2. Создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей. 3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни. 4. Обеспечение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании. Привлечение более широкого круга социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. 5. Создание условий эффективного развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения края |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2014-2016 годы без деления на этапы |
Целевые показатели и показатели результативности государственной программы |
удельный вес граждан, получающих меры социальной поддержки адресно (с учетом доходности), в общей численности граждан, имеющих на них право, - 34,4% к 2016 году; увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, с 99,6% в 2013 году до 99,7% в 2016 году; увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений социальной защиты населения с 14 812,5 руб. в 2013 году до 17 141,1 руб. в 2015 году; целевые показатели и показатели результативности представлены в приложении N 1 к паспорту государственной программы; значения целевых показателей на долгосрочный период представлены в приложении N 2 к паспорту государственной программы |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
из средств федерального, краевого бюджетов и Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2014 по 2016 гг. - 69 350 499,4 тыс.руб., в том числе: в 2014 году - 21 813 068,0 тыс.руб.; в 2015 году - 23 704 473,6 тыс.руб.; в 2016 году - 23 832 957,8 тыс.руб.; из них: из средств федерального бюджета за период с 2014 по 2016 гг. - 11 844 922,4 тыс.руб., в том числе: в 2014 году - 4 041 172,1 тыс.руб.; в 2015 году - 3 853 546,4 тыс.руб.; в 2016 году - 3 950 273,9 тыс.руб.; из средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году - 10 332,7 тыс.руб.; из средств краевого бюджета за период с 2014 по 2016 гг. - 55 316 361,4 тыс.руб., в том числе: в 2014 году - 17 107 865,3 тыс.руб.; в 2015 году - 19 088 369,7 тыс.руб.; в 2016 году - 19 120 126,4 тыс.руб.; из внебюджетных источников: с 2014 по 2016 гг. - 2 178 812,9 тыс.руб., в том числе: в 2014 году - 653 697,9 тыс.руб.; в 2015 году - 762 557,5 тыс.руб.; в 2016 году - 762 557,5 тыс.руб. |
Перечень объектов капитального строительства |
представлен в приложении N 3 к паспорту государственной программы |
2. Характеристика текущего состояния в сфере
"Социальная поддержка населения"
и анализ социальных, финансово-экономических
и прочих рисков реализации программы
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края (далее - край), в том числе о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Основные направления государственной программы на 2014-2016 годы сформированы с учетом задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", параметров социально-экономического развития края и предусматривают:
повышение качества и доступности социальных услуг;
усиление адресности при предоставлении социальной поддержки;
оценку эффективности расходных обязательств (как действующих, так и вновь принимаемых), достижения конечных результатов;
внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При формировании на территории Красноярского края системы органов социальной поддержки и социального обслуживания населения было принято согласованное решение о сохранении одного из допустимых законодательством Российской Федерации способов реализации государственной политики в этой сфере деятельности: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в частности, принятие Законов Красноярского края от 06.03.2008 N 4-1381 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению социальным пособием на погребение и возмещению стоимости услуг по погребению", от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения".
Таким образом, в крае действует трехуровневая система социальной политики, предусматривающая федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.
Субъектами взаимоотношений системы социальной защиты населения в крае являются:
граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;
министерство социальной политики края (далее - министерство) - орган исполнительной власти края, наделенный полномочиями по реализации государственной социальной политики на территории края, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, управление краевыми государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания населения;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, выполняющие отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социальной помощи, организации социального обслуживания населения края в соответствии с законами края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления);
краевые государственные и муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения социального обслуживания, осуществляющие деятельность, направленную на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей, социальных услуг в целях улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей;
межведомственные координационные органы (комиссии, советы);
общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предоставлении социальной помощи гражданам в соответствии со своими учредительными документами;
благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется с учетом действия ряда объективных факторов, носящих:
общецивилизационный, международный характер - демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, наркомания) и экологические факторы (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
национальный характер - социально-экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры), социально-психологические (трудовая мотивация) и иные факторы;
региональный характер - действие природно-климатических факторов, территориальные различия уровней развития социальной инфраструктуры;
локальный характер - возникновение различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимость преодоления их последствий для населения.
Действующая система социальной поддержки граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
добровольность предоставления мер социальной поддержки;
безусловная гарантированность исполнения принятых государством и краем обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления, вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в министерство, органы социальной защиты населения или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Подходы к предоставлению мер социальной поддержки дифференцируются с учетом особенностей контингентов получателей, в том числе:
профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются, например, государственным служащим в связи с особыми условиями осуществления профессиональной деятельности;
категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются:
а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда);
б) в связи с преодолением последствий политических репрессий, радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (реабилитированные лица и лица, признанные жертвами политических репрессий; лица, подвергшиеся воздействию радиации);
в) в связи с трудной жизненной ситуацией - инвалидностью, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера и другими причинами;
г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах (семьи с детьми, в т. ч. многодетные, специалисты бюджетной сферы, проживающие и работающие в сельской местности);
д) с использованием адресного подхода, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества), например, ежемесячное пособие на ребенка, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
е) с целью доведения дохода пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с 2010 года введена социальная доплата к пенсии). В Красноярском крае федеральная социальная доплата к пенсии выплачивается территориальным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Важнейшей количественной характеристикой современной системы социальной поддержки граждан в Красноярском крае является значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной и натуральной форме. На учете в органах социальной защиты населения края состоят 1 264,2 тысячи человек, получающих различные виды социальной помощи, при этом наибольший удельный вес среди получателей государственных услуг в отрасли (более 74%) занимают граждане пожилого возраста и лица с ограниченными возможностями.
Ежегодно в силу естественных причин отмечается снижение численности участников и инвалидов Великой Отечественной войны: в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 18% (с 4,6 до 3,8 тыс. человек).
Также в силу естественных причин в последние годы отмечается тенденция незначительного снижения отдельных категорий льготников. К примеру, ежегодно уменьшается количество тружеников тыла: в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 12,3% (с 44,2 до 38,8 тыс. человек), репрессированных - на 4% (с 24 до 23,1 тыс. человек). При этом численность ветеранов труда сохраняется на прежнем уровне.
В настоящее время меры социальной поддержки предоставляются 152 тысячам жителей Красноярского края, имеющим статус "ветеран труда Красноярского края", что на 7% больше чем в 2011 году.
В силу благоприятной демографической политики в крае увеличивается количество многодетных семей: в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличение числа многодетных семей составило 8%. В настоящее время меры социальной поддержки в крае предоставляются 22,8 тысячи многодетных семей, в том числе: 16,3 тысячи семей имеют 3 детей, 4,9 тысячи семей - 4 детей, 1,6 тысячи семей - 5 и более детей.
По-прежнему остается проблема малообеспеченности отдельных категорий граждан: на учете в органах социальной защиты населения состоит 376,2 тыс. человек с доходами ниже величины прожиточного минимума.
В целом анализ численности льготников показывает, что общее количество граждан, пользующихся различными мерами социальной поддержки, в 2014-2016 годах будет сохраняться на прежнем уровне с тенденцией их незначительного увеличения.
С учетом действующего законодательства социальная поддержка в крае предоставляется:
215,8 тысячи льготополучателей, меры социальной поддержки которым установлены на федеральном уровне (федеральные льготники: участники (инвалиды) Великой Отечественной войны, граждане, признанные инвалидами, в том числе дети-инвалиды, ветераны боевых действий, несовершеннолетние узники концлагерей, жители блокадного Ленинграда, члены семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф);
422,5 тысячи льготополучателей, меры социальной поддержки которым установлены на уровне края и отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта (региональные льготники: ветераны труда, ветераны труда края, труженики тыла, жертвы политических репрессий, члены семей граждан, пострадавших от радиации, семьи с детьми, специалисты бюджетной сферы в сельской местности и отдельные категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке);
138,3 тысячи пенсионеров, не имеющих льготного статуса, меры социальной поддержки которым установлены законами края инициативно (в дополнение к федеральным).
Различные виды социальной поддержки получают:
76 тысяч семей с детьми (с учетом детей-инвалидов), в которых проживает 262,5 тысячи детей;
139,6 тысячи малообеспеченных семей - на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
С учетом вышеизложенного преобладающим в настоящее время является категориальный подход предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Социальная поддержка с учетом особенностей контингентов получателей осуществляется в самых разнообразных формах:
в денежной форме - в виде ежегодных, ежемесячных и разовых денежных выплат, краевого материнского (семейного) капитала, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме;
в натуральной форме - бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
в форме льгот - внеочередной прием в учреждения социального обслуживания;
в форме услуг - организация отдыха и оздоровления детей; предоставление услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, безнадзорных и беспризорных детей.
На протяжении ряда лет проводится постоянная работа по систематизации и совершенствованию законодательства края, в том числе с целью усиления принципа адресности.
С 2013 года при определении права родителей на ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с Законом Красноярского края от 11.12.2012 N 3-876 "О ежемесячном пособии на ребенка" дополнительно к критерию "доходности" введен критерий "трудоспособности". Теперь ежемесячное пособие на ребенка не назначается родителям трудоспособного возраста, неработающим без уважительной причины.
Уточнен и порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг: обязательным условием их предоставления является отсутствие у льготополучателя задолженности на оплату жилья и коммунальных услуг.
С учетом требований административной реформы, программы по электронному правительству, концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг с 2012 года органами социальной защиты населения края ведется планомерная работа по переходу на предоставление государственных услуг по принципу "одного окна".
Не менее важным направлением социальной поддержки граждан является социальное обслуживание, характеризующееся расширением спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, имеющим детей, лицам без определенного места жительства и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Одной из форм оказания социальной помощи пожилым людям и инвалидам на территории Красноярского края является возможность организации приемных семей для граждан пожилого возраста в соответствии с Законом Красноярского края от 08.07.2010 N 10-4866 "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае".
В крае действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания, состоящая из 174 учреждений различных типов.
В состав 84 краевых учреждений входят все стационарные учреждения края, это дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей, в которых постоянно проживают более 7 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 870 детей-инвалидов.
К числу муниципальных учреждений (90 учреждений) относятся учреждения нестационарного и полустационарного обслуживания, это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социального обслуживания населения. Ежегодно услугами данных учреждений пользуется около 500 тыс. граждан.
В целях обеспечения доступности, повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания проводится системная работа, направленная на:
совершенствование действующей в крае сети учреждений социального обслуживания, ее модернизацию и развитие, адаптацию к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;
расширение охвата граждан и спектра социальных услуг за счет привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения;
решение кадровых проблем отрасли.
Приоритетные стратегические направления развития социального обслуживания населения и мероприятия по совершенствованию действующей в крае сети учреждений социального обслуживания утверждены в дорожной карте "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Красноярского края на 2013-2018 годы", утвержденной распоряжением Губернатора Красноярского края от 28.02.2013 N 59-рг.
Таким образом, реализация всех мероприятий государственной программы позволит органам и учреждениям социальной защиты населения края своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные на отрасль обязательства, провести системные мероприятия, направленные на усиление социальной поддержки граждан, повышение качества и эффективности работы.
При этом важным условием успешной реализации государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы.
При реализации государственной программы возможен ряд рисков, управление которыми входит в систему управления государственной программой:
1. Финансовый риск реализации государственной программы связан с финансированием запланированных мероприятий не в полном объеме, превышением на момент проведения аукционов уровня цен по отношению к стоимости, предусмотренной государственной программой, ростом инфляции выше прогнозного уровня, а следовательно, изменением затрат.
Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий государственной программы.
2. Существенная дифференциация финансовых возможностей муниципальных образований и городских округов Красноярского края приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Подавляющее большинство муниципальных образований и городских округов Красноярского края являются дотационными, в том числе испытывающими проблемы дефицита средств, необходимых для приведения указанных объектов и услуг в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
В рамках государственной программы минимизация указанного риска возможна на основе дифференциации условий софинансирования муниципальных программ с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, числа проживающих инвалидов в муниципальном образовании.
3. Отсутствие ожидаемых конечных результатов государственной программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения. Это является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований.
Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий государственной программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование, реализацию мониторинга, своевременное уточнение и корректировку государственной программы;
применение правовых методов влияния, способствующих решению задач государственной программы на всех уровнях исполнительной власти;
определение системы управления реализацией государственной программы, направленной на согласованность звеньев всех уровней управления.
Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя государственной программы либо во исполнение поручений Правительства Красноярского края.
Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Красноярском крае являются следующие:
1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и Красноярским краем, между различными органами государственной власти, а также государственными внебюджетными фондами.
2. Финансирование мер социальной поддержки граждан за счет средств федерального бюджета, бюджета края, местных бюджетов и (или) бюджетов государственных внебюджетных фондов.
3. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти либо орган местного самоуправления о предоставлении мер социальной поддержки.
4. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
категориальный подход;
адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.
5. Дифференциация форм социальной поддержки граждан с учетом особенностей контингентов получателей.
6. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки: постоянная, на определенный срок либо разовая.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития,
описание основных целей и задач государственной программы,
прогноз развития в сфере "Социальная поддержка населения"
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, задач социально-экономического развития Красноярского края приоритетными направлениями социальной политики края являются:
1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам, а именно:
гражданам пожилого возраста;
семьям, имеющим детей;
лицам с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам.
2. Повышение эффективности управления системой социальной поддержки населения края.
В рамках данных направлений разработан и проводится комплекс мероприятий, направленных на:
реализацию в крае национальной и региональной стратегии в интересах детей, в том числе на обеспечение отдыха и круглогодичного оздоровления детей из многодетных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов; осуществление мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в крае, повышение социального престижа материнства и статуса многодетных семей; укрепление системы социальной защиты семьи с целью профилактики семейного неблагополучия и предупреждения социального сиротства;
формирование в крае территории равных возможностей для инвалидов, в том числе на социальную поддержку инвалидов, обеспечение доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры за счет оснащения социально значимых объектов пандусами, входными группами и автономными лифтами; создание службы "Мобильная социальная помощь"; обеспечение для инвалидов доступа к информационным технологиям; совершенствование системы реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обеспечивающей межведомственное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов; развитие социального партнерства органов государственной власти края с общественными организациями инвалидов, родителями детей-инвалидов;
повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе на совершенствование системы государственной поддержки граждан на основе адресности в предоставлении социальной помощи;
повышение качества и доступности социального обслуживания за счет оптимизации и реструктуризации сети учреждений социального обслуживания населения; развития практики благотворительной деятельности граждан и организаций, поддержки добровольческой деятельности (волонтерства);
повышение качества исполнения государственных полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения;
использование современных информационных технологий при предоставлении государственных услуг, в том числе за счет перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу оказания социальных услуг населению;
формирование высокопрофессионального кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности труда работников отрасли;
обеспечение информационной прозрачности действий министерства, а также развитие активного диалога с гражданским сообществом.
С учетом вышеизложенного основными целями государственной программы являются:
повышение эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи;
повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию.
Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:
исполнение принятых публичных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей;
обеспечение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании. Привлечение более широкого круга социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг;
создание условий эффективного развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения края.
Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
своевременное и в полном объеме исполнение принятых публичных обязательств по социальной поддержке - снижению социальной напряженности в обществе;
усиление адресности при предоставлении социальной поддержки - более эффективному использованию средств краевого бюджета;
создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей - улучшению демографической ситуации в крае;
совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания - повышению качества жизни граждан (семей), сохранению их физического и психического здоровья, увеличению продолжительности жизни;
повышение средней заработной платы социальных, медицинских, педагогических работников - решению проблемы дефицита кадров в отрасли, мотивации специалистов на повышение качества предоставляемых услуг, снижению уровня безработицы;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций - повышению доступности, качества и безопасности, а также расширению перечня социальных услуг, созданию новых рабочих мест.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2014 г. N 88-П настоящее Приложение дополнено разделом 3.1
3.1. Механизм реализации отдельных
мероприятий государственной программы
Государственная программа состоит из подпрограмм и не содержит отдельных мероприятий.
4. Прогноз конечных результатов государственной программы,
характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения,
социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых
интересов и потребностей
Реализация государственной программы должна привести к повышению эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи и повышению качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию.
В результате своевременной и в полном объеме реализации государственной программы:
будут выполнены публичные обязательства по социальной поддержке отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и краевым законодательством;
до 50% увеличится доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Красноярском крае (2012 год - 37,5%);
80% семей, имеющих детей-инвалидов, будут охвачены социальным сопровождением (2012 год - 29,3%);
будет введен в эксплуатацию 1 дополнительный спальный корпус на 75 человек, что позволит количество койко-мест, соответствующих стандартам качества оказания государственных услуг, увеличить до 84,4% (с 83,3% в 2011 году);
99,7% граждан из числа обратившихся в учреждения социального обслуживания населения получат социальные услуги;
удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности в 2016 году составит 6,3%.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий государственной программы позволит в целом обеспечить достижение ее целей, а также будет содействовать профилактике социальной напряженности в крае.
5. Перечень подпрограмм с указанием сроков
их реализации и ожидаемых результатов
Государственная программа определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств, совершенствование систем мер социальной поддержки граждан и модернизацию социального обслуживания населения с целью повышения их эффективности и результативности.
Государственная программа включает 7 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач:
2. "Социальная поддержка семей, имеющих детей" на 2014-2016 годы.
3. "Доступная среда" на 2014-2016 годы.
6. "Повышение качества и доступности социальных услуг населению" на 2014-2016 годы.
7. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" на 2014-2016 годы.
Для каждой подпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их значения и механизмы реализации.
Реализация государственной программы рассчитана на 2014-2016 годы. В связи с тем, что основная часть ее мероприятий связана с последовательной реализацией бессрочных социальных обязательств Российской Федерации и края по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, выделение этапов реализации государственной программы не предусмотрено.
В ходе исполнения государственной программы будет осуществляться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития страны и края.
Реализация мероприятий подпрограмм в 2014-2016 годах позволит достичь следующих результатов:
по подпрограмме "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности":
увеличение доли расходов на предоставление мер социальной поддержки в денежном выражении в общем объеме расходов на финансирование мер социальной поддержки (без учета субвенции на исполнение делегированных полномочий) до 34,4% в 2016 году;
сохранение доли граждан, получающих регулярные денежные выплаты, от числа граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на уровне 78,6% к 2016 году;
по подпрограмме "Социальная поддержка семей, имеющих детей":
увеличение доли оздоровленных детей из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, до 54,5% к 2016 году;
увеличение удельного веса граждан, распорядившихся средствами (долей средств) краевого материнского (семейного) капитала, от общего числа граждан, получивших сертификат, до 90% к 2016 году;
по подпрограмме "Доступная среда":
увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Красноярском крае до 50% к 2016 году;
увеличение доли приоритетных объектов социальной инфраструктуры, нанесенных на карту доступности Красноярского края по результатам их паспортизации, среди общего количества приоритетных объектов социальной инфраструктуры до 95% к 2016 году;
увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Красноярском крае до 45% к 2016 году;
увеличение доли семей, имеющих детей-инвалидов, охваченных социальным сопровождением, в общей численности семей, имеющих детей-инвалидов, в Красноярском крае до 80% к 2016 году;
по подпрограмме "Обеспечение социальной поддержки граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг":
увеличение удельного веса граждан, получающих меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общей численности граждан, проживающих на территории края и имеющих право на их получение, до 99,3% к 2016 году;
по подпрограмме "Повышение социальной защищенности и уровня жизни жителей края, проживающих в территориях с особым статусом":
увеличение удельного веса граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в общей численности граждан, проживающих на его территории, до 55,3% к 2016 году;
увеличение удельного веса граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Эвенкийского муниципального района, в общей численности граждан, проживающих на его территории, до 59,8% к 2016 году;
по подпрограмме "Повышение качества и доступности социальных услуг населению":
увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получающих услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания, от общего числа указанных граждан, обратившихся за их получением, до 97,2% к 2016 году;
увеличения удельного веса койко-мест, соответствующих стандартам качества оказания услуг, от общего числа койко-мест в стационарных учреждениях социального обслуживания населения до 84,4% в 2016 году;
уменьшение удельного веса зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий данных учреждений до 3,1% к 2016 году;
по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия":
сохранение значения удовлетворенности жителей края качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере социальной поддержки населения на уровне не менее 95% в 2014-2016 годах.
6. Информация о распределении планируемых расходов
по подпрограммам государственной программы
Информация о распределении планируемых расходов по подпрограммам государственной программы с указанием главных распорядителей средств краевого бюджета, а также по годам реализации приведена в приложении N 1 к государственной программе.
7. Информация о бюджетных ассигнованиях,
направленных на реализацию научной, научно-технической
и инновационной деятельности
Программа не содержит мероприятий, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 августа 2014 г. N 384-П раздел 8 настоящего Приложения изложен в новой редакции
8. Информация о ресурсном обеспечении и прогнозной оценке расходов
на реализацию целей государственной программы с учетом источников финансирования,
в том числе федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований края,
а также перечень реализуемых ими мероприятий в случае участия в разработке
и реализации государственной программы
Общий объем финансирования на реализацию государственной программы за счет средств бюджетов всех уровней, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и внебюджетных источников, по прогнозным данным, за период с 2014 по 2016 гг. составляет 69 350 499,4 тыс.руб., в том числе:
в 2014 году - 21 813 068,0 тыс.руб.;
в 2015 году - 23 704 473,6 тыс.руб.;
в 2016 году - 23 832 957,8 тыс.руб.;
из них:
средства федерального бюджета - 11 844 992,4 тыс.руб.:
в 2014 году - 4 041 172,1 тыс.руб.;
в 2015 году - 3 853 546,4 тыс.руб.;
в 2016 году - 3 950 273,9 тыс.руб.;
средства Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году - 10 332,7 тыс.руб.;
средства краевого бюджета - 55 316 361,4 тыс.руб.:
в 2014 году - 17 107 865,3 тыс.руб.;
в 2015 году - 19 088 369,7 тыс.руб.;
в 2016 году - 19 120 126,4 тыс.руб.;
внебюджетные источники - 2 178 812,9 тыс.руб.:
в 2014 году - 653 697,9 тыс.руб.;
в 2015 году - 762 557,5 тыс.руб.;
в 2016 году - 762 557,5 тыс.руб.
Ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов на реализацию целей государственной программы с учетом источников финансирования, в том числе по уровням бюджетной системы, в разрезе мероприятий приведены в приложении N 2 к настоящей государственной программе.
9. Прогноз сводных показателей государственных заданий,
в случае оказания краевыми государственными учреждениями
государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам,
выполнения работ (прогноз сводных показателей государственных
заданий представляется по краевым государственным учреждениям,
в отношении которых ответственный исполнитель (соисполнитель)
государственной программы осуществляет функции
и полномочия учредителей)
Финансирование программных мероприятий государственной программы направлено на оказание социальных услуг (работ) в соответствии с государственными заданиями, в том числе на:
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме социального обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания;
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме социальной адаптации в нестационарном учреждении социального обслуживания с предоставлением временного проживания;
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме полустационарного социального обслуживания в отделениях дневного, ночного пребывания, социальных гостиницах учреждений социального обслуживания;
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме социальной адаптации в нестационарном учреждении социального обслуживания;
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме социального обслуживания на дому;
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме срочного социального обслуживания;
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме социально-консультативной помощи;
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в форме социально-реабилитационных услуг;
социальное обслуживание в форме проведения оздоровительных и профилактических мероприятий;
социальное обслуживание и реабилитация, организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в форме временного проживания (содержания);
социальное обслуживание и реабилитация семей с детьми, организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в форме нестационарного социального обслуживания;
социальное обслуживание детей-инвалидов в форме социально-реабилитационных услуг;
социальное обслуживание, реабилитация, организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в форме проведения оздоровительных и профилактических мероприятий;
социальное обслуживание, реабилитация и оздоровление детей в форме нестационарного обслуживания (дневное пребывание);
приготовление горячего питания;
оказание методической и практической помощи;
перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств-участников Содружества Независимых Государств;
обеспечение публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание (выполнение) услуг (работ) краевыми государственными учреждениями по государственной программе приведен в приложении N 3 к настоящей государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.