Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Государственной программе Красноярского края
"Управление государственными финансами"
на 2014-2016 годы
Подпрограмма
"Создание условий для эффективного и ответственного управления
муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов
муниципальных образований Красноярского края" на 2014-2016 годы
18 марта, 25 июня 2014 г.
Постановлением Правительства Красноярского края от 25 июня 2014 г. N 254-П в раздел 1 настоящего Приложения внесены изменения
1. Паспорт подпрограммы
2. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
На сегодняшний день выстраивание эффективной системы межбюджетных отношений является одной из самых трудных задач в области бюджетного регулирования. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, перечень которых содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В целях реализации органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен перечень налоговых и неналоговых доходов, поступающих в местные бюджеты. При этом совокупный объем собственных доходов в значительной степени не покрывает общий объем расходных обязательств местных бюджетов. Кроме того, реализация отдельных полномочий органов местного самоуправления требует целевого финансового участия со стороны регионального бюджета, а отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации возможно реализовать только на уровне органов местного самоуправления.
В 2007 году в Красноярском крае был принят Закон края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" (далее - Закон края). В целях обеспечения равной возможности граждан к получению базовых муниципальных услуг органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, объем которых определяется по единой Методике, утвержденной в приложении 1 к Закону края (далее - Методика). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предоставляются бюджетам поселений Красноярского края из бюджетов муниципальных районов Красноярского края за счет средств субвенций в соответствии с Законом Красноярского края от 29.11.2005 N 16-4081 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района края".
В целях формирования собственной налоговой базы местных бюджетов Законом края были закреплены следующие налоговые источники:
единый норматив отчислений от налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 10 процентов;
единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов Красноярского края в размере 10 процентов.
В 2014-2016 годах, учитывая перераспределение полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством, будут сохранены единые нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на прибыль организаций и от налога на доходы физических лиц.
В 2011 году по согласованию с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края было принято решение о замене дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Красноярского края дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2012-2014 годы. Установление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц сроком на 3 года стало дополнительным стимулирующим фактором для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края к развитию налогооблагаемой базы. За этот период при снижении уровня бюджетной обеспеченности муниципальному образованию Красноярского края дополнительно увеличивался объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом при увеличении уровня бюджетной обеспеченности размер дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц не снижался, что способствовало поступлению дополнительных доходов в местные бюджеты.
Кроме того, в целях стимулирования деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края к наращиванию налогооблагаемой базы на своей территории планируется продолжить практику предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края за содействие развитию налогового потенциала.
Выстраивание эффективной системы межбюджетных отношений между краевым и местными бюджетами в значительной степени определяется стабильностью доходных источников и расходных обязательств бюджетов бюджетной системы. Перераспределение полномочий между Красноярским краем и муниципальными образованиями Красноярского края в соответствии с федеральным законодательством приводит к необходимости изменения доходных источников между уровнями бюджетной системы.
В связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году значительный объем полномочий по финансированию расходов в области здравоохранения был передан с уровня муниципальных районов и городских округов на уровень субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был утвержден перечень источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения баланса доходов и расходов, формируемых в рамках дорожного фонда Красноярского края, бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края начиная с 2012 года предоставляются субсидии на содержание и ремонт улично-дорожной сети.
Указанные изменения в федеральном законодательстве привели к необходимости изменения передаваемого в бюджеты муниципальных районов и городских округов Красноярского края норматива отчислений от налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 20 процентов до 10 процентов. Кроме того, единый норматив от налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов был заменен дополнительными нормативами отчислений от данного налога.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 2014 года субъектам Российской Федерации передается значительный объем полномочий по обеспечению дошкольного образования от муниципальных образований, что вновь приведет к изменению структуры расходов местных бюджетов, а следовательно, и индекса бюджетных расходов отдельных муниципальных образований Красноярского края.
В декабре 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает значительные изменения в организации межбюджетных отношений на уровне "субъект Российской Федерации - муниципальные образования". Указанные изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации будут учтены в Законе края.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется определять исходя из необходимости достижения критерия выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований. Значение критерия выравнивания будет утверждаться законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Планируется утверждение на плановый период не распределенного между муниципальными образованиями Красноярского края объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов муниципальным образованиям Красноярского края предоставляются:
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов за счет средств краевого бюджета;
субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований за счет средств федерального бюджета.
Условием предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, является заключение соглашения между министерством финансов и администрацией муниципального образования Красноярского края, в котором указаны обязательства органов местного самоуправления по принятию мер, направленных на оздоровление муниципальных финансов.
Практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Красноярском крае получила широкое распространение, что обусловлено социально-экономическими, климатическими и географическими факторами, в силу действия которых невозможно реализовать указанные полномочия органами государственной власти Красноярского края без участия органов местного самоуправления Красноярского края. В рамках субвенций местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий предоставляется значительная часть мер социальной поддержки граждан. В 2012 году доля субвенций местным бюджетам в общем объеме расходов краевого бюджета составила 21,7 процента. Таким образом, значимость и объем делегируемых органам местного самоуправления государственных полномочий обуславливает необходимость проведения оценки качества эффективности их реализации.
Оценка качества выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами края, в Красноярском крае проводится ежегодно начиная с 2011 года.
По результатам проведенной оценки выявляются "проблемные места", возникающие при реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Красноярского края. Органы государственной власти Красноярского края совместно с органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют план мероприятий по решению проблемных вопросов.
Планируется продолжить практику проведения оценки качества переданных полномочий с учетом расширения перечня дополнительных показателей, характеризующих качество реализации каждого отдельного переданного государственного полномочия.
В Красноярском крае ежегодно начиная с 2011 года проводится оценка качества выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами края.
По результатам проведенной оценки выявляются "проблемные места", возникающие при реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Красноярского края. Органы государственной власти Красноярского края совместно с органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют план мероприятий по решению проблемных вопросов.
Планируется продолжить практику проведения оценки качества переданных полномочий с учетом расширения перечня дополнительных показателей, характеризующих качество реализации каждого отдельного переданного государственного полномочия.
В Красноярском крае осуществляется мониторинг финансовой ситуации в муниципальных образованиях Красноярского края. Данный мониторинг осуществляется в целях контроля за соблюдением бюджетного законодательства и обеспечения ответственной финансовой политики в муниципальных образованиях Красноярского края.
Министерством финансов ежегодно проводится мониторинг и оценка качества организации осуществления бюджетного процесса, а также соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. В результате проведения данного мониторинга планируется повысить эффективность планирования и расходования средств местных бюджетов.
Эффективность реализации органами местного самоуправления Красноярского края закрепленных за ними полномочий напрямую зависит от выстроенной в Красноярском крае системы межбюджетных отношений, обеспечивающей стабильность при формировании доходной части местного бюджета и стимулирующей органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края к наращиванию налогового потенциала.
3. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы,
целевые индикаторы
3.1. Выбор мероприятий подпрограммы обусловлен необходимостью решения проблем, обозначенных в разделе 2 подпрограммы "Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы".
3.2. Функции исполнителя подпрограммы в области реализации мероприятий осуществляет министерство финансов.
3.3. Целью подпрограммы является обеспечение равных условий для устойчивого и эффективного исполнения расходных обязательств муниципальных образований Красноярского края, обеспечение сбалансированности и повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов.
3.4. Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
1) создание условий для обеспечения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований Красноярского края;
2) повышение заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в росте налогового потенциала;
3) повышение качества реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края закрепленных за ними полномочий;
4) повышение качества управления муниципальными финансами.
3.5. Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется на постоянной основе в период с 01.01.2014 по 31.12.2016. В силу решаемых в рамках подпрограммы задач этапы реализации подпрограммы не выделяются.
3.6. Перечень целевых индикаторов подпрограммы приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
4. Механизм реализации подпрограммы
4.1. Реализацию мероприятий подпрограммы осуществляет министерство финансов. Министерство финансов выбрано в качестве исполнителя подпрограммы по принципу специализации его деятельности по созданию условий для развития межбюджетных отношений на территории края.
4.2. В рамках решения задач подпрограммы реализуются следующие мероприятия:
1) предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки.
Порядок определения объема регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), распределения и предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) края установлен в статье 8 Закона края.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и их распределение между муниципальными образованиями Красноярского края утверждаются законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
2) предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Порядок определения объема регионального фонда финансовой поддержки поселений, распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, наделения законом края отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района, за счет средств субвенций из краевого бюджета, предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, субвенций из краевого бюджета, полученных бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств краевого бюджета, определен в статье 7 Закона края.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и их распределение между муниципальными образованиями Красноярского края утверждаются законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
3) предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов Красноярского края на реализацию государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района Красноярского края.
Порядок наделения законом края отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района, за счет средств субвенций из краевого бюджета, распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предоставления субвенций из краевого бюджета, полученных бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств краевого бюджета, определены в статье 7 Закона края.
Объем субвенций бюджетам муниципальных районов Красноярского края на реализацию государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района Красноярского края, и их распределение утверждаются законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
4) предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансиро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.