Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 22 апреля 2014 г. N 835 в настоящее Приложение внесены изменения
Приложение
к Постановлению Администрации ЗАТО
г.Железногорск Красноярского края
от 7 ноября 2013 г. N 1763
(с изменениями 14 марта, 22 апреля 2014 г.)
1. Паспорт
муниципальной программы ЗАТО Железногорск
Наименование муниципальной программы |
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на территории ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки муниципальной программы |
Жилищный кодекс Российской Федерации Ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" Устав ЗАТО Железногорск Постановление Администрации ЗАТО г.Железногорск от 21.08.2013 N 1301 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ ЗАТО Железногорск" Постановление Администрации ЗАТО г.Железногорск от 30.07.2013 N 1207 "Об утверждении перечня муниципальных программ ЗАТО Железногорск" |
Разработчик муниципальной программы |
Управление городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск (далее - УГХ) |
Исполнители муниципальной программы |
Администрация ЗАТО г.Железногорск, Управление городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск, муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС"), МКУ "Централизованная бухгалтерия" (далее - МКУ "ЦБ"), МКУ "Управление поселковыми территориями" |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий муниципальной программы |
Подпрограммы: 1. "Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и энергетического комплекса ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы; 2. "Развитие объектов социальной сферы, специального назначения и жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы; 3. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы |
Цели муниципальной программы |
1. Обеспечение развития жилищно-коммунального и энергетического комплекса ЗАТО Железногорск. 2. Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности ЗАТО Железногорск |
Задачи муниципальной программы |
1. Развитие, модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и энергетического комплекса ЗАТО Железногорск 2. Обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и обеспечение доступности предоставляемых социальных и коммунальных услуг на территории ЗАТО Железногорск 3. Повышение энергосбережения и энергоэффективности на территории ЗАТО Железногорск |
Перечень целевых показателей и показателей результативности муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, значения целевых показателей на долгосрочный период (приложение N 1,N 2 к настоящему паспорту) |
Целевые показатели: - уровень износа коммунальной инфраструктуры - 70% в 2016 году; Показатели результативности: - интегральный показатель аварийности инженерных сетей: водоснабжение - 1,61 ед. к началу 2017 года; водоотведение - 0,65 ед. к началу 2017 года; - доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть - 15,25% к началу 2017 года; - количество посетителей бани по регулируемым тарифам - 16450 человек к началу 2017 года; - доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме энергоресурсов, потребляемых на территории МО, в том числе: - электрической энергии - 99,97% к началу 2017 года, - тепловой энергии: - 75,0% к началу 2017 года, - холодной воды - 75% к началу 2017 года. Перечень целевых показателей и показателей результативности муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, значения целевых показателей на долгосрочный период приведены в приложениях N 1, N 2 к настоящему паспорту. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2014-2016 годы |
Информация по ресурсному обеспечению муниципальной программы, в том числе в разбивке по источникам финансирования по годам реализации программы |
Всего по Программе: 192 442 200,00 руб., в том числе: бюджетное финансирование - 192 442 200,00 руб., внебюджетные источники - 0,000 руб. Местный бюджет: Всего - 104 665 200,00 руб. 2014 г. - 73500 400,00 руб. 2015 г.- 15 582 400,00 руб. 2016 г. - 15 582 400,00 руб. Краевой бюджет: Всего 87 777 000,00 руб. 2014 г.- 44 758 700,00 руб. 2015 г.- 43 018 300,00 руб. 2016 г.- 0,00 руб. Федеральный бюджет: Всего - 0,00 руб. 2014 г. - 0,00 руб. 2015 г. - 0,00 руб. 2016 г. - 0,00 руб. Внебюджетные источники: Всего - 0,00 руб. 2014 г. - 0,00 руб. 2015 г. - 0,00 руб. 2016 г. - 0,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания жителей ЗАТО Железногорск;
Снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в муниципальных объектах бюджетной сферы, коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда ЗАТО Железногорск.
Обеспечение необходимого объема и качества поставки энергоресурсов с целью дальнейшего социально-экономического развития ЗАТО Железногорск |
Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности ЗАТО Железногорск |
Приложение N 3 к настоящему Паспорту |
Руководитель УГХ |
Л.М.Антоненко |
2. Характеристика текущего состояния в сфере жилищно-коммунального хозяйства
с указанием основных показателей социально-экономического развития ЗАТО Железногорск и анализ социальных,
финансово-экономических и прочих рисков реализации программы
2.1. Общие положения
Жилищно-коммунальное хозяйство является базовой отраслью экономики ЗАТО Железногорск, обеспечивающей население города и поселков жизненно важными услугами: отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.
Согласно опросам общественного мнения, проводимым Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на протяжении нескольких последних лет ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве остается главной проблемой, волнующей россиян.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи:
реформы оплаты жилья и коммунальных услуг;
создания системы адресной социальной поддержки граждан;
совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами;
финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса;
развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Основными показателями, характеризующими отрасль жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Железногорск являются:
- высокий уровень износа основных производственных фондов, в том числе инженерных сетей и энергетического оборудования, до 60-70% обусловленный недостаточным финансированием затрат на капитальный ремонт, принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;
- высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие до 30%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;
- высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов;
- отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры на территории ЗАТО Железногорск составляет 80,4%. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. В муниципальной программе запланировано постепенное снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 70% в 2016 году.
На территории ЗАТО Железногорск за 2012 год организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, предоставлены следующие объемы коммунальных ресурсов:
холодная вода - 9,517 млн. м3;
горячая вода - 4,209 млн. м3;
водоотведение - 11,170 млн. м3;
тепловая энергия - 1,2356 млн. Гкал;
электрическая энергия - 353,454 млн. кВат/час;
утилизация бытовых отходов - 141,04 тыс. м3;
В целом территория ЗАТО Железногорск характеризуется высоким уровнем предоставления централизованных услуг тепло-, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, однако имеется значительный разрыв между степенью благоустройства жилых помещений в городской и сельской местности.
В настоящее время централизованным теплоснабжением оборудовано 99% жилых помещений в городской местности (г.Железногорск, пос.Подгорный) и 56,9% в сельской местности (поселки Додоново, Новый путь, Тартат, дер.Шивера).
Централизованным водоснабжением оборудовано 99,84% жилых помещений в городской местности и 67,58% в сельской местности.
Централизованным водоотведением оборудовано 98,46% жилых помещений в городской местности и 33,27% в сельской местности.
Централизованным электроснабжением оборудовано 100% жилых помещений в городской и сельской местности, при этом напольными электрическими плитами в городской местности оборудовано 99,88% помещений, в сельской местности - 78,96%.
Как правило, капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах, в лучшем случае - с частичной модернизацией.
Следует отметить, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют место быть неплатежи населения, недостаточная информационная открытость ресурсоснабжающих организаций.
Вместе с тем в жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития отрасли на долгосрочную перспективу. На федеральном уровне приняты новые законы, регулирующие отношения в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Утверждены или находятся в стадии утверждения десятки подзаконных нормативных актов, которые создают фундамент для новой системы регулирования. Устанавливаются детальные требования к качеству и надежности жилищно-коммунальных услуг. Принят федеральный закон, призванный системно решить задачу капитального ремонта многоквартирных домов. Во многом пересмотрены правила работы управляющих организаций.
Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства далека от завершения и для достижения запланированных результатов необходимо точное и последовательное выполнение мероприятий в соответствии с задачами, определенными муниципальной программой.
Эффективное государственное регулирование коммунального хозяйства, при котором достигается баланс интересов всех сторон, будет обеспечиваться путем реализации заложенных в отраслевое законодательство механизмов следующих мероприятий:
- государственная регистрация объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- создание системы капитального ремонта многоквартирных домов;
- обеспечение контроля за формированием целевых показателей деятельности и подготовкой на их основе инвестиционных программ, финансируемых в том числе за счет привлечения частных инвестиций;
- утверждение планов мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями и планов снижения сбросов;
- обеспечение контроля за качеством и надежностью коммунальных услуг и ресурсов;
- формирование долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- обеспечение социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- контроль за раскрытием информации для потребителей в соответствии с установленными стандартами.
При этом ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, могут формировать существенные риски реализации муниципальной программы.
2.2. Состояние электрических сетей и объектов электроснабжения
Электроснабжение г.Железногорска и прилегающих районов осуществляется от 2-х источников:
- от Красноярской ТЭЦ-1 по двум одно цепным ВЛ-110 кВ N СЗ, С4;
- от подстанции "Узловая" по двух цепной ВЛ-110 кВ N С289, С290.
Все ВЛ-110 кВ выполнены проводами АС - 150 кв. мм (ВЛ-110 кВ от подстанции "Узловая" до подстанции N 7 "Химзавод" проводом - 185 кв. мм).
Распределение электроэнергии на напряжении 6 кВ по потребителям города выполнено от головных подстанций:
- П-0, 110/35/6 кВ с трансформаторами мощностью 2 х 25 + 1 х 31,5 + 1 х 40 МВА;
- П-4, 110/35/6 кВ с трансформаторами мощностью 2 х 7,5 МВА;
- П-6, 110/6 кВ с трансформаторами мощностью 2 х 16 МВА;
- П-7, 110/6 кВ с трансформаторами мощностью 2 х 10 МВА;
- П-8, 110/35/6 кВ с трансформаторами мощностью. 2 х 16 МВА;
- П-10, 110/35/6 кВ с трансформаторами мощностью 1 х 16 + 1 х 25 МВА;
- П-30, 110/6 кВ с трансформаторами мощностью 2 х 6,3 МВА;
- П-340, 110/35/6 кВ с трансформаторами мощностью 2 х 25 МВА;
- П-9, 35/6 кВ с трансформаторами мощностью 2 х 10,0 МВА.
Электрические нагрузки подстанций П-0; П-7, П-10; П-30; П-340 определяются кроме городских потребителей и промышленными предприятиями, размещенными в черте города.
Распределение электроэнергии на напряжении 0,4/0,23 кВ осуществляется от одно трансформаторных и двух трансформаторных подстанций 6/0,4 кВ с трансформаторами мощностью 100 - 1000 кВА.
Для промышленных потребителей требуемая надежность электроснабжения I, II для остальных, в основном - II.
Основная часть жилой застройки (кроме "северных кварталов" города), промышленные потребители района "Гривка", поселки Подгорный, Новый путь, Тартат получают электроэнергию от подстанции "Узловая" по двух цепной ВЛ-110 кВ С-289, С-290. Максимальная загрузка данной ЛЭП в 2012 году составила 54,28 МВт, при максимально разрешенном отборе с шин подстанции "Узловая" 80 МВт. При этом заявителям выданы технические условия на присоединение нагрузки установленной мощностью 28,85 МВт, что в течение двух, трех лет приведет к дефициту мощности.
На территории ЗАТО Железногорск действует ведущее предприятие российской космической отрасли Открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетнева" (далее ОАО "ИСС"), имеющее крупные заказы в рамках федеральных программ (военных и гражданских) до 2020 года. Учитывая это обстоятельство, в настоящее время, предприятие приступило к техническому перевооружению действующей базы: предполагается строительство дополнительных корпусов и установка энергоемкого оборудования. Это потребует подключения дополнительных объемов энергомощностей в размере 15,0 МВт.
Заявленные программы под развитие площадок промпарка оцениваются в 25 МВт.
Прирост электрических нагрузок на жилищное строительство (дополнительно - 35,0 МВт) определен исходя из Генерального плана застройки г.Железногорска. При этом для индивидуальных жилых домов установлен предел выделяемых электрических мощностей - не более 15 кВт.
Таким образом, учитывая планируемую реализацию заявленных инвестиционных проектов, а также перспективы развития жилищного и коммунально-бытового строительства общая мощность потребления ЗАТО Железногорск к 2020 году составит 125,0 - 130 МВт.
При разрешенном максимальном отборе мощности - 80 МВт. резерва на передачу необходимой электрической мощности по сетям от п/ст "Узловая" нет. Пропускной способности существующих в настоящее время ЛЭП-110 кВ так же не достаточно для передачи требующихся мощностей.
Анализ существующих и будущих электрических нагрузок ЗАТО Железногорск показывает, в первую очередь, необходимость выработки основных стратегических планов, мероприятий по внешнему электроснабжению территории. Вторым этапом необходимо осуществить реконструкцию существующих электроустановок в ЗАТО Железногорск, это модернизация и замена оборудования на головных подстанциях, развитие распределительных сетей 6 - 35 кВ.
В целом, для системы электроснабжения ЗАТО Железногорск характерны следующие проблемы:
- недостаточная, для дальнейшего развития территории ЗАТО Железногорск, пропускная способность ЛЭП внешнего электроснабжения;
- недостаток резерва трансформаторных мощностей на части узловых подстанций - центров электрических нагрузок;
- неразвитость сетей 6кВ и 0,4кВ, отсутствие возможности передачи электрических мощностей в районы планируемого жилищного и промышленного строительства;
- физический износ и как следствие низкая надежность электроустановок;
- почти 100% изношенность городских кабельных сетей 6кВ и 0,4кВ;
- не отвечающие современным требованиям, нормативам электросети жилых домов, общественных зданий;
- недостаточность резервирования схем электроснабжения потребителей частных форм собственности.
Рассмотрев динамику изменений электрических нагрузок по подстанциям, учитывая требования к надежности схемы электроснабжения ЗАТО Железногорск, для обеспечения электрическими мощностями потребителей - необходимо решение следующих задач:
- строительство новой городской подстанции 110/35/6кВ с трансформаторной мощностью не менее 63 МВА на площадке, находящейся в районе ул. Промышленной;
- развитие и реконструкция существующих магистральных и распределительных сетей на территории ЗАТО Железногорск;
- модернизация и реконструкция электрооборудования на действующих электроустановках.
2.3. Состояние водоснабжения и водоотведения
Обеспечение населения водой хозяйственно-питьевого назначения осуществляется за счет эксплуатации месторождения "Северное". Скважины городского водозабора поднимают воду из слабо защищенного водоносного горизонта. Основными источниками формирования запасов являются инфильтрация поверхностных вод (Кантатское водохранилище, р.Кантат, р.Тартат), атмосферные осадки, боковой водоприток.
Водозабор окружен промышленной, селитебной и сельскохозяйственными зонами, где находятся источники загрязнения водоносного горизонта (АЗС, свалки ТБО, ливневые стоки, гаражные и садоводческие кооперативы). Источник водоснабжения испытывает значительное антропогенное воздействие.
Пробы питьевой воды из разводящей сети города соответствуют требованиям санитарных норм и правил. Однако в поселках Новый Путь и Тартат сегодня актуальна проблема водоснабжения, в связи, с чем необходимо строительство скважин, систем обеззараживания воды и реконструкция водопроводных сетей.
Основными проблемами в данной сфере являются:
- физический износ сетей водоснабжения;
- подъем воды из незащищенных водоносных горизонтов;
- отсутствие систем подготовки воды питьевого качества в поселках ЗАТО Железногорск.
Канализационные воды от объектов на территории г.Железногорска отводятся на городские очистные сооружения, с последующим сбросом очищенных вод в р.Енисей. Состояние городских очистных сооружений удовлетворительное, степень очистки соответствует нормативным требованиям.
Сточные воды с пос. Новый Путь по напорному коллектору направляются в систему канализации мкр.Первомайский, а затем сбрасываются вместе со сточными водами от мкр.Первомайский на очистные сооружения г.Сосновоборска. В 2005 году была начата работа по строительству напорного канализационного коллектора от мкр.Первомайский (КНС 21) до очистных сооружений г.Железногорска для полной загрузки городских очистных сооружений и снижения стоимости очистки сточных вод, однако в 2006 году работы были заморожены. Необходимо продолжение данной работы.
Сточные воды от баз отдыха "Горный" и "Орбита" сбрасываются на рельеф практически без очистки. Необходимо строительство модульных очистных сооружений.
В поселках Додоново и Тартат нет централизованной системы водоотведения. Необходимо строительство напорного коллектора от пос.Додоново до очистных сооружений г.Железногорска, от пос.Тартат до очистных сооружений г.Сосновоборска.
В дер.Шивера имеется централизованная система бытовой канализации, однако очистные сооружения, построенные в 50-х годах 20-го столетия практически полностью разрушены и восстановлению не подлежат, сточные воды сбрасываются в водный объект практически без очистки. Требуется строительство блочных очистных сооружений производительностью 200 м3/сутки.
В пос.Подгорный 100% зданий оснащены системой цетрализованного водоотведения. В 2009 году введены в эксплуатацию новые очистные сооружения однако нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов не достигнуты. Проектная схема очистки сточной воды очистных сооружений пос.Подгорный физико-химическая: очистка на флотационных установках с реагентной обработкой, не предназначена для удаления биоразлагаемых загрязняющих веществ и азота аммонийного. Качество очищенной сточной воды на выпуске после очистных сооружений по ряду веществ не соответствует утвержденным нормативам допустимого сброса.
В результате эксплуатации очистных сооружений установлено, что эффект очистки сточной воды составляет: аммоний-ион 23,7%, взвешенные вещества - 55,7%, БПК5 - 69,4%, нефтепродукты - 86,7%, фосфат-ион - 60,5%, концентрации по нитрит-иону и хлоридам увеличиваются.
Необходима модернизация очистных сооружений для обеспечения требуемой степени очистки сточных вод.
Степень износа магистральных сетей водоотведения в среднем по ЗАТО Железногорск -65,2%. В "старой" черте города и микрорайонах N 1,2 достигает 100%. Требуется планомерная замена трубопроводов на полипропиленовые напорные трубопроводы с гарантийным сроком эксплуатации 50 лет.
В 2012 году интегральный показатель официально зарегистрированной аварийности на 100 км водоотводящих сетей составил по ЗАТО Железногорск 1,37.
2.4. Состояние теплоснабжения
Теплоснабжение объектов жилищного фонда, соцкультбыта и промышленной зоны города Железногорск осуществляется по магистральным и распределительным тепловым сетям. Основным источником тепловой энергии в зимний период 2014-2016 г. по городу Железногорску и пос.Додоново будет Железногорская ТЭЦ и пиковая котельная ООО "СТС", тепловую энергию для теплоснабжения поселков Подгорный, Тартат, Новый Путь и дер.Шивера вырабатывают муниципальные мазутные, угольные котельные.
Основополагающим фактором для теплоснабжения ЗАТО Железногорск является реализация проекта строительства Железногорской ТЭЦ в объеме предусматривающем строительство 4-х дополнительных тепловых котлов суммарной установленной мощностью - 300 Гкал./ч. (2*100 и 2*50).
Строительство дополнительных тепловых мощностей ЖТЭЦ позволит увеличить отпускаемую тепловую мощность с коллекторов Железногорской ТЭЦ и обеспечить в полном объеме тепловые нагрузки потребителей г.Железногорска, г.Сосновоборска, в том числе вывести из эксплуатации муниципальные мазутные котельные в пос.Подгорный и мкр.Первомайский, производящих дорогое тепло.
Переход на теплоснабжение от одного теплоисточника - ЖТЭЦ, позволит решить не только вопрос с покрытием тепловых нагрузок потребителей ЗАТО Железногорск, но и обеспечить снижение тарифа на тепловую энергию в связи с ликвидацией мазутных котельных в схеме теплоснабжения.
Процент тепловых сетей, требующих замены, составляет 58,4%. На территории пос.Подгорный износ тепловых сетей составляет 100%. Однако при достаточно высоком уровне износа сетей аварийность в ЗАТО Железногорск держится на низком уровне. В 2012 году интегральный показатель официально зарегистрированной аварийности на 100 км тепловых сетей составил по ЗАТО Железногорск 0,0. В среднем по Красноярскому краю этот показатель составляет 5 аварий на 100 км сетей.
2.5. Жилищное хозяйство
Одной из важнейших задач органов местного самоуправления ЗАТО Железногорск является обеспечение функционирования жилищного комплекса, включающее в себя:
- организацию в границах городского округа тепло-, электро- и водоснабжения населения, водоотведения;
- организацию содержания муниципального жилищного фонда в соответствии с требованиями действующих правил и норм по его эксплуатации.
По состоянию на 01.01.2013 общая площадь жилищного фонда ЗАТО Железногорск составляет 2026,2 тыс. кв. метров. Уровень обеспеченности жильем жителей составляет 23,4 кв. метров общей площади жилья на одного человека при социальной норме площади жилья 18 кв. метров.
На 01.01.2013 жилищный фонд ЗАТО Железногорск включает в себя 1853 жилых дома, из них 955 многоквартирных домов (в том числе 248 домов блокированной застройки), это 39615 квартир, жилая площадь которых составляет 2079,5 тыс. кв. метров. Число частных квартир - 35088 или 88,6% от общего количества квартир жилищного фонда.
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в частной собственности, составляет 86,02% от общего жилищного фонда, в муниципальной собственности - 11,74% от общей площади жилого фонда. Государственный жилищный фонд, находящийся в ведении градообразующих предприятий - ФГУП "ГХК" и ОАО "ИСС", составляет незначительную часть.
Город Железногорск характеризуется высокой плотностью застройки жилищного фонда, преобладает крупнопанельная и кирпичная жилая застройка (5-ти, 9-ти этажные здания) с объектами соцкультбыта.
Практически весь жилищный фонд города (98,71%) представляют полностью благоустроенные жилые здания с центральным отоплением и горячим водоснабжением, водопроводом и канализацией.
В настоящее время жилищные и коммунальные услуги для жителей жилых домов в ЗАТО Железногорск оказывают следующие предприятия:
1) Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Городское жилищно-коммунальное управление" (управление жилым фондом, содержание и текущий ремонт строительных конструкций жилых домов, санитарное содержание мест общего пользования и придомовых территорий, обслуживание внутридомовых инженерных сетей и оборудования, предоставление услуг тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения);
2) Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Жилищно-коммунальное хозяйство" (управление жилым фондом, содержание и текущий ремонт строительных конструкций жилых домов, санитарное содержание мест общего пользования и придомовых территорий, обслуживание внутридомовых инженерных сетей и оборудования, сбор и вывоз бытового мусора, обслуживание полигона ТБО, содержание кладбища, содержание и ремонт наружных сетей водоснабжения и водоотведения на территории пос.Подгорный, предоставление услуг тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения);
3) Общество с ограниченной ответственностью "Креол ТЭК" (управление жилым фондом, содержание и текущий ремонт строительных конструкций жилых домов, санитарное содержание мест общего пользования и придомовых территорий, обслуживание внутридомовых инженерных сетей и оборудования, предоставление услуг тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения);
4) Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Гортеплоэнерго" - осуществляет производство и передачу тепловой энергии, воды, предоставляет услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения;
5) Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Комбинат благоустройства" - сбор и вывоз бытовых отходов от жилых домов, содержание полигона ТБО.
При этом частное предприятие обслуживает только 1,1% от общего числа многоквартирных домов на территории ЗАТО Железногорск.
Основной проблемой жилищного хозяйства ЗАТО Железногорск является несвоевременность выполнения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных жилых домов:
Основная доля многоквартирных домов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск, была введена в эксплуатацию в 70-90-е годы, и соответственно в отношении большей части жилищного фонда истекли или подходят нормативные сроки проведения капитального ремонта.
В советский период содержание жилищного фонда дотировалось государством путем капитальных вложений в капитальный ремонт жилищного фонда. В период перестройки, учитывая дефицит бюджетов всех уровней, финансирование отрасли проводилось по остаточному принципу.
В результате с середины 90-х годов объем жилищного фонда, требующего капитального ремонта, стал стабильно превышать проводимый капитальный ремонт.
С 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, определившего переход к рыночным отношениям в жилищно-коммунальном хозяйстве, бремя по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов легло на собственников помещений. В соответствии с законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем, т.е. государством, сохранилась обязанность производить капитальный ремонт домов и жилых помещений в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда до момента исполнения обязательств. Однако, принимая во внимание колоссальный объем жилищного фонда, нуждающегося в капитальном ремонте на момент его приватизации, решение проблемы разовыми мероприятиями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней, не представлялось возможным.
В соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации в декабре 2012 года, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны утверждать региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта).
Средний нормативный срок эксплуатации конструктивных элементов многоквартирных домов составляет 15-30 лет. При этом, учитывая, что программа капитального ремонта, утверждаемая на уровне субъекта, должна предполагать цикличность выполнения работ, накопить на капитальный ремонт в состоянии только собственники 5-9 этажных многоквартирных домов. Собственники помещений в малоэтажных многоквартирных домах (до трех этажей) для выполнения работ на доме площадью 700 кв. метров должны будут собирать средства не менее 40 лет.
В соответствии с положениями статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации на проведение работ по капитальному ремонту может предоставляться государственная поддержка. Учитывая, что срок нормативной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт по малоэтажной застройке аналогичен (а в некоторых случаях даже ниже) срока, установленного для многоэтажных домов, необходимо предоставление государственной поддержки на выполнение работ по капитальному ремонту, как минимум, тем домам, которые профинансировать работы в нормативные сроки самостоятельно не способны.
Жилищный фонд в основном массиве не имеет приборов учета тепловой энергии и холодной воды, регуляторов, оплата за энергию осуществляется исходя из расчета по определенным нормативам в зависимости от площади помещения и числа проживающих жителей. В связи с принятием Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в настоящее время проводится работа по массовому оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета, жители активизировали работу по установке квартирных приборов учета горячей и холодной воды. Установка общедомовых приборов учета позволит решить вопрос с оплатой коммунальных услуг за фактическое потребление, повысит заинтересованность жителей в экономии энергоресурсов.
Одной из проблем нашего муниципального образования является отсутствие конкурентности на рынке жилищно-коммунальных услуг. Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов реализации ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. У потребителей нет выбора, в городе работает практически единственная организация, оказывающая услуги по техническому обслуживанию и санитарному содержанию жилых зданий, что вызвано в первую очередь ограниченным доступом на территорию муниципального образования.
Удельный вес жилищного фонда ЗАТО Железногорск, управление которым осуществляется негосударственными предприятиями, составляет 1,1%. По России этот показатель составляет 62%, в крае - 70%.
В городе практически не развивается такая форма, как товарищество собственников жилья. Доля общей площади жилищного фонда, управляемая товариществами собственников жилья составляет 0,43%. В среднем по России этот показатель - 6%, в крае - 10%.
2.6. Коммунальные объекты социальной сферы
Одной из важных сфер социальной работы органов местного самоуправления является организация предоставления ритуальных услуг населению и содержание городских кладбищ. Деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории ЗАТО Железногорск регламентируется решением Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск от 28.02.2013 N 23-136Р "Об утверждении положения об организации похоронного дела в ЗАТО Железногорск". Достойное отношение к памяти об ушедших от нас родных и близких способствует нравственному развитию молодых поколений жителей города, сохранению традиций и культурного наследия поколений строителей города и его промышленных объектов. Основной проблемой в сфере оказания ритуальных услуг для населения в настоящее время является отсутствие достаточного количества свободных земельных участков на кладбище г.Железногорска. При среднем количестве захоронений 1200 в год, с учетом подзахоронений на ранее выделенных участках для захоронений, оставшегося свободного земельного участка на территории кладбища хватит до конца 2014 года. Необходимо выполнить комплекс мероприятий по созданию нового городского кладбища.
Не менее важным для значительной части населения ЗАТО Железногорск является предоставление банных услуг в г.Железногорске и пос.Подгорный. При высокой степени благоустройства жилого фонда, бани сохраняют свою популярность как объекты оздоровления и отдыха населения, особенно старшего поколения граждан. Администрация ЗАТО г.Железногорск ежегодно устанавливает специальные цены на дневные сеансы в муниципальных банях с целью обеспечения посещения бани в дневное время. Разница между экономически обоснованным тарифом и стоимостью посещения бани в дневное время возмещается предприятиям в виде субсидии, из местного бюджета.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития
в жилищно-коммунальном хозяйстве, описание основных целей и задач муниципальной программы,
прогноз развития жилищно-коммунальной сферы
и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации программы
Выбор приоритетов программы и прогноз развития сферы реализации программы предусмотрен с учетом анализа проблем, свойственных данной сфере на территории ЗАТО Железногорск, государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережение на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы, комплексной программы социально-экономического развития ЗАТО Железногорск до 2020 года.
Первым приоритетом муниципальной политики является улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания.
В рамках данного приоритета будут реализованы меры по обеспечению комфортных условий проживания и предоставлению жилищно-коммунальных услуги по доступным ценам для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе, меры по:
обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе для увеличения уровня их благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами), существенного повышения их энергетической эффективности, за счет создания региональных систем капитального ремонта, а также путем внедрения устойчивых механизмов и инструментов финансовой поддержки проведения капитального ремонта;
улучшению качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;
развитию конкуренции в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами;
обеспечению доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет реализации мер по энергоресурсосбережению и повышению эффективности мер социальной поддержки населения;
совершенствованию системы контроля за техническим состоянием жилых зданий.
С целью развития институтов для выработки общей позиции собственников по заказу жилищно-коммунальных услуг будет стимулироваться инициативы собственников помещений путем проведения информационно-разъяснительной работы, популяризации лучших практик.
Вторым приоритетом муниципальной политики является модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.
Необходимо решать задачи модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, особое внимание необходимо уделить модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В результате будут созданы благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства, что позволит осуществить масштабную модернизацию систем коммунальной инфраструктуры с использованием энергоэффективных и экологически чистых технологий, повысить надежность и эффективность производства и поставки коммунальных ресурсов.
Целями муниципальной программы являются:
Обеспечение развития жилищно-коммунального и энергетического комплекса ЗАТО Железногорск.
Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности ЗАТО Железногорск.
Обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг возможно достигнуть за счет повышения надежности систем коммунальной инфраструктуры и энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизации затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда.
Цели программы соответствуют:
приоритетам государственной жилищной политики, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической цели государственной жилищной политики - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Достижение целей программы осуществляется путем решения следующих задач:
1. Развитие, модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и энергетического комплекса ЗАТО Железногорск;
2. Обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и обеспечение доступности предоставляемых социальных и коммунальных услуг на территории ЗАТО Железногорск;
3. Повышение энергосбережения и энергоэффективности на территории ЗАТО Железногорск.
Таким образом, разработка и реализация муниципальной программы должна обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения населения и промышленных объектов необходимыми энергетическими ресурсами, обеспечения комфортных и безопасных условий проживания граждан, бережное и рациональное потребление энергоресурсов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики для решения поставленных целей.
4. Прогноз и описание конечных результатов муниципальной программы,
характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня развития жилищно-коммунальной сферы
Реализация программы должна привести к созданию комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека.
В результате реализации подпрограммы к 2017 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищно-коммунальной сферы со следующими характеристиками:
уменьшение аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;
снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;
повышение удовлетворенности населения уровнем жилищно-коммунального обслуживания;
утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и входящих в их состав схем водоснабжения и водоотведения и теплоснабжения;
формирование региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов в части домов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск;
формирование конкурентного профессионального рынка услуг по управлению жилой недвижимостью;
переход организаций коммунального комплекса на долгосрочное тарифное регулирование;
улучшение показателей качества, надежности, безопасности и энергоэффективности поставляемых коммунальных ресурсов;
сокращение объемов жилищного фонда, требующего проведения капитального ремонта;
снижение издержек при производстве и поставке коммунальных ресурсов за счет повышения энергоэффективности, внедрения современных форм управления и, как следствие, снижение себестоимости коммунальных услуг.
Развитие систем коммунальной инфраструктуры будет осуществляться на основе программ комплексного развития, учитывающих документы территориального планирования, среднесрочные прогнозы жилищного и иного строительства.
Реальными заказчиками жилищно-коммунальных услуг будут собственники помещений в конкретном многоквартирном доме. Будут внедрены эффективные механизмы банковского кредитования товариществ собственников жилья, других объединений граждан в жилищной сфере, управляющих компаний на цели проведения капитального ремонта на условиях государственной поддержки.
5. Сроки реализации муниципальной программы в целом,
контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей
Муниципальная программа и подпрограммы реализуется в 2014-2016 годах. Этапы реализации программы не выделяются.
6. Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий
муниципальной программы
Для решения поставленных в Программе задач в данной программе сформированы три подпрограммы (приложения N 4.1, N 4.2, N 4.3 к муниципальной программе):
1. "Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и энергетического комплекса ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы;
2. "Развитие объектов социальной сферы, специального назначения и жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы;
3. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы.
Каждая подпрограмма предназначена для решения соответствующих задач настоящей Программы, которые в рамках подпрограммы рассматриваются в качестве цели. Подпрограмма включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
Для каждой из подпрограмм срок реализации соответствует сроку реализации самой Программы.
Механизм реализации мероприятий программ, описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для эффективной реализации программы, последовательность выполнения мероприятий подпрограмм, их взаимоувязанность предусмотрена для каждой из трех подпрограмм в соответствующих разделах подпрограмм.
Отдельных мероприятий в настоящей Программе не предусмотрено.
7. Информация о распределении планируемых расходов
по подпрограммам и отдельным мероприятиям Программы
Планируемые расходы Программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на территории ЗАТО Железногорск" на 2014-2016 годы и ее подпрограмм направлены на:
- капитальный ремонт муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры;
- модернизацию объектов энергетического комплекса;
- содержание объектов специального назначения;
- обеспечение доступности для населения коммунальных услуг;
- снижение потребления всех видов энергетических ресурсов.
Контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств местного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Информация о распределении планируемых расходов по подпрограммам с указанием главных распорядителей средств бюджета, а также по годам реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
8. Информация о ресурсном обеспечении и прогнозной оценке расходов
на реализацию целей Программы с учетом источников финансирования,
в том числе федерального, краевого, местного бюджетов и иных внебюджетных источников,
а так же перечень реализуемых ими мероприятий, в случае участия в реализации Программы
Решение задач Программы достигается реализацией подпрограмм, реализация отдельных мероприятий не предусмотрена.
Общий объем финансирования программы на 2014-2016 годы составит 192 442 200,00 руб., в том числе:
бюджетное финансирование - 192 442 200 руб., внебюджетные источники - 0,000 руб.
Местный бюджет:
Всего - 104 665 200,00 руб.
2014 г. - 73500 400,00 руб.
2015 г.- 15 582 400,00 руб.
2016 г. - 15 582 400,00 руб.
Краевой бюджет:
Всего 87 777 000,00 руб.
2014 г.- 44 758 700,00 руб.
2015 г.- 43 018 300,00 руб.
2016 г.- 0,00 руб.
Федеральный бюджет:
Всего - 0,00 руб.
2014 г. - 0,00 руб.
2015 г. - 0,00 руб.
2016 г. - 0,00 руб.
Внебюджетные источники:
Всего - 0,00 руб.
2014 г. - 0,00 руб.
2015 г. - 0,00 руб.
2016 г. - 0,00 руб.
Руководитель УГХ |
Л.М.Антоненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.