Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общегородской проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Подпрограмма направлена на решение задачи Программы "Сохранение и эффективное использование культурного наследия города".
Сохранение культурного наследия является одним из приоритетных направлений развития культуры, так как свободный доступ к культурным ценностям позволяет человеку становиться духовно-развитой, высоконравственной, творческой личностью. Культурное наследие как способ отношений прошлого с настоящим и будущим (через передачу совокупного духовного опыта человечества новым поколениям) выполняет в современном обществе множество функций, обеспечивая тем самым его устойчивое развитие. Утрата культурных ценностей неизбежно отражается на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, ведет к духовному оскудению общества, разрывам исторической памяти.
2.1.1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия обладают уникальными, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом, являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций.
Современное понимание сохранения объектов культурного наследия - это не только предотвращение их материального разрушения или утраты, но и деятельность, предполагающая включение памятников истории и культуры (выявленных объектов культурного наследия) в социально-экономический контекст.
В настоящее время в городе Канске согласно единому государственному реестру насчитывается 80 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Вышеуказанные памятники относятся к объектам культурного наследия регионального значения - т.е., являются объектами, обладающими историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Красноярского края. Среди памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану - памятники архитектуры (57), памятники истории (13), памятники археологии (10). К памятникам истории относятся и обелиски, могилы и захоронения - 8 объектов.
В числе памятников истории регионального значения - "Жилой дом В.Я.Зазубрина" XIX века, в котором в 1919-23 гг. жил автор первого советского романа "Два мира" Зазубрин Владимир Яковлевич (Зубцов). Реставрация этого памятника истории, с перспективой организации там Литературного музея, имеет высокую социально-культурную значимость, как для города Канска, так и для Красноярского края.
Памятники архитектуры, представленные отдельными постройками, зданиями и сооружениями расположены преимущественно в исторической (центральной) части города.
Таким памятником архитектуры начала XX века является здание музея-кинотеатра "Фурор" (1905 г.), в котором в 1911 году начал работать кинематограф купчихи А.П.Яковлевой на 300 мест и стал первым культурным учреждением г.Канска. Его стены помнят митинги 1917 года, выступления знаменитых писателей, поэтов и деятелей. В 20-е годы кинотеатр получил новое имя "Кайтым". До середины XX века это был единственный кинотеатр в городе. В 70-80-ые годы "Кайтым" был детским кинотеатром. В 90-ые годы была произведена реконструкция здания под музей. В 1992 году здание было передано отделу культуры. В сентябре 2001 года в здании свои коллекции распаковал Канский краеведческий музей. Ремонтные работы (побелка помещения и ремонт системы отопления) производились только один раз - в 2005 году.
В большинстве случаев эти здания имеют физический износ, превышающий 80%, и требуют проведения значительного объема ремонтно-реставрационных работ. Условия содержания и использования зданий- памятников не соответствует современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь, к таким объектам относятся памятники истории и культуры и выявленные объекты культурного наследия, используемые под муниципальный жилищный фонд. Ненадлежащая эксплуатация объектов, в большинстве случаев отсутствие систем инженерного обеспечения здания приводит к необратимым изменениям технического состояния таких объектов, в результате чего становится невозможным обеспечение прочностных и иных характеристик, необходимых для эксплуатации этих зданий.
Памятники истории и культуры подвергаются с течением времени воздействию разнообразных факторов экологического риска. Процессы естественного старения в значительной степени ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий и отсутствия должной защиты зданий - памятников и сооружений от техногенной нагрузки на грунты и конструкции, погодных и других условий.
Из-за многолетнего недофинансирования мероприятий по государственной охране, а также в связи с изменением законодательства и общей градостроительной ситуации сохраняется потребность в разработке учетной документации, проектов зон охраны, установлении границ территорий объектов культурного наследия. Медленно решается проблема регистрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Не выделение средств из бюджетов всех уровней на реставрацию памятников истории и культуры города Канска приводит к ухудшению состояния большей части объектов культурного наследия и поддержания их в надлежащем эксплуатационном состоянии.
В последнее время, в рамках проведения на территории города Канска Международного Канского видео фестиваля, создается коллекция паблик-арт и стрит-арт объектов, которые могут стать "знаковыми местами" для населения города Канска и туристов. Создание оригинальных объектов современного искусства отечественными и зарубежными авторами, решает проблему недостаточно привлекательных, с точки зрения, культурной эстетики мест. Для охраны и поддержания их в надлежащем состоянии необходимо сформировать и утвердить реестр объектов современного искусства города Канска.
Вероятность утраты объектов культурного наследия и современного искусства возрастает в связи с активизацией хозяйственной деятельности.
Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия требуются значительные финансовые средства, что связано со сложностью ремонтно-реставрационных работ, являющихся комплексом научно- исследовательских, изыскательских, проектных и производственных мероприятий, проводимых при консервации, ремонте, реставрации либо приспособлении объектов культурного наследия для современного использования.
2.1.2. Развитие библиотечного дела
Библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства города, края, обеспечивая населению свободный и оперативный доступ к информации, приобщая к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, сохраняя национальное культурное наследие.
Сеть муниципальных библиотек города Канска насчитывает 11 библиотек, в том числе Центральная городская библиотека им. А.П.Чехова, молодежная библиотека, Центральная детская библиотека, 2 детских библиотеки-филиала, библиотека Городского информационно-ресурсного центра, библиотека-музей, 4 библиотеки-филиала.
Охват обслуживания населения общедоступными библиотеками составляет 48,8%, совокупный книжный фонд библиотек города насчитывает свыше 340 тыс. единиц хранения. Свыше 45 тыс. горожан пользуются услугами библиотек.
Библиотеки, являясь практически единственными в городе общедоступными, бесплатными и наиболее востребованными информационными центрами, обеспечивают свободный и равный доступ к информации, поддерживают социальную стабильность, способствуют повышению качества жизни.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотек является развитие информационно-библиотечных услуг на основе современных технологий: увеличивается количество автоматизированных рабочих мест для читателей, создаются собственные электронные базы данных, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, в том числе виртуальные справочные службы и др.
С 2007 года в Центральной городской библиотеке им. А.П.Чехова ведется работа по созданию электронного каталога книг и периодических изданий. Увеличивается количество компьютерных мест для пользователей. Доступ в Интернет открыт в 7 библиотеках, в Центральной городской библиотеке им. А.П.Чехова и Центральной детской библиотеке имеется зона свободного доступа в Интернет (Wi-Fi). Успешно функционирует сайт ЦГБ им. Чехова и Центральной детской библиотеки. Внедряются новые информационные услуги на web-сайте библиотеки: библиоинформ-рассылка информации о новых поступлениях, продление пользование книгами и периодикой на дому в режиме онлайн.
Растет востребованность услуг правовых центров. В целях обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при Центральной городской библиотеке работает Центр правовой информации.
Развивается культурно-досуговая и просветительская деятельность библиотек. Библиотеки востребованы как многофункциональные культурные центры досуга, где значительное место отводится возрождению традиций семейного досуга, продвижению книги и чтения, популяризации истории и культуры города, края.
В 2012 году в Центральной городской библиотеке возобновил свою работу краеведческий клуб "Земляки" и появился новый - клуб любителей эзотерических искусств "Гармония". В молодежной библиотеке успешно работает клуб семейных настольных игр "Другой мир". В 2013 году на базе Центральной городской библиотеки началась работа народного университета - филиала краевого народного университета "Активное долголетие", преобладающий возраст слушателей которого, составляет 70-80 лет.
Библиотеки работают по долгосрочному комплексному проекту развития библиотек ЦБС "Канск - город читающий" на 2012-2014 гг., в который включены социальные проекты: "Информ-континент", "Правовая информация для всех", "Бэби-арт", "Новая ФоРа", "Библиотека-центр притяжения молодых". На базе библиотек функционирует более 20 любительских объединений для различных категорий пользователей. Библиотеки ЦБС являются постоянными участниками международных, общероссийских, краевых и городских конкурсов. Так, в 2012 году ЦБС стала участником благотворительного конкурса "Профессиональная мобильность", для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик" в г. Санкт-Петербурге получено 58 736,00 рублей из Фонда Михаила Прохорова.
Победителем Краевого конкурса лучших творческих работников, работников организаций культуры и образовательных учреждений в области культуры, талантливой молодежи в сфере культуры и искусства на получение денежного поощрения в номинации "За личный вклад в сохранение и развитие культуры Красноярского края" стала заведующая Центральной детской библиотекой Мартус И.А.Библиотеки приняли участие в Международной акции "Читаем Расула Гамзатова", в Общероссийском конкурсе детского и юношеского поэтического творчества "Скажи-ка, дядя_" (г.Москва).
В 2013 году ЦБС приняла участие в конкурсе на присуждение приза "Вдохновение" Министерства культуры Красноярского края. Победителем признана Центральная детская библиотека. В результате участия в конкурсе социокультурных проектов муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, на реализацию социокультурного проекта "ОАЗИС" (Остров Азарта, Задора, Игры, Смекалки) на создание просветительского центра для детей и подростков в детской библиотеке-филиале N 7" получено 496550,00 руб. из краевого бюджета.
Деятельность библиотек становится одним из факторов социально- экономического и культурного развития города, интеграции города в общероссийское и международное культурное и информационное пространство, содействуя тем самым повышению его инвестиционной привлекательности.
Вместе с тем, в развитии библиотечного дела города существует ряд проблем.
Материально-техническая база библиотек города не соответствует возрастающим потребностям населения в качественных библиотечных услугах. Значительное число общедоступных библиотек размещается в приспособленных помещениях, сохраняется потребность в проведении капитальных ремонтов, мероприятий по обеспечению безопасности библиотечных фондов и посетителей. Одной из ключевых проблем в деятельности, является вопрос технического оснащения библиотек. Более 70% компьютерного парка морально и технически устарела, есть проблемы с подключением всех библиотек системы в единую локальную сеть, что делает не возможным участие библиотек г.Канска в формировании единого информационного пространства Красноярского края.
По-прежнему остается сложной ситуация с комплектованием фондов библиотек.
Книжные фонды библиотек устаревают, выбытие литературы преобладает над новыми поступлениями. Как следствие, количество новых поступлений не соответствует нормативному уровню равного 250 экземпляров на 1000 жителей. В 2012 году данный показатель составил - 104 экземпляра. Для того чтобы библиотеки могли эффективно осуществлять свои социальные функции, необходима целенаправленная и планомерная работа по комплектованию фондов.
Успешное развитие библиотечного дела зависит от профессионального уровня специалистов, работающих в библиотеках. Вместе с тем только 22 % сотрудников библиотек имеют высшее библиотечное образование. Библиотеки слабо обеспечены квалифицированными кадрами для работы с детьми, молодежью, инвалидами по зрению.
Отсутствие гарантированного жилья для молодых специалистов, низкая заработная плата не способствует их закреплению в библиотечной отрасли.
2.1.3. Развитие музейного дела
В формировании исторической памяти и обеспечении преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям, которые играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, утверждении национального самосознания, решении проблемы формирования локальной и региональной идентичности.
В городе Канске услуги населению предоставляет Канский краеведческий музей, в структуре которого имеется выставочный зал.
Формирование выставочной политики музея, совершенствование форм работы с музейной аудиторией с учетом интересов различных групп населения помогают музею оставаться востребованным населением. Ежегодно муниципальным музеем обслуживается более 33 тыс. посетителей, в 2012 году проведено 48 экспозиционных выставок. Общий музейный фонд насчитывает свыше 35 тыс. единиц хранения, в том числе 20 тыс. единиц хранения основного фонда.
Услуги музея носят интегративный характер и представляются в различной форме-массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной. Проводимые музеем мероприятия, позволяют обозначить вокруг музейной деятельности группы заинтересованных лиц-ветеранов войны и труда, репрессированных, творческих групп художников, писателей города, мастеров прикладного искусства.
Музеем активно осваиваются модели практики образовательных музейных проектов. Соответствуя требованиям образовательной программы для профессионалов "Новые музеи для Сибири", музеем оформлена инициатива по созданию экскурсионного музейного маршрута "Тропами Гражданской войны". Инициатива влечет за собой внедрение технологических и организационных инноваций в основную и обеспечивающую деятельность. Она имеет региональное значение и претендует на включение российской культуры в мировой контекст.
Внедрение комплексных автоматизированных музейных информационных систем способствует развитию информационных технологий в музейной деятельности. На сегодняшний день в электронную базу музея внесено 16 тыс. единиц хранения, что составляет 80 % совокупного основного музейного фонда, в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации - 0 %. Остается низким уровень автоматизации в музейной деятельности. Отсутствует веб-сайт и специально оборудованное место работы посетителей с электронными ресурсами музея.
Необходимо приобретение специализированной музейной системы и специализированной компьютерной техники для перевода музейного фонда в электронный вид, создания виртуального музея.
Остро стоит потребность создания современной постоянно действующей экспозиции "Музей - Синематограф" с современным оборудованием для хранения, показа и использования музейных фондов.
Проблемой остается необходимость завершения в здании музея, являющегося памятником архитектуры регионального значения, работ капитального (реставрационного) характера, проведение ремонта помещений в выставочном зале.
Сохраняется потребность в обеспечении музея современным оборудованием для хранения и использования музейных фондов, внедрения технологических и организационных инноваций в основную и обеспечивающую деятельность.
В целях обеспечения сохранности культурных ценностей, защиты их от разрушения и хищения, а также для создания благоприятных условий для изучения и показа необходимо оснастить помещения музея противопожарным оборудованием, системами автоматического пожаротушения, приборами климатического светового контроля.
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
С учетом целевых установок и приоритетов государственной культурной политики целью подпрограммы определено сохранение и эффективное использование культурного наследия города.
Достижение данной цели потребует решение следующих задач:
развитие библиотечного дела;
развитие музейного дела.
Сроки исполнения подпрограммы: 2014-2016 годы.
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется на основе использования показателей, сформированных с учетом специфики деятельности библиотек и музеев, показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры города Канска", утвержденного постановлением администрации города Канска от 09.08.2013 N 1035.
Целевыми индикаторами реализации подпрограммы являются:
среднее число книговыдач в расчете на 1 тыс. человек населения в год;
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
увеличение посещаемости музейных учреждений;
количество посетителей муниципальных библиотек на 1 тыс. человек населения.
Целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Главным распорядителем бюджетных средств является Отдел культуры администрации г.Канска (далее - Отдел культуры).
2.3.2. Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется посредством заключения контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.3.3. Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и средств городского бюджета на реализацию мероприятий по комплектованию фондов муниципальных библиотек, а именно:
1) по пункту 1.4. мероприятий программы - Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Централизованная библиотечная система г.Канска";
2) по пунктам 2.1., 2.2., 2.3 мероприятий программы - муниципальному бюджетному учреждению культуры "Канский краеведческий музей".
Расходы на обеспечение деятельности учреждений, подведомственных Отделу культуры сформированы в соответствии с постановлением администрации г.Канска от 03.12.2010 N 2048 "О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений, финансовом обеспечении выполнения муниципального задания".
2.4. Управление подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
2.4.1. Текущее управление и контроль за реализаций подпрограммы осуществляет Отдел культуры администрации г.Канска.
Отдел культуры несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечного результата, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение подпрограммы.
2.4.2. Отдел культуры осуществляет:
1) координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации;
2) непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы;
3) подготовку отчетов о реализации подпрограммы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ города Канска, их формировании и реализации, утвержденным постановлением администрации г.Канска от 22.08.2013 N 1096.
2.4.3. Получатели бюджетных средств ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в Отдел культуры отчеты о реализации подпрограммы.
2.4.4. Обеспечение целевого расходования бюджетных средств, контроля за ходом реализации мероприятий подпрограммы и достижением конечных результатов осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.
2.4.5. Отдел культуры администрации г.Канска вправе запрашивать у получателей бюджетных средств необходимые документы и информацию, связанные с реализацией мероприятий подпрограммы, для рассмотрения и подготовки сводной информации.
2.4.6. Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств городского бюджета осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации г.Канска".
2.4.7. Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств городского бюджета осуществляет Контрольно-счетная комиссия города Канска.
Постановлением администрации г.Канска Красноярского края от 24 июня 2014 г. N 907 подраздел 2.5 раздела 2 настоящего Приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Постановления и распространяющей действие на правоотношения, возникшие с 25 июня 2014 г.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Социально-экономическая эффективность и результативность реализации подпрограммы зависят от степени достижения ожидаемого конечного результата.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
количество библиотек, оснащенных программным обеспечением для ведения и учета электронного каталога составит в 2014 году 1 ед.;
количество библиографических записей в электронных каталогах муниципальных библиотек города в 2014 году не менее 19500 ед.;
количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек составит 252 экземпляра, в том числе по годам: в 2014 году - не менее чем 84 экз., в 2015 году - не менее чем на 84 экз., в 2016 году - не менее чем 84 экз.;
минимальное число социокультурных проектов в области культуры, реализованных муниципальными библиотеками составит не менее 1 в 2014 году;
количество музеев, оснащенных программным обеспечением для ведения и учета электронного каталога составит в 2014 году 1 ед.;
минимальное число социокультурных проектов в области культуры, реализованных муниципальным музеем составит не менее 1 в 2014 году;
доля музеев, имеющих сайт в сети Интернет, в общем количестве музеев к 2016 году составит 100%;
доля библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве общедоступных библиотек составит в 2014 году - 73%, в 2015 году - 82%, в 2016 году - 91%;
число объектов культурного наследия, на которые будет подготовлена документация по определению видов и стоимости мероприятий (проектных и производственных работ по сохранению культурного наследия регионального значения) составит в 2014 году не менее 1 единицы;
количество отремонтированных и отреставрированных военно-мемориальных памятников в 2014 году составит не менее 4 единиц;
среднее число книговыдач в расчете на 1 тыс. человек населения к 2016 году составит не менее 10958 экземпляров в год;
количество посетителей муниципальных библиотек на 1 тыс. человек населения к 2016 году составит не менее 3347 человек в год;
количество посещений музейных учреждений на 1 жителя к 2016 году составит не менее 0,25 посещений в год;
количество представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда к 2016 году составит не менее 17,7%.
Целевые показатели подпрограммы представлены в приложении N 1 к подпрограмме.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
созданию условий, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия;
обеспечению прав населения города на свободный доступ к информации, культурным ценностям;
повышению уровня комплектования библиотечных и музейных фондов;
повышению качества и доступности библиотечных и музейных услуг;
расширению разнообразия библиотечных и музейных услуг;
росту востребованности услуг библиотек и музеев у населения города Канска";
расширению использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов в отрасли "культура";
укреплению материально-технической базы учреждений культуры;
созданию необходимых условий для активизации инновационной и инвестиционной деятельности в сфере культуры;
повышению качества и доступности муниципальных услуг, оказываемых в сфере культуры.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
Постановлением администрации г.Канска Красноярского края от 10 сентября 2014 г. N 1464 в подраздел 2.7 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Постановления и распространяющие действие на правоотношения, возникшие с 20 августа 2014 г.
2.7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств городского бюджета, выделяемых муниципальным бюджетным учреждениям в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). При условии получения средств из бюджетов других уровней, мероприятия реализуются за счет субсидии, выделяемой муниципальным бюджетным учреждениям на цели, не связанные с финансовым обеспечением муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и на софинансирование социокультурных проектов.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 92193,696 тыс. рублей, из них по годам:
2014 год - 31014,764 тыс. рублей;
2015 год - 30563,766 тыс. рублей;
2016 год - 30589,466 тыс. рублей.
Объем финансирования из средств городского бюджета составляет 91106,974 тыс.руб., из них по годам:
на 2014 год - 29928,042 тыс.руб.;
на 2015 год -30589,466 тыс.руб.;
на 2016 год - 30589,466 тыс.руб.
Объем финансирования из средств краевого бюджета составляет 1086,722 тыс.руб., из них по годам:
на 2014 год - 1086,722 тыс.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.