Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общегородской проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
В 2012-2013 учебном году сеть образовательных учреждений города Канска, подведомственных Муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации города Канска" включала:
28 муниципальных дошкольных образовательных учреждений,
18 муниципальных общеобразовательных учреждений,
4 учреждения дополнительного образования детей,
1 учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи.
Особое внимание уделяется вопросу безопасного и комфортного пребывания детей в образовательных учреждениях. Всеми учреждениями разработаны и реализуются перспективные планы по устранению замечаний контролирующих органов. Все учреждения приняты к началу 2013-2014 учебного года. При этом проводимые контрольные проверки показывают, что основные фонды образовательных учреждений города (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций) характеризуются высокой степенью изношенности. Здания двух общеобразовательных учреждений: МБОУ СОШ N 21 и МКОУ ООШ N 22, требуют капитального ремонта. В 2013 году обеспечивается изготовление проектно-сметной документация на проведение реконструкции здания МБОУ СОШ N 21. Требуется строительство перехода между зданиями МБОУ "Гимназии N 1".
Проблемным остается вопрос финансового обеспечения муниципального задания на создание безопасных и комфортных условий, повышение инженерной безопасности образовательных учреждений. В 2012 году при выделении средств на указанные цели муниципалитет ориентировался на сложившиеся за предыдущие годы недостаточные объемы финансовых вложений в систему образования, не обеспечивающие в полной мере потребность учреждений в условиях высокой степени износа зданий и необходимости проведения финансово затратных ремонтных работ.
Во всех образовательных учреждениях функционируют пищеблоки, медицинские кабинеты, однако, необходимо на 100 процентов закрыть потребность в обеспечении медицинских кабинетов образовательных учреждений медицинским оборудованием.
Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений города Канска может быть достигнуто реализацией ряда финансово-обеспеченных мер ресурсного и организационного характера.
В 2012-2013 учебном году в городе Канске функционировало 28 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Всего в городе Канске проживает около 7990 детей дошкольного возраста, из них 4750 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Значительного увеличения численности детей дошкольного возраста на перспективу до 2016 года не прогнозируется.
Увеличение охвата детей дошкольным образованием обеспечивалось благодаря мероприятиям городской целевой программы "Развитие дошкольного образования" на 2011-2013 годы при софинансировании из средств краевой программы "Дети": с 1 сентября 2012 года после капитального ремонта открыто дошкольное учреждение N 21 на 75 мест, открылись дополнительные группы на базе действующих ДОУ NN 9, 18 на 35 мест. Кроме того, обеспечивалось уплотнение действующих групп в соответствии с нормами СанПиН. За счет этого удалось увеличить количество детей в ДОУ на 750 человек.
Детям, не посещающим группы полного дня в дошкольных образовательных учреждениях, предоставляется возможность получения дошкольного образования в альтернативных формах. Вариативными формами дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, "субботние школы", "центры консультирования") охвачено 88 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В течение 2013 года реализуется план мероприятий по сокращению очередности среди детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения, в том числе:
открытие 9 групп полного дня на базе ДОУ N N 9, 10, 15, 18, 34, 49, 50, 52, 53, одной группы МБДОУ N 28 на базе МБОУ СОШ N 15, одной группы МБДОУ N 22 на базе МКОУ ООШ N 17, всего на 160 мест,
открытие 2-ой очереди ДОУ N 21 (бывшее ДОУ N 38) на 70 мест.
В результате реализации указанных мер количество мест в дошкольных образовательных учреждениях на 01.01.2014 года составит 4298, из них для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 3918 мест. При этом очередь среди детей в возрасте от 3 до 7 лет составит 254 ребенка. В связи с необходимостью реализации задачи по ликвидации к 2016 году очередности в дошкольных организациях для детей от трех до семи лет и достижения 100 процентов доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет, поставленной Президентом Российской Федерации, требуется реализация мер, направленных на ликвидацию вышеуказанной очереди.
В 2013 году принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, внедрение которого предстоит дошкольным образовательным учреждениям. Это потребует приведения в соответствии с требованиями стандарта нормативно-правовых, организационных, материально-технических и кадровых условий обеспечения образовательного процесса. Необходима система мер по приведению в соответствие материально-технических условий обеспечения образовательного процесса для реализации основной образовательной программы дошкольного образования требованиям стандарта.
В 2012-2013 учебном году в городе Канске действовало 18 общеобразовательных учреждений. В прошедшем учебном году, обеспечивая запрос родителей, 3 учреждения реализовывали программы углубленной предметной подготовки, 5 учреждений - программы профильного обучения на старшей ступени, 8 учреждений - коррекционные образовательные программы. Для детей, имеющих медицинские показания, организовано обучение на дому, дистанционное обучение.
Численность учащихся общеобразовательных учреждений на начало 2013-2014 учебного года составила 9009 человек (с учетом 302 учащихся специальных (коррекционных) классов). Значительного увеличения детей школьного возраста на перспективу до 2016 года не прогнозируется. При этом ежегодно увеличивается доля детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых в восьми школах организовано инклюзивное обучение по адаптированным программам - на начало 2013-2014 учебного года это 379 детей. Общеобразовательные учреждения приступили к созданию безбарьерной среды: во всех учреждениях оборудованы пандусы на входе в учреждение, два учреждения - СОШ N 18 и N 19 являются грантополучателями (2013 г.) на обустройство образовательной среды для организации инклюзивного обучения. При этом в каждом дошкольном и общеобразовательном учреждении есть обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в коррекционной помощи, при том, что возможности по обустройству среды, привлечению и подготовке специализированных кадров имеются не у каждого учреждения в связи с особенностями финансирования. С целью снижения доли детей, имеющих проблемы в развитии необходимо развивать систему ранней помощи. В этих условиях решающее значение имеет обеспечение работы центра по оказанию детям психолого-педагогической и социальной помощи - Центра диагностики и консультирования.
В 2013 году 16,1% учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений занимаются во вторую смену. В 2014-2015 годах значение показателя составит 19% в связи с запланированным капитальным ремонтом здания МБОУ СОШ N 21 и размещением учащихся школы на территории других общеобразовательных учреждений на время ремонта.
Качество реализуемого образовательного процесса и как следствие полученных образовательных результатов оценивается в ходе прохождения учащимися процедур итоговой аттестации. В 2013 году 458 выпускников 11(12) классов получили аттестат о среднем (полном) общем образовании. В 2013 году количество и доля полученных справок значительно уменьшилось по сравнению с 2012 годом - с 2,2% до 0,7%. Повысилась доля успешно сдавших обязательные экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку - до 99,3%, по математике - до 99,6% от количества сдававших этот предмет. В 2013 году по девяти предметам из одиннадцати, которые сдавали выпускники в форме ЕГЭ, в нашем городе имеются неудовлетворительные результаты, однако выпускники образовательных учреждений города Канска по всем предметам за исключением английского языка сдали единый государственный экзамен лучше, чем в целом школьники в России. Краевой центр оценки качества образования опубликовал сравнительный анализ результатов ЕГЭ 2013 года, согласно которому Канск занимает 3 место среди 61 территории края. 14 выпускников в 2013 году получили 100-бальные результаты по предметам. Наибольшее количество высоких результатов получено, как и в прошлые годы, выпускниками, изучающими предмет на профильном уровне или углубленно.
Улучшение результатов итоговой аттестации - это запланированный и достигнутый эффект комплекса мер, проведенного каждым образовательным учреждением в отдельности и в муниципальной системе общего образования в целом по подготовке учащихся, осваивающих программы среднего общего образования, к государственной (итоговой) аттестации. Однако наличие отдельных фактов, связанных с низкими результатами выпускников, в том числе выпускников профильных групп, требует совершенствования условий осуществления образовательного процесса на всех уровнях общего образования. Анализ образовательных результатов по отдельным предметам задает необходимость повышения качества естественно-научного образования, качества организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Выделяется ряд школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех или отдельных ступенях образования. Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (в связи с низким социально-экономическим статусом семей дети имеют трудности в обучении и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с такими учащимися, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство. Решение обозначенных задач предстоит обеспечить в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Во всех общеобразовательных учреждениях города обеспечивается внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Внедрение ФГОС основного общего образования обеспечено в Лицее N 1, Гимназиях N 1 и N 4, СОШ N N 2, 3, 6, 11, 15, 18, 19, 21. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования сопровождается совершенствованием ресурсной базы общеобразовательных учреждений. С целью создания необходимых (базовых) условий для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов осуществляется оснащение общеобразовательных учреждений города учебным оборудованием, обеспечение учебниками и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений города.
На средства краевого бюджета оборудованы учебные кабинеты начальных классов в соответствии с нормативными требованиями. Необходимость внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования актуализирует задачу по оборудованию соответствующих учебных кабинетов.
По состоянию на 01.01.2013 года условия 11 (61%) муниципальных общеобразовательных учреждений соответствовали современным требованиям обучения. Во всех 18 учреждениях обеспечен температурный режим в соответствии с СанПиН, работает система холодного и горячего водоснабжения, система канализации и туалеты, имеется охрана, современная столовая, однако в 4 учреждениях отсутствует подводка воды в кабинетах химии, в 3 учреждениях отсутствует подводка низковольтного электропитания к партам в кабинетах физики. Во всех учреждениях имеется спортивный зал (собственный зал или зал на условиях договора пользования), при этом в 8 учреждениях не оборудованы душевые кабины, в 10 общеобразовательных учреждениях недостаточно оборудована территория для реализации отдельных разделов предмета "физическая культура". Во всех учреждениях реализованы требования к компьютерным классам. Во всех учреждениях обеспечено медицинское обслуживание, оборудованы медицинские кабинеты. В 2014-2016 годах планируется обеспечить увеличение скорости Интернет до 2 Мб/с во всех учреждениях, необходимо дооборудование спортивных залов, подведение электропитания к партам в кабинетах физики и подводка воды во всех кабинетах химии..
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) обеспечивается мерами по развитию кадрового потенциала системы образования.
68% педагогов общеобразовательных учреждений имеют высшую и первую квалификационные категории. В основном общеобразовательные учреждения укомплектованы кадрами, однако в течение учебного года в школах возникали вакансии учителей истории, английского языка, физики, химии, учителей-дефектологов. С целью сокращения количества вакансий организована работа с Красноярским педагогическим университетом, Канским педагогическим колледжем.
Благодаря внедрению новой системы оплаты труда заработная плата педагогов общеобразовательных учреждений повысилась к концу 2012-2013 учебного года до 23 тысяч 420 рублей. В 2013 году на новую систему труда перешли учреждения дополнительного образования, средняя заработная плата повысилась примерно на 30%. В связи с введением новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях встает задача по совершенствованию системы оценки качества педагогического труда, перехода на систему эффективного контракта.
Развитие профессиональной компетентности педагогов, поддержка молодых специалистов, пришедших в профессию, решение задачи по созданию дополнительных стимулов повышения имиджа педагогической профессии обеспечивалось средствами событийных мероприятий и конкурсного движения, финансовая поддержка которых осуществлялась за счет средств городской целевой программы "Развитие учительского потенциала г.Канска" на 2013-2015 годы.
Всего за прошедший учебный год 250 педагогов из всех общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей приняли участие в конкурсах разного уровня, 83 педагога стали победителями и призерами конкурсов.
За 2012-2013 учебный год 122 педагога прошли курсовую подготовку по тематике ФГОС, направленную на улучшение качества преподавания. Однако для совершенствования профессионального мастерства педагогов необходима организация посткурсового сопровождения.
В 2013-2014 учебном году в Канске функционирует 4 учреждения дополнительного образования, находящиеся в ведении органа управления образованием. Программы дополнительного образования реализуются также на базе общеобразовательных учреждений. В учреждениях дополнительного образования детей услуги по дополнительному образованию получают около 45% учащихся, в общеобразовательных учреждениях - 64% учащихся.
Один из наиболее важных вопросов, стоящих перед городской системой образования в условиях внедрения ФГОС - обогащение внеурочного образовательного пространства для разных категорий детей, выбор форм и способов работы, которые позволили бы включить каждого ученика в деятельность, в соответствии с его возрастными и личностными особенностями, развить индивидуальные способности и мотивационную сферу, обеспечить социализацию ребенка, его профессиональную ориентацию, стойкое неприятие вредных привычек.
В ряде учреждений города сложились успешные практики организации внеурочной деятельности, позволяющие выявлять детские способности. Наряду с привлечением детей к занятиям в объединениях дополнительного образования организовываются клубные формы работы, деятельность детских общественных организаций. Около 400 детей получают дополнительные образовательные услуги по программам интенсивных школ эколого-биологической, социально-лидерской, художественно-эстетической направленности.
В целях обеспечения доступности дополнительного образования для детей, независимо от их социального статуса и места проживания, в городской системе образования развивается практика реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов. Совершенствуется инфраструктура для занятий спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством. Финансирование мероприятий осуществлялось на средства городских долгосрочных целевых программ "Детское техническое творчество в городе Канске" на 2011-2013 годы, "Мой спортивный и школьный двор" на 2011-2013 годы при финансовой поддержке края.
Ключевыми мероприятиями внеурочной физкультурно-спортивной деятельности школьников являются Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" (далее - Президентские состязания") и Всероссийский спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры" (в Красноярском крае - "Школьная спортивная лига"), которые проводятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников". Около 55% школьников города охвачены физкультурно-спортивной деятельностью.
В олимпиадах, конкурсах и соревнованиях на школьном и муниципальном уровне участвуют около 90% учащихся, среди участников конкурсов увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, стоящих на разных формах профилактического учета.
Поддержка конкурсного движения обеспечивалась из средств городской целевой программы "Одаренные дети города Канска" на 2011-2013 годы. Эффективность сложившейся системы работы с одаренными детьми подтверждается высоким уровнем достижений канских учащихся в интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах регионального и федерального уровней. В сводном краевом рейтинге по внеурочным достижениям в интеллектуальном направлении учащихся Канск переместился с 5 места в 2012 году на 3 место в 2013 году среди 61 территории Красноярского края. 8-ое рейтинговое место город занимает по итогам спортивных соревнований зонального и краевого уровней. Поддержание и совершенствование таким образом организованной работы требует усиления ресурсной базы учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, повышения квалификации педагогов, работающих со способными и одаренными детьми, в том числе с использованием внутренних ресурсов системы образования города.
С целью развития системы дополнительного образования необходимо создать условия для укрепления материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей для формирования и реализации современного содержания дополнительного образования, обеспечения его высокого качества и дифференцированного характера при массовой доступности. Необходимо распространение сетевых форм организации дополнительного образования детей, предполагающих объединение разных по типу и масштабам связей между образовательными учреждениями, организациями для достижения общих целей реализуемой образовательной программы, включая использование ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей.
Общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей обеспечивается реализация программ летнего отдыха. В течение летнего периода 2013 года организованным летним отдыхом было охвачено 7929 детей. При сохранении высокого уровня охвата детей организованным летним отдыхом увеличивается доля детей, охваченных образовательными программами. Этого удалось достичь за счет увеличения сезонов, в т.ч. профильных, в лагерях "Огонек" и "Чайка" - структурных подразделениях учреждений дополнительного образования. Создание условий для сохранения и развития структуры для оздоровления и отдыха детей и подростков в летний период обеспечивалось из средств долгосрочной городской целевой программы "Организаци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.