Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
2.1.1. Социально-экономическое положение Красноярского края.
Благодаря богатому ресурсному потенциалу Красноярский край является одним из наиболее индустриально развитых регионов России.
Среди 85 субъектов Российской Федерации Красноярский край занимает 8-е место по объему валового регионального продукта и входит в первую десятку регионов, формирующих более 50% суммарного ВРП регионов России.
Структура экономики Красноярского края характеризуется высоким удельным весом промышленности, доля которой в ВРП составляет более 50,0%. В Красноярском крае развиты многие виды промышленной деятельности - гидроэнергетика и электроэнергетика на твердом топливе, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, лесная промышленность.
За период с 2010 года объем промышленного производства в Красноярском крае вырос на 14,3% (по России - на 16,2%).
Промышленность обладает ключевым потенциалом для развития Красноярского края, обеспечивая занятость трети трудоспособного населения и существенный вклад в доходы бюджетов всех уровней.
Помимо промышленных отраслей существенный вклад в экономику Красноярского края вносят строительство, включая производство строительных материалов, и сельское хозяйство, являющееся базой формирования агропромышленного комплекса и обеспечивающее продовольственную безопасность региона.
С целью дальнейшего развития региональной экономики и наиболее полного использования ресурсного потенциала в Красноярском крае реализуются крупные инвестиционные проекты. Объем инвестиций в основной капитал в крае на протяжении последних десяти лет постоянно увеличивался, объем вложений за 2003-2012 годы вырос в сопоставимых ценах в 5,4 раза. Динамика инвестиций была обусловлена реализацией на территории Красноярского края крупных инвестиционных проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, металлургии, лесном комплексе. Дальнейшее развитие экономики Красноярского края также связано с развитием данных отраслей.
По величине среднедушевых доходов и средней заработной платы Красноярский край - явный и устойчивый лидер среди других регионов Сибирского федерального округа (3-е и 1-е места соответственно). На российском уровне по этим показателям Красноярский край занимает 16-е и 13-е места (соответственно).
На протяжении всего периода реализации подпрограммы предполагается увеличение численности населения Красноярского края. К 2016 году численность населения Красноярского края увеличится до 2866,3 тыс.человек, или на 0,6% по отношению к 2013 году, без учета привлечения соотечественников и до 2868,9 тыс.человек, или на 0,7% по отношению к 2013 году, с учетом привлечения соотечественников.
Вследствие низкой рождаемости в 90-х годах (что характерно как для Красноярского края, так и для Российской Федерации в целом) численность населения Красноярского края в трудоспособном возрасте уменьшилась за последнее десятилетие на 86,0 тыс.человек (или на 4,6%). Стабилизации численности населения в трудоспособном возрасте в Красноярском крае не ожидается и в ближайшей перспективе.
Следовательно, рынок труда Красноярского края функционирует в условиях постепенного сокращения численности трудоспособного населения и нарастающей потребности в работниках: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до квалифицированных рабочих.
Кроме того, нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов.
В этой связи приобретает особую актуальность вопрос привлечения в экономику Красноярского края соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Подпрограмма реализуется на всей территории Красноярского края, кроме закрытых административно-территориальных округов и территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан (в соответствии с действующим законодательством), а также Березовского, Шушенского, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов. Территории муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Красноярского края являются территориями вселения, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы переселения в рамках реализации подпрограммы (далее - территории вселения).
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
Целью подпрограммы является стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Красноярского края.
Для достижения цели подпрограммы планируется выполнение следующих задач:
1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Красноярский край для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона.
2. Создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы переселения и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве.
3. Содействие обеспечению потребности экономики Красноярского края в квалифицированных кадрах.
Сроки реализации подпрограммы: 2014-2016 годы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы, определяющих результаты достижения поставленной цели, приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Организационные, экономические и правовые основы, необходимые для эффективной реализации подпрограммы, определены Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
С целью организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края, объединений работодателей и общественных организаций по реализации подпрограммы постановлением Правительства Красноярского края от 13.11.2013 N 580-п создана межведомственная комиссия по реализации подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Красноярский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Межведомственная комиссия).
Учитывая, что миграционные процессы будут влиять на общественно-политическую ситуацию, в каждом муниципальном образовании или городском округе территории вселения создается межведомственная комиссия по регулированию процесса переселения соотечественников из-за рубежа. Комиссия работает под председательством главы муниципального образования, рассматривает и согласовывает поступающие заявления соотечественников, желающих переселиться на территорию данного муниципального образования или городского округа.
Ответственным исполнителем подпрограммы является уполномоченный орган - агентство труда и занятости населения Красноярского края (далее - уполномоченный орган).
Реализация мероприятий по предоставлению участникам программы и членам их семей единовременной денежной выплаты на обустройство и компенсации расходов на перевод документов с иностранного языка на русский язык, предусмотренных строками 2.3.4.1 и 2.3.4.2 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с порядком предоставления мер социальной поддержки, установленным Законом Красноярского края от 24.10.2013 N 5-1705 "О дополнительных мерах социальной поддержки участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселившимся в Красноярский край".
Реализация остальных мероприятий, предусмотренных строками 1.1.1-1.1.5, 2.1.1-2.1.2, 2.2.1-2.2.3, 2.3.1-2.3.3, 2.4, 2.5.1-2.5.2, 3.1-3.3 приложения N 2 к подпрограмме (содействие социальной адаптации и интеграции участников Государственной программы переселения и членов их семей на территории Красноярского края, содействие жилищному обустройству соотечественников, оказание мер социальной поддержки, предоставление первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, предоставление гарантированных образовательных услуг, предоставление услуг в области занятости населения участникам Государственной программы переселения и членам из семей и другие), осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края.
В реализации мероприятий принимают участие органы исполнительной власти Красноярского края, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края в соответствии с их полномочиями и административными регламентами по оказанию государственных и муниципальных услуг.
Координацию реализации подпрограммы в каждой территории вселения осуществляет уполномоченный орган, определенный органом местного самоуправления муниципального образования территории вселения (далее - уполномоченные органы территорий вселения).
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в установленном бюджетным законодательством порядке.
Контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации мероприятий подпрограммы осуществляется службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края. Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы осуществляет Счетная палата Красноярского края.
Расходование средств на реализацию мероприятий подпрограммы (мероприятия, предусмотренные строками 2.3.4.1 и 2.3.4.2 приложения N 2) осуществляется агентством труда и занятости населения Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 24.10.2013 N 5-1705 "О дополнительных мерах социальной поддержки участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселившимся в Красноярский край". Остальные мероприятия подпрограммы реализуются в пределах смет бюджетных учреждений, расходы которых учтены в соответствующих бюджетах.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
В целях эффективной реализации подпрограммы предусматривается следующая структура управления:
Межведомственная комиссия;
уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в рамках реализации подпрограммы:
подготавливает информацию о существующих вакантных рабочих местах для трудоустройства участников Государственной программы переселения и членов их семей, а также условиях предоставления жилья и социальных гарантий в территориях вселения, размещает ее на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", сайтах агентства труда и занятости населения Красноярского края, Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю, направляет в представительства Федеральной миграционной службы за рубежом консульские отделы посольств и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом;
принимает решение об участии соотечественника в программе Красноярского края "Оказание содействия добровольному переселению в Красноярский край соотечественников, проживающих за рубежом" с указанием конкретной территории вселения, вакансии и срока ее бронирования за потенциальным участником Государственной программы переселения, размера заработной платы и вариантами первоначального жилищного обустройства либо отказе в участии;
осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам реализации подпрограммы;
организует мониторинг выполнения подпрограммных мероприятий;
обеспечивает взаимодействие с уполномоченными органами территорий вселений в части содействия трудоустройству и социальному обустройству участников Государственной программы переселения.
Межведомственная комиссия осуществляет координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края, объединений работодателей и общественных организаций по реализации подпрограммы.
Соисполнители подпрограммных мероприятий направляют в уполномоченный орган информацию о ходе реализации подпрограммы не реже 1 раза в квартал до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Уполномоченный орган с участием заинтересованных территориальных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Красноярского края готовит сведения о реализации Государственной программы переселения для включения в доклад высшего должностного лица Красноярского края (Губернатора Красноярского края) о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Красноярского края за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
В результате реализации подпрограммы планируется:
оказать содействие в переселении на постоянное место жительство в Красноярский край 2573 соотечественникам, из них 1618 - участники Государственной программы переселения и 955 - члены их семей;
обеспечить проведение презентаций подпрограммы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения в количестве не менее двух раз в год;
обеспечить долю расходов бюджета Красноярского края на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы переселения и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, не менее 100,0% в общем размере расходов бюджета Красноярского края на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий;
обеспечить долю согласованных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения на уровне не менее 90%;
обеспечить долю трудоустроенных участников Государственной программы переселения на уровне не ниже 85,2% от общего числа переселившихся участников Государственной программы переселения;
обеспечить долю участников Государственной программы переселения и членов их семей в численности миграционного прироста Красноярского края на уровне не менее 18,1%;
обеспечить долю участников Государственной программы переселения, прибывших в Красноярский край в трудоспособном возрасте, от общего числа участников Государственной программы переселения и членов их семей на уровне не менее 85,2%.
Реализация подпрограммы позволит привлечь в экономику Красноярского края квалифицированные трудовые ресурсы из числа соотечественников, проживающих за рубежом, заполнить свободные вакансии по рабочим профессиям, техническим и иным востребованным специальностям.
Эффективность реализации подпрограммы и результаты выполнения подпрограммы:
рассматриваются на заседаниях Межведомственной комиссии, которая в случае необходимости принимает решение о внесении в Правительство Красноярского края предложений по внесению изменений в подпрограмму;
размещаются на официальном сайте уполномоченного органа.
2.5.1. Снижение рисков реализации подпрограммы.
В результате реализации подпрограммы по объективным и субъективным причинам могут возникнуть следующие риски:
отказ работодателя от найма участника Государственной программы переселения после его приезда в связи с несоответствием квалификации требованиям рабочего места, попадание участника Государственной программы переселения в категорию безработных (безработица среди участников Государственной программы переселения);
невозможность обеспечения жильем участников Государственной программы переселения, сложности с наймом и оплатой временного жилья, неспособность семьи участника Государственной программы переселения нести расходы по аренде или приобретению постоянного жилья (жилищная необустроенность участников Государственной программы переселения);
проблемы с адаптацией соотечественников на территории вселения (рост межнациональной напряженности, обособление соотечественников, создание этносоциальных групп (неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы переселения);
несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы переселения квалификации деятельности, заявленной в заявлении соотечественника;
выезд участников Государственной программы переселения из территории вселения ранее чем через два года;
недостижение показателей по численности прибывших участников Государственной программы переселения и членов их семей в связи с низкой информированностью соотечественников о возможности участия в подпрограмме.
В целях снижения рисков реализации подпрограммы предполагается проведение следующих мероприятий по их снижению:
предварительный подбор вариантов "подходящей" работы по заявленным в органы службы занятости населения вакансиям;
реализация мероприятий по содействию участнику Государственной программы переселения в самостоятельном поиске работы, в том числе вовлечение в программы профессиональной и социальной адаптации, переподготовки, предоставление возможности открытия собственного дела;
согласование приглашения на переселение с будущими работодателями (заключение предварительного соглашения с работодателем либо предоставление гарантийного письма участником Государственной программы переселения);
заблаговременная проработка вариантов временного размещения участников Государственной программы переселения и членов их семей;
отражение в информационном пакете для участника Государственной программы переселения полной информации об условиях временного найма жилья и стоимости проживания, условий приобретения постоянного жилья, наличия финансовых средств на первичное обустройство, дополнительных мерах по поддержке соотечественников, предусмотренных подпрограммой и условиях их предоставления;
вовлечение участников Государственной программы переселения в программы ипотечного кредитования жилья, другие программы с учетом финансовых возможностей участников Государственной программы переселения;
вовлечение участников Государственной программы переселения в культурно-массовые мероприятия, проходящие на территории Красноярского края;
наличие в подпрограмме критериев отбора соотечественников по профессионально-квалификационному признаку;
оказание содействия в переобучении по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда Красноярского края;
формирование и реализация мер по решению проблемы трудоустройства переселенцев после окончания реализации подпрограммы;
реализация программ профессионального переобучения переселенцев с целью их трудоустройства;
размещение информации в сети Интернет (на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", сайтах агентства труда и занятости населения Красноярского края, Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю);
распространение информационных материалов о подпрограмме через представительства или представителей Федеральной миграционной службы за рубежом, временные группы, создаваемые из числа специалистов Федеральной миграционной службы, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;
организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
организация разъяснительной работы о задачах Государственной программы переселения в целях формирования толерантного отношения к переселенцам.
Кроме того, в целях снижения рисков принятия необоснованного решения об участии соотечественников в подпрограмме уполномоченный орган руководствуется Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Основанием для отказа в согласовании заявления соотечественника уполномоченным органом является:
отсутствие вакансий для соотечественника, соответствующей заявленной
квалификации, стажу и опыту работы;
отсутствие необходимого образования, опыта и стажа работы для трудоустройства по заявленной соотечественником в заявлении вакансии.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень подпрограммных мероприятий с указанием главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, форм расходования бюджетных средств, исполнителей подпрограммных мероприятий, сроков исполнения, объемов и источников финансирования всего и с разбивкой по годам приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 августа 2014 г. N 379-П в подраздел 2.7 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых
затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы)
с указанием источников финансирования
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств краевого бюджета составит 4706,5 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 3021,4 тыс. рублей,
2015 год - 823,6 тыс. рублей,
2016 год - 861,5 тыс. рублей.
Дополнительные материальные и трудовые затраты не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.