Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Необходимость разработки подпрограммы "Развитие профессионального образования" связана с рядом острых проблем в подготовке кадров для ведущих предприятий, организаций Красноярского края и в обеспечении доступности профессионального образования для различных категорий граждан.
Министерству образования и науки Красноярского края подведомственно 66 учреждений начального профессионального образования и 37 учреждений среднего профессионального образования, относительно которых оно осуществляет полномочия в сфере образования.
Развитие экономики Красноярского края, продолжающиеся процессы перевооружения производств, сферы услуг существенно изменяют требования работодателей к качеству подготовки выпускников: наличие высокой квалификации, умение быстро встраиваться в производственные процессы, владение современными технологиями, оборудованием.
Существующая подготовка кадров по многим направлениям не может обеспечить указанные требования в связи с устаревшей лабораторной базой, учебно-производственным оборудованием, уровня квалификации педагогических работников. Без системного обновления содержания образования (образовательных программ, учебно-производственного оборудования) невозможно решить задачу повышения качества подготовки выпускников.
В целях повышения качества подготовки, начиная с 2008 года, в Красноярском крае опробован механизм создания на базе краевых учреждений-лидеров начального и среднего профессионального образования (далее - НПО, СПО) отраслевых высокотехнологичных центров, ведущих подготовку кадров по современным производственным технологиям для предприятий отрасли. Ключевые партнеры таких центров - это профессиональные ассоциации, отраслевые министерства Красноярского края, производители современного технологического оборудования.
До конца 2013 года в крае будет создано 20 центров по подготовке квалифицированных кадров для ведущих отраслей, для групп муниципальных образований (Запад, Восток, Север, Центр, Юг), субъектов малого и среднего бизнеса.
В результате деятельности высокотехнологичных центров выросла доля обучающихся и студентов, проходящих практику на современном оборудовании, увеличилась доля выпускников, имеющих уровень квалификации - 4-й разряд и выше, положительная динамика трудоустройства выпускников.
Из приоритетных отраслей экономики Красноярского края лишь отраслевые высокотехнологичные центры отсутствуют для отраслей: энергетика, угольная промышленность, разработка полезных ископаемых (горная руда), сфера обслуживания и швейное производство. Это приводит к нехватке на предприятиях Красноярского края соответствующих кадров, к несоответствию существующего качества подготовки по востребованным профессиям и специальностям требуемому.
При наращивании объемов производств требуются дополнительные квалифицированные кадры, их отсутствие, как правило, предприятия замещают иностранной рабочей силой либо формируют заказ центрам занятости на переобучение безработных граждан за счет средств государства. При этом ведущие предприятия края практически не могут вести целевую подготовку кадров в краевых учреждениях профессионального образования для собственных нужд.
Развитие целевой подготовки кадров, ориентированной на конкретного работодателя, минимизирует расходы на подготовку рабочих кадров нужной квалификации и специалистов среднего звена и является одним из приоритетов в развитии профессионального образования.
Успешной практикой частно-государственого# партнерства профессионального образования и производственной сферы является взаимодействие с Заполярным филиалом ОАО "ГМК "Норильский никель". Предприятие формирует заказ на целевую подготовку кадров краевым учреждениям (профессиональному училищу N 105 г. Норильска, Норильскому техникуму промышленных технологий и сервиса), участвует в образовательном процессе, в модернизации материальной базы, организует оплачиваемую практику студентов, стажировки преподавателей за счет средств предприятий.
В целях поддержки становления частно-государственых# форматов взаимодействия и реализации задач государственной программы требуется создание специализированных учреждений НПО, СПО, ориентированных на потребности отдельных работодателей. Рядом учреждений заключены договоры на целевую подготовку кадров с учетом специфики предприятий и организаций (ЗАО "Полюс", ОАО "МРСК Сибири", ОАО "Красмаш", ОАО "Енисейское речное пароходство", ОАО "Ачинский Глиноземный комбинат", РусГидро, МЧС России по Красноярскому краю), в которых определены обязательства со стороны работодателей: участие в образовательном процессе, организация оплачиваемой практики студентов, стажировка преподавателей за счет средств предприятий.
Однако устаревшая материально-техническая учебная база учреждений не позволяет обеспечить требуемое качество подготовки и затрудняет выполнение требований, предъявляемых указанными выше организациями.
Начиная с 90-х годов прошлого века финансирование содержания зданий и сооружений учреждений профессионального образования, позволяющее поддерживать помещения в надлежащем состоянии, не обеспечивалось в необходимом объеме, что в конечном итоге привело к их значительному износу. В общежитиях отсутствуют комнаты бытового назначения (оборудованные постирочные, комнаты для приема пищи), требуется ремонт душевых и санузлов.
Признание населением высокотехнологичных центров как учебных заведений, дающих современное и качественное профессиональное образование, влечет значительное увеличение обучающихся и слушателей из числа взрослого населения и более интенсивному использованию общежитий.
Условия проживания в общежитии также являются важным фактором при выборе учреждения профессионального образования родителями и выпускниками, окончившими основную общеобразовательную школу (возраст 15-16 лет).
Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования, создание условий для обучения и проживания еще одним приоритетом в развитии профессионального образования.
Значительной проблемой является создание условий для обеспечения равного доступа к объектам и услугам учреждений профессионального образования наравне с другими людьми лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ).
В Красноярском крае создано лишь одно многоуровневое образовательное учреждение среднего профессионального образования, в котором создана образовательная среда доступная для лиц с ОВЗ. В учебные мастерские и лаборатории техникума для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приобретено оборудование для комнаты психологической разгрузки, дистанционного обучения и специальные средства обучения для освоения профессии автомеханика, повара, портного, оператора по обработке цифровой информации
В 2012-2013 учебном году в указанном образовательном учреждении обучились 85 человек.
В соответствии с Методическими рекомендациями по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации, создание безбарьерной среды, позволяющей людям с особыми потребностями реализовать свои права на получение профессии, включает в себя проведение мероприятий по доступности учебных корпусов (пандусы, входная группа, устройство подъездных и пешеходных площадок и др.), зданий общежитий (пандусы, специализированные жилые комнаты, душевые, санузлы и др.) и приобретение специализированного оборудования (учебная мебель, звуковые средства воспроизведения информации, компьютерная техника для дистанционного обучения, визуальные средства отображения информации, тактильные указатели и др.)
В соответствии с распоряжением Губернатора Красноярского края от 28.02.2013 N 60-рг "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Красноярском крае" за 2014-2016 годы в 5 учреждениях должны быть созданы доступные условия для профессиональной подготовки лиц с ОВЗ.
Одной из форм повышения качества профессиональной подготовки является организация и проведение краевых, межрегиональных и участие обучающихся во всероссийских, международных конкурсах профессионального мастерства. Вместе с тем конкурсы призваны способствовать популяризации среднего профессионального образования, привлечению молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышению их престижа в обществе. Ежегодно в крае проводится более 10 соревновательных мероприятий, в которые вовлекаются более 350 человек.
Положительной традицией в Красноярском крае стало проведение профессиональных конкурсов среди мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных образовательных организаций. Основные задачи таких конкурсов: выявление и распространение образцов наиболее эффективного педагогического опыта в системе профессионального образования края; публичное признание достижений инженерно-педагогических работников; повышение их квалификации; поощрение лучших педагогов и мастеров производственного обучения. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 400 инженерно-педагогических работников.
С целью развития социальной активности, творческого потенциала обучающихся профессиональных образовательных организаций в крае ежегодно проводится Молодежная ассамблея, в рамках которой инициативная молодежь предъявляет свои идеи, защищает проекты, делится своими достижениями. Работа на переговорных площадках позволяет представителям студенческих общественных организаций (советов общежитий, студенческих советов) скоординировать планы работы студенческого самоуправления, определить приоритетные области реализации социально значимых инициатив. В работе ассамблеи ежегодно принимают участие более 2000 человек.
В соответствии с Законом Красноярского края от 06.06.2006 N 19-5049, с целью стимулирования лучших обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, добившихся высоких результатов в интеллектуальной, творческой и спортивной сферах деятельности, ежегодно вручается 28 краевых именных стипендий. Стипендии присуждаются указом Губернатора Красноярского края сроком на один календарный год в размере 1500 рублей и выплачиваются ежемесячно начиная с 1 сентября текущего года.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 06.06.2006" следует читать как "от 06.07.2006"
2.2. Основная цель, задачи, этапы
и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Целью подпрограммы является обеспечение доступности профессионального образования для различных категорий граждан, повышение качества подготовки кадров, обеспечивающих текущие и перспективные потребности социально-экономического развития края.
Задачи подпрограммы:
1. Создать условия для получения качественного начального и среднего профессионального образования населением Красноярского края, обеспечить его доступность для различных категорий граждан.
2. Обеспечить поддержку научно-педагогических кадров, талантливой молодежи в высших учебных заведениях.
Сроки выполнения программы: 2014-2016 годы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении N 1 к подпрограмме 1 "Развитие профессионального образования".
Постановлением Правительства Красноярского края от 6 июня 2014 г. N 234-П подраздел 2.3 раздела 2 настоящего Приложения изложен в новой редакции
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации мероприятий подпрограммы осуществляется при соорганизации деятельности министерства образования и науки Красноярского края и подведомственных ему бюджетных и автономных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
1. Реализация мероприятия 1.1.1 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между министерством образования и науки Красноярского края и краевыми бюджетными и автономными учреждениями начального и среднего профессионального образования, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнением работ).
2. Реализация мероприятий 1.1.2, 1.1.4 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между министерством образования и науки Красноярского края и краевыми бюджетными или автономными учреждениями начального и среднего профессионального образования, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Постановлением Правительства Красноярского края от 9 октября 2014 г. N 478-П пункт 3 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего Приложения изложен в новой редакции
3. Реализация мероприятий 1.1.3, 1.1.8, 1.1.9 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между министерством образования и науки Красноярского края и краевыми бюджетными или автономными учреждениями начального и среднего профессионального образования, на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В рамках мероприятия 1.1.3 подпрограммы осуществляется оснащение учебным оборудованием 6 центров профессионального образования, в рамках мероприятия 1.1.8 - проведение ремонтных работ в комнатах бытового назначения, санитарно-гигиенических комнатах общежитий краевых бюджетных или автономных учреждений начального и среднего профессионального образования, их устройство и оборудование, в рамках мероприятия 1.1.9 - приобретение оборудования, его установка, проведение ремонтных работ, направленных на повышение доступности зданий и сооружений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Списки краевых бюджетных учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых будут проведены мероприятия, предусмотренные пунктами 1.1.3, 1.1.8, 1.1.9 подпрограммы, перечни приобретаемого оборудования, объектов, подлежащих ремонту, утверждаются приказами министерства образования и науки Красноярского края.
Государственное задание подведомственным учреждениям и объем средств на его выполнение формируются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 03.02.2011 N 57-п "Об утверждении Порядка и условий формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Средства субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 N 375-п "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)".
4. Реализация мероприятия 1.1.5 подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5049 "О краевых именных стипендиях для учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края".
5. Реализация мероприятий 1.1.6, 1.1.7 подпрограммы осуществляется путем передачи субвенций Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району на основании Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2670 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния" в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 07.04.2009 N 170-п "Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, в области образования".
6. Реализация мероприятия 1.2.1 подпрограммы осуществляется на основании Закона Красноярского края от 19.02.2009 N 8-2938 "О социальных выплатах гражданам и предоставлении субсидий юридическим лицам на возмещение затрат по образовательным кредитам, привлеченным гражданами для оплаты обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 08.09.2009 N 471-п "Об утверждении Порядка назначения, предоставления, приостановления, прекращения, возврата и изменения размера социальной выплаты по образовательным кредитам, привлеченным гражданами для оплаты обучения в российских государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и типовой формы договора о предоставлении социальной выплаты по образовательным кредитам, привлеченным гражданами для оплаты обучения в российских государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования".
7. Реализация мероприятия 1.2.2 подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5051 "О краевых именных стипендиях для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края".
8. Реализация мероприятия 1.2.3 подпрограммы осуществляется на основании Закона Красноярского края от 20.06.2012 N 2-432 "О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации" в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.09.2012 N 499-п "Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты научно-педагогическим работникам высшей квалификации, Порядка формирования и деятельности комиссии по предоставлению ежемесячных денежных выплат научно-педагогическим работникам высшей квалификации".
9. Реализация мероприятия 1.2.4 подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, полученных на основании распоряжения Правительства РФ от 22.01.2014 N 55-р о распределении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, предоставляемых на 8 календарных месяцев с 1 января 2014 г.
Отбор претендентов на назначение стипендии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2011 N 1114 "О назначении стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации".
Постановлением Правительства Красноярского края от 25 марта 2014 г. N 105-П в подраздел 2.4 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.4. Управление подпрограммой
и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края, которое несет ответственность за ее выполнение и целевое использование средств.
Информацию о ходе реализации программы, целевом и эффективном использовании средств краевого бюджета представляют краевые государственные учреждения в министерство образования и науки Красноярского края в соответствии с соглашениями.
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края.
Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета осуществляет Счетная палата Красноярского края.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится министерством образования и науки Красноярского края.
Обязательным условием эффективности программы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы, а также мероприятий в установленные сроки.
Основные критерии социальной эффективности подпрограммы:
увеличение количества центров профессионального образования, как структурных подразделений профессиональных образовательных организаций с 21 в 2014 году до 23 в 2016 году;
увеличение количества многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования в Красноярском крае с 2 в 2015 году до 4 в 2016 году;
увеличение количества учреждений, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с 2 в 2014 году до 5 в 2016 году.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 2 к подпрограмме 1 "Развитие профессионального образования".
Постановлением Правительства Красноярского края от 9 октября 2014 г. N 478-П подраздел 2.7 раздела 2 настоящего Приложения изложен в новой редакции
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы)
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет средств краевого и федерального бюджетов.
Средства, запланированные на реализацию подпрограммы, составляют 13 235 768,8 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 4 266 629,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 561,6 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета - 4 263 068,3 тыс. рублей;
2015 год - за счет средств краевого бюджета - 4 484 896,3 тыс. рублей;
2016 год - за счет средств краевого бюджета - 4 484 242,6 тыс. рублей.
Дополнительные материальные и трудовые затраты не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.