Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Строевой Г.А.,
при секретаре Бахвалове М.А.,
с участием:
прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Якубовской Т.Ю.,
адвоката Кушпеля М.В.,
обвиняемого Мирзокулова Ш.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 мая 2017 года
апелляционную жалобу адвоката Кушпеля М.В.
на
постановление Бабушкинского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года,
которым в отношении
Мирзокулова Ш.Э., ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 187 УК Республики Таджикистан -
- продлен срок содержания под стражей на 03 месяца, а всего до 04 месяцев 10 суток, т.е. по 15 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Строевой Г.А., объяснени адвоката Кушпеля М.В. и обвиняемого Мирзокулова Ш.Э., поддержавших доводы апелляционн ой жалоб ы , просивших обжалуемое постановление отменить, Мирзокулова Ш.Э. из-под стражи освободить, мнение прокурора Якубовской Т.Ю., высказавшей возражения на доводы апелляционной жалобы , полагавше й постановление суда оставить без изменения, суд
УСТАНОВИЛ:
06 марта 2017 года сотрудниками ОМВД России по району Северный г. Москвы задержан гр. Мирзокулов Ш.Э., находящийся в межгосударственном розыске с 21 августа 2016 года на основании постановления руководителя следственной группы прокуратуры Согдийской области Республики Таджикистан (розыскное дело N ** от **г. в ОМВД по Джаббор Расуловскому району Республики Таджикистан) за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 187 УК Республики Таджикистан (организация преступного сообщества), наказание за данное преступление предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 08 до 12 лет.
10 августа 2016 года руководителем следственной группы прокуратуры Согдийской области Республики Таджикистан в отношении Мирзокулова Ш.Э. возбуждено уголовное дело N ** по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 187 УК Республики Таджикистан, которое соединено в одно производство с уголовным делам N **.
12 августа 2016 года руководителем следственной группы прокуратуры Согдийской области Республики Таджикистан вынесено постановление о привлечении Мирзокулова Ш.Э. заочно в качестве обвиняемого за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 187 УК Республики Таджикистан.
21 августа 2016 года руководителем следственной группы прокуратуры Согдийской области Республики Таджикистан вынесено постановление об объявлении Мирзокулова Ш.Э. в розыск, производство которого поручено ОМВД по Джаббор Расуловскому району Республики Таджикистан.
25 августа 2016 года судьей г. Худжанда Согдийской области Республики Таджикистан в отношении Мирзокулова Ш.Э. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно российского уголовного законодательства действия Мирзокулова Ш.Э. являются наказуемыми и соответствуют ч. 2 ст. 205-4 УК РФ.
За совершение указанного преступления предусмотрено назначение наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, т.е. свыше одного года.
Срок привлечения Мирзокулова Ш.Э. к уголовной ответственности не истек.
06 марта 2017 года Мирзокулов Ш.Э. задержан в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ.
08 марта 2017 года Постановлением Бутырского районного суда г. Москвы по ходатайству и.о. Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы, с учетом положений ч. 4 ст. 15, ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 62, ст. 56 "Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22.01.1993г. и Протокола к Конвенции от 28.03.1997г., на основании ст. ст. 108, п. 1 ч. 3 ст. 462, ч. 1 ст. 466 УПК РФ, в отношении обвиняемого Мирзокулова Ш.Э. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 40 календарных дней, т.е. по 14 апреля 2017 года включительно.
Письмом Генеральной Прокуратуры Республики Таджикистан, поступившим в Генеральную Прокуратуру РФ 23 марта 2017 года, подтверждена необходимость выдачи Республике Таджикистан Мирзокулова Ш.Э., ** г.р., привлеченного к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 187 УК Республики Таджикистан.
13 апреля 2017 года заместитель Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы, на основании ст. 109, ч. 1 ст. 466 УПК РФ, п. п. 21, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11 от 14.06.2012г. "О практике применения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания", обратился в суд с ходатайством о продлении обвиняемому Мирзокулову Ш.Э. срока содержания под стражей до 06 месяцев 00 суток, т.е. до 06 сентября 2017 года.
14 апреля 2017 года постановлением Бабушкинского районного суда г. Москвы данное ходатайство заместителя прокурора удовлетворено частично - обвиняемому Мирзокулову Ш.Э. продлен срок содержания под стражей на 03 месяца, а всего до 04 месяцев 10 суток, т.е. по 15 июля 2017 года.
На данное постановление суда подана апелляционная жалоба:
- адвокатом Кушпелем М.В., в защиту обвиняемого Мирзокулова Ш.Э., который указал на несогласие с решением суда, его вынесение с нарушением норм материального и процессуального права; указывает, что судом оставлены без внимания доводы защиты о том, что из документов, представленных правоохранительными органами Р. Таджикистан, не следует, что в действиях Мирзокулова усматривается состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 187 УК Р. Таджикистан; обращает внимание на то, что Мирзокулов с **г. находится в РФ на законных основаниях, прибыл по миграционной карте, имеет патент на работу и регистрацию по месту пребывания; согласно пояснениям Мирзокулова до приезда в РФ, проживая в Р. Таджикистан он никакой экстримистской деятельностью не занимался, в каких-либо организациях, в т.ч. **, не состоял; указывает, что в представленных документах не поясняется в чем именно выражено участие Мирзокулова в деятельности указанной партии и какие именно обстоятельства подтверждают его знакомство с членами данной партии; считает, что имеются сомнения в обоснованности предъявленного Мирзокулову обвинения, которое, по его мнению, является надуманным и незаконным, дискриминационным, ущемляющим права Мирзокулова; указывает, что в течение длительного пребывания Мирзокулова на территории РФ, из компетентных органов РФ не усматривается, что он представлял угрозу государственным интересам РФ либо занимался противоправной деятельностью против других государств, в т.ч. Р.Таджикистан; таким образом, отсутствуют законные и обоснованные основания для продления Мирзокулову срока содержания под стражей.
Просит постановление суда от 14.04.2017г. о продлении Мирзокулову Ш.Э. срока содержания под стражей отменить, из-под стражи его освободить.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы адвоката, суд апелляционной инстанции находит постановление суда 1-ой инстанции законным, обоснованным и мотивированным.
Согласно ст. 56 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года и ст. 462 ч. 3 п. 1 УПК РФ - Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией , по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон является наказуемым и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Постановление судом 1-ой инстанции вынесено по результатам рассмотрения ходатайства заместителя Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы о продлении обвиняемому Мирзокулову Ш.Э. срока содержания под стражей, которое возбуждено перед судом с соблюдением положений, предусмотренных ст. ст. 108 , 109, 466 УПК РФ, Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года, на основании материалов об экстрадиции Мирзокулова Ш.Э., находящегося в межгосударственном розыске, объявленном Республикой Таджикистан.
Удовлетворяя ходатайство заместителя прокурора о продлении обвиняемому Мирзокулову Ш.Э. срока содержания под стражей, суд руководствовался требованиями уголовно-процессуального закона: проверил фактические и правовые основания для продления Мирзокулову Ш.Э. срока содержания под стражей, в том числе факт его привлечения к уголовной ответственности на территории Республики Таджикистан, наличие решения Республики Таджикистан об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, которое подтверждено постановлением Бутырского районного суда г. Москвы от 08 марта 2017 года об избрании Мирзокулову Ш.Э. меры пресечения в виде заключения под стражу, а также принял во внимание то, что Мирзокулов Ш.Э. обвиняется в совершении на территории Республики Таджикистан преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 187 УК Республики Таджикистан, что соответствует ч. 2 ст. 205-4 УК РФ; является гражданином **, гражданство Российской Федерации не приобретал, по вопросу его приобретения, а также приобретения статуса беженца, предоставления ему политического и временного убежища не обращался, постоянного места жительства на территории РФ не имеет, ранее скрылся от правоохранительных органов Республики Таджикистан, в связи с чем был объявлен в розыск.
23 марта 2017 года из Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан в Генеральную прокуратуру РФ поступило требование о выдаче Мирзокулова Ш.Э. для привлечения к уголовной ответственности.
Мирзокулов Ш.Э. привлечен к уголовной ответственности за деяние, которое по законам запрашивающей стороны являются наказуемыми и предусматривает назначение наказания на срок свыше одного года лишения свободы, и которое по законам запрашиваемой стороны также являются наказуемыми и предусматривают назначение наказания на срок свыше одного года лишения свободы, что соответствует положениям ст. 56 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года, в соответствии с которой выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон является наказуемым и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года.
Основания для применения ранее избранной Мирзокулову Ш.Э. меры пресечения не отпали, не изменились и новых обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения иной меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, не возникло, что подтверждено судом в постановлении о продлении срока содержания под стражей.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости продления Мирзокулову Ш.Э. срока содержания под стражей и об отсутствии оснований для применения в отношении него иной меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, поскольку имеются основания полагать, что Мирзокулов Ш.Э., с целью избежания привлечения к уголовной ответственности, может скрыться от правоохранительных органов Российской Федерации и тем самым воспрепятствовать своей выдаче правоохранительным органам Республики Таджикистан.
При рассмотрении ходатайства прокурора суд располагал необходимыми материалами и данными о личности Мирзокулова Ш.Э.
Выводы суда в постановлении надлежащим образом мотивированы, основаны на представленных прокурором материалах проверки об экстрадиции Мирзокулова Ш.Э., оснований не согласиться с которыми суд апелляционной инстанции не усматривает.
Сроки давности привлечения Мирзокулова Ш.Э. к уголовной ответственности, как по законодательству Российской Федерации, так и Республики Таджикистан , не истекли.
В представленных суду документах не содержится сведений о наличии оснований, которые бы препятствовали выдаче Мирзокулов Ш.Э. правоохранительным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности.
Вопросы о доказанности вины обвиняемого Мирзокулов Ш.Э. в предъявленном ему обвинении, оценка доказательств по делу и правильность квалификации его действий не подлежат рассмотрению на данной стадии, поскольку могут быть проверены и оценены только судом Р. Таджикистан при рассмотрении уголовного дела по существу.
Вместе с тем, при решении вопроса об избрании в отношении обвиняемого Мирзокулова Ш.Э. меры пресечения в виде заключения под стражу и при продлении ему срока содержания под стражей, судом проверялось наличие оснований для его подозрения в причастности к совершенному преступлению.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих за собой безусловную отмену судебного решения, при рассмотрении судом ходатайства прокурора, не допущено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит постановление суда 1-ой инстанции о продлении обвиняемому Мирзокулову Ш.Э. срока содержания под стражей на указанный в постановлении срок, соответствующим требованиям ст. ст. 108 , 109, 466 УПК РФ и положениям ст. ст. 56, 60 Международного договора Российской Федерации - Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, регламентирующих разрешение судом данного вопроса, т.е. является законным, обоснованным и мотивированным.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения постановления, в том числе по доводам, указанным в апелляционных жалобах обвиняемого, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление
Бабушкинского районного суда г. Москвы
от 14 апреля 2017года, которым
обвиняемому
Мирзокулову Ш.Э.
продлен срок содержания под стражей на 03 месяца, а всего до 04 месяцев 10 суток, т.е. по 15 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу адвлката - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Московского городского суда по правилам главы 47-1 УПК РФ.
Председательствующий судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.