Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Зыбелевой Т.Д., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Ильиной Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зыбелевой Т.Д.,
дело по апелляционной жалобе ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Москвы"
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июня 2017 года,
которым постановлено:Обязать ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" назначить и выплачивать Арсеньевой Алине Павловне пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" в пользу Арсеньевой Алине Павловне недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 18 апреля 2016 года по день исполнения решения суда",
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах Арсеньевой А.П., обратился в суд с иском к ответчику ФКУ "Военный комиссариат г. Москвы", в котором просит обязать ответчика назначить Арсеньевой А.П. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32%, начиная с даты подачи искового заявления в суд, в соответствие с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, как вдове участника Великой Отечественной войны, и взыскать в пользу Арсеньевой А.П. разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом вышеуказанного повышения за 12 месяцев, предшествовавших обращению с настоящим иском в суд, и до даты вынесения решения.
В обосновании заявленных требований истец ссылается на то, что в результате проведенной проверки в действиях ответчика установлено нарушение действующего законодательства при исчислении пенсии по потери кормильца, выплачиваемой Арсеньевой А.П., а именно: не произведено названное повышение размера пенсии по случаю потере кормильца со ссылкой на то, что данное повышение носит личностный характер и устанавливаются только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей Закона (ветеранов войны, участников боевых действий и т.д.), что противоречит действующему законодательству; в связи с чем, учитывая возраст Арсеньевой А.П., что лишало ее, в силу объективных причин, возможности обращения с соответствующими заявлениями, как о перерасчете размера пенсии, так и в суд, исходя из отсутствия необходимых знаний, возраста и принимая во внимание социальную категорию, к которой она относится.
В суде первой инстанции представитель Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона исковые требования поддержал, истец Арсеньева А.П. в суд не явилась.
Представитель Военного комиссариата г. Москвы возражал против иска.
Судом постановленоуказанное выше решение, на которое ответчиком принесена апелляционная жалоба, где ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что истец Арсеньева А.П., родившаяся дата, является вдовой Арсеньева Анатолия Сергеевича, паспортные данные, - ветерана Великой Отечественной войны, умершего дата, с которым истец Арсеньева А.П. состояла в браке с дата.
Арсеньева А.П. является получателем пенсии по случаю потери кормильца, размер которой в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I не повышался, что установлено в результате проведенной прокурорской проверки.
В связи с изложенным, исходя из возраста Арсеньевой А.П., в силу которого она относится к слабо защищенной категории населения, ее социального статуса - вдова участника Великой Отечественной войны, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у прокурора оснований для обращения в суд с настоящим исковым заявлением в интересах Арсеньевой А.П. о перерасчете пенсии по потере кормильца, принимая во внимание, что данные действия прокурора направлены на восстановлении прав Арсеньевой А.П. в сфере пенсионного обеспечения, то есть гарантированных государством социальных обязательств.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I, исходил из того, что повышение пенсии, установленное названной нормой, производится не только лицам, являющимся ветеранами, но и членам их семьи в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что на основании пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I Арсеньева А.П. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32% за 12 месяцев до даты обращения прокурора в ее интересах с соответствующим заявлением, то есть с 18 апреля 2016 г.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, в то время как доводы жалобы содержат ошибочное толкование норм материального права.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I.
Федеральным законом от 03.12.2007 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в пункт "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2008 г., согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Тем самым пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I Арсеньева А.П. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 %.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца образовавшейся задолженности по выплате пенсии за 12 месяцев, предшествовавших обращению прокурора с соответствующим заявлением, то есть с 18 апреля 2016 г.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.