Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Горновой М.В.
и судей: Целищева А.А., Быковской Л.И.
при секретаре: Н.Д.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе Зубаревой И.Н. на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 26 октября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Зубаревой И.Н. к ФКУ "ГИАЦ МВД РФ" о признании протокола незаконным, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Зубарева И.Н. обратилась в суд с иском к ФКУ "ГИАЦ МВД РФ" о признании протокола незаконным, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и просила признать протокол N 4 от 13 июня 2013 года заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГИАЦ МВД России" об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения -незаконным, обязать принять ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 13 июня 2013 года.
В обоснование своих требований указала на то, что состоит в должности заместителя начальника 3 отдела Центра криминальной информации ФКУ "ГИАЦ МВД России", служит в органах внутренних дел с октября 1998 года и ее стаж службы составляет более 16 лет. Протоколом N 4 от 13 июня 2013 года заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГИАЦ МВД России" ей необоснованно было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, основанием которого послужило обнаружение признаков ухудшения жилищных условий, отраженных в подпункте "д" пункта 9 Постановления Правительства РФ от 30 декабря2011 N 1223. Не согласившись с указанным решением она 03 октября 2013 года подала рапорт с разъяснением отсутствия в её действиях признаков ухудшения жилищных условий. Без разъяснения права на обжалование решения в судебном порядке, на заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГИАЦ МВД России" 24 декабря 2013 года был рассмотрен ее вышеуказанный рапорт и принято решение о принятии ее на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В связи с ее рапортом о несогласии с датой постановки на учет, ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" 21 апреля 2015 года было принято решение о внесении изменений в списки сотрудников, состоявших на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, определена дата ее постановки на учет с 13 июня 2013 года. Однако протокол N 4 от 21 апреля 2015 года, которым было оформлено решение о внесении изменений в дату ее постановки на учет, 19 мая 2015 года был возвращен Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации с пояснениями о невозможности изменения даты постановки на учет. На заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГИАЦ МВД России" было принято решение об отмене п. 2 протокола N 4 от 21 апреля 2015 года и ее очередность определена на дату 24 декабря 2013 года.
Она обратилась в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с исковыми требованиями к ДТ МВД России об обязании Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации принять ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 13 июня 2013 года. В своем возражении ДТ МВД России разъяснил, что согласно действующему законодательству последующие протоколы, вынесенные ФКУ "ГИАЦ МВД России", являются незаконными, поскольку ФКУ "ГИАЦ МВД России" не имело права принимать решение повторно на основании ее рапорта, а должны были разъяснить ей право обжаловать протокол от 13.06.2013. в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал. Представитель ФКУ "ГИАЦ МВД России" в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что отказ в постановке истца на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья, может быть обжалован, однако, в суд с иском об оспаривании отказа ЖБК от 13 июня 2013 года в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Зубарева И.Н. не обращалась. Рапортом от 03.10.2013 N1273вн. Зубарева И.Н. просила повторно рассмотреть ее заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты и 24.12.2013 г. на основании вышеуказанного рапорта ЖБК повторно рассмотрено заявление Зубаревой И.Н. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании пакета документов, предоставленного ранее, но с учетом вышеизложенных в рапорте обстоятельств. При повторном рассмотрении представленных ранее документов ЖБК приняло решение о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе 2-х человек (она и дочь). Рассматривать заявления сотрудников повторно, которым ранее было отказано, с учетом первоначальной даты подачи заявлений, Правилами не предусмотрено.
Суд постановилуказанное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не согласившись с которым, Зубарева И.Н. подала апелляционную жалобу и просит отменить решение суда, по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав Зубареву И.Н., ее представителя Суханова С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Рогожину Н.А, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены не были, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч.1 ст. 1 ФЗ N 247-ФЗ).
Согласно положениям ст. 4 вышеназванного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (ч.1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (ч.2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.4).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5).
Согласно п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Судом установлено, что 13.06.2013 ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" было рассмотрено заявление Зубаревой И.Н. о принятии ее в составе двух человек на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Усмотрев признаки ухудшения жилищных условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 9 Правил, ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" было принято решение отказать Зубаревой И.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
03.10.2013 г. Зубарева И.Н. подала рапорт N1273 вн., в котором просила повторно рассмотреть ее заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, указывая, что приватизированная бывшим мужем квартира передана ему в собственность государством по безвозмездной сделке и не может рассматриваться как совместно нажитое имущество.
24.12.2013 г. ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" на основании вышеуказанного рапорта повторно рассмотрела заявление Зубаревой И.Н. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья на основании пакета документов, предоставленного ранее, с учетом обстоятельств, изложенных в рапорте от 03.10.2013 г. и приняла решение о принятии Зубаревой И.Н. с семьей в составе 2-х человек (она и дочь) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, на основании которого Зубарева И.Н. была включена в список учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья со дня постановки ее на учет, т.е. 24.12.2013 г.
21.04.2015 на заседании Комиссии был рассмотрен рапорт Зубаревой И.Н. о несогласии с датой постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и принято решение о внесении изменений в списки сотрудников, состоящих на учете на предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и определена новая порядковая очередность Зубаревой И.Н.
Указанное решение, оформленное протоколом N 4 заседания ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" от 21.04.2015 г. было направлено на согласование в Департамент по материально- техническому и медицинскому обеспечению МВД России.
Письмом ДТ МВД России протокол N 4 заседания ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" от 21.04.2015 г. был возвращен в ФКУ "ГИАЦ МВД России" для доработки, с указанием на то, что изменение очередности в списке сотрудников, состоящих на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты с учетом первоначальной даты подачи заявления Зубаревой И.Н., принято с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Решением заседания ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России", оформленной протоколом N 9 от 22 июля 2013 г. отменено решение ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России", изложенное в п. 2 протокола от 21.04.2015 г. N 4
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый протокол не нарушает прав истца, поскольку Зубарева И.Н. решением от 24.12.2013 г. поставлена на соответствующий учет.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы по следующим обстоятельствам.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, предусматривают, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (п.10).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п. 11).
Комиссия выполняет следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министром внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты; принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (п.14).
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (п. 15).
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п.16).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось в заседании судебной коллегии Зубарева И.Н. узнав о принятии ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" решения об отказе ей в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не обжаловала решение комиссии, оформленное протоколом N 4 от 13 июня 2013 г., а 03.10.2013 г. подала рапорт, в котором указала, что в соответствии с дополнительно представленными копиями документов, ее бывший муж приватизировал квартиру, которая передана ему на безвозмездной основе, является его личной собственностью и не может рассматриваться как совместно нажитое имущество, в связи с чем просила повторно рассмотреть ее заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.14).
Принимая во внимание, что истцом в установленном законом порядке решение ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" от 13.06.2013 г., до подачи рапорта от 03.10.2013 г., на основании которого 24.12.2013 г. было принято решение о принятии истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не обжаловалось; что в указанном рапорте Зубарева И.Н. просила рассмотреть ее заявление о принятии на учет повторно с учетом дополнительно представленных документов; что решение ЖБК ФКУ "ГИАЦ МВД России" от 24.12.2013 г., которым Зубарева И.Н. принята на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не обжаловалось и в установленном законом порядке не отменено, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубаревой И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.