Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Туранбоева Т. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 10 августа 2017 года, которым постановлено,
Признать Туранбоева Т., * года рождения, уроженца Республики *, гражданина Республики *, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда,
УСТАНОВИЛ:
* года в * часов * минут, по адресу: *, при проверке документов выявлен гражданин Республики * Туранбоев Т., который не имел при себе документов, а именно паспорта и миграционной карты, требуемой в соответствии со ст. ст. 2,10 ФЗ от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Туранбоев Т. в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что отдал свой паспорт в УФМС по Калужского области Боровского района на ВРП 26 мая 2017 года. Справка из УФМС по Калужского области Боровского района им была предоставлена сотрудникам УВД.
Представитель полиции, подтвердив факт не предоставления документов удостоверяющих личность, а также не предоставление гражданином Туранбоевым Т. каких-либо справок о сдаче его документов в УФМС Боровского района Калужской области, просил суд принять решение о привлечении его к административной ответственности и выдворении указанного гражданина с территории РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное постановление судьи Туранбоевым Т. принесена жалоба, в которой он просит постановление судьи отменить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание суда второй инстанции явились Туранбоев Т. и его защитник по ходатайству Вохидов Т.Т., которые доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение явившихся в судебное заседание заявителя и его защитника, прихожу к выводу о том, что постановление судьи подлежит изменению в силу следующего.
В соответствии с ч.ч. 1.1, 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. В соответствии со ст.29.1 того же закона, миграционный учет иностранных граждан в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Согласно ст.2 указанного закона, миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля а временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, согласно ст. 10 указанного закона, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, постановленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту. Отсутствие у него при себе на момент проверки одного из указанных документов является нарушением режима пребывания в РФ, что влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и ст. 25.10 Федерального закона РФ от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", лица, виновные в нарушении законодательства РФ о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела усматривается, что * года в * часов * минут, по адресу: *, при проверке документов выявлен гражданин Республики * Туранбоев Т., который не имел при себе документов, а именно паспорта и миграционной карты, требуемой в соответствии со ст. ст. 2,10 ФЗ от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Туранбоева Т. повреждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом полицейского 4 О/П УВД на ММГУМВД России по городу Москве; справкой ФМС АС ЦБДУИГ; справкой отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по городу Москве о том, что в базе данных СПО "Мигрант-1", информация о наличии действующего патента (трудового контракта) в городе Москве у Туранбоева Т., отсутствует, что образует состав вмененного заявителю административного правонарушения.
Однако с назначенным Туранбоеву Т. наказанием в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации согласиться не представляется возможным ввиду следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинён в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершённому преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.
В Постановлении от 14.02. 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03. 2003 г. N 3-П, от 13.03. 2008 г. N 5-П, от 27.05. 2008 г. N 8-П, от 13.07. 2010 г. N 15-П, от 17.01. 2013 г. N 1-П и др.).
При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из её соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, Туранбоев Т. встал на миграционный учет и разрешение на пребывание на территории РФ было ему продлено до * года ОМВД РФ по Калужской области (л.д. 39, 42).
Наличие у него паспорта и миграционной карты с отметками о продлении разрешения на пребывание на территории РФ также подтверждается указанными документами, представленными Московскому городскому суду.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Турабоеву Т. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ч. 3 ст. 3.1 КоАП РФ, так как несоразмерно предусмотренным в указанной статье целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 10 августа 2017 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Туранбоеву Т. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 10 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики * Туранбоева Т., * года рождения, изменить, исключив указание на назначение ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 10 августа 2017 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.