Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей Никитиной А.И., Имамовой Р.А.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яценко С.В. на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 06 июля 2017 года по иску Яценко С.В. к администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области об обеспечении жилым помещением,
установила:
Яценко С.В. обратился в суд с иском к администрации МО Сакмарский район Оренбургской области о признании за ним права на обеспечение жилым помещением, предоставлении жилого помещения, указав, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Яценко Т.Д. умерла (дата) года, отец - Яценко В.В. (дата) года был лишен родительских прав. На основании постановления главы органа местного самоуправления он находился под опекой, жилое помещение за ним закреплено не было. В октябре 2004 года он был определен в ГОУ "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Бугуруслана, где находился до весны 2006 года. В мае 2006 года опеку над ним оформила П., за ним было закреплено право до совершеннолетия проживать в доме (адрес). По достижению совершеннолетия он был призван в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, проходил службу в Республике Таджикистан. После окончания службы, 15 апреля 2011 года оказался в местах лишения свободы, где ему стало известно, что в силу закона он, как ребенок-сирота, подлежит обеспечению жилым помещением.
Яценко С.В. просил суд признать за ним право на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию МО Сакмарский район Оренбургской области обеспечить его благоустроенным жилым помещением по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм в пределах муниципального образования с. Сакмара Оренбургской области.
В судебном заседании истец Яценко С.В. участия не принимал, право на участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи ему раъяснено.
Представитель ответчика Мажарцев В.П. просил отказать в удовлетворении иска.
Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 06 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований Яценко С.В. отказано.
На решение суда Яценко С.В. подана апелляционная жалоба, в которой он, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.И., проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года предусматривает, что детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
В пункте 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В подпункте 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст.109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления и предусмотрено распространение правоотношений, связанных с исполнением указанного закона с 01 января 2013 года.
В соответствии со ст.2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IУ-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Из материалов дела следует, что спор возник о наличии у истца Яценко С.В. права на получение специализированного жилого помещения по закону, регулирующему права и социальные гарантии лицам, из числа детей-сирот, и законности отказа ответчика поставить истца на учет.
Суд, проверив представленные сторонами доказательства, установил, что отцом Яценко С.В., родившегося (дата), является Яценко В.В., который лишен родительских прав решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от (дата), матерью - Яценко Т.Д., умершая (дата).
Распоряжением главы муниципального образования г. Бугуруслан от 12 мая 2006 года N над Яценко С.В. была установлена опека, опекуном назначена П., в доме которой истец был зарегистрирован и проживал - по адресу: (адрес).
Суд установил, что с заявлением о постановке на учет и включении его в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Яценко С.В. не обращался, что истец не отрицал.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что Яценко С.В. до достижения им возраста 23 лет обращался в администрацию МО Сакмарский район Оренбургской области, в органы опеки и попечительства с заявлением о постановке на жилищный учет с учетом его статуса, представлено не было, уважительных причин, в силу которых он своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не установлено, нахождение в местах лишения свободы к таким уважительным причинам не относится, в связи с чем оснований для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако относимых достаточных и достоверных доказательств в обоснование своих доводов истцом не представлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, по смыслу закона только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.
При этом, учитывая, что социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, соответствующее жилье должно быть предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в случае достижения ими возраста 23 лет, при условии, что они встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Поскольку с заявлением о постановке на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в администрацию МО Сакмарский район Оренбургской области Яценко С.В. до достижения им возраста 23 лет не обращался, то правовых оснований для предоставления ему жилого помещения по указанному основанию не имелось.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Причин, которые можно считать уважительными, в том числе в соответствии с упомянутым Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, влекущих отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яценко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.