Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Васякина А.Н., Ярыгиной Е.Н.
при секретаре Плешивцевой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Пятина С.В. к администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" об обязании предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области"
на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 09 августа 2017 года, которым исковые требования Пятина С.В. удовлетворены. Суд обязал администрацию МО "Новосергиевский район Оренбургской области" предоставить Пятину С.В., *** года рождения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств Оренбургской области в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения истца Пятина С.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Пятин С.В. обратился в суд с иском к администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" об обязании предоставления жилого помещении. В обоснование заявленных требований истец указал, что ранее имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 14 сентября 2004 года его отец П.В.В. был лишен родительских прав, его мать П.С.Н. умерла 07 апреля 2004 года. В соответствии с постановлением администрации Новосергиевского района от 25 марта 2010 года N *** истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". В то время ему был 21 год. Впоследствии был включен в список нуждающихся в жилом помещении. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен. В собственности жилого помещения не имеет. Просил суд возложить на администрацию МО "Новосергиевский район Оренбургской области" обязанность по предоставлению ему за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения в пределах территории МО "Новосергиевский район" Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 24 июля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство образования Оренбургской области и МКУ "Отдел образования администрации МО "Новосергиевский район" Оренбургской области.
В судебном заседании истец Пятин С.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО "Новосергиевский район" Бурцева И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица МКУ "Отдел образования администрации МО "Новосергиевский район" Федянина Н.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц правительства Оренбургской области, министерства образования Оренбургской области, министерства социального развития Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик администрация МО "Новосергиевский район Оренбургской области", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации МО "Новосергиевский район", представитель правительства Оренбургской области, представитель министерства образования Оренбургской области, представитель министерства социального развития Оренбургской области, представитель МКУ "Отдел образования администрации МО "Новосергиевский район" Оренбургской области не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ (ред. от 01.09.2017) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.12.2007 N 1853) органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что родителями Пятина С.В., *** года рождения, являются П.В.В. и П.С.Н.
П.С.Н. умерла 07 апреля 2004 года, что подтверждается свидетельством о смерти от 12 августа 2009 года.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 14 сентября 2004 года П.В.В. лишен родительских прав в отношении Пятина С.В.
Судом первой инстанции установлено, что Пятин С.В. в возрасте 15 лет приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до окончания среднего образовательного учреждения находился на полном государственном обеспечении в МУСО "Социальный приют для детей и подростков "Березка", затем был направлен на обучение в Погроминский аграрный техникум. В период обучения был осужден, находился в местах лишения свободы.
Из справки на требование о судимости из ИЦ УМВД РФ по Оренбургской области следует, что Пятин С.В. 10.05.2007 года заключен под стражу, 07.08.2009 года освобожден по отбытию наказания из ФБУ ИК-1 г. ***.
Пятин С.В. обратился в орган опеки и попечительства Новосергиевского РОО с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем свидетельствует его заявление, датированное 4 февраля, без указания года. На заявлении имеется резолюция о постановке на учет без указания даты.
Факт написания заявления Пятиным С.В. до достижения им возраста 23-х лет сторонами не оспаривался.
Постановлением администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" от 25.03.2010 N *** Пятин С.В. поставлен на регистрационный учет для получения жилья при администрации Новосергиевского района.
Постановлением администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" от 31.03.2011 N 184-п Пятин С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, под номером 10.
По состоянию на 1 января 2017 года Пятин С.В. в сводном Списке, сформированном министерством образования Оренбургской области, не значится.
Из уведомления Росреестра от 06 июня 2017 года следует, что Пятину С.В. не принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Пятин С.В. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как до достижения 23 лет был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления, право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ не реализовал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и правомерно возложил на ответчика обязанность по предоставлению Пятину С.В. по договору найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию со сделанными судом названными выводами и направлены на переоценку обстоятельств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на новые обстоятельства, которые не обсуждались и не проверялись судом первой инстанции и могли бы повлечь отмену решения.
Выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 09 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.