Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.,
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 августа 2017 года по административному исковому заявлению Кашириной Александры Ивановны к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Солопьева В.И., судебная коллегия
установила:
Каширина А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что она является собственником жилого дома по адресу: (адрес). Дом расположен на земельном участке общей площадью 480 кв.м. с кадастровым номером N, который с момента приобретения земельного участка находится в её фактическом пользовании.
10 апреля 2017 года Каширина А.И. обратилась в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, представив схему его расположения, правоустанавливающие документы на объект недвижимости, документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя.
Решением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 22 апреля 2017 года N 2893117 истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги "принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка", поскольку для оформления земельного участка под размещение жилого дома литер АА4 необходимо разделить земельный участок общего пользования по адресу (адрес) по согласованию со всеми землепользователями земельного участка.
Каширина А.И. полагает, что предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у административного ответчика не имелось.
Административный истец просила суд признать отказ администрации г. Оренбурга от 28 апреля 2017 года в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка с кадастровым номером N по адресу (адрес) незаконным и обязать администрацию г. Оренбурга устранить допущенные нарушения путем согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 21 марта 2017 года и вынесения постановления о предварительном согласовании земельного участка в течение трех календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 августа 2017 года административное исковое заявление Кашириной А.И. удовлетворено, суд признал незаконным решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 28 апреля 2017 года об отказе в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: (адрес) площадью 480 кв.м. и обязал Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга повторно рассмотреть заявление Кашириной А.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: (адрес) площадью 480 кв.м.
С таким решением не согласился административный ответчик Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что названный земельный участок с кадастровым номером N имеет общую площадь 633 кв.м. Поэтому в случае образования земельного участка площадью 480 кв.м., на котором расположен жилой дом Кашириной А.И., то площадь оставшегося земельного участка, с расположенной на нем самовольной постройкой - домом, владельцем которого является Антонова Г.И., составит 153 кв.м., тогда как согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Оренбург", утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года N 557, минимальный размер земельного участка в районах сложившейся сохраняемой индивидуальной застройки составляет 200 кв.м. Следовательно, в случае образования земельного участка, площадью 480 кв.м., оставшийся земельный участок площадью 153 кв.м., в дальнейшем образовать невозможно, что приведет к нарушению прав владельца расположенного на нем жилого дома, в настоящее время надлежащим образом не оформленного.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного истца Горяинов А.А. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения; заинтересованное лицо Антонова Г.И. разрешение апелляционной жалобы оставила на усмотрение судебной коллегии.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца Кашириной А.И., представителя административного ответчика Демченко М.В., надлежащим образом извещенных о времени и места рассмотрения дела.
Заслушав судью-докладчика, представителя административного истца Горяинова А.А., заинтересованное лицо Антонову Г.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 02 сентября 2015 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка" (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпунктов 1,4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Каширина А.И. на основании договора купли-продажи от 28 сентября 1984 года является собственником жилого дома литер АА4 по адресу: (адрес) По данному договору Каширина А.И. приобрела каркасно-засыпной дом, расположенный на земельном участке площадью 612 кв.м.
В соответствии с выпиской из публичной кадастровой карты, а также генеральным планом земельного участка, справкой ГП Техническая инвентаризация на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 633 кв.м., расположены дом литер А1А2А3, возведенный самовольно Пеговой М.И. (в настоящее время находится во владении Антоновой Г.И.), и дом литер АА4, принадлежащий на праве собственности Кашириной А.И.
На основании решения исполкома Промышленного райсовета, комбината благоустройства Промышленного района г. Оренбурга дому литер А1А2 присвоен почтовый адрес: (адрес)
Согласно сведениям ГКН жилой дом и земельный участок с кадастровым номером N, площадью 633 кв.м., по адресу: г(адрес), а также жилой дом и земельный участок по адресу: (адрес) с кадастровым номером N, площадью 127 кв.м., поставлены на кадастровый учет, статус объектов - ранее учтенные.
10 апреля 2017 года Каширина А.И. обратилась в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу (адрес) площадью 480 кв.м., с кадастровым номером N. Представила согласно расписке схему расположения земельного участка, ведомость вычисления площадей, а также правоустанавливающие документы на жилой дом по адресу: (адрес)
Решением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 22 апреля 2017 года административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на пункт 2.11 постановления администрации г. Оренбурга от 2 сентября 2015 года N 247-п, поскольку для оформления земельного участка под размещение жилого дома литер АА4 необходимо разделить земельный участок общего пользования по адресу улица (адрес). Раздел единого домовладения на самостоятельные владения согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации допускается с согласия землепользователей исходного земельного участка. Также указано на необходимость присвоить адреса жилому дому и земельному участку.
Удовлетворяя административное исковое заявление Кашириной А.И., суд первой инстанции исходил из того, что требование административного ответчика о разделе домовладения на участке общего пользования по адресу: (адрес) не основано на законе и фактических обстоятельствах дела и не может служить основанием для отказа в издании распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения, учитывая, что межевание и согласование границ земельного участка осуществляется после предварительного согласования уполномоченным органом местного самоуправления предоставления земельного участка. Тогда как согласно схеме расположения испрашиваемого истцом земельного участка и ведомости вычисления площадей, составленной ООО "***" Каширина А.И. просит предоставить ей часть земельного участка по адресу: (адрес) кадастровый номер N площадью 480 кв.м. согласно сложившемуся порядку пользования земельным участком под принадлежащим ей на праве собственности жилым домом.
Согласно схеме расположения на указанной части земельного участка по адресу: (адрес), кадастровый номер N площадью 480 кв.м. отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае образования земельного участка площадью 480 кв.м., оставшийся земельный участок, площадью 153 кв.м. в дальнейшем образовать будет невозможно в силу минимального размера земельного участка в 200 кв.м., установленного Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Оренбург", судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку земельный участок, на котором находится объект самовольной постройки - жилой дом, владельцем которого является Антонова Г.И., уже поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N, и определена декларированная площадь 127 кв.м. Таким образом, права будущего собственника этого жилого дома по адресу: (адрес), нельзя признать нарушенными.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 29 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.