Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В.,
при секретаре Гатченко О.О.,
с участием представителя административного истца ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" - Черемухиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: (адрес), на земельном участке расположены объекты по производству хлеба и хлебобулочных изделий N.
Постановлением администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 г. N 3698-п были утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка в размере 151 887 519,78 рублей.
Указанная кадастровая стоимость не является актуальной, поскольку была изменена 7 июня 2017 г. и на данный момент составляет 257 481,42 рубль.
Однако в период с 1 января 2016 г. по 6 июня 2017 г. кадастровая стоимость составляла 151 887 519,78 рублей, что нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение его арендных платежей. Рыночная стоимость спорного земельного участка на 1 января 2016 г. составляет 44 995 092 рубля.
ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" просит суд, с учетом уточненных требований, установить в отношении указанного земельного участка кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44 995 092 рублей на период с 1 января 2017 г. по 7 июня 2017 г.
В судебное заседание не явились представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации г.Оренбурга, извещенные надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Представитель административного истца Черемухина Е.С. поддержала исковые требования.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзыв Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес), суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от (дата) N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от (дата) N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: (адрес), на земельном участке расположены объекты по производству хлеба и хлебобулочных изделий N, что подтверждается договором аренды земельного участка N от (дата) и дополнительным соглашением к нему от (дата) Арендодателем по указанному договору является администрация г.Оренбурга.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. установлена в размере 151 887 519,78 рублей.
Согласно распоряжению департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от 1 июня 2017 г. N 2189-р установлено соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N площадью *** кв.м, с разрешенным использованием: для размещения объектов по производству хлеба и хлебобулочных изделий, классификатору видов разрешенного использования земельных участков: разрешенное использование хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 15 приложения N 1 к постановлению администрации г.Оренбурга от 12 января 2017 г. N 44-п "О внесении изменений в постановление администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 г. N 3698-п").
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 7 июня 2017 г. установлена в размере 257 481,42 рубль.
Административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области, однако решением Комиссии от (дата)N заявление отклонено, поскольку документы, представленные истцом в комиссию, не соответствуют требованиям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности", а именно: рыночная стоимость земельного участка рассчитана по состоянию на (дата), при этом сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в результате изменения вида разрешенного использования, на основания заявления от (дата) внесены в ЕГРН (дата)
Из разъяснений, содержащихся в п. 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административным истцом представлена претензия департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга направленная в адрес генерального директора ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" от (дата)N, из которой следует, что арендная плата за 2017 год составляет *** рублей. Расчет задолженности исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 151 887 519,78 руб.
Изложенное свидетельствует о том, что ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие", являясь арендатором земельного участка, имеет законный интерес в установлении в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости до даты определения новой кадастровой стоимости, то есть до 7 июня 2017 г.
В обоснование доводов административным истцом приложен отчет N от (дата), выполненный оценщиком ФИО3, которая является членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент", включена в реестр (дата)
Указанным отчётом по состоянию на 1 января 2016 г. определена рыночная стоимость земельного участка в размере 44 995 092 рублей.
Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка, принадлежащего истцу.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил, что согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от (дата) кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 151 887 519,78 рублей существенно отличается от его рыночной стоимости.
Надлежащих доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете о рыночной стоимости земельного участка, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено. У суда представленные административным истцом доказательства сомнения не вызывают.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" обратилось в суд 14 августа 2017 г., следовательно, рыночная стоимость будет применяться с 1 января 2017 года по 7 июня 2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 15 приложения N 1 к постановлению администрации г.Оренбурга от 12 января 2017 г. N 44-п "О внесении изменений в постановление администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 г. N 3698-п"), расположенный по адресу: Оренбургская область, Шарлыкское шоссе, на земельном участке расположены объекты по производству хлеба и хлебобулочных изделий N 16, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44 995 092 рублей на период с 01 января 2017 года по 7 июня 2017 г.
Датой подачи заявления считать (дата)
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 10 ноября 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.