Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Пильгановой В.М.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе А., А. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 13.04.2015 г., по которому постановлено:
Заявление А. и А., действующих также в интересах несовершеннолетних А., А.и А. о признании отказа Департамента социальной защиты населения г. Москвы в установлении статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
А., А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента социальной защиты населения г. Москвы в признании их статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной семьи. В обоснование заявления указали, что проживают с детьми в г. Москве с ***г. в квартире по договору найма, имеют в городе Москве регистрацию по месту пребывания, регистрацию по месту жительства имеют в городе Самаре. Фактически семья постоянно проживает в городе Москве. Семья является многодетной, имеет право на ряд льгот и мер социальной поддержки. В ***г. заявители обратились в Департамент социальной защиты населения города Москвы за разъяснением порядка своих законных прав и интересов как многодетной семьи и представили все затребованные Департаментом документы. Письмом от ***г. Департамент отказал в оформлении удостоверения многодетной семьи города Москвы. Отказ основан фактически лишь на том обстоятельстве, что у членов семьи заявителей отсутствует регистрация по месту жительства в г. Москве. Данный отказ полагают незаконным.
Просили суд признать отказ Департамента социальной защиты населения города Москвы в установлении семье заявителей статуса многодетной и в выдаче Удостоверения многодетной семьи города Москвы незаконным и нарушающим права и интересы членов семьи заявителей с составе пяти человек; обязать Департамент социальной защиты населения города Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, гарантированных членам семьи заявителей действующим законодательством Российской Федерации, в том числе оформить и выдать семье заявителей Удостоверение многодетной семьи города Москвы.
В судебном заседании заявители требования поддержали в полном объеме, представитель Департамента социальной защиты населения города Москвы в судебном заседании требования заявителей не признал.
Судом постановленовышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просят по доводам апелляционной жалобы А.
Поскольку Постановлениями Правительства города Москвы от 23.04.2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы", от 10.02.2015 г. N 41-ПП "Об особенностях предоставления отдельных государственных и иных услуг в сфере социальной защиты населения в городе Москве", оформление и выдача удостоверения многодетной семьи производится ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", судебная коллегия определением от 24.09.2015 г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, и привлекла к участию в деле в качестве второго ответчика ГБУ МФЦ г. Москвы.
ГБУ МФЦ г. Москвы, А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ранее - ДСЗН города Москвы) К., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы А. проживают в городе Москве в квартире, занимаемой по договору найма с ноября 2013 года, имеют троих несовершеннолетних детей.
На основании ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60, данная семья является многодетной, поскольку в ней воспитывается трое детей, все дети не достигли возраста 16 лет. Тот факт, что данная семья является многодетной, не оспорен ответчиками в ходе рассмотрения дела.
На момент обращения А. в ДСЗН города Москвы с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи (декабрь 2013 г.) А. и И.А. с детьми проживали по адресу: ***, что подтверждается договорами найма, имели регистрацию по месту пребывания в городе Москве.
В письме N ***от ***г. ДТСЗН города Москвы сообщил истцам об отсутствии оснований для признания их статуса многодетной семьи ввиду отсутствие доказательств, подтверждающих их место жительства в городе Москве, к которым Департамент относит, прежде всего, документ о регистрации по месту жительства.
Суд первой инстанции, разрешая спор, согласился с позицией ДТСЗН города Москвы и со ссылкой на Административный регламент предоставления государственной услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 г. N 301-ПП, пунктами 2.8.2, 2.8.3, 2.8.5 которого предусмотрено предоставление заявителем, обращающимся за выдачей удостоверения, документа, подтверждающего место жительства в городе Москве, отказал А. в удовлетворении заявления.
При этом суд не учел, что решением Московского городского суда от 01.04.2013 г., оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 14.08.2013 г. N 5- АПГ13-24, п. 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликат", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 г. N 301-ПП, в части слов "зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве" признан недействующим.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, проживающим постоянно на территории города Москвы, не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства в городе Москве, так как федеральное законодательство устанавливающее обязанность субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, не предусматривает такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.
Не содержится такого критерия и в статье 2 Закона г. Москвы N 60 от 23 ноября 2005 г. "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
С учетом того, что регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Поскольку истцами представлены суду доказательства фактического проживания на территории г. Москвы, осуществления Амировым Д.В. трудовой деятельности в г. Москве, получения членами семьи медицинской помощи по месту жительства в г. Москве и обучение, посещение детьми детских дошкольных учреждений, имеются основания для признания их постоянно проживающими в городе Москве и, с учетом их статуса многодетной семьи, выдачи им Удостоверения многодетной семьи.
Решением Московского городского суда от 01 апреля 2013 г. по делу N 3-0026/2013 были признаны недействующими все те нормы Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве и Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", которые обуславливали возможность получения Удостоверения только семьями, зарегистрированными по месту жительства в городе Москве.
В этой связи истцы просили суд признать отказ Департамента социальной защиты населения города Москвы в установлении семье заявителей статуса многодетной и в выдаче Удостоверения многодетной семьи города Москвы незаконным и нарушающим права и интересы членов семьи заявителей с составе пяти человек; обязать Департамент социальной защиты населения города Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, гарантированных членам семьи заявителей действующим законодательством Российской Федерации, в том числе оформить и выдать семье заявителей Удостоверение многодетной семьи города Москвы.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с названными Постановлениями Правительства города Москвы от 23.04.2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы", от 10.02.2015 г. N 41-ПП "Об особенностях предоставления отдельных государственных и иных услуг в сфере социальной защиты населения в городе Москве", оформление и выдача удостоверения многодетной семьи производится ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность по оформлению и выдаче А., А. удостоверения многодетной семьи на ГБУ МФЦ г. Москвы.
Соответственно, в удовлетворении данных требований к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 13.04.2015 г. отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать ГБУ МФЦ г. Москвы выдать А., А. Удостоверение многодетной семьи.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту труда и занятости населения г. Москвы А., А. - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.