Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е.
на Решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 02 марта 2017 года, которым постановлено:
Постановление ВРИО главного государственного санитарного врача по СВАО г.Москвы ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве в СВАО г. Москвы Тарасенко И.М. N *** от 23 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. - оставить без изменения, а жалобу Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ВРИО главного государственного санитарного врача по СВАО г.Москвы ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве в СВАО г. Москвы Тарасенко И.М. N *** от 23 ноября 2016 года Генеральный директор ОАО "Автобытсервис" Гостев В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ОАО "Автобытсервис" Гостев В.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просил изменить постановление в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, просил о снижении назначенного штрафа до 10 000 рублей.
Судьей Бабушкинского районного суда г.Москвы постановленовышеизложенное решение.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица и решением судьи, генеральный директор ОАО "Автобытсервис" Гостев В.Е. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просил изменить постановление в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей и снизить размер назначенного штрафа.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. , поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.1.7.1322-03.
Согласно положениям п.1.3 СанПин 2.1.7.1322-03, требования правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
В соответствии с п. 2.2 СанПин 2.1.7.1322-03 процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
Согласно положениям "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", образование и накопление осуществляется непосредственно потребителем ртутьсодержащих ламп.
Под накоплением, согласно "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", понимается хранение потребителем ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп
В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
Ртутьсодержащие люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности в соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СанПин 2.1.7.1386-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Согласно п. 3.6 СанПин 2.1.7.1322-03, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом, хранение твердых промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметических оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
В соответствии с положениями п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно п.17 вышеуказанных Правил, хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно положениям п. 20 вышеуказанных Правил в случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений. Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.
Между тем указанные выше экологические и санитарно-эпидемиологические требования ОАО "Автобытсервис" соблюдены не были.
Из материалов дела усматривается, что 07 ноября 2016г. в 17 час. 00 мин. по адресу: *** , при проведении плановых надзорных мероприятий Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Северо-Восточном административном округе города Москвы по Распоряжению N *** от 27 сентября 2016 года в отношении ОАО "Автобытсервис", Генеральным директором которого является Гостев В.Е., установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления юридическим лицом - ОАО "Автобытсервис", а именно: хранение отработанных ртутьсодержащих ламп организованно в подвальном помещении, в котором находятся два металлических контейнера с отработанными ртутьсодержащими лампами разной длины. Один контейнер имеет металлическую крышку, второй контейнер не укомплектован металлической крышкой, либо водонепроницаемым чехлом (имеется укрытие картоном и пластиковой крышкой не по размеру контейнера) и часть боковой поверхности контейнера выполнена в виде металлической сетки, что не обеспечивает герметичность контейнера и не исключает возможность загрязнения окружающей среды. В данном помещении также организованно хранение использованных светильников, плафонов, картонных коробок, в некоторых светильниках имеются отработанные ртутьсодержащие лампы. Имеется картонная коробка, наполненная отработанными ртутьсодержащими лампами, хранящиеся навалом, в условиях не исключающих случайное повреждение ртутьсодержащих ламп. В данном подвальном помещении имеются трубы коммуникаций, также не исключающие случайное повреждение ртутьсодержащих ламп. На открытой территории имеются места захламления отходами 1 класса опасности (ртутьсодержащие лампы), неиспользуемым инвентарем арендаторов (стекла, вывески, поддоны и др.). Имеющиеся бункеры-накопители для ТБО, смета с территории не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, что является нарушением требований ст.ст.11, 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 11, 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие cбop, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N681), п.п. 3.6. 3.7 CaнПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
На основании вышеизложенного было вынесено Постановление ВРИО главного государственного санитарного врача по СВАО г.Москвы ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве в СВАО г. Москвы Тарасенко И.М. в отношении Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вина Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается : - протоколом N *** об административном правонарушении от 09 ноября 2016 года;
- распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве о проведении плановой выездной проверки от 27 сентября 2016 года N *** о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО "Автобытсервис";
- актом проверки от 07 ноября 2016 года с выявленными нарушениями и другими материалами дела.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении должностным лицом - Генеральным директором ОАО "Автобытсервис" Гостевым В.Е. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. о том, что административное наказание назначено ему по максимальному размеру, предусмотренному ст. 8.2 КоАП РФ в размере 30 000 рублей, не влияет на правильность решения судьи и постановления должностного лица и не может служить основанием для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
Доводы жалобы Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. о том, что судья не дал надлежащей оценки всем представленным доказательствам, не учел наличие смягчающих обстоятельства и что судья имел все основания признать постановление должностного лица изменить в части назначенного наказания и уменьшить сумму штрафа не могут служить основанием для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица, поскольку были предметом судебного разбирательства, судья дал им надлежащую правовую оценку не согласиться с которой оснований не нахожу.
Поскольку административным органом и судьей был установлен факт нарушения должностным лицом - Генеральным директором ОАО "Автобытсервис" Гостевым В.Е. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не нахожу оснований не согласиться с выводом судьи, что в данном случае выбор размера наказания является правом Управления Роспотрбенадзора по г.Москве и что нет оснований для снижения размера назначенного административным органом штрафа.
При этом учитываю, что в судебном заседании Московского городского суда Генеральный директор ОАО "Автобытсервис" Гостев В.Е. признал, что в его действиях имеется состав административного правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и пояснил, что выявленные нарушения исправлены.
Административное наказание должностному лицу- Генеральному директору ОАО "Автобытсервис" Гостеву В.Е. назначено в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 02 марта 2017 года и Постановление ВРИО главного государственного санитарного врача по СВАО г.Москвы ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве в СВАО г. Москвы Тарасенко И.М. N *** от 23 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. - оставить без изменения, а жалобу Генерального директора ОАО "Автобытсервис" Гостева В.Е. - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.