Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Вильдэ О.Р., поданные в защиту ОАО "РЖД" на постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 14.10.2016 NN *** и решения судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 09.06.2017 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, вынесенных в отношение ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
Постановлениями главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве (далее - ГИТ в г. Москве) от 14.10.2016 NN *** ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначены административные наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей по каждому постановлению.
Решениями судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 09.06.2017, названные постановления оставлены без изменения, жалобы ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, защитник Вильдэ О.Р. ставит вопрос об отмене постановлений должностного лица и судебных решений, ссылаясь на отсутствие в действиях ОАО "РЖД" состава вмененных правонарушений, неправильное определение должностным лицом и судом обстоятельств дела.
В судебном заседании Московского городского суда защитники ОАО "РЖД" Вильдэ Д.Ю., Макаров Д.Ю. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Прокуроры Фролова М.Г., Ермошина М.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы административного производства, представленные ГИТ г. Москвы, выслушав защитников Вильдэ Д.Ю., Макарова Д.Ю., прокуроров Фролову М.Г., Ермошину М.М., проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с ч.ч. 1,4,8 ст. 213 Трудового кодекса РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Во исполнение положений ст.213 ТК РФ Приказом Минздавсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", утверждены соответственно перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с п.п.2,3,15,16,19 вышеуказанного Порядка, обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.
Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.
Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в факторов и работ.
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с факторов и работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные работ.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Как усматривается из материалов дела, в период с 29.08.2016 по 23.09.2016 Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в отношении ОАО "РЖД" - Департамента управления имуществом ОАО "РЖД", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда.
В результате проверки установлено, что в нарушение требования абз. 12 ч.2 ст. 212 и ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса, п.3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздавсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, ОАО "РЖД" не организовало прохождение обязательного медицинского осмотра следующих работников, работающих с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ) в т.ч.: ведущего специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы *** И.С., главного специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы *** Н.Б., специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы *** Ю.В., заместителя начальника отдела имущественного обеспечения структурной реформы *** А.В., ведущего специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы *** А.А., ведущего специалиста общего сектора *** О.А.
В нарушение требования абз. 4 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ указанные работники были допущены к работе по день проведения проверки.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 23.09.2016 и послужили основанием для вынесения должностным лицом ГИТ в г. Москве 6 постановлений от 14.10.2016 NN *** о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. по каждому постановлению.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: актом проверки от 23.09.2016; постановлениями заместителя межрегионального транспортного прокурора от 26.09.2016 о возбуждении дел об административных правонарушениях; приказами о приеме *** И.С., *** Н.Б., *** Ю.В., *** А.В., *** А.А., *** О.А. на работу, сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда Департамента управления имуществом ОАО "РЖД"; перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда Департамента управления имуществом ОАО "РЖД"; сводной ведомостью результатов аттестаций рабочих мест по условиям труда; картами аттестаций рабочих мест указанных лиц, согласно которым продолжительность воздействия факторов ЭМП и излучения на рабочем месте ведущего специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы составляет *** рабочего времени, главного специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы - *** рабочего времени; специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы -*** рабочего времени; заместителя начальника отдела имущественного обеспечения структурной реформы - *** рабочего времени, ведущего специалиста общего сектора - *** рабочего времени;
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ГИТ в г. Москве и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ОАО "РЖД" в совершении вмененных правонарушений.
Доводы жалоб об отсутствии события правонарушения, поскольку статьей 213 ТК РФ предусматривается проведение обязательных и периодических медицинских осмотров только для работников занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а вышеперечисленные к таковым не относятся основаны на неверном толковании закона.
Согласно Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден N 302н.
В данного Приказа предусмотрено, что периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с факторов и работ. Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные работ.
Приложением N 1 к Приказу определен вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых производятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в соответствии с которого установлен физический фактор - неионизирующее излучение, в том числе: электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени), который является опасным производственным фактором. Медицинские осмотры лиц, работающих при таких условиях, проводятся один раз в два года.
При этом, работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени предполагает виды работ, при осуществлении которых в сумме не менее 50% рабочего времени с ПЭВМ имеется воздействие вредного физического фактора в виде электромагнитного поля широкополосного спектра частот.
Приложения N 1 к Приказу N 302н определено, что в перечне вредных факторов перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Указанным нормативным документом является " . Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2005)
В соответствии с Руководства электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ по уровню своего воздействия относится к вредным и (или) опасным классам условий труда при превышении временно допустимых уровней, установленных .
В соответствии с Руководства наблюдение за экранами видеотерминалов при буквенно-цифровом типе отображения информации свыше 4 и более часов в смену относится к вредным классам условий труда.
Следовательно, формулировка Приказа N 302н по данному фактору подразумевает вредные условия труда (для стандартных 7 - 8 часовых смен и более продолжительных смен), что подтверждается . Для определения необходимости проведения медицинских осмотров работников по данному фактору необходимо определить время непосредственного зрительного контакта их с монитором.
Таким образом, предварительный (периодический) медицинский осмотр работников, в том числе лиц, указанных в обжалуемых постановлениях, согласно Приказа N 302н обязателен в случае наличия одного из следующих условий: превышение на рабочем месте ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот (класс условий труда 3.1 и выше); работа в рамках трудовых обязанностей с вынужденным зрительным контактом более 50% рабочего времени с видеотерминалом.
Представленные в материалы дела карты аттестации рабочих мест главного специалиста, заместителя начальника отдела, ведущего специалиста отдела, специалиста отдела имущественного обеспечения структурной реформы Департамента управления имуществом ОАО "РЖД" подтверждают наличие в данном структурном подразделении общества работников -пользователей ПЭВМ с вынужденным зрительным контактом с ПЭВМ более 50% рабочего времени, следовательно, с вредными условиями труда по данному физическому фактору.
Согласно Приказа N 302н наличие вредных факторов может быть установлено как в рамках контрольно-надзорной деятельности, так и по результатам аттестации рабочих мест.
В связи с указанным у ОАО "РЖД" имеется обязанность проводить предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложения N 1 к Приказа N 302н, в отношении работников, которые не менее 50% рабочего времени осуществляют работу с ПЭВМ по считыванию, вводу информации, работу в режиме диалога, в результате чего получают воздействие вредного физического фактора - электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (вид неионизирующего излучения). При этом, не имеет правового значения отсутствие превышений на рабочих местах предельно допустимых уровней электромагнитного поля широкополосного спектра частот по данным аттестации рабочих мест, так как правовое значение для возникновения обязанности по проведению медицинских осмотров имеет сам факт осуществления работником вышеперечисленных работ с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени.
С учетом вышеизложенного доводы жалоб об отсутствии события правонарушения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Постановления о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых постановлений должностного лица и решений судьи районного суда.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, судья Московского городского суда приходит к выводу о том, что совершенное Обществом деяние образует единое событие и состав административного правонарушения.
То обстоятельство, что выявленные нарушения касаются допуска к работе разных сотрудников ОАО "РЖД", не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, применительно к данному делу не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого работника в отдельности.
В данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества работников, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, были выявлены в рамках одной проверки, по окончании которой составлен один акт проверки. Все постановления о назначении административного наказания по этой норме вынесены должностным лицом ГИТ в г. Москве в один день.
С учетом изложенного следует признать, что ОАО "РЖД" неправомерно вменено совершение шести самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Следовательно, ОАО "РЖД" подлежало привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением одного наказания в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 14.10.2016 NN *** и решения судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 09.06.2017 подлежат изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 14.10.2016 NN *** и решения судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 09.06.2017 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" изменить и назначить ОАО "РЖД" административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобы защитника Вильдэ О.Р. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.