Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Бирюкова М.Ю., поданной в защиту *** В.И. на решение Мещанского районного суда от 04.09.2017, которым оставлено без изменения постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы от 15.07.2017по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении *** В.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы N *** от 15.07.2017 несовершеннолетняя *** В.И. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 04.09.2017 обжалуемое постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник *** В.И. - адвокат Бирюков М.Ю. просит отменить вынесенное в отношении *** В.И. постановление и решение по делу об административном правонарушении, вынести новое решение, в связи с недоказанностью факта совершения правонарушения, допущенными процессуальными нарушениями по делу.
*** В.И. извещена о времени и месте рассмотрения дела, суд не явилась, направила защитника Бирюкова М.Ю., который в суде доводы жалобы подержал.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника Бирюкова М.Ю., допросив свидетелей *** О. А., *** И.Л., нахожу состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона административным органом а, в последствии, судьей районного суда соблюдены не были.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 30.05.2017 в 14 часов 30 минут несовершеннолетняя *** В.И., находясь по адресу: г. Москва, ***, нарушила установленный Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", запрет курения табака на детской площадке, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина *** В.И. в совершении административного правонарушения установлен Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы в т.ч. на основании протокола об административном правонарушении и объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, данными на досудебной стадии производства по делу 30.05.2017.
С выводом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы о допустимости указанных доказательств согласился и суд первой инстанции.
Вместе с тем административный орган и суд при рассмотрении дела не учли следующее.
В соответствии со КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3).
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно разъяснениям п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении ( КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные,, КоАП РФ, Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.) п. 4 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В силу КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
На основании КоАП РФ защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим в отношении представляемых ими лиц.
Из материалов дела следует, что *** года рождения на момент возбуждения дела об административном правонарушении 30.05.2017 года являлась несовершеннолетним лицом.
При применении к *** В.И. мер обеспечения производства по делу, составлении протокола об административном правонарушении законный представитель несовершеннолетнего лица не присутствовал, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не извещался, что является нарушением прав несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Отсутствие законного представителя при составлении протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетней *** В.И. является существенным недостатком данного документа.
Материалы дела об административном правонарушении, представленные в районный суд Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы не содержат сведений о надлежащем извещении лицом, составившим протокол об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетней *** В.И. о времени и месте рассмотрения дела.
К показаниям допрошенной в суде свидетеля *** И.Л. о том, что при рассмотрении дела комиссии было известно о том, что инспектор ОДН ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы известил мать *** В.И. - *** О.А. по телефону о времени составления протокола об административном правонарушении, суд относится критически, поскольку объективных данных, подтверждающих данный факт, из которых можно установить сведения о времени и месте вызова *** О.А. к должностному лицу материалы дела не содержат.
В суде второй инстанции была допрошена *** О.А., которая буду предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложных показаний пояснила, что 30.05.2017 примерно в 15 часов ей по мобильному телефону позвонили из ОДН ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы и сообщили, что ее дочь задержана и находится в отделе полиции, попросили приехать. На что она сообщила, что находится далеко от места расположения отдела и обязательно приедет к 17 часам. Также она дала согласие на то, чтобы ее дочь передали заместителю директора школы. В вечернее время она прибыла в ОДН ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы, где е сообщили о том, что ее дочь была передана заместителю директора школы и убыла из отдела полиции. В ОДН ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы ее ознакомили с протоколом об административном правонарушении, в котором имелись подписи ее дочери, также с нее лично было взято объяснение. На момент проведения указанных действий ее дочери в отделе полиции уже не было.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями заместителя директора школы N *** г. Москвы *** Е.Г., которая подтвердила факт телефонного извещения инспектором ОДН ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы матери несовершеннолетней *** В.И. - *** О.А. и получения от последней информации о том, что она не успевает в кратчайший срок прибыть в отдел просит ее забрать *** В.И. из отделения полиции. Из показаний *** Е.Г. не следует, что в то время, когда в отделе полиции находилась несовершеннолетняя *** В.И., там же присутствовала ее мать. В своих показаниях *** Е.Г. пояснила также, что *** О.А. сообщала инспектору о невозможности незамедлительного прибытия в отдел полиции, просила ее забрать дочь из отдела.
В соответствии с КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, отсутствие законного представителя несовершеннолетнего на досудебной стадии производства по делу, при составлении протокола об административном правонарушении, являлось основанием для возврата Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его, для устранения изложенных выше нарушений закона на основании КоАП РФ.
Тем не менее, указанные требования административным органом выполнены не были. Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке КоАП РФ исключается в силу КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством по делу.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценивая в порядке ст. 26.11 КоАП РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая недопустимость протокола об административном правонарушении от 30.05.2017 в отношении *** В.И., полученного с нарушением закона, прихожу к выводу о том, что факт совершения *** В.И. вмененного ей правонарушения материалами дела не доказан.
В соответствии с КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении *** В.И. подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь 6 - 9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красносельского района г. Москвы от 15.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении *** В.И., решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 04.09.2017 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.