Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В.,
представителя Оренбургского городского Совета Калинина М.В.,
представителей главы города Оренбурга Богдановой В.Ф., Твороговой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 2.1 постановления, утверждённого решением Оренбургского городского Совета от 11 июня 2010 года N 1115,
установил:
решением Оренбургского городского Совета от 11 июня 2010 года N 1115 утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Оренбурга и Избирательной комиссии муниципального образования "город Оренбург".
Пунктом 1.1 Положения определены основания для установления пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, предусмотренные единым реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области, установленным в соответствии с действующим законодательством, и освобожденным от муниципальной должности или уволенным с муниципальной службы не ранее 22 июля 1997 года по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.
Согласно абзацу 3 пункта 2.1. Положения в редакции решения Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2017 года N 291 пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в пункте 1.1 Положения, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Положению. При этом стаж работы в органах местного самоуправления города Оренбурга и избирательной комиссии муниципального образования "Город Оренбург" должен составлять не менее двадцати пяти процентов от стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет.
Решение Оренбургского городского Совета от 11 июня 2010 года
N 1115 опубликовано в издании "Вечерний Оренбург" от 23 июня
2010 года N 25. Изменения, внесенные решением Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2017 года N 291, вступили в силу после его официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург" 07 марта 2017 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года.
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд, полагая, что установление оспариваемым решением условия обязательного стажа работы в органах местного самоуправления города Оренбурга и избирательной комиссии муниципального образования "Город Оренбург" не менее двадцати пяти процента от стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства.
Заместитель прокурора Оренбургской области просил суд признать недействующим абзац 3 пункта 2.1 решения Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2017 года N 291 в части слов "При этом стаж работы в органах местного самоуправления города Оренбурга и Избирательной комиссии муниципального образования "город Оренбург" должен составлять не менее двадцати пяти процентов от стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет".
В судебном заседании представитель административного истца, прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплин И.В., административные требования уточнил и просил признать недействующим абзац 3 пункта 2.1 постановления, утверждённого решением Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2017 года N 291 в части слов "При этом стаж работы в органах местного самоуправления города Оренбурга и Избирательной комиссии муниципального образования "город Оренбург" должен составлять не менее двадцати пяти процентов от стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет".
Представитель Оренбургского городского Совета Калинин М.В., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора не согласился, полагая оспариваемое решение законным.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица, подписавшего оспариваемое решение, привлечён глава города Оренбурга.
Представители главы города Оренбурга Богданова В.Ф. и
Творогова Н.А., действующие на основании доверенностей, с требованиями прокурора не согласились.
Изучив доводы сторон, проверив соответствие нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В силу подпунктов 2, 4 статьи 7 Федерального закона от
15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней, при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 году составляет 15 лет 6 месяцев.
Из положений статей 2 и 5 Федерального закона N 166-ФЗ следует, что пенсия за выслугу лет является видом пенсий по пенсионному обеспечению государственных служащих, которая представляет собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую гражданам, в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
При этом законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Однако, принимая оспариваемое в данном административном деле решение, Оренбургский городской Совет фактически лишил названную выше категорию граждан гарантированного федеральным законодателем права на получение дополнительного пенсионного обеспечения, поскольку муниципальные служащие, имеющие предусмотренный федеральным законодательством необходимый для назначения пенсии по выслуге лет стаж (например, в 2017 году 17 лет и 6 месяцев), стаж работы которых в органах местного самоуправления города Оренбурга или избирательной комиссии муниципального образования "Город Оренбург" составляет менее двадцати пяти процентов от стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, указанным правом в МО "Город Оренбург" воспользоваться не смогут.
Лишение лиц, замещавших муниципальные должности в других муниципальных образованиях, права на получение гарантированной им федеральным законодательством пенсии за выслугу лет приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что абзац 3 пункта 2.1 постановления, утверждённого решением Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2017 года N 291 в части слов "При этом стаж работы в органах местного самоуправления города Оренбурга и Избирательной комиссии муниципального образования "город Оренбург" должен составлять не менее двадцати пяти процентов от стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет" противоречит требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по общему правилу, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого названное решение представительного органа местного самоуправления должно быть признано недействующим, суд полагает, что, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан, оно подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующим абзац 3 пункта 2.1 Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления города Оренбурга и Избирательной комиссии муниципального образования "город Оренбург", утверждённого решением Оренбургского городского Совета от 11 июня 2010 года N 1115 в редакции решения Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2017 года N 291, в части слов: "При этом стаж работы в органах местного самоуправления города Оренбурга и Избирательной комиссии муниципального образования "город Оренбург" должен составлять не менее двадцати пяти процентов от стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет" со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Оренбургский городской Совет опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в официальном печатном издании муниципального образования "Город Оренбург".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.