Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 05 декабря 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Луневой С.П., Строчкиной Е.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ессентуки по доверенности
Дусева В.С.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 августа 2017 года по административному исковому заявлению прокурора г. Ессентуки, действующего в интересах Крековой Ольги Михайловны, Крекова Леонида Владимировича, Крекова Евгения Владимировича, Крекова Александра Владимировича, Орловой (Крековой) Елены Владимировны к администрации г. Ессентуки о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении представления прокурора и непринятии мер по восстановлению нарушенных жилищных прав, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ессентуки обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Крековой О.М., Крекова Л.В., Крекова Е.В., Крекова А.В., Орловой (Крековой) Е.В. к администрации города Ессентуки о признании незаконным решения заместителя главы администрации города Ессентуки об отказе в удовлетвори представления прокурора города Ессентуки от 08.12.2016 N 7-84-2016, непринятии мер по восстановлению нарушенных жилищных прав Крековой О.М., ... г.р., Крекова Е.В., ... г.р., Крекова Л.В., ... г.р., Крекова А.В. ... г.р., Орловой (Крековой) Е.В., ... г.р., отраженного в письменном ответе от 30.12.2016 N 4323/3396; восстановлении Крековой О.М., ... Крекова Е.В., Крекова Л.В ... Крекова А.В., ... Орловой (Крековой) Е.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди.
В обосновании заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой города проведена проверка, по результатам которой в действиях администрации города Ессентуки выявлены нарушения требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на основании постановления главы города Ессентуки от 12.03.2001 N 762 "О принятии на учет нуждающихся в хилых помещениях" Креков В.А. и члены его семьи составом семьи 5 человек (он, сын - Креков Е.В., ..., сын- Креков Л.В., ..., сын - Креков А.В., ..., дочь - Крекова Е.В., ... ) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п. 1.15. постановления администрации города Ессентуки от 27.03.2014 N 777 Креков Владимир Александрович снят с вышеуказанного гнета как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
Креков В.А. снят с соответствующего учета на основании ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с разъяснениями, отраженными в письме администрации города Ессентуки от 28.06.2016 N 682/1244-К, члены семьи Крековых сняты с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ по причине отсутствия регистрации по месту жительства в границах города Ессентуки.
Так, п. 1.15 постановления администрации г. Ессентуки от 27.03.2014г. N777 не соответствует требованиям федерального законодательства.
08.12.2016 в адрес главы администрации города внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, с требованием устранить нарушения путем восстановления семьи Крековых в составе Крековой Ольги Михайловны, ... г.р., Крекова Евгения Владимировича, ... г.р., Крекова Леонида Владимировича, ... г.р., Крекова Александра Владимировича, ... г.р., Крековой Елены Владимировны, ... г.р. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в общую и первоочередную (льготную) очереди.
09.01.2017 за исх. N 4323/3396 в прокуратуру города поступил ответ на данное представление, из которого следует, что Креков В.А. умер, а у членов его семьи согласно адресных справок ОУФМС по Ставропольскому краю в г. Ессентуки от 10.12.2013 отсутствовала постоянная регистрация в г. Ессентуки, семья Крековой О.М. снята с регистрационного учета по адресу: ..., с 18.06.2010 и на основании изложенного семья Крековых снята с учета и исключена из списков, нуждающихся в получении жилья.
Обжалуемым решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 августа 2017 года исковые требования удовлетворены
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ессентуки по доверенности Дусев В.С. просит обжалуемое решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, считая решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения по следующим основаниям.
В силу требований ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 05 марта 2009 года N 376-О-П) В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. (статья 40)
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан. (социально незащищенных - прежде всего)
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. (ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации")
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч.3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом, установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. (Определение от 18 января 2005 года N 7-О)
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч. 2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Данная правовая позиции изложена в определении Конституционного суда РФ N 1549-О-П от 01 декабря 2009 года.
В силу требований ч.2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции постановлением главы г.Ессентуки N 762 от 12 марта 2001 года "О принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях" Креков В.А. составом семьи 5 человек (Крекова О.М., Креков Е.В., ... года рождения, Креков Л.В., ... года рождения, Креков А.В., Крекова Е.В., ... года рождения, принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Очередь в общем списке на получение жилой площади N 3150, в списке для первоочередников N 913.
Согласно свидетельству о смерти 11-ДН N 722675 Креков В.А. 08 апреля 2013 года умер (запись акта о смерти N 331) от 11 апреля 2013 года.
Протоколом N 11 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Ессентуки от 27 марта 2014 года в соответствии с п.2 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма от 12 марта 2001 года N 762, Креков В.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Постановлением администрации г.Ессентуки N 477 от 27 марта 2014 года на основании ст. 56 ЖК РФ, п. 30 приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 11 сентября 2006 года N 252, решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г.Ессентуки постановлено:в соответствии с п.2 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Креков В.А. исключен из списка на получение помещений по договору социального найма.
Из сообщения администрации г.Ессентуки N 643\08-08-910к от 19 июля 2013 года, направленного в адрес Крековой О.М. на ее обращение от 13 июня 2013 года, следует, что в соответствии с Порядком перерегистрации граждан, признанных малоимущими, иных граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 05 сентября 2006 года N 126-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края" "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае") граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма ежегодно в период с 01 января по 01 апреля проходят перерегистрацию с целью подтверждения оснований, дающих право состоять на учет нуждающихся в получении жилого помещения. В сообщении указан перечень документов, необходимых для перерегистрации граждан, состоящих в очереди на получение жилья.
Считая ответ администрации неполным, Крекова О.М. 03 декабря 2013 года вновь обратилась в администрацию г.Ессентуки за разъяснением, с указанием номера очередности на льготной и общей очереди на улучшение жилищных условий.
Администрацией г.Ессентуки за N 1270\0808-910К от 27 декабря 2013 года Крековой О.М. дан ответ, аналогичный указанному выше.
Судом установлено, что Крековы, на момент постановки на учет на получение жилья были зарегистрированы по адресу: Ставропольский край, ...
Согласно адресных справок от 10 декабря 2013 года Крекова О.М., Крекова Е.В., Креков Е.В., Креков А.В., Креков Л.В., сняты с регистрационного учета 18 июня 2010 года по решению суда от 09 апреля 2010 года.
Как следует из адресных справок, представленных по запросу суда, Крекова О.М. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: СК, г. Ессентуки, ул. Буачидзе, д.39, кв. 31. Срок регистрации по 15 июня 2018 года.
Креков А.В. и Креков Л.В., регистрации на территории Ставропольского края не имеют.
Орлова Е.В. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: СК, ..., сроков до 01 ноября 2017 года, Креков Е.В. имеет регистрацию по тому же месту пребывания сроком до 15 июня 2018 года.
Решением Ессентукского городского суда от 09 апреля 2010 года Креков В.А., Крекова О.М., Креков Е.В., Креков Л.В., Крекова Е.В. и Креков А.Е. признаны неприобретшими право пользования жилым помещением по адресу: ...
Указанное решение явилось основанием для снятия семьи Крековых с регистрационного учета.
Крекова О.М. является собственником нежилого помещения литер А, площадью 37,70 кв.м., расположенного по адресу: СНТ "Мичуринец", проезд 8, участок 39, на основании свидетельства о государственной регистрации права ..., что следует из представленного свидетельства, однако, данное помещение жилым не является, в силу чего регистрация в нем невозможна.
Судом первой инстанции также обозревалось гражданское дело и которого следует, что Крековы обращались в суд с заявлением о признании отказов в регистрации по месту жительств незаконными, однако, решением Ессентукского городского суда от 24 февраля 2010 года в удовлетворении требований о признании отказов от 24 октября 2009 года и от 20 ноября 2009 года в регистрации по месту жительства незаконными и в удовлетворении требований Крековых о разрешении регистрации по месту жительства по адресу: СНТ " Мичуринец", проезд 8, участок 39 - отказано.
Решением Ессентукского городского суда от 17 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Крековой О.М., Крекова Е.В., Орловой Е.В. и Крекова Л.В. к администрации г.Ессентуки о признании незаконными бездействия по непредставлению информации о состоянии и снятии очереди, по снятию с очереди, действий по снятию с общей и первоочередной очереди, принуждении где-либо получить постоянную регистрацию, признании решения общественной комиссии и постановления незаконными, восстановлении в общей и первоочередной очереди, улучшении жилищных условий согласно очередности - отказано.
Отказ суда мотивирован тем, что истцы исключены из списков на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, перечень документов, необходимых для перерегистрации граждан, состоящих в очереди на получение жилья, в администрацию г.Ессентуки не представили, постоянной регистрации на территории г.Ессентуки не имеют. Таким образом, действия администрации г. Ессентуки судом определены как верные и соответствующие требованиям закона.
Указанные выше решения вступили в законную силу.
Основанием к предъявлению настоящих требований явился результат проведенной прокуратурой г. Ессентуки проверки, результатами которой установлено, что члены семьи Крековых с учета сняты на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ по причине отсутствия регистрации по месту жительства в границах города Ессентуки.
Посчитав п. 1.15 постановления администрации г. Ессентуки от 27 марта 2014 года N777 несоответствующим требованиям федерального законодательства, прокурор г. Ессентуки 08 декабря 2016 года внес в адрес главы администрации города представление об устранении нарушений жилищного законодательства, с требованием устранить нарушения путем восстановления семьи Крековых в составе 5 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в общую и первоочередную (льготную) очереди.
09 января 2017 года за исх. N 4323/3396 в прокуратуру города поступил ответ на данное представление, из которого следует, что Креков В.А. умер, а у членов его семьи согласно адресных справок ОУФМС по Ставропольскому краю в г. Ессентуки от 10 декабря 2013 года отсутствовала постоянная регистрация в г. Ессентуки, в связи с чем семья Крековых с 18 июня 2010 года снята с учета и исключена из списков, нуждающихся в получении жилья.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что прокурор г. Ессентуки, обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением мотивировал свои требования тем, что основания, по которым семья Крековых снят с учета и исключена из списков, нуждающихся в получении жилья, нельзя было применять поскольку, постановка на учет произошла до 01 марта 2005 года, а значит нормы нового законодательства в данном случае неприменимы.
Как следует из постановления главы г. Ессентуки от 12 марта 2001 года N 762 семья Крековых являлась многодетной (7 человек), глава семьи работал в МУП КБГ водителем, семья имела статус многодетной (удостоверение N 260 от 21 февраля 2001 года). Кроме того, в семье имелись дети - инвалиды: Александр, ... и Евгений, ... г.р. (в дело представлены справки об инвалидности)
Семья проживала в доме N 115 по ул. Фрунзе г. Ессентуки Ставропольского края, при этом площадь жилого помещения на всех членов семьи составляла 26,5 кв.м., по данным ГУП "Крайтехинвенатризация" домовладения за семьей не зарегистрированы. Семья была постановлена на учет по нескольким основаниям.
Постановлением главы г. Ессентуки 27 марта 2014 года N 777 Креков В.А. был снят с учета, поскольку у членов его семьи отсутствовала регистрация в г. Ессентуки. (п.2 ст. 56 ЖК РФ)
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данных о том, что данная семья имела или не имела регистрацию в г. Ессентуки на момент постановки на учет материалы дела не содержат. В постановлении главы отражено - "..семья проживает". Поскольку Креков В.А. и члены его семьи в составе семи человек были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления администрации г. Ессентуки от 12 марта 2011 года N 762, то снятие их с данного учета на основании ч.2 ст. 56 ЖК РФ противоречит нормам ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Суд, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
По своей сути они сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в то время как оснований к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от
09 августа 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.