Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 18 сентября 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 15 сентября 2020 г. N 621-П
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 28.04.2018 N 220-п
Региональная программа
Красноярского края "Обеспечение защиты прав потребителей"
15 сентября 2020 г.
1. Паспорт региональной программы
Наименование программы |
"Обеспечение защиты прав потребителей" (далее - программа) |
Основания для разработки программы |
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей); распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р (далее - Распоряжение N 1837-р) |
Ответственный исполнитель программы |
министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - министерство) |
Соисполнители программы |
министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; министерство строительства Красноярского края; министерство культуры Красноярского края; министерство образования Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство финансов Красноярского края; министерство экономики и регионального развития Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; министерство транспорта Красноярского края; министерство цифрового развития Красноярского края; агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; агентство по туризму Красноярского края; агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края; служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края; служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края; служба по ветеринарному надзору Красноярского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края*; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю*; Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций*; Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта*; Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю*; Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю*; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Красноярский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"*; Отдел (инспекция) государственного надзора по Красноярскому краю Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии*; Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва"*; Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации*; Красноярская региональная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"*; Региональная общественная организация Красноярское Общество защиты прав потребителей Союза потребителей России*; Региональная общественная организации общества защиты прав потребителей "Народный контроль"*; Красноярская региональная общественная организация "Защита потребителей"*; Региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" по Красноярскому краю*; Краевой комитет профсоюзов работников торговли "Торговое единство"*; Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (Региональное объединение работодателей)*; Некоммерческое партнерство работодателей "Союз товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края"*; Сибирская Ассоциация Гостеприимства*; Ассоциация сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли Красноярского края "Енисейский стандарт"* |
Перечень подпрограмм программы |
1. "Создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты прав потребителей". 3. "Обеспечение соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей" |
Цель программы |
создание и развитие системы защиты прав потребителей в Красноярском крае, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для эффективной защиты потребителями своих прав |
Задачи программы |
организация эффективного взаимодействия всех участников в сфере защиты прав потребителей (далее - задача 1); повышение уровня правовой грамотности населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края (далее - задача 2); профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг) (далее - задача 3) |
Этапы и сроки реализации программы |
2018-2020 годы |
Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы |
приложение к паспорту программы |
Ресурсное обеспечение программы |
Финансирование мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п, и государственной программы Красноярского края "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 511-п. Общий объем финансирования за счет средств краевого бюджета в 2020 году составляет 3000,00 тыс. рублей |
* Определение в качестве соисполнителей программы носит рекомендательный характер.
2. Характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей
Обеспечение защиты прав потребителей, усиление социальных гарантий и государственного контроля в данной области являются целью стратегического развития России, направленной на достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для потребителей.
Программа направлена на создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке региона.
Одной из причин, порождающих многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что системой органов в сфере защиты прав потребителей в средствах массовой информации будут систематически размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
В настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Анализ ситуации на потребительском рынке в Красноярском крае показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей все еще остается на высоком уровне.
Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, свидетельствует о незначительном сокращении обращений по вопросам защиты прав потребителей. Так, в 2017 году общее число обращений составило 11678 и сократилось по сравнению с 2016 годом на 2,7%, в основном за счет снижения числа обращений по вопросам оказания услуг бытового обслуживания населения (на 29,9%) и торговли (на 3,0%).
Тенденции, сложившиеся в структуре обращений за ряд последних лет, сохранились в 2017 году: наибольшее количество обращений приходится на торговлю (58,6%) и сферу услуг (41,4%). При этом в анализируемом периоде по сравнению с 2016 годом, наблюдался значительный рост числа обращений по вопросам оказания туристических услуг (в 3,5 раза), микрофинансовой деятельности (в 2,0 раза), жилищно-коммунальных услуг (в 1,6 раза) и транспортных услуг и долевого строительства жилья (в 1,2 раза).
По результатам проведенных контрольных мероприятий за 2017 год возбуждено 1645 дел об административных правонарушениях, направлено в суд 260 заключений по делам в защиту прав потребителей и 113 исков в защиту прав потребителей, в том числе 47 - в защиту интересов неопределенного круга потребителей.
Острейшей проблемой, затрагивающей интересы как потребителей, так и производителей, является незаконный оборот промышленной продукции в регионе.
В целях совершенствования государственного управления в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.06.2015 N 325-рг "О создании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Красноярском крае" создана комиссия, в работе которой принимают активное участие представители краевых министерств и ведомств, федеральных контрольно-надзорных органов, силовых структур.
По итогам борьбы с незаконным оборотом алкоголя и незаконной продажей санкционной и фальсифицированной пищевой продукции на территории региона за неисполнение организациями лицензионных требований и условий с 2015 года прекращено действие 165 лицензий, исключены из реестра 1678 торговых объектов, к административной ответственности привлечены 916 правонарушителей. Общая сумма штрафных санкций составила порядка 2,2 млн рублей.
В рамках деятельности по борьбе с ввозом санкционной и фальсифицированной пищевой продукции специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю за 2017 год проведено 130 проверок. По итогам проверок приостановлен оборот 23 тонн пищевой продукции, 14 тонн из которых уничтожено по результатам экспертиз. За реализацию продукции без ветеринарно-сопроводительных документов, без маркировки производителя, с истекшими сроками годности возбуждено 165 административных дел. Кроме того, для исключения случаев выпуска фальсифицированной продукции с 01.01.2018 на территории Красноярского края внедряется обязательная ветеринарная электронная сертификация.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Еще одним важным элементом национальной системы защиты прав потребителей являются органы местного самоуправления. В соответствии с Законом о защите прав потребителей органы местного самоуправления наделены правом по рассмотрению обращений потребителей, консультированию их по вопросам защиты своих прав, обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), разработке муниципальных программ по защите прав потребителей. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают оперативную защиту интересов потребителей, информируют контролирующие органы о выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
В Красноярском крае защита прав потребителей органами местного самоуправления муниципальных образований пока остается на недостаточном уровне. Основная проблема заключается в отсутствии отдельного специалиста, занимающегося вопросами защиты прав потребителей. На сегодняшний день в администрациях муниципальных образований Красноярского края функции по защите прав потребителей распределены между специалистами, занимающимися иными отраслевыми вопросами.
Важную роль в защите прав потребителей должны играть и общественные организации при оказании гражданам юридических, экспертных, консультационных услуг по защите их прав и законных интересов.
Создание в Красноярском крае единой информационной и организационной системы в сфере защиты прав потребителей направлено на повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Для совершенствования механизмов защиты прав потребителей в Красноярском крае необходимо придерживаться системного организационного подхода к решению существующих проблем по обеспечению потребительских прав жителей региона.
Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей является важным фактором развития рынка, который оказывает влияние на повседневную жизнь граждан Российской Федерации, способствует повышению их благосостояния и создает благоприятные условия ведения бизнеса для добросовестных производителей материальных благ и услуг.
3. Приоритеты при обеспечении прав потребителей, описание цели и задач региональной программы
Распоряжением N 1837-р утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (далее - Стратегия), приоритетными направлениями которой являются:
обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей;
защита потребительских прав социально уязвимых категорий населения;
стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;
предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;
развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах;
продвижение принципов рациональной модели потребления;
содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей.
С учетом вышеуказанных приоритетных направлений Стратегии сформулирована цель программы - создание и развитие системы защиты прав потребителей в Красноярском крае, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для эффективной защиты потребителями своих прав.
Достижение цели программы осуществляется путем решения следующих задач:
1) организация эффективного взаимодействия всех участников в сфере защиты прав потребителей.
Решение задачи 1 будет обеспечено путем реализации мероприятий подпрограммы "Создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты прав потребителей";
2) повышение уровня правовой грамотности населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края.
Решение задачи 2 будет осуществляться путем реализации мероприятий подпрограммы "Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края, по вопросам защиты прав потребителей";
3) профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг).
Решение задачи 3 будет обеспечено путем реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей".
4. Целевые показатели (индикаторы) программы, ожидаемые результаты реализации программы
Общая социально-экономическая эффективность реализации программы оценивается с использованием системы показателей, являющихся критериями оценки эффективности реализации программы.
Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы приведен в приложении к паспорту программы.
Реализация программы в среднесрочной перспективе будет способствовать:
1) созданию благоприятной, безопасной и комфортной среды проживания в Красноярском крае, повышению качества жизни жителей;
2) активизации вовлечения граждан в решение вопросов по предупреждению нарушений прав потребителей;
3) формированию навыков рационального поведения на потребительском рынке Красноярского края.
5. Информация по подпрограммам программы
Реализация программы осуществляется в рамках следующих подпрограмм.
1. Подпрограмма "Создание в Красноярском крае условий для эффективной защиты прав потребителей" (далее - подпрограмма 1).
Целью подпрограммы 1 является формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Красноярском крае.
Задачами подпрограммы 1 являются:
создание условий для скоординированных действий, направленных на обеспечение прав потребителей;
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;
содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в решении задач по защите прав потребителей.
Срок реализации подпрограммы 1: 2018-2020 годы.
Реализация подпрограммы 1 позволит достичь следующих результатов:
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, общественных организаций, иных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
обеспечение населения бесплатной консультационной помощью в муниципальных образованиях Красноярского края.
2. Подпрограмма "Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края, по вопросам защиты прав потребителей" (далее - подпрограмма 2).
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав, низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края.
Целью подпрограммы 2 является содействие формированию у населения Красноярского края знаний и навыков рационального потребительского поведения и повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края.
Задачами подпрограммы 2 являются:
повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Красноярского края навыков рационального потребительского поведения;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края.
Срок реализации подпрограммы 2: 2018-2020 годы.
Реализация подпрограммы 2 позволит достичь следующих результатов:
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, включая ориентированных на социально уязвимые категории населения;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Красноярского края.
3. Подпрограмма "Обеспечение соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей" (далее - подпрограмма 3).
Целью является создание в Красноярском крае благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения.
Задачами подпрограммы 3 являются:
профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг), в том числе мониторинг качества и безопасности товаров (работ, услуг);
развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей;
совершенствование механизмов обеспечения прав потребителей.
Срок реализации подпрограммы 3: 2018-2020 годы.
Реализация подпрограммы 3 позволит достичь следующих результатов:
снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями).
6. Информация по ресурсному обеспечению программы
Финансирование мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п, и государственной программы Красноярского края "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 511-п.
Общий объем финансирования за счет средств краевого бюджета в 2020 году составляет 3000,00 тыс. рублей
7. Методика оценки эффективности программы
Эффективность программы определяется министерством на основании степени выполнения целевых показателей и основных мероприятий программы.
7.1. Степень достижения целевых показателей программы осуществляется по нижеприведенным формулам.
7.1.1. В отношении показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где Эп - эффективность хода реализации целевого показателя программы;
Идп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации программы;
Ицп - целевое значение показателя, утвержденного программой.
Если эффективность целевого показателя программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за 1.
7.1.2. В отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
где Эп - эффективность хода реализации целевого показателя программы;
Ицп - целевое значение показателя, утвержденного программой;
Идп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации программы.
Если эффективность целевого показателя программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за 1.
7.1.3. В отношении показателя, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 - ненаступление события.
7.2. Суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы определяется по формуле:
,
где - суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы;
- эффективность хода реализации целевого показателя программы;
i - номер показателя программы;
n - количество целевых показателей программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации программы по степени достижения целевых показателей.
8. Информация об основных мерах правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) задач программы
Для достижения цели и (или) задач программы принятие нормативных правовых актов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.