Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Устьянцевой С.А,
судей: Васякина А.Н, Раковского В.В,
при секретаре Ершовой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, Министерству строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области об обязании организовать деятельность по сбору твердых коммунальных отходов путем установки контейнеров
по апелляционным жалобам Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области
на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2017 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Соль-Илецкого района обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере благоустройства территорий района администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ установлено, что законодательство в указанной сфере исполняется ненадлежащим образом. Бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, выразившееся в непринятии мер по организации установки мусорных контейнеров в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами влечет создание угрозы для окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. С учетом уточнений, просил суд обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в срок до 01 января 2018 года организовать деятельность по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а именно установить контейнеры в количестве и объемах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п, с учетом требований СанПин 42-128-4690-88. Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ в срок до 01 января 2018 года принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а именно установить контейнеры в количестве и объемах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п, с учетом требований СанПин 42-128-4690-88.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Соль-Илецкого района Лизунова Н.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Кудряшова О.В, действующая на основании доверенности N от (дата), в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Министерство наделено исключительно организационными полномочиями.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве указал, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в полномочия Министерства не входит.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2017 года исковые требования прокурора Соль-Илецкого района удовлетворены. Суд обязал Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в срок до 01 января 2018 года организовать деятельность по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а именно установить контейнеры в количестве и объемах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п, с учетом требований СанПин 42-128-4690-88. Обязал администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ в срок до 01 января 2018 года принять участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а именно установить контейнеры в количестве и объемах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п, с учетом требований СанПин 42-128-4690-88.
Не согласившись с решением суда, представителем Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области подана апелляционная жалоба, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Нудельман М.М, действующей на основании доверенности N от (дата), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Губаревой О.А, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, представителя третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88 утверждены "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 утверждены "СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 27 статьи 3 Устава муниципального образования Соль-Илецкого городского округа закреплено, что к вопросам местного значения относятся в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с требованиями пункта 31 Правил благоустройства территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 29 июня 2016 года N 387, благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих: размещение площадок, контейнеров, урн в местах общего пользования для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременный вывоз в установленные места и размещение (утилизация, переработка) отходов и мусора, организацию раздельного сбора отходов потребления физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм;
В соответствии с пунктом 71 Правил порядок организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе порядок сбора отходов, требования к конструкции контейнеров, к размещению контейнерных площадок, иных мест хранения отходов, порядок организации вывоза и утилизации отходов определяется федеральным законом, санитарными правилами, правовыми актами администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа.
Таким образом, вышеуказанными нормами законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность, участвовать в организации деятельности, связанной со сбором, ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, в том числе и в благоустройстве территории округа, путем размещения контейнерных площадок и контейнеров.
Из материалов дела следует, что 22 мая 2017 года прокуратурой Соль-Илецкого района проведена проверка исполнения законодательства в сфере благоустройства территорий муниципальных образований администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, в ходе которой установлено, что в период с 30 сентября 2016 года по 18 мая 2017 года мусорные контейнеры в количестве 115 штук общим объемом 86,25 м? на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ во исполнение требований раздела 4.1 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области (утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п) не устанавливались.
Постановлением Правительства Оренбургской области N 682-п от 26 сентября 2016 года утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Оренбургской области.
Таблицы 4.1,4.2,4.3,4.4 названной Схемы содержат итоговые фактические сведения и проектные потребности в контейнерах по населенным пунктам и в целом по области, из указанных таблиц следует, что в Соль-Илецком городском округе необходимо установить 115 контейнеров.
Согласно информации, предоставленной администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ 19 мая 2017 года, сбор и вывоз ТБО осуществляет МУП "БИО г. Соль-Илецка", в 2016 году на территории города функционировали 2 контейнерные площадки, обслуживанием которых занималось МУП "БИО г. Соль-Илецка", в 2017 году данные площадки были ликвидированы.
Согласно информации МУП "БИО г. Соль-Илецк" от 18 сентября 2017 года на балансе предприятия находится 97 контейнеров ТБО, из них на улицах города установлено 55 контейнеров ТБО.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в настоящее время установлено 55 контейнеров ТБО (принадлежащих МУП "БИО г. Соль-Илецка"), арендованных жителями микрорайона. Также предприятие осуществляет сбор и вывоз ТБО по договорам с юридическими лицами, из контейнеров, принадлежащих заказчикам по заявкам.
Согласно графику вывоза ТБО представленного в материалах дела, сбор ТБО у населения происходит два раза в неделю.
Удовлетворяя исковые требования к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров, а также отсутствует необходимое количество металлических контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, количество которых предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами (115 контейнеров), а отсутствие необходимого количества контейнеров для сбора ТБО вынуждает жителей длительное время хранить отходы в жилых помещениях, что в свою очередь является нарушением санитарных Правил.
Кроме того, перераспределение полномочий по организации деятельности по сбору ТБО между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Судебная коллегия полагает, что решение суда в данной части не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в обязанности Министерства входит организация деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, которая заключается в установке мусорных контейнеров на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, в связи с чем обязал Министерство в срок до 01 января 2018 года организовать деятельность по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а именно установить контейнеры в количестве и объемах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п, с учетом требований СанПин 42-128-4690-88.
Между тем судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В силу абзаца 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 утверждено Положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Российской Федерации, согласно которому принятие методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований отнесено к полномочиям этого министерства.
Указом Губернатора Оренбургской области от 19 сентября 2016 года N 522-ук "Об осуществлении органами исполнительной власти Оренбургской в области обращения с отходами" определены полномочия Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области-органа исполнительной власти, в том числе в части организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, к полномочиям Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области как органа исполнительной власти относится именно организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом в силу пункта 3 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" соглашение между органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, которые в соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, несут ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, должно быть заключено не позднее 01 мая 2018 года.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения обязанности на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в срок до 01 января 2018 года организовать деятельность по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а именно установить контейнеры в количестве и объемах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п, с учетом требований СанПин 42-128-4690-88.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2017 года в части возложения обязанности на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в срок до 01 января 2018 года организовать деятельность по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а именно установить контейнеры в количестве и объемах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п, с учетом требований СанПин 42-128-4690-88 отменить, принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Соль-Илецкого района к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.