Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому округу Секацкой Г.С. на вступившие в законную силу решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2016 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал",
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкой Г.С. N16-1160/П/Ф-234/3 от 18 июля 2016 года юридическое лицо Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее ГУП СК "Ставрополькрайводоканал") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2016 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2016 года указанное решение судьи оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе государственный инспектор Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкая Г.С. просит отменить обжалуемые судебные акты, вернуть дело на новое рассмотрение. Считает, что они вынесены с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Возражений на жалобу не поступило.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 18 июля 2016 года в 10 часов 20 минут по результатам проведения плановой выездной проверки в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по СКФО "О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"" от 04 мая 2016 года N1160 обнаружено, что юридическое лицо ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" не соблюдало экологические требования при эксплуатации предприятия, сооружений или иных объектов, а именно: допустило сброс сточных вод (дренажных) вод с блока медленных фильтров в с. Преградное (4 секции) после промывки и дезинфекции фильтров, без разрешительных документов на земельный участок, расположенный в Ставропольском крае Красногвардейском районе, территория вблизи с. Преградное, ориентировочно в 800 м от овощехранилища за 2015 год - 22464,42 куб.м за 1 квартал 2016 - 7497 куб.м, за апрель 2016 - 1790 куб.м, за май 2016 - 1790 куб.м. Производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Красногвардейский "Райводоканал" ведется не аккредитованной организацией.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая незаконным постановление должностного лица, судья исходил из того, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено получение разрешительных документов при сбросе сточных вод на земельный участок (рельеф местности), производственная химико-бактериологическая лаборатория очистных сооружений канализации филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Красногвардейский "Райводоканал" ведется в соответствии с аттестационной документацией. Кроме того, при проведении проверки Росприроднадзором допущены нарушения Федерального закона N294-ФЗ. С аналогичной позицией согласился и судья Ставропольского краевого суда.
Указанные выводы судов являются законными и обоснованными, оснований не согласиться с ними не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, юридическому лицу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" вменено нарушение требований об отсутствии разрешительных документов при сбросе сточных вод (дренажных) вод без разрешительных документов на земельный участок, расположенный в Ставропольском крае Красногвардейском районе (с ориентирами указанными в постановлении должностного лица).
Вместе с тем, положениями Федерального закона N7-ФЗ "Об окружающей среде" не установлен порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Согласно письму Росприроднадзора NСН-08-02-31/2469 от 20 февраля 2014 года Росприроднадзор не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности), ввиду отсутствия нормативно-правового регулирования.
Кроме того, в материалах дела имеется свидетельство N2076 об оценке состояния измерений в лаборатории, которым удостоверено наличие в химико-бактериологичекой лаборатории филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Красногвардейский "Райводоканал" условий, необходимых для выполнение измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности, со сроком действия до 25 июня 2017 года, а также разрешение N000046-С на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на период с 07 октября 2015 года по 08 сентября 2019 года, что свидетельствует о том, что производственный контроль осуществляет производственная лаборатория канализационных очистных сооружений, аккредитованная в установленном порядке.
С учетом указанных обстоятельств, судья районного суда пришел к верному выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Порядок организации и проведения проверок федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом N294-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В силу пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 данного закона, (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Из анализа части 6 статьи 12, пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ следует, что установление на момент проведения проверки наличия гражданско-правовых отношений между проверяемым лицом и экспертной организацией, привлеченной к участию в проведении проверки, является достаточным основанием для признания факта грубого нарушения требований Федерального закона N294-ФЗ при проведении проверки.
Таким образом, действия Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по проведению проверки с участием экспертов ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" являются грубым нарушением предусмотренных Федеральным законом N294-ФЗ требований к организации и проведению проверок юридических лиц.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Указанная норма закона согласуется с требованиями части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкой Г.С. N16-1160/П/Ф-234/3 от 18 июля 2016 года в отношении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежало отмене.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
Следовательно, срок давности привлечения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" к административной ответственности по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2016 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2016 года не могут быть отменены по жалобе должностного лица.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому округу Секацкой Г.С. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2016 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" оставить без изменения.
Заместитель председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.