Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2021 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2020 г. N 696-П
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 г. N 442-П
Государственная программа Красноярского края
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края"
20 мая, 2 июня, 1 октября, 28 декабря 2015 г., 5 июля, 7 октября 2016 г., 20 июня, 5 октября 2017 г., 15 мая, 25 сентября, 30 октября 2018 г., 29 января, 28 мая, 30 сентября, 29 октября 2019 г., 28 апреля, 30 сентября, 20 октября 2020 г.
1. Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации"; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель государственной программы |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края (далее - Агентство) |
Соисполнители государственной программы |
- |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы |
1. "Формирование общероссийской идентичности". 2. "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества". 3. "Сохранение и развитие этнокультурных традиций". 4. "Противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии" |
Цель государственной программы |
укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае |
Задачи государственной программы |
1. Содействие укреплению единой российской гражданской нации. 2. Развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края. 3. Развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края. 4. Выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2015-2030 годы, этапы реализации государственной программы не выделяются |
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы |
приведен в приложении к паспорту программы |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы |
объем финансирования государственной программы составляет 1 100 453,2 тыс. рублей, в том числе по годам: из средств федерального бюджета: 57 062,8 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 29 076,4 тыс. рублей; 2017 год - 9 116,0 тыс. рублей; 2018 год - 7 848,2 тыс. рублей; 2019 год - 5 559,3 тыс. рублей; 2020 год - 5 462,9 тыс. рублей; из средств краевого бюджета: 1 043 390,4 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 82 417,1 тыс. рублей; 2016 год - 76 610,1 тыс. рублей; 2017 год - 80 669,7 тыс. рублей; 2018 год - 197 844,7 тыс. рублей; 2019 год - 169 386,7 тыс. рублей; 2020 год - 153 499,3 тыс. рублей; 2021 год - 95 517,4 тыс. рублей; 2022 год - 93 722,7 тыс. рублей; 2023 год - 93 722,7 тыс. рублей |
2. Характеристика текущего состояния в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края с указанием основных показателей социально-экономического развития Красноярского края
Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. Согласно данным последней переписи населения, проведенной в 2010 году, на его территории проживают представители 159 национальностей (2002 г. - 137, 1989 г. - 124). Большинство из них на протяжении многих веков жили в мире и согласии, совместно осваивали огромные территории на берегах Енисея, внося посильный вклад в историю Красноярского края, в развитие его экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.
Изменения, произошедшие с начала 1990-х годов во всех сферах жизни России, потребовали от органов государственной власти новых подходов в реализации государственной национальной политики с учетом региональных особенностей.
На федеральном уровне были приняты такие документы, как Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
В Красноярском крае за этот период были приняты такие стратегически важные документы, как региональная стратегия государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года (утверждена указом Губернатора края от 05.04.2018 N 97-уг), Концепция региональной национальной политики Красноярского края (утверждена постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 N 5-263П), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы (утверждена распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р), а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и российского казачества.
В то же время результаты социологических опросов населения о межнациональных отношениях в субъектах Российской Федерации, проведенных в феврале 2014 года, свидетельствуют о нарастании негативных тенденций и ксенофобских настроений в общественном мнении жителей Красноярского края. Причем многие показатели по краю оказались хуже в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа (далее - СФО).
Так, удельный вес жителей Красноярского края, дающих негативную оценку межнациональным отношениям в своем регионе на протяжении последнего года, составил 25,3% (последнее рейтинговое место в СФО). Для сравнения, в Кемеровской области данный показатель составил 20,8%, Иркутской и Томской областях - по 15,0%, Новосибирской области - 13,8%, Омской - 7,8%, в среднем по СФО - 12,8%.
Более 28,8% населения Красноярского края считают, что в населенном пункте их проживания возможен серьезный конфликт на национальной почве. В большинстве регионов СФО этот показатель значительно лучше: в Омской области - 9,3%, Новосибирской области - 13,1%, Кемеровской и Иркутской областях - 22,4%; в среднем по СФО - 17,9%.
Данная тревожная ситуация стала следствием объективных общероссийских тенденций, а также региональных особенностей Красноярского края.
Ускоренными темпами происходит изменение традиционной, сложившейся на протяжении XIX-XX столетий межнациональной палитры. За последние четверть века численность старожильческих, адаптированных к местным условиям народов (украинцы, белорусы, татары, чуваши, немцы, мордва и другие) уменьшилась в 1,4-2 раза. Причина - снижение демографического прироста, миграционная убыль и ассимиляция. Напротив, за этот же период в 1,5-3,5 раза увеличили свою численность в крае народы Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, как по причине усиленной рождаемости, так и вследствие миграционного прироста.
Следует учитывать, что в миграционном вопросе национальный аспект тесно переплетается с религиозным, так как большинство трудовых мигрантов прибывает из мусульманских стран с ортодоксальными, нетипичными для России направлениями ислама. Из 159 национальностей, проживающих в Красноярском крае, 44 придерживаются исламской религии или культуры.
Усиление интолерантного общественного мнения по национальному вопросу происходит из-за некорректного его освещения в центральных и местных СМИ. Красноярские телеканалы и газеты, являющиеся в своей массе частными СМИ, в интересах поддержания своего рейтинга нередко публикуют скандальные материалы. Большое количество позитивных, культурно-просветительских событий и акций, проводимых национальными общественными объединениями, практически не находят отражения в краевых СМИ.
Между тем, как показывают социологические исследования Красноярского края, доминирующую роль в формировании общественного мнения по национальной проблематике оказывают электронные СМИ - телевидение, а для молодежи - Интернет и социальные сети.
В деле воспитания толерантных и интернациональных установок среди детей и молодежи существенно снизилась роль таких традиционных общественных институтов, как семья и школа. Между тем, именно молодежная среда более всего подвержена влиянию национального и религиозного радикализма и экстремизма. Социологические опросы свидетельствуют, что среди обучающихся в старших классах и особенно учащихся технических лицеев Красноярского края очень развита ксенофобия в отношении мигрантов.
Таким образом, в сфере межнациональных отношений на территории Красноярского края имеются следующие угрозы:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
рост националистических и радикальных настроений;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточная координация усилий государственных органов и институтов гражданского общества по использованию имеющихся ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение неудовлетворенности среди отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в крае;
снижение защитных мер в отношении уникального этнокультурного многообразия народов края;
политизация религиозного и этнического факторов;
усложнение религиозно-политической ситуации, в том числе по причине попыток извне радикализировать часть религиозного сообщества.
Все это в конечном итоге свидетельствует о необходимости системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера.
Поскольку в последние годы поддержка за счет средств федерального и краевого бюджетов реализации национальной политики на территории Красноярского края носила фрагментарный характер, а средства были сосредоточены на небольших в численном отношении группах (КМНС, российские немцы, отдельные группы национальных меньшинств), существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных, социально значимых проектов и мероприятий, недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты реализации государственной программы.
Правовые риски могут быть связаны с изменением федеральных и краевых нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере реализации государственной программы.
Возможны также риски, связанные с такими особенностями этнокультурной сферы, как устойчивость национальных и религиозных традиций. Это ведет к отложенному по времени социальному эффекту по таким показателям, как рост толерантности, изменение ценностных ориентаций и норм поведения людей, снижение прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов, улучшение этнокультурного и социального самочувствия старожильческих народов России, адаптация и интеграция мигрантов, повышение эффективности использования этнокультурного потенциала Красноярского края и инвестиционной привлекательности Красноярского края.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается:
мониторинг и оценка эффективности реализации государственной программы в отчетном периоде, учет результатов мониторинга при распределении или изменении объемов финансирования в очередном финансовом году;
осуществление внутреннего контроля исполнения мероприятий государственной программы;
перераспределение объемов финансирования государственной программы в зависимости от складывающейся ситуации в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции развития соответствующей сферы
Основными приоритетами в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края является сохранение этнокультурного многообразия народов России, обеспечение популяризации исторического и культурного наследия народов России и увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, а также поддержка самобытной культуры российского казачества и повышение его роли в воспитании подрастающего поколения.
Данные приоритеты государственной политики формируют цель государственной программы - укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае.
Реализация государственной программы направлена на достижение следующих задач:
1) содействие укреплению единой российской гражданской нации;
2) развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края;
3) развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края;
4) выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий.
Государственная программа должна:
активизировать процессы по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
укрепить традиционные нравственные ценности народов России, проживающих на территории Красноярского края;
усилить меры по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;
повысить эффективность межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации национальной политики на территории Красноярского края, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края, развитие спортивного и туристического кластеров.
4. Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие сферы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов
Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие сферы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов на территории Красноярского края приведен в перечне целевых показателей с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации (приложение к паспорту государственной программы).
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям государственной программы
5.1. Для достижения цели государственной программы и решения задач в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края в государственную программу включены четыре подпрограммы:#
5.2. Подпрограмма N 1 "Формирование общероссийской идентичности" (далее - подпрограмма N 1).
Реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации в целом и в Красноярском крае в частности испытывает значительные трудности, обусловленные внешними и внутренними вызовами и угрозами.
По итогам Всероссийской переписи населения в Красноярском крае численность нерусского населения достигает 300 тыс. чел., или 10,5 процента, а с учетом мигрантов превышает 400 тыс. человек.
На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества. В Красноярском крае рельефно отразились все общероссийские проблемы, связанные с внешней и внутренней миграцией, имеющие национальную и конфессиональную окраску. И, как следствие, - рост этнической и религиозной нетерпимости, мигрантофобии.
По итогам социологических опросов осени 2012 года общественного мнения населения Красноярского края в той или иной степени не удовлетворены (ответы: "совершенно не удовлетворен" и "скорее не удовлетворен") ситуацией в межрелигиозных отношениях в крае 17,9% опрошенных. Ситуацией в межнациональных отношениях в той или иной степени недовольны 32,4% респондентов. А в отношении миграционной политики выразили неудовлетворение уже 40,6%.
Наиболее критично по данному вопросу высказываются жители городов Красноярского края. По данным опроса января 2014 года 35,4% жителей городов Красноярского края недовольны положением дел в сфере межнациональных отношений в Красноярском крае.
В отдельных молодежных возрастных и социальных группах уровень мигрантофобии превышает 60%. Отметим, что негативное восприятие мигрантов усиливается в зависимости от увеличения диспропорции между богатыми и бедными, а также ухудшения социально-экономического положения части старожильческого населения.
Целью подпрограммы N 1 является содействие укреплению единой российской гражданской нации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
укрепление гражданского и духовного единства российской нации на территории Красноярского края;
содействие формированию и поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей в информационном пространстве.
Для решения указанных задач необходимо проведение общих межнациональных мероприятий с участием граждан Российской Федерации различных национальностей и вероисповеданий.
Сроки реализации подпрограммы N 1: с 2015 по 2023 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 1, направленных на решение поставленных задач, является создание условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, что будет способствовать общественно-политической стабильности в Красноярском крае, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации в Красноярском крае, повышению эффективности деятельности институтов гражданского общества в сфере межнациональных отношений.
К концу 2023 года:
количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, должно составлять не менее 40,0 тысячи человек;
количество проведенных межнациональных мероприятий сохранится на уровне не менее 55 ежегодно.
Реализация мероприятий подпрограммы N 1 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 1, в том числе:
содействие на территории Красноярского края обеспечению приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;
стимулирование формирования культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов, проживающих в Красноярском крае;
повышение уровня привлечения средств массовой информации Красноярского края для популяризации идеологии мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях;
содействие поддержанию стабильности в социальной и общественно-политической сфере многонационального и поликонфессионального общественного социума Красноярского края.
Обеспечение поддержания мира и согласия в общественных отношениях сферы межнациональных и межконфессиональных связей и опосредованно благоприятно отразится на социально-экономической стабильности и инвестиционной привлекательности Красноярского края.
5.3. Подпрограмма N 2 "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества" (далее - подпрограмма N 2).
В общественном сознании русскоязычного населения наблюдается рост психологической неудовлетворенности в области сохранения и развития православных традиций, духовной культуры и этнического самосознания. Наиболее остро данные аспекты проявляются среди таких этнокультурных и этноконфессиональных групп русского народа, как старообрядцы, старожилы-ангарцы, казаки.
При этом в последние годы на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации усиливается интерес к российскому казачеству как составной части русского этноса. Красноярский край является базовой территорией, где возрождаются традиции российского казачества. Уже в апреле 1991 года было воссоздано Енисейское войсковое казачье общество (далее - ЕВКО). К сентябрю 2014 года в его структуре насчитывалось 25 казачьих обществ: отдельских, городских, станичных и хуторских. Помимо зарегистрированных в установленных законом порядке казачьих обществ в Красноярском крае действуют также общественные казачьи формирования.
Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость сохранения русской культуры и языка, историко-культурного и духовного наследия русского старожильческого населения края; содействия развитию и консолидации российского казачества, поддержки традиционного образа жизни и самобытной казачьей культуры.
Целью подпрограммы N 2 является развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории края и поддержка российского казачества Красноярского края.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
сохранение русской культуры и языка, историко-культурного и духовного наследия русского старожильческого населения края;
содействие развитию и консолидации российского казачества, поддержки традиционного образа жизни и самобытной казачьей культуры.
Для решения указанных задач необходимо проведение мероприятий по развитию этнокультурной сферы и духовного самосознания с участием русского старожильческого населения Красноярского края, в том числе российского казачества.
Сроки реализации подпрограммы N 2: с 2015 по 2023 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 2, направленных на решение поставленных задач, станет создание условий для улучшения социального, психологического и духовного самочувствия представителей русского этноса и его субэтнических групп, в том числе российского казачества Красноярского края, повышении эффективности образованных ими институтов гражданского общества. Все это в конечном итоге благоприятно отразится на формировании атмосферы мира и согласия между представителями русскоязычного старожильческого большинства и национальностей, на сохранении общественно-политической стабильности в Красноярском крае, укреплении гражданского единства российской нации.
К концу 2023 года количество участников мероприятий должно составлять не менее 16,7 тыс. человек.
Реализация мероприятий подпрограммы N 2 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 2, в том числе:
улучшить социокультурное самочувствие русского народа и его субэтнических групп (казачество, ангарцы-старожилы, старообрядцы);
уменьшить потребность социокультурного, духовного и психологического характера русскоязычного народа и его субэтнических групп;
усилить формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям русского населения;
усилить поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание жителей Красноярского края;
повысить обеспеченность этнокультурных, духовных потребностей российского казачества;
успешно противодействовать попыткам политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний.
5.4. Подпрограмма N 3 "Сохранение и развитие этнокультурных традиций" (далее - подпрограмма N 3).
К началу 2014 года в Красноярском крае функционировало свыше 80 зарегистрированных национально-культурных организаций, в том числе 8 региональных и 24 местных национально-культурных автономии, с участием 54 этносов, а с учетом их филиалов, центров и представительств количество национальных институтов гражданского общества достигает двух сотен. Они проводят большую работу не только в деле сохранения и развития своего языка, культуры и традиций, но и в области проведения научно-краеведческих исследований, культурного просветительства, развития деловых связей с исторической родиной, социокультурной адаптации прибывающих в регион соотечественников.
Между тем, среди национальных меньшинств, составляющих по численности 95% нерусского сообщества Красноярского края, прослеживается недовольство уровнем обеспечения их культурно-языковых прав, что ведет к ускорению ассимиляционных процессов в их среде. На проявление ксенофобии и этнической нетерпимости в Красноярском крае оказывают влияние такие факторы, как правовой нигилизм в сфере национальных отношений, размывание традиционных нравственных ценностей народов, распространенность отрицательных стереотипов в отношении некоторых этносов, недостаточная урегулированность миграционных процессов, проблем социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, низкий уровень толерантности по отношению к национальному, религиозному и особенно миграционному аспектам.
Социокультурные особенности Красноярского края обусловили необходимость решения задачи по поддержке национальных традиций и культурной самобытности народов, проживающих на территории Красноярского края. Это позволит снизить социальную и психологическую напряженность в межнациональном сообществе, снизить риски, связанные с проявлением этноксенофобии, активизировать развитие социально-экономических связей с субъектами Российской Федерации и зарубежных стран.
Целью подпрограммы N 3 является развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края. Для достижения указанной цели необходимо решить задачу по поддержке национально-культурной самобытности народов, проживающих на территории Красноярского края.
Для решения указанной задачи необходимо проведение отдельных национальных (этнических) мероприятий народов, проживающих на территории Красноярского края.
Сроки реализации подпрограммы N 3: с 2015 по 2023 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 3, направленных на решение поставленной задачи, является создание условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, что будет способствовать общественно-политической стабильности в Красноярском крае, а также осуществление эффективной деятельности национальных институтов гражданского общества, направленной на решение социальных, культурных и духовных проблем социума в Красноярском крае, повышение инвестиционной привлекательности Красноярского края.
К концу 2023 года численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Красноярского края, должно составлять не менее 33 тыс. человек.
Реализация мероприятий подпрограммы N 3 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 3, в том числе:
не допустить размывания традиционных нравственных ценностей народов России, проживающих на территории Красноярского края;
уменьшить распространенность и влияние негативных стереотипов в отношении других народов;
сократить число асоциальных и не адаптированных к условиям жизнедеятельности и традициям жителей Красноярского края мигрантов;
повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края, развитие спортивного и туристического кластеров;
облегчить исполнение ряда международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств и коренных народов, содержащихся в ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.
5.5. Подпрограмма N 4 "Противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии" (далее - подпрограмма N 4).
В последние годы в Красноярском крае актуализируются вопросы интеграции трудовых мигрантов, число которых в Красноярском крае уже превышает 100 тыс. чел., основная масса которых аккумулируется в таких крупных городах, как Красноярск и Норильск, с негативной тенденцией анклавности расселения, самоизоляционизма и геттоизации. Нерегулируемый рост числа внешних трудовых мигрантов из стран Северного Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающей стороны закономерно вызывают недовольство у старожильческого населения. Негативно влияет на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в Красноярском крае и развитие внутренней миграции, в особенности из Северо-Кавказского федерального округа.
Экспертные данные, указанные в информационных бюллетенях по вопросам межэтнических, межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае (N 6 за 2011 год, N 7 за 2012 год, N 8 за 2012 год), показывают, что формировавшийся веками в крае этнический баланс меняется в сторону усиления миграционно активных диаспор. В связи с этим среди старожильческого населения наблюдается высокий уровень ксенофобии по этническому, религиозному и особенно миграционному признакам. По итогам социологических опросов населения Красноярского края в начале 2014 года 58,8% горожан высказалось за ужесточение государственного контроля в отношении мигрантов, находящихся в Красноярском крае. За ослабление контроля высказалось только 9,2% респондентов. Только четверть опрошенных (24,5%) считает, что Красноярский край получает пользу от привлечения трудовых мигрантов, в то время как 44,0% респондентов считает их присутствие на территории Красноярского края вредным. В то же время привлечение мигрантов в край большинство опрошенных (61,2%) не связывает с угрозой региональному рынку труда. Озабоченность у красноярцев вызывают угрозы, связанные с криминогенностью, игнорированием приезжими местной культуры, традиций и обычаев.
Вследствие чего, в общественной среде возрастает уровень мигрантофобии, достигающей в отдельных молодежных возрастных и социальных группах 60%, а в симпатиях к радикальным националистическим движениям признается почти каждый десятый обучающийся в старших классах или студент г. Красноярска.
Учитывая, что в обозримой перспективе можно прогнозировать дальнейшее развитие миграционных процессов, особое значение приобретает задача содействия интеграции мигрантов в Красноярскую социокультурную среду через расширение культурно-просветительской деятельности национальных НКО, сопровождение с их стороны (информационное, правовое, справочное) интеграционных процессов среди иммигрантов, развитие мероприятий межнационального характера общекраевого уровня, особенно в молодежной среде, направленных на формирование здорового образа жизни и этнотолерантной идеологии.
Для преодоления угрозы межнациональной напряженности, этнического экстремизма и ксенофобии необходимо решение задачи по созданию структуры взаимодействия с национальными сообществами через краевое государственное автономное учреждение "Дом Дружбы народов Красноярского края", кол-центр, центр по адаптации и интеграции мигрантов, стимулирование органов местного самоуправления Красноярского края на реализацию мер по профилактике ситуации в сфере межнациональных отношений.
Решение данной задачи позволит существенно снизить риски по возникновению конфликтов на межнациональной почве и повысить уровень социальной и экономической стабильности в регионе.
Мероприятия подпрограммы N 4 направлены на создание систем, организацию и проведение мероприятий (праздники, фестивали, акции, слеты, конкурсы, мероприятия) информационного, справочного, социального, культурного, аналитического, просветительского характера, направленных выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидацию последствий.
Целью подпрограммы N 4 является выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение деятельности (оказание услуг) краевого государственного автономного учреждения "Дом дружбы народов Красноярского края";
осуществление системы мониторинга в сфере межнациональных, межрелигиозных и миграционных отношений;
создание системы (структуры) социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в реализации мер, по укреплению межнационального и межконфессионального согласия.
Сроки реализации подпрограммы N 4: с 2015 по 2023 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 4, направленных на решение поставленных задач, является создание условий для эффективной работы с национальными сообществами Красноярского края по адаптации и интеграции мигрантов, по осуществлению мониторинга выявления формирующихся конфликтов, активизации органов местного самоуправления, направленных на противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии, способствующих формированию условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, а в конечном итоге - общественно-политической стабильности в Красноярском крае.
К концу 2023 года:
удельный вес жителей Красноярского края, считающих возможным возникновение серьезного конфликта на национальной почве в населенном пункте их проживания, составит не более 22,8 процента;
доля граждан, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общем количестве опрошенных жителей Красноярского края увеличится до 63,5%.
Реализация мероприятий подпрограммы N 4 позволит обеспечить достижение цели подпрограммы N 4, в том числе:
системную, многоуровневую работу среди национальных сообществ, а также культурно-просветительскую деятельность среди старожильческого населения;
сбор информации о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных отношений для своевременного принятия необходимых мер по их урегулированию и преодолению последствий;
обеспечение повышения уровня социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, создание условий для снижения уровня нелегальной миграции на территории края и повышения эффективности мер по снижению криминогенности в их среде;
повышение активности национально-культурных объединений и национальных сообществ муниципальных образований в области гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
В рамках государственной программы отдельные мероприятия государственной программы не реализуются. Мероприятия, направленные на изменение окружающей среды, в подпрограммах отсутствуют.
Подпрограммы, реализуемые в рамках государственной программы, изложены в приложениях N 1-4 к государственной программе.
6. Основные меры правового регулирования в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, направленные на достижение цели и задач государственной программы
Основные меры правового регулирования в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, направленные на достижение цели и задач государственной программы, указаны в приложении N 5 к государственной программе.
7. Информация о бюджетных ассигнованиях на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Красноярского края, а также бюджетных ассигнованиях на осуществление краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями и краевыми унитарными предприятиями за счет средств субсидии из краевого бюджета капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края
Государственной программой не предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Красноярского края, бюджетные ассигнования на осуществление краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями и краевыми унитарными предприятиями за счет средств субсидии из краевого бюджета капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края, а также не предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.
8. Информация о ресурсном обеспечении государственной программы
Информация о ресурсном обеспечении государственной программы за счет средств краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из бюджетов других уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов (с расшифровкой по главным распорядителям средств краевого бюджета, в разрезе подпрограмм государственной программы отдельных мероприятий государственной программы), представлена в приложении N 6 к государственной программе.
Информация об источниках финансирования подпрограмм, отдельных мероприятий государственной программы (средства краевого бюджета, в том числе средства, поступившие из бюджетов других уровней бюджетной системы) представлена в приложении N 7 к государственной программе.
Финансирование отдельных мероприятий в рамках государственной программы не осуществляется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.