Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Вегель А.А,
при секретаре Сунцовой А.В,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Требования мотивированы тем, что Общество является собственником вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "данные изъяты" и является завышенной, что подтверждается представленным отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности Общества, поскольку размер кадастровой стоимости влияет на размер земельного налога.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с привлечением к участию в качестве административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Алтайскому краю), в качестве заинтересованных лиц - Администрация "адрес", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю).
Правительством Алтайского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю представлены письменные отзывы на административное исковое заявление.
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты" является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов - многофункциональное деловое и обслуживающее здание, площадью "данные изъяты" расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГ и свидетельством о государственной регистрации права ***.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации "данные изъяты" является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ названный выше земельный участок вошел в Перечень земельных участков, который утвержден постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края", является вновь образованным. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты". Датой определения кадастровой стоимости в данном случае является ДД.ММ.ГГ (л.д. 27).
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем обращения ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ отклонено заявление "данные изъяты" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***
Для подтверждения рыночной стоимости земельного участка с соблюдением требований ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности представлен отчет *** от ДД.ММ.ГГ, составленный оценщиком "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость земельного участка: кадастровый номер ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" (л.д. 28-102).
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что отчет об оценке, вопреки доводам, изложенным в решении комиссии от ДД.ММ.ГГ, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Из данного отчета следует, что оценщик исследовал и проанализировал влияние общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации и Алтайском крае на рынок оцениваемого объекта. Для определения рыночной стоимости объекта оценки был произведен анализ рынка деловой недвижимости "адрес" с использованием данных сайта, периодического издания "Недвижимость Алтай".
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.
Для сравнения выбраны три объекта - аналога, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка, под коммерческую застройку, наиболее сопоставимы по площади и назначению. Находятся в одной зоне общественно-деловой застройки "адрес". В результате сопоставления оцениваемого земельного участка с объектами - аналогами применены соответствующие корректировки, поправка на вид права, на торг, на местоположение, площадь. Оценщиком составлена таблица определения рыночной стоимости.
Вопреки выводам, изложенным в решении комиссии от ДД.ММ.ГГ, в отчете оценщика указано, что оцениваемый объект расположен внутриквартально, а объекты аналоги N *** и 3 на "красной линии", в связи с этим к объектам-аналогам N ***,3 применены поправочные коэффициенты в размере 0,74 (лист 53 отчета).
Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка; мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках примененного подхода; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, либо каким образом повлияли неточности, установленные при рассмотрении заявления комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на размер рыночной стоимости, отраженной в отчете, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют. Остальными административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном заявителем отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке - "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.