Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Пономарёва А.Н, Ставича В.В,
при секретаре Купеевой Л.Ч,
с участием прокурора Артамоновой О.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ларионовой Е.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 9 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Ларионовой Е.В. к избирательной комиссии района Северное Бутово г. Москвы, председателю избирательной комиссии района Северное Бутово г. Москвы Ильиной О.Н. о признании незаконными действий (бездействий),
УСТАНОВИЛА:
постановлением Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово от 20 июня 2017 года N08/1 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово.
Состав избирательной комиссии района Северное Бутово утвержден решением Московской городской избирательной комиссии от 8 августа 2017 года (л.д. 28).
Решением Московской городской избирательной комиссии от 8 августа 2017 года N17/12 Ильина О.Н. назначена на должность председателя избирательной комиссии района Северное Бутово г. Москвы (л.д. 27).
Ларионова Е.В, являясь членом избирательной комиссии района Северное Бутово г. Москвы с правом совещательного голоса,10 сентября 2017 года обратилась в избирательную комиссию с просьбой предоставить ей для ознакомления заверенные копии финансовых документов (счет на оплату и договор с исполнителем заказа), связанных с изготовлением печатной продукции, но получила отказ.
В уточнении к административному иску указывала на незаконное бездействие избирательной комиссии, поскольку не получила письменного ответа на свою жалобу от 11 сентября 2017 года о нарушении порядка подсчета голосов избирательной комиссией.
Кроме того, ссылалась на то, что не была заблаговременно извещена председателем избирательной комиссии Ильиной О.Н. о заседании избирательной комиссии, которое состоялось 19 сентября 2017 года, что привело к нарушению ее прав.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 9 октября 2017 года Ларионовой Е.В. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ларионова Е.В. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся административного истца и административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения ( пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон)
Согласно пункта 4 статьи 20 этого же Закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В соответствии с п одпунктом "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
В порядке статей 20, 23, 26 Закона, а также статей 15, 18 Избирательного кодекса г. Москвы территориальная избирательная комиссия 22 декабря 2015 года утвердила Регламент, которые предусматривает порядок ознакомления членов комиссии с документами и материалами комиссии и получения соответствующих копий этих документов.
Регламентом предусмотрено, что письменное заявление члена избирательной комиссии об ознакомлении с документами и материалами подлежит рассмотрению председателем избирательной комиссии в течение трех рабочих (статья 91).
Статьей 92 Регламента утверждено время для ознакомления с документами и материалами.
10 сентября 2017 года Ларионова Е.В, являясь членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, обратилась к председателю избирательной комиссии с просьбой о предоставлении документов.
В установленные Регламентом сроки копии финансовых документов были подготовлены для ознакомления, о готовности указанных документов Ларионова Е.В. была уведомлена.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела не следует, что кем-либо из должностных лиц избирательной комиссии созданы препятствия в ознакомлении с документами.
Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушений закона со стороны избирательной комиссии.
Заявитель жалобы апеллирует к нарушению п. 3 ст. 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдаёт копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
Эти нарушения закона, как утверждает заявитель жалобы, выразились в том, что итоговые данные в строках 3-9 принятого комиссией протокола не соответствовали действительности, поскольку имело место расхождение в контрольных данных итогового протокола заседания участковой избирательной комиссии 2317.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что жалоба Ларионовой Е.В. в Территориальную избирательную комиссию на нарушения подсчета голосов в участковой избирательной комиссии N2317 была рассмотрена на заседании территориальной избирательной комиссией в 5 часов 30 минут 11 сентября 2017 года, что подтверждается протоколом N25 (л.д. 68-71).
Из рассматриваемого протокола следует, что за то чтобы оставить жалобу Ларионовой Е.В. о нарушении законодательства без удовлетворения проголосовало 12 членов комиссии, против - 1 член, воздержались - 0.
Изложенное свидетельствует о принятии комиссией решения по данному вопросу, что соответствует требованиям пункта 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, уже были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая оценка.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано соблюдение избирательного законодательства.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 9 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.