Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 28 августа 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Тавадовой С.К. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, земельного участка равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, общей площадью 4 234,6 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 157 107 851 (сто пятьдесят семь миллионов сто семь тысяч восемьсот пятьдесят один) рубль.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ****, общей площадью 3 900 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 77 753 569 (семьдесят семь миллионов семьсот пятьдесят три тысячи пятьсот шестьдесят девять) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 4 234, 6 кв. метров, расположенного по адресу: ****, земельного участка, с кадастровым номером ****, общей площадью 3 900 кв. метров, расположенного по адресу: ****.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов кадастровой стоимости нежилого здания, земельного участка считать 26 апреля 2017 года",
УСТАНОВИЛА:
Тавадова С.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, просила установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 4 234,6 кв. метров, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной стоимости, равной 157 107 851 руб. и земельного участка, с кадастровым номером ****, общей площадью 3 900 кв. метров, расположенного по адресу: ****, в размере 77 751 569 руб.
Установленная кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка, собственником которых является административный истец, по ее мнению, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что Тавадова С.К. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 4 234,6 кв. метров, расположенного по адресу: ****, и земельного участка, с кадастровым номером ****, общей площадью 3 900 кв. метров, расположенного по адресу: ****.
Кадастровая стоимость нежилого здания установлена в размере 282 667 553,39 руб, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 87 837 048 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 09 марта 2017 года N 714/17, подготовленный ИП Корниловым Е.И, в котором рыночная стоимость нежилого здания определена в размере 148 827 000 руб, рыночная стоимость земельного участка - 49 345 000 руб.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 02 июня 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Независимый Консалтинговый Центр "Эталонъ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 04 июля 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого здания составляет 157 107 851 руб, рыночная стоимость земельного участка - 77 753 569 руб.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилого здания и кадастровая стоимость земельного участка должны быть установлены в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.