Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общегородской проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Сохранение культурного наследия является одним из приоритетных направлений развития культуры, так как свободный доступ к культурным ценностям позволяет человеку становиться духовно-развитой, высоконравственной, творческой личностью. Культурное наследие как способ отношений прошлого с настоящим и будущим (через передачу совокупного духовного опыта человечества новым поколениям) выполняет в современном обществе множество функций, обеспечивая тем самым его устойчивое развитие. Утрата культурных ценностей неизбежно отражается на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, ведет к духовному оскудению общества, разрывам исторической памяти.
2.1.1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия обладают уникальными, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом, являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций.
Современное понимание сохранения объектов культурного наследия - это не только предотвращение их материального разрушения или утраты, но и деятельность, предполагающая включение памятников истории и культуры (выявленных объектов культурного наследия) в социально-экономический контекст.
В настоящее время в городе Канске согласно единому государственному реестру насчитывается 80 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Вышеуказанные памятники относятся к объектам культурного наследия регионального значения, то есть являются объектами, обладающими историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Красноярского края. Среди памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану - памятники архитектуры (57 объектов), памятники истории (13 объектов), памятники археологии (10 объектов). К памятникам истории относятся и обелиски, могилы и захоронения - 8 объектов.
Памятники архитектуры, представленные отдельными постройками, зданиями и сооружениями расположены преимущественно в исторической (центральной) части города. Таким памятником архитектуры начала XX века является здание музея-кинотеатра "Фурор" (1905 г.), в котором в 1911 году начал работать кинематограф купчихи А.П. Яковлевой на 300 мест и стал первым культурным учреждением г.Канска. Его стены помнят митинги 1917 года, выступления знаменитых писателей, поэтов и деятелей. В 20-е годы кинотеатр получил новое имя "Кайтым". До середины XX века это был единственный кинотеатр в городе. В 70-80-ые годы "Кайтым" был детским кинотеатром. В 90-ые годы была произведена реконструкция здания под музей. В 1992 году здание было передано отделу культуры. В сентябре 2001 года в здании свои коллекции распаковал Канский краеведческий музей. Ремонтные работы (побелка помещения и ремонт системы отопления) производились только один раз - в 2005 году.
В большинстве случаев эти здания имеют физический износ, превышающий 80%, и требуют проведения значительного объема ремонтно-реставрационных работ. Условия содержания и использования зданий- памятников не соответствует современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь, к таким объектам относятся памятники истории и культуры и выявленные объекты культурного наследия, используемые под муниципальный жилищный фонд. Ненадлежащая эксплуатация объектов, в большинстве случаев отсутствие систем инженерного обеспечения здания, приводит к необратимым изменениям технического состояния таких объектов, в результате чего становится невозможным обеспечение прочностных и иных характеристик, необходимых для эксплуатации этих зданий.
Памятники истории и культуры подвергаются с течением времени воздействию разнообразных факторов экологического риска. Процессы естественного старения в значительной степени ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий и отсутствия должной защиты зданий-памятников и сооружений от техногенной нагрузки на грунты и конструкции, погодных и других условий.
Из-за многолетнего недофинансирования мероприятий по государственной охране, а также в связи с изменением законодательства и общей градостроительной ситуации сохраняется потребность в разработке учетной документации, проектов зон охраны, установлении границ территорий объектов культурного наследия. Медленно решается проблема регистрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней на реставрацию памятников истории и культуры города Канска приводит к ухудшению состояния большей части объектов культурного наследия и поддержания их в надлежащем эксплуатационном состоянии.
В последнее время, в рамках проведения на территории города Канска Международного Канского видео фестиваля, создается коллекция паблик-арт и стрит-арт объектов, которые могут стать "знаковыми местами" для жителей и гостей города. Создание оригинальных объектов современного искусства отечественными и зарубежными авторами, решает проблему недостаточно привлекательных, с точки зрения, культурной эстетики мест. Для охраны и поддержания их в надлежащем состоянии необходимо сформировать и утвердить реестр объектов современного искусства города Канска.
Вероятность утраты объектов культурного наследия и современного искусства возрастает в связи с активизацией хозяйственной деятельности. Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия требуются значительные финансовые средства, что связано со сложностью ремонтно-реставрационных работ, являющихся комплексом научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных мероприятий, проводимых при консервации, ремонте, реставрации либо приспособлении объектов культурного наследия для современного использования.
2.1.2. Развитие библиотечного дела
Библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства города, края, обеспечивая населению свободный и оперативный доступ к информации, приобщая к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, сохраняя национальное культурное наследие.
В настоящее время система муниципальных библиотек города представлена 11 библиотеками: Центральная городская библиотека им. А.П.Чехова, молодежная библиотека, Центральная детская библиотека, 2 детских библиотеки-филиала, библиотека имени А. и Б. Стругацких, библиотека-музей, 4 библиотеки-филиала. В них работают 101 работник, в том числе 67 библиотечных специалистов. Библиотеки, являясь практически единственными в городе общедоступными, бесплатными и наиболее востребованными информационными центрами, обеспечивают свободный и равный доступ к информации, поддерживают социальную стабильность, способствуют повышению качества жизни.
Знаменательным стал 2015 год благодаря победе города Канска в конкурсе "Культурная столица Красноярья-2015" в том числе и для библиотечного сообщества. В рамках проекта "Культурная столица" библиотечная система города получила поддержку и стала участником сетевого проекта "Городская библиотека". На базе библиотеки-филиала "Городской информационно-ресурсный центр" создана библиотека нового типа - Городская библиотека им. А. и Б. Стругацких. В библиотеке помимо капитального ремонта и модернизации библиотечного пространства поменялась полностью концепция библиотечной работы. В результате появления новой современной библиотеки им. А. и Б. Стругацких произошло увеличение количества посетителей библиотеки, появилась возможность внедрить новые формы работы для удовлетворения запросов посетителей. В 2016 году в рамках сетевого проекта "Городская библиотека" началась модернизация библиотеки-филиала N 6.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотек является развитие информационно-библиотечных услуг на основе современных технологий: увеличивается количество автоматизированных рабочих мест для читателей, создаются собственные электронные базы данных, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, в том числе виртуальные справочные службы и др. В 2015 году на библиотечном сайте появился электронный каталог, с объемом библиографических записей 92550 (только на книжные издания). Увеличивается количество компьютерных мест для пользователей. Доступ в Интернет открыт во всех библиотеках. Успешно функционирует сайт ЦГБ им. Чехова и Центральной детской библиотеки, страницы в различных социальных сетях есть у каждой библиотеки. Внедряются новые информационные услуги на web-сайте библиотеки: библиоинформ-рассылка информации о новых поступлениях, продление пользование книгами и периодикой на дому в режиме онлайн.
Создание позитивного имиджа становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением. Имидж библиотеки - это процесс творческий и требующий постоянных трудов и вложений.
В 2015 году в библиотеках ЦБС г.Канска продолжилась работа по изменению библиотечного пространства в целях улучшения комфортности. В ЦГБ им. А.П.Чехова к зоне информационного комфорта добавилась зона отдыха, оборудованная мягкой мебелью. В Центральной детской библиотеке в ходе реализации проекта "ОАЗИС" созданы комфортные условия - новая современная мебель, компьютерные места с выходом в Интернет. В 2015 году состоялось открытие Модельной молодежной библиотеки, которая была признана "Лучшей городской библиотекой" Красноярского края в краевом конкурсе "Вдохновение".
В 2016 году появился видеозал под названием "Стихи о кино" в ЦГБ им. А.П.Чехова. Это стало возможным благодаря победе в конкурсе "Новая роль библиотек в образовании" с проектом "Канский видеофестиваль. Послесловие" проводимом благотворительным фондом культурных инициатив Михаила Прохорова.
ЦГБ им. А.П.Чехова предоставляет возможность работы с электронно-библиотечной системой (ЭБС) издательства "Лань". ЭБС включает в себя электронные версии книг издательства "Лань" и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам.
Растет востребованность услуг правовых центров. В целях обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при Центральной городской библиотеке работает Центр правовой информации.
Развивается культурно-досуговая и просветительская деятельность библиотек. Библиотеки востребованы как многофункциональные культурные центры досуга, где значительное место отводится возрождению традиций семейного досуга, продвижению книги и чтения, популяризации истории и культуры города, края.
С 2013 года и по настоящее время продолжает свою работу на базе ЦГБ им. А.П.Чехова филиал Красноярского краевого Народного университета - "Активное долголетие", преобладающий возраст слушателей которого, составляет 70-80 лет.
Библиотеки ЦБС г.Канска являются постоянными участниками международных, общероссийских, краевых и городских конкурсов. Так, в 2015 году главный библиотекарь молодежной библиотеки Чайкина Н.Н. стала лауреатом специального приза III Всероссийского конкурса "Библиотекарь года - 2015". Диплом I степени за участие во Всероссийском конкурсе на лучший библиотечный проект "Победа! 70 лет". Первое место в номинации "Лучшая графика рисованных историй" во всероссийском конкурсе рисованных историй "Герой моей семьи, герой моей страны" и многие другие.
В 2016 году заведующая информационно-методическим отделом Центральной детской библиотеки ЦБС г.Канска Шереметова Л.П. стала финалисткой IV Всероссийского конкурса "Библиотекарь года". Библиотекарь филиала N 2 Попова Н.А. стала победительницей в Межрегиональном конкурсе видео-арта "Быть!" в номинации "Видеопоэзия": видеоработа "Я могу тебя очень ждать".
Деятельность библиотек становится одним из факторов социально-экономического и культурного развития города, интеграции города в общероссийское и международное культурное и информационное пространство, содействуя тем самым повышению его инвестиционной привлекательности.
Вместе с тем, в развитии библиотечного дела города существует ряд проблем. Материально-техническая база библиотек города не соответствует возрастающим потребностям населения в качественных библиотечных услугах. Значительное число общедоступных библиотек размещается в приспособленных помещениях, сохраняется потребность в проведении капитальных ремонтов, мероприятий по обеспечению безопасности библиотечных фондов и посетителей. Одной из ключевых проблем в деятельности, является вопрос технического оснащения библиотек. Более 70% компьютерного парка морально и технически устарела, есть проблемы с подключением всех библиотек системы в единую локальную сеть, что делает не возможным участие библиотек в формировании единого информационного пространства Красноярского края.
По-прежнему остается сложной ситуация с комплектованием фондов библиотек. Книжные фонды библиотек устаревают, выбытие литературы преобладает над новыми поступлениями.
Отсутствие гарантированного жилья для молодых специалистов, низкая заработная плата не способствует их закреплению в библиотечной отрасли.
2.1.3. Развитие музейного дела
В формировании исторической памяти и обеспечении преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям, которые играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, утверждении национального самосознания, решении проблемы формирования локальной и региональной идентичности.
В городе Канске услуги населению в сфере музейного дела предоставляет Канский краеведческий музей, в структуре которого имеется выставочный зал.
Формирование выставочной политики музея, совершенствование форм работы с музейной аудиторией с учетом интересов различных групп населения помогают музею оставаться востребованным населением. Канский краеведческий музей в своих фондах насчитывает 36 тысяч (20530 единиц основного фонда) единиц хранения и хранит ценные коллекции по этнографии, палеонтологии, археологии, нумизматике, изобразительному искусству и т.д. В 2016 году муниципальным музеем обслуживается около 40 тыс. посетителей.
Число посетителей, участников, слушателей музея имеет положительную динамику (в 2014 году 37204 тысяч человек, в 2015 году 39591 тысяч человек). Услуги музея носят интегративный характер и представляются в различной форме - массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной. Проводимые музеем мероприятия позволяют обозначить вокруг музейной деятельности группы заинтересованных лиц-ветеранов войны и труда, репрессированных, творческих групп художников, писателей города, мастеров прикладного искусства.
Музей ведет работу в научно-исследовательском, экспозиционно-выставочном, культурно-образовательном, научно-фондовом направлениях.
Большое внимание уделяется выставочной деятельности вне музея - в учреждениях культуры и образования города Канска, Канского и близлежащих районов. Экспонаты из фондов музея были представлены и на Международной выставке КРЯКК в г. Красноярске. Работники музея проводят более 200 мероприятий в течение года. Организация кинопоказов стало отдельным направлением в деятельности музея. В 2016 году в рамках социокультурного проекта "Иллюзион Фурор, новая жизнь" музей приобрел проектор, экран, домашний кинотеатр для реализации проекта. Пользуются популярностью среди образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования такие образовательные программы, как "Академия детского творчества", "Музей в чемодане".
Одним из необходимых направлений для развития музейного дела является приобретение специализированной музейной системы и специализированной компьютерной техники для перевода музейного фонда в электронный вид, создания виртуального музея. Остро стоит потребность создания современной, постоянно действующей экспозиции "Музей - Синематограф" с современным оборудованием для хранения, показа и использования музейных фондов. Проблемой остается необходимость завершения в здании музея, являющегося памятником архитектуры регионального значения, работ капитального (реставрационного) характера, проведение ремонта помещений в выставочном зале. Сохраняется потребность в обеспечении музея современным оборудованием для хранения и использования музейных фондов, внедрения технологических и организационных инноваций в основную и обеспечивающую деятельность.
В целях обеспечения сохранности культурных ценностей, защиты их от разрушения и хищения, а также для создания благоприятных условий для изучения и показа необходимо оснастить помещения музея противопожарным оборудованием, системами автоматического пожаротушения, приборами климатического светового контроля.
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения подпрограммы,
целевые индикаторы
С учетом целевых установок и приоритетов государственной культурной политики целью подпрограммы определено сохранение и эффективное использование культурного наследия города.
Достижение данной цели потребует решение следующих задач:
1) развитие библиотечного дела;
2) развитие музейного дела.
Сроки исполнения подпрограммы: 2017-2019 годы.
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется на основе использования показателей, сформированных с учетом специфики деятельности библиотек и музеев, показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры города Канска", утвержденного постановлением администрации города Канска от 09.08.2013 N 1035.
Целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется посредством заключения контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Получателями бюджетных средств являются Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система г.Канска" и Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Канский краеведческий музей".
Текущее управление, контроль за реализацией подпрограммы, а также подготовку и представление информационных и отчетных данных осуществляет Отдел культуры администрации г.Канска.
Расходы на обеспечение деятельности учреждений, подведомственных Отделу культуры сформированы в соответствии с постановлением администрации г.Канска от 16.11.2015 N 1663 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечении выполнения муниципального задания".
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление и контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Отдел культуры администрации г.Канска.
Отдел культуры несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечного результата, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение подпрограммы.
Отдел культуры осуществляет координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации:
- непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы;
- подготовку отчетов о реализации подпрограммы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ города Канска, их формировании и реализации, утвержденного постановление администрации города Канска от 22.08.2013 N 1096.
Получатели бюджетных средств ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Отдел культуры отчеты о реализации подпрограммы.
Обеспечение целевого расходования бюджетных средств, контроля за ходом реализации мероприятий подпрограммы и достижением конечных результатов осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.
Отдел культуры администрации г.Канска вправе запрашивать у получателей бюджетных средств необходимые документы и информацию, связанные с реализацией мероприятий подпрограммы, для рассмотрения и подготовки сводной информации.
Внутренний муниципальный финансовый контроль за использованием средств городского бюджета осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации города Канска".
Внешний муниципальный финансовый контроль за использованием средств городского бюджета осуществляет Контрольно-счетная комиссия города Канска.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Целевые показатели подпрограммы представлены в приложении N 1 к подпрограмме.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.