судья Московского городского суда Нестеренко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Джонджояна С.А. на решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года, которым
оставлено без изменения постановление начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве N 1038 от 08 июня 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении администратора ООО "ИСК" Джонджояна С.А, жалоба - без удовлетворения,
установил:
08 июня 2017 года начальником отдела по вопросам миграции УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1038 о признании администратора ООО "ИСК" Джонджояна С.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Судьей Кунцевского районного суда г. Москвы указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения судьи первой инстанции и постановления должностного лица ввиду того, что проверка проведена незаконно и документы, полученные в результате ее проведения, являются недопустимыми доказательствами; рапорт инспектора не может быть признан доказательством, поскольку инспектор как свидетель не был предупрежден об административной ответственности; администратор ООО "ИСК" Джонджоян С.А. надлежащим образом исполнил свои обязательства по постановке на учет по месту пребывания иностранного гражданина, в связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения, правонарушение малозначительно.
В судебном заседании суда второй инстанции заявитель поддержал доводы жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, обсудив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены либо изменения решения судьи первой инстанции и постановления должностного лица.
Согласно части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), это - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежат: временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных пп. "а" - "д" п. 1 и пп. "а" - "в" п. 2 ч. 2 настоящей статьи (т.е. в случае нахождения в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги).
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев.
Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. ч. 3 и 3.1 ст. 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч. 10 настоящей статьи). Далее передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.
При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания, либо в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9) по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Федеральной миграционной службой.
Пункт 33 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 устанавливает, что администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Федеральной миграционной службы, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.
Из дела усматривается, что Джонджоян С.А. трудоустроен в ООО "ИСК" в должности администратора гостиницы с 01 декабря 2009г. и в его обязанности входит размещение в помещениях гостиницы клиентов и организация постановки на учет иностранных граждан, проживающих в гостинице.
Обязанности заявителя о приеме и оформлении документов, необходимых для регистрации в гостинице предусмотрены должностной инструкцией администратора гостиницы, согласно которой он также должен знать порядок оформления документов по регистрации в гостинице. Указанные положения не оспариваются заявителем.
01.04.2017 г. в гостиницу ООО "ИСК" по адресу: г. Москва, *** заселен гражданин Республики Беларусь *** Ю.
В ходе проверки, проведенной 19 мая 2017 г. сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, установлено, что гражданин Республики Беларусь *** Ю. не поставлен на миграционный учет.
Судьей первой инстанции правомерно признано, что факт административного правонарушения и вина администратора ООО "ИСК" Джонджояна С.А. в его совершении подтверждаются: должностной инструкцией, протоколом об административном правонарушении от 06 июня 2017 г.; распиской иностранного гражданина при вселении; распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки места пребывания иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации N 184 от 19 мая 2017 г.; актом проверки N 184 от 19 мая 2017 г.; письмом от 19.05.2017 г. о направлении распоряжения N 184 от 29.05.2017 г, рапортом инспектора ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 29 мая 2017 г.; актом проверки от 05 июня 2017 г.; рапортом инспектора ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве; списком лиц, проживающих в комнате хостела; распиской от 24 апреля 2017 г.; договором аренды помещения от 01 мая 2014 г, объяснениями Джонджояна С.А. от 19 мая 2017 г.
Действия администратора ООО "ИСК" Джонджояна С.А. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, так как должностное лицо не исполнило обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Представленные доказательства правомерно признаны должностным лицом и судьей первой инстанции допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями закона и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу и подтверждают вину заявителя в совершении административного правонарушения. Имеющимся доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что проверка проведена незаконно и документы, полученные в результате ее проведения, являются недопустимыми доказательствами; рапорт инспектора не может быть признан доказательством, поскольку инспектор как свидетель не был предупрежден об административной ответственности; администратор ООО "ИСК" Джонджоян С.А. надлежащим образом исполнил свои обязательства по постановке на учет по месту пребывания иностранного гражданина, в связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения, правонарушение малозначительно, - нельзя признать обоснованными, поскольку противоречат установленным обстоятельствам и материалам дела, направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств.
Оснований для признания правонарушения в силу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным, не имеется.
Административное законодательство не предусматривает предупреждение инспекторов об административной ответственности при написании рапортов.
Кроме того, приказом ФМС России и МВД России от 31.07.2015 г. N 367/807 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля /надзора/ за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников.
Пунктом 7 Административного регламента установлено, что государственный контроль осуществляется в форме проведения проверок подразделениями системы ФМС России, определенными в качестве исполнителей в соответствующих планах проверок, в том числе совместных с органами внутренних дел Российской Федерации и (или) с привлечением иных государственных органов, наделенных функциями по контролю (надзору) в соответствующей сфере деятельности и в силу п. 8 государственная функция осуществляется путем проведения выездных плановых, внеплановых и документарных проверок в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом.
На основании п. 9 Административного регламента проверка может проводиться в отношении следующих объектов (лиц): мест пребывания (проживания) либо осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.
В силу п. 57 Административного регламента внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 39.4 - 39.7 настоящего Административного регламента.
Внеплановые выездные проверки иных объектов (проверяемых лиц) проводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 39.6 - 39.8 настоящего Административного регламента.
Согласно пунктам 39, 39.6 Административного регламента основаниями для принятия решения о проведении проверки могут являться выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации в результате проводимого подразделением системы ФМС России или органом внутренних дел Российской Федерации мониторинга соблюдения таких требований в пределах установленной компетенции.
В силу п. 49 Административного регламента должностными лицами подразделений системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки в отношении иных объектов проверки (проверяемых лиц), являются руководитель ФМС России и его заместители, руководитель уполномоченного на проведение проверок структурного подразделения центрального аппарата ФМС России и его заместители, начальники (руководители) территориальных органов ФМС России и их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФМС России, уполномоченных на проведение проверок, и их заместители.
В силу п. 52 Административного регламента распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию (сведения): 1) наименование органа государственного контроля (надзора); 2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование объекта проверки, наименование (в случае проведения проверки в отношении юридического лица) или фамилия, имя отчество (в случае проведения проверки в отношении индивидуального предпринимателя или физического лица) проверяемого лица; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки; 6) перечень административных регламентов проведения мероприятий по государственному контролю; 7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 8) перечень документов, подлежащих представлению юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для достижения целей и задач проведения проверки (указывается при проведении проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя); 9) даты начала и окончания проведения проверки.
В соответствии со ст. 32 ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 32 названного закона предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования).
В соответствии с п. 9 названной нормы внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, проводится органом государственного контроля (надзора) по согласованию с органом прокуратуры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в ред. Федеральных законов от 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ).
Поскольку основанием назначения проверки послужило выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации в результате проводимого подразделением системы ФМС России или органом внутренних дел Российской Федерации мониторинга соблюдения таких требований в пределах установленной компетенции в местах пребывания (проживания) либо осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, которое не относится к основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 2, пунктом 2.1 части 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", то оснований для согласования выездной внеплановой проверки с органом прокуратуры не требуется.
Согласно п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения могут устанавливаться другими федеральными законами. Эти особенности установлены ст. 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Пунктами 3 - 10 статьи 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования) (пункт 3); основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований (пп. 3 п. 5)... ; предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 данной статьи, не допускается (пункт 10).
Поскольку в рассматриваемом случае сотрудники ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве проводили проверку не конкретного юридического лица, а проверку объекта, где возможно выявление факта нарушения принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований (п. 3 ч. 5 ст. 32), обязательного присутствия представителя юридического лица не требовалось.
При проверке по основанию, предусмотренному ч. 5 п. 3 ст. 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ согласование с прокуратурой в силу п. 5 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не требуется. Основание, указанное в распоряжении административного органа является самостоятельным поводом для проведения проверки.
Учитывая требования названных норм, исследуя материалы дела, не имеется оснований считать, что при назначении и проведении проверки допущены нарушения норм права.
Кроме того, из дела усматривается, что проверка проведена внеплановая. В связи с этим ссылка в жалобе на отсутствие плана проверок некорректна. В распоряжении административного органа о назначении выездной внеплановой проверки указано о ее проведении на основании плана работы отделения миграционного контроля Отдела по вопросам миграции.
При этом план работы отделения не идентичен плану проведения проверок, наличие которого в данном случае необязательно, но который представлен в материалы дела.
Таким образом, доводы жалобы о том, что проверка проведена незаконно и документы, полученные в результате ее проведения, являются недопустимыми доказательствами, отсутствует план проверок и внеплановая проверка не согласована с прокуратурой, - не свидетельствуют о неправильности постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, не могут быть признаны состоятельными, противоречат требованиям закона и направлены на иное толкование норм права.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда правомерно признаны установленными юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее. Вывод о виновности администратора ООО "ИСК" Джонджояна С.А. в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними не имеется.
Назначенное наказание соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года, постановление начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве N 1038 от 08 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Г.А. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.