Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Якуповой Н.Н.
судей Гаиткуловой Ф.С, Гибадуллиной Л.Г.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Идельбаеве З.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК - 7 УФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора в отношении Шарафутдинова Р.Р, по апелляционной жалобе Шарафутдинова Р.Р. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.Р, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК - 7 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила об установлении административного надзора в отношении Шарафутдинова Р.Р. на срок погашения судимости на три года с применением административных ограничений в виде запрета пребывания вне избранного места жительства в период с 22 часов до 07 часов; запрета выезда за пределы избранного места жительства; обязания являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц.
Требования мотивированы тем, что Шарафутдинов Р.Р, являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор, неоднократно нарушил принятые в отношении него административные ограничения, в связи с чем приговором мирового судьи судебного участка N... судебного района Иглинский район Республики Башкортостан от 28 июля 2016 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), с назначением наказания в виде 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года. Постановлением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2017 года, вступившим в законную силу 18 сентября 2017 года условное осуждение отменено и заменено на 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Осужденный Шарафутдинов Р.Р. подлежит освобождению из мест лишения свободы 02 февраля 2018 года в связи с отбытием срока наказания.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года, административный иск удовлетворен, в отношении Шарафутдинова Р.Р. установлен административный надзор сроком на 3 года с применением административных ограничений.
Шарафутдинов Р.Р. не согласился с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает, что установление административного надзора с применением административных ограничений является дополнительным наказанием, ущемляющим его права, в том числе на трудоустройство. Указывает на необоснованную ссылку суда в оспариваемом решении на то, что находясь под административным надзором, он совершил преступление, за которое ему было назначено реальное лишение свободы.
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу помощник Мелеузовского межрайонного прокурора считает постановленное решение законным и обоснованным.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Исходя из требований статьи 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ определяет, что срок административного надзора исчисляется в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Из материалов дела усматривается, что приговором мирового судьи судебного участка N... судебного района Нуримановский район Республики Башкортостан от 28 июля 2016 года Шарафутдинов P.P. осужден по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.
Из приговора мирового судьи от 28 июля 2016 года усматривается, что Шарафутдинов P.P. являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор, допустил неоднократное несоблюдение административного ограничения, установленного ему судом, что повлекло привлечение его к уголовной ответственности.
Постановлением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2017 года (с учетом внесенных изменений апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2017 года) условное осуждение по приговору от 28 июля 2016 года отменено, Шарафутдинов P.P. направлен в исправительную колонию строгого режима для отбывания наказания в виде лишения свободы сроком 6 месяцев.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года в отношении Шарафутдинова Р.Р. установлен административный надзор сроком на 3 года с применением административных ограничений. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Шарафутдинова Р.Р. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Принимая во внимание, что лицам, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, суд обоснованно установилв отношении Шарафутдинова Р.Р. административный надзор на указанный в решении срок.
Установленные судом административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного Шарафутдинова Р.Р. преступления, и способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Законом N 64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Таким образом, установление административного надзора с применением соответствующих ограничений в отношении Шарафутдинова Р.Р. соответствует требованиям статьи 5 Закона N 64-ФЗ и отвечает задачам административного надзора, служит приведенным в статье 2 Закона N 64-ФЗ целям, в связи с чем не может расцениваться как применение к нему повторно меры ответственности за совершенные преступления.
Доводы апелляционной жалобы о наличии находящейся на его иждивении жены и малолетнего ребенка, а также престарелых родителей не могут служить основанием для отмены решения об установлении административного надзора, поскольку не являются юридически значимыми обстоятельствами для данного дела.
Доводы апеллянта о нарушении его права при назначении длительного срока административного надзора и ограничений на трудоустройство являются несостоятельными.
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с положениями статьи 6, части 2 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Закона N 64-ФЗ Шарафутдинов Р.Р. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора. Досрочное прекращение административного надзора возможно при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Иные доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Каких-либо нарушений процессуального закона судебной коллегией также не установлено. Оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда основанными на исследованных судом доказательствах, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, приведенные доводы жалобы несостоятельными. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований к отмене судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарафутдинова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.Н.Якупова
Судьи: Л.Г.Гибадуллина
Ф.С.Гаиткулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.