Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Александровой Н.А. и Хакимове А.Р,
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бижбулякского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и урегулировать ее деятельность
по апелляционному представлению прокурора Бижбулякского района Виталина И.П. на решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, объяснения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю, поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан Николаева С.П, считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бижбулякского района Республики Башкортостан, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (далее - Администрация). В обоснование требований указал, что прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела на территории муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, в ходе которой выявлено, что на территории муниципального района специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.
Прокурор указывает на то, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела, по мнению прокурора, затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования поселения, поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.
Прокурор просит признать бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и нормативному регулированию ее деятельности, незаконным, обязать Администрацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и урегулировать ее деятельность путем принятия муниципальных нормативных правовых актов.
Решением Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года в удовлетворении административных исковых требований прокурора Бижбулякского района отказано.
В апелляционном представлении прокурора Бижбулякского района Виталина И.П. ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Представитель администрации муниципальный район Бижбулякский район Республики Башкортостан в письменных возражениях на апелляционное представление указывает на законность принятого судом решения и необоснованность доводов представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения, выслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 308 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Бижбулякского района Республики Башкортостан в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела на территории муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Согласно акту проверки от дата установлено, что на территории муниципального района ввиду бездействия администрации муниципального района Бижбулякский район не создана специализированная организация по вопросам похоронного дела, чем нарушены права неопределенного круга лиц.
Разрешая спор, исходя из установленных обстоятельств дела, дав правильное толкование нормам ч.ч. 1, 2 ст. 9, 12, 25, 29 ФЗ N 8 от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле", ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора, указав, что администрацией предприняты меры к реализации прав граждан на оказание безвозмездных услуг по погребению, при этом полномочия сельских поселений и муниципального района в области погребения и похоронного дела перераспределены в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 25 декабря 1996 года N 63-з "О погребении и похоронном деле в Республике Башкортостан".
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона Республики Башкортостан от 25 декабря 1996 года N 63-3 "О погребении и похоронном деле в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 63) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 25 Закона N 63 полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Башкортостан в области погребения и похоронного дела, установленные Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из смысла Закона N 63 следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий.
Вопросы местного значения муниципального района регламентирует ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу п. 17 которой содержание на территории межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг является вопросом местного значения муниципального района в случае наличия таковых мест на территории района.
Между тем, согласно данным Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бижбулякскому району на территории муниципального района Бижбулякский район межпоселенческих мест захоронения не имеется.
Также необходимо учитывать, что согласно Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, Федеральный закон N 8-ФЗ не дает законодательного определения понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела" и не устанавливает ее организационно-правовую форму, в связи с чем пришел к выводу, что специализированная служба - это статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг.
Согласно представленного на обозрение судебной коллегии информационного письма администрации муниципального района Бижбулякский район N... от дата, на территории муниципального района услуги по погребению оказывают индивидуальные предприниматели: ИП Фролов ФИО13; ИП Базарова Зубайда ФИО14; ИП Мухаметзянов ФИО15.
Решением Совета муниципального района Бижбулякский район N... от дата в целях обеспечения гарантии гражданам услуг по погребению установлена с дата стоимость данных услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в том числе при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие на территории муниципального района Бижбулякский район межпоселенческих мест захоронений, отнесение в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ и положений Уставов сельских поселений обязанностей по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения к вопросам местного значения сельских поселений этого района, наличие в Бижбулякском районе хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам гарантированные законом ритуальные услуги, судебная коллегия приходит к убеждению, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании бездействия администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Довод апелляционного представления о том, что к рассматриваемым правоотношениям не должны применяться правовые нормы Устава сельских поселений, так как они не соответствуют федеральным законам и имеют меньшую юридическую силу, несостоятелен.
Согласно Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых
актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан),
являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных
правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории
муниципального образования.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Между тем, отдельные положения уставов сельских поселений муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, относящие к вопросам местного значения поселения организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения, полностью согласуются с положениями пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ.
Довод апелляционного представления о нарушении прав неопределенного круга лиц также нельзя признать убедительным, поскольку каких-либо доказательств данному обстоятельству ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Иные доводы апелляционного представления по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление Бижбулякского района Виталина И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ю. Кривцова
Судьи: Н.А. Александрова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Шамранов Т.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.