Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.
судей Хожаиновой О.В. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Могильной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмаиловой Н.И. к администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным постановления, заинтересованные лица: Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, по апелляционной жалобе Исмаиловой Н.И. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Ибрагимовой Н.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Исмаилова Н.И. обратилась в суд о признании незаконным постановления администрации города Ялты Республики Крым от 12 апреля 2017 года N 1729-п об отказе истцу в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления права земельного участка площадью 650 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"". Также просил возложить обязаность на ответчика принять постановление о предоставлении истцу в собственность данного земельного участка. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением Ялтинского городского совета от 25 ноября 2009 года N 105 истцу дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0605 га, расположенного по адресу: "адрес"" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Административный истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав указанного земельного участка, приложив все необходимые документы. Однако постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 12 апреля 2017 года Исмаиловой Н.И. отказано в предоставлении земельного участка в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. Считает, что данное постановление является незаконным, нарушающим ее права и охраняемые законом интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2017 года, в удовлетворении административного иска Исмаиловой Н.И. отказано.
Исмаилова Н.И, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2017 года и принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объёме. В обоснование жалобы указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Ссылается на то, что решением Ялтинского городского совета 3-й сессии 5-го созыва N 54 от 14 декабря 2010 года внесено дополнение в решение от 25 ноября 2009 года, испрашиваемый земельный участок отнесён к категории земель "Земли жилой и общественной застройки". Считает, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне жилой застройки, не является территорией в границах зелёных насаждений специального назначения (охранная зона ЛЭП). Наличие подъезда, который расположен не на испрашиваемом ею земельном участке, свидетельствует о его расположении в зоне жилой застройки, что свидетельствует о незаконности постановления администрации города Ялты N 1729- от 12 апреля 2017 года. Кроме того указывает на то, что Генеральный план г. Ялты, утвержденный решением 36-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского созыва N 33 от 27 ноября 2013 года, который по отношению к испрашиваемому ею земельному участку является не актуальным, поскольку принят после того, как ей дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность. Считает, что судом первой инстанции не учтены выводы экспертизы о фактическом целевом использовании спорного земельного участка и смежных с ним.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением Ялтинского городского совета от 25 ноября 2009 года N 105 Исмаиловой Н.И. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0605 га, расположенного по адресу: "адрес"" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Решением Ялтинского городского совета от 14 декабря 2010 года N 54 в указанное решение внесено дополнение, испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель "земли жилой и общественной застройки".
Решением Ялтинского городского совета 31-й сессии 5-го созыва N 667 от 23 апреля 2010 года в решениях, принятых 28-й сессией Ялтинского городского совета 5-го созыва пункты, определяющие сроки действия решений признаны утратившими силу.
24 января 2017 года Исмаилова Н.И. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым) с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав указанного земельного участка, приложив все необходимые документы.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым 28 февраля 2017 года был предоставлен ответ о том, что согласно Генеральному плану г. Ялты, утвержденному решением Ялтинского городского совета от 27 ноября 2013 года N 33, место расположения испрашиваемого истцом земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует функциональному использованию, поскольку видом функционального использования данного земельного участка является "территория расположена в границах зеленых насаждений специального назначения (охранная зона линий электропередач) и существующего подъезда".
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 12 апреля 2017 года N 1729-п Исмаиловой Н.И. отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с не соответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Заявитель оспаривает указанное решение.
До принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территории последней действовало законодательство Украины.
Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридичесю лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные получении бесплатно в собственность земельного участка из земел коммунальной собственности подают ходатайство в орган местной самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайстве в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройстве по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в егс предоставлении.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии со ст. 13 Закона N 38-3PK, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч.5 ст.13 Закона N 38-3PK).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок N 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Из материалов дела следует, что Департаментом было получено заключение уполномоченного органа местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры о несогласовании предоставления истцу земельного участка, поскольку вид его функциональнго использования - территория в границах зеленых насаждений, специального назначения, охранная зона линий электропередач и существующего подъезда.
В силу ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3)генеральные планы городских округов.
При даче вышеуказанного заключения был использован Генеральный планм г. Ялта, утвержденный решением 36-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского совета N 33 от 27 ноября 2013 года.
Кроме того, по делу была проведена судебная землеустроительная экспертиза от 01 августа 2017 года, согласно которой на испрашиваемом истцом земельном участке находятся частично территории усадебной застройки, частично территории озеленения специального назначения (охранная зона линий электропередач), отсутствуют территории земель существующего подъезда.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона N 38-3PK несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства), является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, административный ответчик обосновано отказал в предоставлении земельного участка Исмаиловой Н.И.
Учитывая, что отказ администрации города Ялта Республики Крым в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав соответствует требованиям законодательства и содержит сведения об основаниях данного отказа, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Требования истца о возложении на ответчика обязанности, принять постановление о предоставлении в собственность Исмаиловой Н.И. вышеуказанного земельного участка, в порядке заврешения оформления прав, не подлежат удовлетворению, в связи с отказом в удовлетворении основных требований.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а также свидетельствующих о наличии оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следовательно, она не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Исмаиловой Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: О.В. Хожаинова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.